НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия) от 03.10.2023 № 33-3215/2023

Судья Прохорова М.С. № 33-3215/2023

10RS0005-01-2023-000372-35

2-445/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,

судей Ващенко Е.Н., Гудковой Г.В.

при ведении протокола помощником судьи Кузнецовым Р.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 30.06.2023 по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия о включении периодов работы в стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Ващенко Е.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд по тем основаниям, что решением ответчика ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду недостаточного стажа работы и стажа работы в районах Крайнего Севера. Полагая отказ ответчика незаконным, указывая на доказанность факта осуществления трудовой деятельности в спорные периоды в районах Крайнего Севера, уточнив исковые требования, истец просил признать решение ответчика от 20.04.2023 об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости (в дополнение к ранее принятым решениям) незаконным; включить в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды: в качестве каменщика-монтажника третьего разряда в строительно-монтажном управлении треста «Костомукшастрой» с 27.07.1985 по 27.11.1987; в качестве грузчика базы ОРС Костомукшского ГОКа с 15.12.1987 по 27.01.1990; в качестве каменщика-монтажника пятого разряда в Молодёжном центре «Калевала» с 15.03.1990 по 21.04.1992; в качестве индивидуального предпринимателя: с 01.01.2003 по 10.01.2018 и с 24.04.2019 по 31.12.2021; обязать ответчика назначить пенсию с 01.03.2022, даты обращения за назначением пенсии, с применением льготного порядка подсчета стажа работы 1 год работы в районах Крайнего Севера за 1,5 года, с применением повышения фиксированной выплаты за работу в районах Крайнего Севера.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО «Карельский окатыш».

Решением суда, с учетом определения об исправлении описки в резолютивной части решения суда от 10.07.2023, исковые требования удовлетворены частично. Решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия от 20.04.2023 об отказе в установлении пенсии ФИО1 признано незаконным в части невключения периодов предпринимательской деятельности с 01.01.2003 по 10.01.2018 и с 24.04.2019 по 14.11.2021 в стаж работы в районах Крайнего Севера. На ответчика возложена обязанность включить ФИО1 в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы индивидуальным предпринимателем с 01.01.2003 по 10.01.2018, с 24.04.2019 по 14.11.2021; назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.03.2022, исчислив при определении страхового стажа учтенные на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица периоды работы с 27.07.1985 по 27.11.1987; с 15.12.1987 по 27.01.1990; с 15.03.1990 по 21.04.1992 в полуторном исчислении. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия в пользу ФИО1 взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.

С решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить в части удовлетворения требований истца о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера периодов с 01.01.2003 по 31.03.2004, с 30.12.2004 по 31.05.2005, с 01.01.2006 по 10.01.2018, с 24.04.2019 по 14.11.2021 (за исключением периодов по выполнению лесохозяйственных услуг Костомукшскому леспромхозу в период с 01.04.2004 по 29.12.2004, с 01.06.2005 по 31.12.2005), в части назначения ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 32 ФЗ № 400-ФЗ с 01.03.2022, в указанной части просит отказать в иске. По мнению ответчика, суд вышел за рамки проверки указанных в заявлении фактических обстоятельств при оспаривании решения пенсионного органа. Полагает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для суммирования периодов работы в районах Крайнего Севера с 27.07.1985 по 27.11.1987, с 15.12.1987 по 27.01.1990, с 15.03.1990 по 21.04.1992 в полуторном исчислении, в рамках заявления от 14.09.2022 о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений в индивидуальный лицевой счет к стажу, учтенному пенсионным органам в рамках заявления о назначении досрочной страховой пенсии от 01.03.2022. Указывает, что регистрация в качестве индивидуального предпринимателя и уплата страховых взносов не подтверждает факт работы в районах Крайнего Севера при полной занятости; обращает внимание на сведения УФНС, согласно которым истцом представлены «нулевые» декларации по «Единому налогу на вмененный доход» за период с 2006 г. по 2010 г., а также по упрощенной системе налогообложения за периоды с 2007 г. по 2016 г., за 2018 г., 2021 г., в связи с чем нельзя признать обоснованным выводы суда первой инстанции о включении периода осуществления предпринимательской деятельности в стаж работы в районах Крайнего Севера.

В письменных возражениях истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, возражал по доводам апелляционной жалобы ответчика.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав объяснения представителя истца ФИО2, изучив материалы дела, обозрев дело с налоговыми декларациями за 2005-2006 гг., за 2002-2004 гг., книги покупок за 2003 г., 2004 г., книги продаж за 2003 г., 2004 г., журнал учета счетов-фактур за 2003 г., журнал кассира-операциониста за 2003 г., папку с планом строения, пенсионное дело ФИО1, наблюдательные дела ИП ФИО1, ведомость платежей, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

В силу со ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу без удовлетворения.

Положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – ФЗ №400-ФЗ) закреплено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 167-ФЗ), при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

Частью 1 ст. 8 ФЗ 400-ФЗ предусмотрено право на страховую пенсию по старости лиц, достигших возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

При этом в силу п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 23,4 (в 2022 году) мужчинам по достижении возраста 60 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.

В соответствии с приложением 6 к ФЗ №400-ФЗ в случае достижения застрахованным лицом в 2020 году возраста, по достижении которого возникает право на досрочную страховую пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 этого закона по состоянию на 31.12.2018, указанный возраст увеличивается на 24 месяца.

Исходя из ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ 400-ФЗ и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

В случае достижения мужчиной возраста 55 лет в 2020 году, досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ № 400-ФЗ назначается ему при наличии требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента, стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет и страхового стажа не менее 25 лет по достижении возраста 56 лет 6 месяцев.

Согласно ч. 1 ст. 11 ФЗ № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 ФЗ № 400-ФЗ, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее также - Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования») подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 14 ФЗ № 400-ФЗ). При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 ФЗ № 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Статьей 6 ФЗ № 167-ФЗ определено, что индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

В силу положений ст. 7 ФЗ № 167-ФЗ застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, в том числе работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями).

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям засчитываются периоды работы, которые выполнялись постоянно, в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно п. 5 Разъяснений Минтруда РФ от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Судом установлено, что 01.03.2022 ФИО1, ХХ.ХХ.ХХ года рождения, при достижении требуемого возраста (56 лет 6 месяцев) обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости посредством электронных сервисов (через портал) «Государственные услуги», по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без представления дополнительных сведений о стаже и заработке.

ФИО1 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 10.01.2001.

Решением Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия от 14.06.2022 ФИО1 отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ № 400-ФЗ в связи с недостаточным стажем работы и стажем работы в районах Крайнего Севера. Страховой стаж работы истца на дату обращения составлял 17 лет 08 месяцев 17 дней, при требуемом стаже 25 лет, стаж работы в районах Крайнего Севера не установлен, при требуемом стаже 15 лет, требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента установлена.

В страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера ответчиком не учтены периоды работы в строительно-монтажном управлении треста «Костомукшастрой» с 27.07.1985 по 27.11.1987; на базе ОРС Костомукшского ГОКа с 15.12.1987 по 27.01.1990; в Молодёжном центре «Калевала» с 15.03.1990 по 21.04.1992, сведения о которых отсутствовали на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Также не включены в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды осуществления предпринимательской деятельности с 01.01.2003 по 10.01.2018 и с 24.04.2019 по 31.12.2021, поскольку документов, подтверждающих деятельность истца в районах Крайнего Севера, не представлено, эти периоды зачтены пенсионным органом в страховой стаж истца.

Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от 20.04.2023 внесены изменения и дополнения в решение , в котором указано: «внести изменения в п. 3 решения от 01.03.2023 «В стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не учтен период работы», изложив его следующим образом: 1. В страховой стаж учтен период: с 15.11.2021 по 31.12.2021, 2. Величина индивидуального пенсионного коэффициента не установлена».

Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица по периоду осуществления предпринимательской деятельности с 15.11.2021 по 31.12.2021 стоит значение РКС.

Вместе тем, 20.04.2023 ответчиком принято решение (с учетом изменений, внесенных решением о внесении изменений от 08.06.2022) об отказе истцу в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ № 400-ФЗ в связи с недостаточным стажем работы и стажем работы в районах Крайнего Севера. Данное решение аналогично решению от 14.06.2021, однако в выписке из лицевого счета застрахованного лица, содержащейся в этом решении, по периоду осуществления предпринимательской деятельности с 15.11.2021 по 31.12.2021 стоит значение РКС, в заключении стаж работы в районах Крайнего Севера не установлен, требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента не установлена.

Решением ответчика от 20.04.2023 в последней редакции, которое повторно было направлено в адрес истца, определено, что страховой стаж ФИО1 составляет 17 лет 08 месяцев 17 дней при требуемом стаже 25 лет, стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 0 лет 1 месяц 17 дней при требуемом 15 лет, требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента не установлена.

14.09.2022 ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет. 18.10.2022 ответчиком принято решение о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет. В стаж работы и в стаж работы в районах Крайнего Севера включены периоды: в качестве каменщика-монтажника третьего разряда в строительно-монтажном управлении треста «Костомукшастрой» с 27.07.1985 по 27.11.1987 (2 года 4 месяца 1 день); в качестве грузчика базы ОРС Костомукшского ГОКа с 15.12.1987 по 27.01.1990 (2 года 1 месяц 13 дней); в качестве каменщика-монтажника пятого разряда в Молодёжном центре «Калевала» с 15.03.1990 по 21.04.1992 (2 года 1 месяц 7 дней).

Также 22.05.2023 ответчиком принято решение о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет в части периода учебы истца с 01.09.1982 по 18.07.1985.

Отказывая в удовлетворении требований истца о включении периодов в СМУ треста «Костомукшастрой» с 27.07.1985 по 27.11.1987, на базе ОРС Костомукшского ГОКа с 15.12.1987 по 27.01.1990), в Молодёжном центре «Калевала» с 15.03.1990 по 21.04.1992 в стаж работы в районах Крайнего Севера, судом указано на включение указанных периодов ответчиком в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера решением от 18.10.2022. В части включения периода осуществления предпринимательской деятельности с 15.11.2021 по 31.12.2021 в стаж работы в районах Крайнего Севера судом также отказано, поскольку согласно решению ответчика от 20.04.2023, этот период включен и в страховой стаж, и в стаж работы в районах Крайнего Севера.

Разрешая требования истца о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера в качестве индивидуального предпринимателя периодов с 01.01.2003 по 10.01.2018 и с 24.04.2019 по 14.11.2021 (с учетом определения суда об исправлении описки от 10.07.2023), судом установлено, что ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с 20.11.2000 по 10.01.2018, в дальнейшем зарегистрирован 24.04.2019, проживает в <...> с 22.10.1991.

24.11.2000 он поставлен на учет в налоговой инспекции по г.Костомукша. Согласно выпискам из ЕГРИП, индивидуальный предприниматель ФИО1 был зарегистрирован в качестве страхователя в ГУ – Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в <...> 20.11.2000 и 29.04.2019.

За спорные периоды предпринимательской деятельности ФИО1 полностью внесены взносы на пенсионное страхование.

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 (с изменениями и дополнениями) г. Костомукша отнесен к районам Крайнего Севера.

Из выписки из ЕГРИП в отношении ФИО1 следует, что основным видом деятельности истца по периоду регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с 20.11.2000 по 10.01.2018 была торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами, в качестве дополнительного вида деятельности указаны лесозаготовки и перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами. Основным видом деятельности истца по периоду регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с 24.04.2019 была распиловка и строгание древесины, в качестве дополнительного вида деятельности указаны виды деятельности, связанные с производством пиломатериалов, производство деревянной тары, строительство жилых и нежилых зданий, разборка и снос зданий, подготовка строительной площадки, торговля пиломатериалами и др.

Проанализировав документы, представленные в материалы дела, нормы действующего законодательства, в том числе нормы ФЗ № 167-ФЗ, Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении указанных требований истца, в связи с подтверждением характера работы истца в районах Крайнего Севера в качестве индивидуального предпринимателя в спорные периоды, верно указав, что при условии документального подтверждения уплаты за эти периоды обязательных платежей и факта осуществления указанной деятельности в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях, могут быть засчитаны в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ № 400-ФЗ без уточнения факта осуществления указанной деятельности в течение полного рабочего дня.

Установив, что в материалы дела не представлено документов, свидетельствующих о направлении каких-либо запросов пенсионным органом в рамках проверки по обращению ФИО1 с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, принимая во внимание, что на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица ФИО1 на момент подачи заявления были указаны спорные периоды осуществления предпринимательской деятельности и код РКС, руководствуясь административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным Постановлением Правления ПФ РФ от 23.01.2019 №16п, а также Правилами обращения за страховой пенсией, суд первой инстанции признал незаконным решение ОСФР по Республике Карелия от 20.04.2023 об отказе в установлении пенсии ФИО1 в части невключения периодов предпринимательской деятельности с 01.01.2003 по 10.01.2018 и с 24.04.2019 по 14.11.2021 в стаж работы в районах Крайнего Севера.

Удовлетворяя требования истца об исчислении в полуторном размере периодов работы истца в строительно-монтажном управлении треста «Костомукшастрой» с 27.07.1985 по 27.11.1987, в ОРС Костомукшского ГОКа с 15.12.1987 по 27.01.1990, в Молодёжном центре «Калевала» с 15.03.1990 по 21.04.1992 при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию, суд первой инстанции руководствовался положениями ч. 8 ст. 13, ч. 2 ст. 32 ФЗ № 400-ФЗ, ст. 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 31.12.2001).

С учетом того, что на дату обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости истец достиг необходимого возраста (56 лет 6 месяцев), у него имеется необходимый страховой стаж для ее назначения с учетом полуторного исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера до 2002 года, а также с учетом включенных периодов в стаж работы в районах Крайнего Севера и необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера и ИПК, суд первой инстанции пришел к выводу, что стаж для назначения пенсии является достаточным с даты обращения, удовлетворив требование истца о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости с 01.03.2022.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, сделанными на основании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая оценка в порядке статьи 67 ГПК РФ, они соответствуют установленным по делу обстоятельствам при правильном применении норм материального права.

Не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что не подлежат включению периоды осуществления истцом предпринимательской деятельности в стаж работы в районах Крайнего Севера, поскольку судом первой инстанции оценены в совокупности представленные истцом в обоснование своих требований документы, а именно: договоры субаренды емкости , расположенной на территории АЗС «Теком» для хранения ГСМ от 01.01.2003, 01.01.2004, 01.01.2005, 01.01.2006, 01.01.2007, 01.01.2008, 01.01.2009, 01.01.2010, заключенные между ООО «Норд-Плюс» и ЧП ФИО1 (г. Костомукша); договор субаренды емкостей , 5, расположенных на территории АЗС «Теком» для хранения ГСМ от 01.07.2004, заключенный между ЧП ФИО3 и ЧП ФИО1 (г. Костомукша); договор на техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин от 08.05.2003, заключенный в г.Костомукше; акт проверки Закона РФ от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 10.09.2003, проведенной на автомойке при АЗС по адресу г. Костомукша, автодорога Город-ГОК, принадлежащей ЧП ФИО1; товарно-транспортная накладная от 30.12.2003; акты сверки взаиморасчетов; договоры аренды, согласно которым ЧП ФИО1 принял в аренду здание мойки на территории АЗС г. Костомукша от 23.04.2003 со сроком действия по 22.04.2010 и от 23.04.2009 со сроком действия по 31.12.2017 с актами приема-передачи; договор поставки нефтепродуктов кк от 17.01.2003 (Петрозаводск), где ЧП ФИО1 указан покупателем; договор купли-продажи (поставки) от 27.06.2003 (Костомукша, ЧП ФИО1 является продавцом топлива); договор поставки от 18.07.2003 (Костомукша, ЧП ФИО1 поставщик ГСМ); договор поставки от 20.10.2003 (Костомукша, ФИО1 покупатель топлива); счета-фактуры и платежные поручения за 2003 год, согласно которым ФИО1 выступает как в качестве покупателя, так и в качестве поставщика (продавца); договоры подряда на выполнение лесохозяйственных работ -с от 12.01.2004, -С от 21.01.2005, -ССР от 01.06.2005, акты приемки выполненных работ от 01.04.2004 и 29.12.2004; договоры ГСМ от 02.02.2004, ГСМ от 28.07.2004, от 01.10.2004 поставки диз.топлива (Петрозаводск, ЧП ФИО1 покупатель); договор от 01.10.2004 поставки топлива (Костомукша, ЧП ФИО1 поставщик); расходная ведомость за 2004 год; журнал учета полученных счетов-фактур за 2003 год; счета-фактуры с накладными за 2004, 2005 годы (топливо, лесоматериалы); книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций ИП ФИО1 за 2004, 2005, 2006 годы; сопроводительные письма с отметками налогового органа о принятии документов за 2003, 2004 годы; договор поставки /Р от 01.09.2005 лесоматериалов; журнал кассира-операциониста за 2003 г.; книги продаж и покупок ФИО1 за 2003, 2004 2005, 2006 годы; заправочные ведомости от 2007 2008, 2009 гг.; акты выездной налоговой проверки ИП ФИО1 от 15.09.2015, от 04.08.2008; решения о привлечении ФИО1 к налоговой ответственности от 30.09.2005, 01.10.2008, 05.11.2015; соглашения о проведении взаимозачета от 30.09.2005, 31.12.2005, 10.11.2006; договор купли-продажи нефтепродуктов от 20.06.2006 ((.....), ФИО1 покупатель); заявление Межрайонной ИФНС России по Республике Карелия, акт проверки физического лица при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах от 17.04.2006; налоговые декларации по ЕСН, ЕНВД, НДС, НДФЛ, УСН за 2003 год, по НДС, НДФЛ, ЕСН за 2004 год, по ЕСН, НДФЛ, НДС за 2005 год, по НДС, НДФЛ, ЕСН за 2006, по ЕНВД, НДФЛ за 2009 год, по ЕНВД за 2010 год; постановление администрации Костомукшского городского округа от 17.04.2008 , акт выбора и обследования земельного участка для проектирования и строительства объекта «Площадка для срубов и хранения лесоматериалов» ИП ФИО1 от 07.02.2008; договор возмездного оказания услуг на технологическое присоединение к электрическим сетям МУП «ГЭС г. Костомукша» от 26.08.2008 с расчетом; переписка с администрацией Костомукшского городского округа и ГУ РК Управление автомобильных дорог по вопросам освоения земельных участков от 2008, 2009, 2012 гг.; разрешение на производство земляных работ от 2009 года; градостроительный план земельного участка по объекту «Площадка для сборки срубов и хранения лесоматериалов» 2009 год; чертежи по проекту «Устройство постоянного съезда» 2009 год и по проекту «Площадка для сборки срубов и хранения лесоматериалов. Электроснабжение» 2011 год; межевой план земельного участка; договор от 12.12.2011 аренды земельного участка для проектирования и строительства объекта «Площадка для сборки срубов и хранения лесоматериалов»; договор от 16.01.2012 аренды земельного участка для проектирования и строительства подъездной дороги к площадке для сборки срубов и хранению лесоматериалов; договоры аренды площадки для хранения лесоматериалов и размещения пилорамы от 20.04.2014, 15.07.2021; договор купли-продажи производственной площадки для сборки и хранения лесоматериалов от 30.06.2021 с передаточным актом; уведомления об открытии банковских счетов; договор подряда от 23.01.2012; копии разрешения на строительство от 15.10.2019 и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 30.09.2020, выданные арендодателю ООО «Лессервис» по объекту «Производственная площадка для сборки срубов и хранения лесоматериалов» (арендатором являлся ИП ФИО1), а также приняты во внимание показания свидетелей ФИО4, ФИО5

Таким образом, нашло свое подтверждение осуществление истцом предпринимательской деятельности в спорные периоды в районах Крайнего Севера.

Вопреки доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований полагать, что суд первой инстанции вышел за рамки проверки указанных в заявлении фактических обстоятельств при оспаривании решения пенсионного органа.

Согласно сведениям, представленным УФНС России по РК от 25.04.2023, ИП ФИО1 представил налоговые декларации по ЕНВД за периоды с 2006 по 2010 гг., по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за периоды с 2007 по 2021 гг., при этом указан доход за 2017 год, 2019, 2020 и 2021 гг.

В соответствии с п. 1 ст. 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2021) объектом налогообложения для применения ЕНВД признается вмененный доход налогоплательщика.

Согласно п. 2 ст. 346.29 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2021) налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Как следует из положений ст. 346.30 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2021), налоговым периодом по ЕНВД признается квартал.

Из п. 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 157 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением положений главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации» следует, что сущность налогового режима в виде ЕНВД предполагает при определении величины физического показателя учет только того имущества, которое способно приносить налогоплательщику доход и непосредственно участвовать в облагаемой ЕНВД предпринимательской деятельности.

Таким образом, основным критерием для налогообложения являлось указание и соответствие заявленным основным видам экономической деятельности.

Из имеющихся в материалах дела налоговых деклараций истца следует, что ФИО1 указаны основные виды деятельности, а именно – грузоперевозки в период с 2003 по 2010 гг.

Согласно п. 1 ст. 346.11 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2021) упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с письмом Министерства финансов РФ от 09.11.2007 , п. 4 ст. 346.12 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2021) установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 НК РФ на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.

В связи с этим индивидуальный предприниматель, подавший заявление о применении упрощенной системы налогообложения с момента его государственной регистрации, но фактически осуществлявший в этом году только предпринимательскую деятельность, налогообложение которой осуществлялось в рамках системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, должен был подавать в налоговый орган нулевые декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Таким образом, в период осуществления ФИО1 предпринимательской деятельности как в налоговом режиме ЕНВД, так и по УСН допускалось представление «нулевых деклараций».

Более того, поскольку налоговый орган не располагает сведениями об уплате ФИО1 и других платежей, администрируемых налоговыми органами, за период до 2018 года включительно, поскольку данные документы уничтожены в связи с истечением срока хранения, как и отсутствуют архивированные базы карточек на электронных носителях информации, таким образом, проверить достоверность сведений налогового органа о фактическом перечислении истцом налоговых платежей не представляется возможным.

Между тем, истцом в подтверждение своей позиции представлены материалы проверок налогового органа за период, начиная с 2003 года, в которых указаны и налоговая база и доход, получаемый предпринимателем, таким образом, указание дохода «0» в информации налогового органа в адрес пенсионного органа не означает «нулевого дохода» в формальном его смысле для лиц, которые уплачивают единый налог на вмененный доход либо перешли одновременно на упрощенную систему налогообложения. В частности при проведении проверки в 2008 году установлено, что имелся доход от реализации и определена налоговая база для исчисления налога начиная с 2004 года. При этом, данные сведения у налогового органа отсутствуют.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы относительно «нулевого дохода» индивидуального предпринимателя за период с 2006 года по 2010 год, а также ввиду отсутствия подтверждения со стороны налогового органа соответствующих документов по УСН с 2007 года по 2016 год, за 2018 год, несостоятельными. В части 2021 года налоговые декларации отражают соответствующий доход.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для суммирования периодов работы в районах Крайнего Севера с 27.07.1985 по 27.11.1987, с 15.12.1987 по 27.01.1990, с 15.03.1990 по 21.04.1992 в полуторном исчислении со ссылкой на судебную практику судебная коллегия полагает несостоятельными, поскольку суд первой инстанции указал только на необходимость их учета, а во включении указанных периодов в стаж отказано. Ссылки на иную судебную практику к рассматриваемому делу отношения не имеют, выводов суда не опровергают.

Судебная коллегия отклоняет доводы ответчика в части отсутствия необходимого стажа для назначения ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ № 400-ФЗ с

01.03.2022, поскольку с учетом включенных периодов в стаж работы в районах Крайнего Севера необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера и ИПК у истца имеется. Указанное подтверждается и соответствующим расчетом ответчика, согласно которому страховой стаж истца в льготном исчислении составит 30 лет 07 месяцев 06 дней при требуемом 25 лет, стаж в районах Крайнего Севера составит 24 года 05 месяцев 06 дней при требуемом стаже 15 лет, требуемая величина ИПК составит 34,146 (т.3 л.д.121-122).

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.

С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 30.06.2023 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи