Судья Тарабрина Н.Н. | № 33а-4018/2017 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.,
судей Щепалова С.В., Кудряшовой Е.П.
при секретаре Пушаевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18.09.2017 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску к Белянинову А. И. о взыскании обязательных платежей.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что Белянинов А.И. до (.....) был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком страховых взносов. Поскольку административным ответчиком в добровольном порядке недоимка, указанная в требовании об уплате страховых взносов, не оплачена, административный истец просил суд взыскать с Белянинова А.И. недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в размере 18 610 руб. 80 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии 279 руб. 78 коп., недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 3 650 руб. 58 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 54 руб. 88 коп.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с пропуском срока на обращение в суд.
С состоявшимся по делу судебным постановлением не согласен административный истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, восстановить пропущенный срок и взыскать с административного ответчика сумму задолженности. В обоснование жалобы указывает, что последним днем на подачу административного искового заявления являлось 29.02.2017, иск был подан 04.07.2017 одновременно с заявлением ходатайства о восстановлении срока на его подачу. В качестве доводов о необходимости восстановления срока указано на неисполнение доходной части бюджета вследствие неуплаты страховых взносов и финансовых санкций, необходимость предоставления административному ответчику достаточного срока для погашения задолженности, длительность процесса передачи документов и сальдо расчетов в электронном виде от Управления Пенсионного фонда, необходимость направления административного иска ответчику.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Ипатова Н.П. поддержала доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В спорный период отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, были урегулированы в настоящее время утратившим силу Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный Закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи (часть 1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ).
Установив, что административным ответчиком в предусмотренные законом сроки страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование уплачены не были, административный истец выставил требование от 10.02.2016 №(...) сроком исполнения до 02.03.2016.
Как предусмотрено частью 3 статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ, указанное требование было направлено в адрес административного ответчика 17.02.2016. В силу части 7 той же статьи Федерального закона № 212-ФЗ требование, направленное заказным письмом, считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Своевременно обязанность по уплате указанных в требовании сумм административным ответчиком исполнена не была.
На основании частей 1.2, 2 статьи 21 Федерального закона № 212-ФЗ в пределах шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования орган пенсионного обеспечения обращался к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа (25.07.2016), который был выдан 29.07.2016 и отменен 29.08.2016 в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Последним днем на подачу административного искового заявления являлось 28.02.2017. Между тем, административный иск был подан административным истцом в суд 04.07.2017, то есть с пропуском установленного законом срока.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции указал на отсутствие уважительных причин пропуска срока обращения за принудительным взысканием обязательных платежей.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции ввиду следующего.
Частью 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с утвержденными Порядками взаимодействия управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации с территориальными органами ПФР и ФСС России, а также Форматами, используемыми при взаимодействии налоговых органов с органами ПФР и ФСС России в части разового обмена информацией, предусмотрена передача сведений, указанных в пункте 1 статьи 19 Федерального закона № 250-ФЗ в налоговые органы в электронном виде (Письмо ФНС России от 02.05.2017 № ГД-4-8/8281 «По обращениям плательщиков»).
Пунктом 5 Порядка взаимодействия отделений Пенсионного фонда Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, утвержденного ФНС России № ММВ-23-1/12@, Правлением ПФ РФ № 3И 22.07.2016, установлен срок представления Отделениями ПФР в Управления ФНС России информации о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов - до 01.02.2017.
Таким образом, длительность процесса передачи документов и сальдо расчетов от Управления Пенсионного фонда, установление структуры задолженности, подлежащей взысканию в судебном порядке, необходимость направления административного иска ответчику не являются уважительными причинами пропуска срока для обращения в суд с настоящим иском. Несвоевременная передача необходимой документации и подача иска за пределами установленного законодательством срока являются следствием ненадлежащей организации межведомственного взаимодействия государственных органов, а также деятельности налогового органа.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о пропуске срока обращения в суд для взыскания недоимки и пени и отсутствии оснований для его восстановления.
С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18.09.2017 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи