НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия) от 01.06.2018 № 33-2236/2018

Судья Софронова И.А.

№ 33-2236/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 июня 2018 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Переплесниной Е.М.,

судей Мишеневой М.А., Касянчук Е.С.

при секретаре Чесноковой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 07.03.2018 по иску ФИО1 к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов работы в страховой стаж и в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Мишеневой М.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась с иском к ГУ-УПФ РФ в г. Костомукше Республики Карелия (межрайонное) по тем основаниям, что решением ответчика от (...)(...) ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточным специальным (медицинским) стажем работы и отсутствием права на досрочную страховую пенсию. В медицинский стаж ответчиком не был включен период работы истца с 03.05.1995 по 05.02.2001 в качестве медицинской сестры реанимационно-анестезиологического отделения (стационара) в медсанчасти ССГО г. Рудного Республики Казахстан. Вместе с тем в указанный период истец работала на ставку, полный рабочий день, согласно штатной должности выполняла функциональные обязанности медицинской сестры. Также ответчиком не был включен в общий стаж период работы вязальщицей на Кустанайской фабрике «Трикотаж» с 25.03.1992 по 23.03.1995, поскольку в трудовой книжке не читается печать в поле записи об увольнении, первичные документы, подтверждающие стаж в архив не поступили. На основании изложенного, с учетом измененных требований просила обязать ответчика включить период работы вязальщицей на Кустанайской фабрике «Трикотаж» с 25.03.1992 по 23.03.1995 в страховой стаж, период работы с 03.05.1995 по 05.02.2001 в качестве медицинской сестры реанимационно-анестезиологического отделения (стационара) в медсанчасти ССГО г. Рудного Республики Казахстан в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию с 15.09.2017.

Решением суда исковые требования удовлетворены. Суд возложил на ГУ-УПФ РФ в г. Костомукше Республики Карелия (межрайонное) обязанность включить ФИО1 в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости период работы с 03.05.1995 по 05.02.2001 в качестве медицинской сестры реанимационно-анестезиологического отделения (стационара) в медсанчасти ССГО г. Рудного Республики Казахстан, включить в страховой стаж период работы на Кустанайской фабрике «Трикотаж» с 25.03.1992 по 23.03.1995 (Республика Казахстан), а также назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 15.09.2017; взыскал с ГУ-УПФ РФ в г. Костомукше Республики Карелия (межрайонное) в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

С решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление. В обоснование доводов жалобы указывает на нарушение судом норм материального права. Удовлетворяя исковые требования в части возложения на ответчика обязанности включить в специальный стаж в льготном исчислении период работы в должности медицинской сестры реанимационно-анестезиологического отделения (стационара) в медсанчасти ССГО г. Рудного Республики Казахстан, судом не было принято во внимание, что пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран бывшего СССР, регулируется Международными договорами. Для установления права на пенсию, в том числе на льготных основаниях и за выслугу лет учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории государств, являющихся участниками соглашений, а также на территории бывшего СССР. За время существования международных соглашений, пенсионное законодательство в государствах-участниках этих соглашений претерпело существенные изменения. В Республиках Молдова, Казахстан, Грузия и Литовской Республике был повышен пенсионный возраст и отменены досрочные пенсии. Для назначения досрочных пенсий должны выполняться определенные условия, которые являются общими для всех граждан, переселившихся на место жительства на территорию Российской Федерации из государств-участников соглашений, с которыми у Российской Федерации заключены международные договоры в области пенсионного обеспечения. При определении права на досрочную страховую пенсию по старости по законодательству Российской Федерации гражданам, имеющим стаж льготной работы на территориях других государств, необходимо учитывать наличие или отсутствие института досрочных пенсий. В случае существования такового, периоды работы могут быть зачтены в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, при наличии схожих с пенсионным законодательством Российской Федерации условий при обязательном подтверждении компетентными органами государств-участников соглашений, что соответствующие периоды учитываются (учитывались) ими при назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с законодательством этих государств. Если института досрочных пенсий нет, то в специальном стаже учитывается период не более чем до даты отмены досрочных пенсий. Как следует из ответа РГУ «Департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции по Костанайской области» от 29.09.2017, ранее действовавшим до 01.01.1998 пенсионным законодательством предусматривалось право выхода на пенсию за выслугу лет отдельным категориям работников системы здравоохранения. Согласно действующему пенсионному законодательству Республики Казахстан данной категории работников назначение пенсионных выплат производится на общих основаниях. Указывает, что при новом установлении пенсий в рамках соглашений с бывшими республиками СССР территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо во всех случаях осуществлять подтверждение трудового (страхового) стажа и заработка, приобретенных на территории государств-участников соглашений, путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств. Считает, что при имеющихся нарушениях, допущенных работодателем при оформлении трудовой книжки истца и невозможности истребования дополнительных документов, включение истцу в страховой стаж периода работы с 25.03.1992 по 23.03.1995 на Кустанайской фабрике «Трикотаж» необоснованно.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 8 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2 ст. 8 Закона).

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно ч.2 ст.30 указанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3).

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781) было установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

Согласно действовавшему до 01.11.1999 правовому регулированию (постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абз. 5 п. 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464).

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Судом установлено, что ФИО1 (...) обратилась в ГУ-УПФ РФ в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ-УПФ РФ в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) от (...) ФИО1, (...) года рождения, отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с недостаточным специальным (медицинским) стажем работы.

Как следует из указанного решения ответчика в медицинский стаж не учтен, в том числе, период работы с 03.05.1995 по 05.02.2001 в должности медицинской сестры реанимационо- анестезиологического отделения (стационара) в медсанчасти ССГОКа г. Рудного, так как согласно ответу от 29.09.2017 на запрос УПФР о проверке факта льготной работы в соответствие со ст. 10 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», ч.9 ст.21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 ФЗ и разделом VI Правил от 17.11.2014 № 884н, РГУ «Департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции по Костанайской области», установлено, что назначение пенсионных выплат по раннее действующему до 01.01.1998 пенсионному законодательству усматривалось право выхода на пенсию за выслугу лет отдельным категориям работников системы здравоохранения. Согласно действующему пенсионному законодательству Республики Казахстан данной категории работников назначение пенсионных выплат производится на общих основаниях. Проверка факта работы за период с 03.05.1995 по 01.01.1998 не произведена, так как в компетенцию департамента не входит осуществление проверок. Запрос перенаправлен в «Департамент государственных доходов по Костанайской области», ГУ Рудненский региональный государственный архив».

Также по решению ответчика не подлежит включению период работы в общий стаж, страховой стаж с 25.03.1992 по 23.03.1995, поскольку в трудовой книжке после записи об увольнении не читается печать, первичные документы, подтверждающие стаж в ГУ «Государственный архив Костанайской области» не поступали, местонахождение документов не известно.

Из материалов пенсионного дела, трудовой книжки, справки, уточняющей характер работы от (...)(...), выданной коммунальным государственным предприятием «Рудненская городская больница» Управления здравоохранения Акимата Костанайской области, следует, что в период с 03.05.1995 по 05.02.2001 истец работала в качестве медицинской сестры реанимационно-анестезиологического отделения (стационара) в медико-санитарной части ССГОК г. Рудного Республики Казахстан (01.07.1999 медико-санитарная часть ССГОК г. Рудного Республики Казахстан переименована в ГКУП «Городская больница г. Рудного») на 1 ставку, полный рабочий день и полную рабочую неделю, согласно штатной должности.

Из ответов РГУ «Департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции по Костанайской области» от (...)(...) и от (...)(...) следует, что ранее действующим до 01.01.1998 пенсионным законодательством Республики Казахстан предусматривалось право выхода на пенсию за выслугу лет отдельным категориям работников системы здравоохранения. В настоящее время назначение пенсионных выплат производится на общих основаниях. Медико –Санитарная часть Соколовско –Сарбайского горно-обогатительного комбината города Рудного переименованное в ГККП «Городская больница г.Рудного» за период с 03.05.1995 по 05.01.2001 являлось плательщиком страховых взносов. Данные документы ответчиком не были опровергнуты и были приняты судом, так как их подлинность не вызвала сомнений.

Разрешая исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции пришел к выводу, что в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, подлежит включению период работы в качестве медицинской сестры реанимационно-анестезиологического отделения (стационара) в медсанчасти ССГО г. Рудного Республики Казахстан с 03.05.1995 по 05.02.2001.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу п.п.1, 2 ст.6 вышеназванного Соглашения от 13.03.1992 назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж (п.3 ст.6).

Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, в соответствии с Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 года № 1-369-18, при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992.

Из Распоряжения Правления Пенсионного фонда РФ от 22.06.2004 года № 99-Р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» следует, что признается возможность включения в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии, трудового стажа работы на территории государств - участников СНГ после 13 марта 1992 года при условии уплаты страховых взносов в соответствующие органы указанных государств.

Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что данная медсанчасть относится к государственному учреждению здравоохранения, наименование должности истца (медицинская сестра реанимационно-анестезиологического отделения (стационара)), соответствует Перечню структурных подразделений и должностей, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, и спорный период подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности как год и 6 месяцев.

Разрешая спор о включении в страховой стаж периода работы вязальщицей на Кустанайской фабрике «Трикотаж» с 25.03.1992 по 23.03.1995 (Республика Казахстан) суд первой инстанции исходил из того, что факт работы истца в спорный период подтвержден трудовой книжкой (записи № 5 и № 9), а также показаниями свидетеля.

Как следует из трудовой книжки истца, 25.03.1992 она была принята на Кустанайскую фабрику «Трикотаж» ученицей вязальщицы на Рудненский филиал, 18.09.1992 ей присвоен и 12.04.1993 утвержден 2 разряд вязальщицы, 23.03.1995 истец была уволена по собственному желанию.

Удовлетворяя требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из тех обстоятельств, что записи о приеме и увольнении истца внесены на основании соответствующих приказов, заверены печатями предприятия. Оснований сомневаться в достоверности произведенных в трудовой книжке записей и полномочиях лиц, не имеется. Ненадлежащее исполнение работодателем обязанностей по оформлению трудовой книжки истца (нечитаемая печать), не может являться основанием для отказа во включении указанного периода в страховой стаж.

Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, решение суда является законным, поскольку вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям, в решении отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке и опровергающей выводы суда первой инстанции, в связи с чем, они подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального права, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 07.03.2018 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи