Судья Прохоров А.Ю. | № 33-1037/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 июня 2020 г. | г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Тарасовой Р.П.
судей Гудковой Г.В., Мишеневой М.А.
при ведении протокола помощником судьи Волковой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца на решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 18 декабря 2019 года по гражданскому делу № 2-471/2019 по иску Герасимова В.В. к ОМВД России по Пряжинскому району, МВД по Республике Карелия о признании незаконным приказа, взыскании денежных сумм,
Заслушав доклад судьи Тарасовой Р.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец является начальником группы дознания ОМВД России по Пряжинскому району, имеет высшее юридическое образование.
Приказом ОМВД России от 08.11.2016 истец назначен ответственным за ведение и организацию правовой работы. Обязанности истца в части правовой работы изменены 25.05.2019, в указанные обязанности входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов, их визирование в качестве юриста или исполнителя. Пунктом 6 приказа МВД по Республике Карелия от 28.12.2018 №981 л/с истцу с 01.01.2019 назначена ежемесячная юридическая надбавка в размере 25% должностного оклада на основании пункта 44 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.01.2013 №65. Указанный пункт приказа признан утратившим силу приказом МВД по Республике Карелия от 23.10.2019 №696 л/с, в результате чего истец лишился упомянутой надбавки. Указанный приказ издан на основании письма договорно-правового департамента МВД России от 16.10.2019. Согласно позиции, изложенной в данном письме, юридическая надбавка не устанавливается сотрудникам, не замещающим должности в правовых подразделениях. Истец полагает, что в указанном письме неверно трактуются положения материального права.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, истец просил суд признать незаконным приказ МВД по Республике Карелия от 23.10.2019 №696 л/с в части отмены пункта 6 приказа МВД по Республике Карелия от 28.12.2018 №981 л/с; взыскать с ответчика в пользу истца ежемесячную юридическую надбавку в размере 25% от оклада в период времени с 24.10.2019 за каждый день на дату вынесения решения суда; взыскать с ответчика в пользу истца денежную компенсацию за просрочку надбавки с 24.10.2019 за каждый день на дату вынесения решения суда.
Решением Пряжинского районного суда Республики Карелия от 18 декабря 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
С таким решением суда не согласен истец, в апелляционной жалобе просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что в его служебные обязанности входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов, и их визирование в качестве юриста или исполнителя. В 2018 году им проведено 82 юридические экспертизы и завизировано 218 правовых актов. С 01 января 2019 года по настоящее время проведено 113 юридических экспертиз и завизировано 263 правовых акта. В соответствии с пунктом 6 приказа МВД по РК от 28.12.2018 № 981 л/с ему назначена ежемесячная юридическая надбавка в размере 25 % должностного оклада с 01.01.2019 на основании пункта 44 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.01.2013 № 65. Приказом МВД по РК от 23.10.2019 № 696 л/с пункт 6 приказа МВД по РК от 28.12.2018 № 981 признан утратившим силу. Таким образом, лишился ежемесячной юридической надбавки в размере 25 % должностного оклада с 23.10.2019.
Указанный выше приказ от 23.10.2019 издан на основании письма договорно-правового департамента МВД России (исх.25/32534 от 16.10.2019), согласно которому сотрудники органов внутренних дел, не замещающие должности в правовых подразделениях и определенные приказами соответствующих руководителей ответственными за организацию и осуществление правовой работы, наряду со своими основными служебными обязанностями выполняют дополнительные обязанности по другой должности, не входящие в основные служебные обязанности по замещаемой ими должности. В данном случае речь идет не о замещении должности сотрудника правового подразделения, а только лишь о выполнении сотрудниками органов внутренних дел дополнительных обязанностей по другой должности без освобождения от своих основных служебных обязанностей. В этой связи правовых оснований для установления таким сотрудникам органов внутренних дел юридической надбавки не имеется. Истец считает, что при вынесении решения судом неверно истолкованы нормы материального права.
Юридическая надбавка устанавливается: сотрудникам управлений (отделов, отделений) МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, на части территорий административных центров субъектов Российской Федерации, Управления МВД России на комплексе "Байконур" - соответствующими министрами внутренних дел по республикам, начальниками главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, по представлению начальников правовых подразделений министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации.
В настоящее время требование к установлению юридической надбавки в виде: «занимающим должности (воинские должности) юридической специальности» - приказом МВД России №65 не установлено.
Поскольку пунктом 44 Порядка, утвержденного приказом № 65 определено, что юридическая надбавка устанавливается в том числе и сотрудникам отделений МВД России по районам, следует отметить, что в системе подразделений органов внутренних дел, дислоцированных на территории Республики Карелия, имеются территориальные органы внутренних дел России районного уровня (отделения), не предусматривающие в своих штатных расписаниях (приказ МВД России от 30.04.2011 № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России») сотрудников (специалистов), замещающих должности юридической специальности.
Согласно контракта основные его обязанности – это обязанности начальника группы дознании ОМВД России по Пряжинскому району. Выполнение правовой работы на него возложено дополнительно, поэтому подлежит оплате путем назначения юридической надбавки.
В возражениях на апелляционную жалобу МВД по РК просит решение суда оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы считает необоснованными.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Герасимов В.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель МВД по РК Черепанов Д.В. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить без изменения решение суда.
Выслушав объяснения истца Герасимова В.В., представителя МВД по РК Черепанова Д.В., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно положениям ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 3).
Перечень дополнительных выплат сотрудникам органов внутренних дел установлен частью 6 указанной статьи 2.
Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации помимо дополнительных выплат и надбавок, предусмотренных настоящим Федеральным законом, сотрудникам могут устанавливаться другие дополнительные выплаты и надбавки. Указанные дополнительные выплаты и надбавки устанавливаются дифференцированно в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых сотрудниками задач (часть 17 статьи 2 ФЗ).
В соответствии с ч. 18 указанной статьи порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 2001 года № 528 «О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов» рекомендовано руководителям федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, или руководителям их аппаратов установить, что юридические службы входят в состав указанных органов (их аппаратов) в качестве самостоятельных подразделений и подчиняются непосредственно руководителям этих органов или их аппаратов (п.1 Указа). Пунктом 2 Указа предоставлено руководителям федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией РФ, или руководителям их аппаратов с 1 июня 2001 г. право устанавливать лицам, замещающим в федеральных органах государственной власти, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией РФ, должности, в основные служебные обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и проектирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющим высшее юридическое образование, увеличенное денежное вознаграждение или ежемесячные надбавки в процентах.
На основании п. 3 Указа Правительством Российской Федерации постановлением от 2 апреля 2002 года № 207 утверждено Типовое положение о юридической службе федерального органа исполнительной власти. Согласно п. 3 Положения юридическая служба организуется в виде самостоятельного структурного подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти (департамент, главное управление, управление, отдел) и возглавляется руководителем (начальником), назначаемым на должность и освобождаемым от должности в установленном порядке. Структура юридической службы и штатная численность работников определяется руководителем федерального органа исполнительной власти.
Приказом МВД РФ от 31 января 2013 года № 65 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
Согласно п.п. 44, 44.6 Порядка, сотрудникам, имеющим высшее юридическое образование и замещающим должности, в основные служебные обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, выплачивается ежемесячная надбавка в размере до 50% процентов должностного оклада в зависимости от объема и сложности проводимых сотрудниками правовых экспертиз правовых актов и проектов правовых актов, работы по подготовке и редактированию проектов правовых актов. Юридическая надбавка устанавливается сотрудникам управлений (отделов, отделений) МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, на части территорий административных центров субъектов Российской Федерации, Управления МВД России на комплексе «Байконур» - соответствующими министрами внутренних дел по республикам, начальниками главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, по представлению начальников правовых подразделений министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации.
Таким образом, положениями статьи 2 ФЗ от 19.07.2011 года № 247-ФЗ определены основания выплаты денежного довольствия и дополнительные выплаты, относящиеся ко всем сотрудникам, в зависимости от должности, специального звания, выслуги лет и т.д. Одновременно с этим федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации помимо дополнительных выплат и надбавок, предусмотренных настоящим Федеральным законом, сотрудникам могут устанавливаться другие дополнительные выплаты и надбавки. Указанные дополнительные выплаты и надбавки устанавливаются дифференцированно в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых сотрудником задач (часть 17 статьи 2 ФЗ).
Надбавка за проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов, их визирование в качестве юриста или исполнителя назначается дополнительно и выплачивается сотрудникам юридических служб, организованных в виде самостоятельного структурного подразделения, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 2001 года № 528, постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 года № 207, приказом МВД России от 31.01.2013 № 65.
Судом установлено, что 01.07.2016 года Герасимов В.В. заключил контракт о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации по должности начальника группы дознания ОМВД России по Пряжинскому району. Пунктом 4 Контракта определен круг обязанностей Герасимова В.В. Имеет высшее юридическое образование. Приказом ОМВД России от 08.11.2016 №109 истец назначен ответственным за ведение и организацию правовой работы, за подготовку и предоставление в правовой отдел МВД по РК отчетов в соответствии с требованиями приказов МВД России от 16.05.2016 № 250, от 28.12.2012 № 1147, информации в соответствии с требованиями приказа МВД по РК от 27.03.2014 № 154, с 01 декабря 2016 года. Начальником ОМВД России по Пряжинскому району 08 ноября 2016 года утверждены дополнения в должностной регламент (должностную инструкцию) начальника группы дознания ОМВД России по Пряжинскому району майора полиции Герасимова В.В., раздел «Обязанности» дополнен следующим пунктом: проводит правовую экспертизу правовых актов и проектов правовых актов, подготавливает и редактирует проекты правовых актов, визирует их в качестве юриста. 20 мая 2019 года начальником ОМВД России по Пряжинскому району утверждены дополнения в должностной регламент (должностную инструкцию) начальника группы дознания ОМВД Росси по Пряжинскому району майора полиции Герасимова В.В., в раздел «Обязанности» внесены пункты, содержащие детальное изложение обязанностей истца в части, касающейся правовой работы. Истец ознакомлен со всеми перечисленными документами, о чем свидетельствует его подпись.
Согласно п. 6 приказа МВД по Республике Карелия от 28 декабря 2018 года №981 л/с истцу с 1 января 2019 года установлена ежемесячная юридическая надбавка в размере 25% должностного оклада в соответствии с пунктом 44 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел РФ, утвержденного приказом МВД России от 31.01.2013 № 65.
Указанный пункт 6 приказа от 28.12.2018 года № 981 л/с признан утратившим силу на основании пункта 3 приказа МВД по Республике Карелия от 23 октября 2019 года №696 л/с, в результате чего выплата истцу юридической надбавки была прекращена.
В ОМВД России по Пряжинскому району отсутствует самостоятельное подразделение, осуществляющее функцию юридической службы. Правовую работу в указанном органе внутренних дел осуществляет истец, совмещая её с основной работой в качестве начальника группы дознания.
Замещаемая истцом должность, вне зависимости от объёма служебных обязанностей, требует наличия высшего юридического образования (пункт 7 приложения №13 к Порядку организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 1 февраля 2018 года №50).
Непосредственно из наименования Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 2001 года №528 («О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов») следует, что данный Указ, а равно как и принятые в его исполнение положения подзаконных нормативных актов федеральных органов исполнительной власти (в рассматриваемом случае - пункт 44 Порядка, содержащий ссылку на этот Указ), направлены именно на укрепление юридических служб, к числу сотрудников которой истец не относится.
Довод апелляционной жалобы в той части, что основанием для отмены приказа о назначении ему спорной надбавки послужило письмо договорно-правового департамента МВД России от 16.10.2019 года, судебная коллегия находит несостоятельным. Письмо написано в ответ на обращение Врио. Министра внутренних дел по РК полковника внутренней службы Д.А. Десницкого, адресовано ему же, носит разъяснительный характер. Установление дополнительных выплат и надбавок определяется федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в установленном законом порядке.
В остальной части доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию истца, изложенную им при рассмотрении дела судом первой инстанции, не опровергают выводов суда, основаны на неправильном толковании норм материального права.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 18 декабря 2019 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: