НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия) от 30.08.2016 № 33А-884/2016

Судья Лиджиев М.А. дело № 33а-884/2016

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Элиста 30 августа 2016 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Лиджеевой Л.Л.,

судей Кутлановой Л.М. и Панасенко Г.В.

при секретаре Цереновой Г.В.

рассмотрела в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сандецкой В.Б. к администрации Красномихайловского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее Красномихайловское СМО РК), Собранию депутатов Красномихайловского сельского муниципального образования Республики Калмыкия об оспаривании решения органа местного самоуправления по апелляционной жалобе административного истца Сандецкой В.Б. на решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 23 июня 2016 года.

Заслушав доклад председательствующего, возражения главы Красномихайловского СМО РК Морозовой Н.П. против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Сандецкая В.Б. обратилась в суд с указанным административным иском к администрации Красномихайловского СМО РК, Собранию депутатов Красномихайловского СМО РК, мотивируя следующим. По состоянию на 14 марта 2016 г. в ее стаж государственной гражданской и муниципальной службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, включаются периоды работы: со 02 февраля 1997 г. по 19 марта
2005 г. <Должность>, с 19 марта 2005 г. по 01 апреля 2007 г. <Должность>, с 01 апреля 2007 г. по 02 июня 2008 г. <Должность>, с 11 ноября 2008 г. по 02 марта 2009 г. <Должность>, с 01 апреля 2009 г. по 01 декабря 2015 г. <Должность>. Общий стаж ее муниципальной службы составляет 18 лет 3 месяца 21 день. 14 марта 2016 г. она обратилась в администрацию Красномихайловского СМО РК с письменным заявлением о назначении пенсии за выслугу лет. 24 марта 2016 г. администрацией Красномихайловского СМО РК ей отказано в удовлетворении заявления в связи с тем, что Положение «О порядке назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы Красномихайловского СМО РК» представительным органом муниципального образования не принято ввиду тяжелого финансового положения СМО. Просила признать незаконным отказ администрации Красномихайловского СМО РК и Собрания депутатов Красномихайловского СМО от 24 марта 2016 г. в принятии Положения «О порядке назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы Красномихайловского СМО РК» и возложить на ответчиков обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение ее права на дополнительное пенсионное обеспечение за выслугу лет, а также обязанность оформления соответствующих документов для назначения пенсии за выслугу лет.

В судебном заседании административный истец Сандецкая В.Б. и ее представитель Хонгаева С.Р. поддержали заявленные требования.

Административный ответчик глава Красномихайловского СМО РК Морозова Н.П. возражала против удовлетворения административного искового заявления.

Представитель Собрания депутатов Красномихайловского СМО РК, извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился.

Решением Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 23 июня 2016 года в удовлетворении административных исковых требований Сандецкой В.Б. отказано.

В апелляционной жалобе Сандецкая В.Б. просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, предусмотренным ст. 310 КАС РФ, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Считает необоснованным вывод суда о том, что принятие Положения о пенсии за выслугу лет не согласуется с требованиями ст. 31 и 33 Бюджетного кодекса РФ. Суд не учел имеющиеся в материалах дела копии решения Собрания депутатов об утверждении бюджета Красномихайловского СМО на 2016 год и приложений к нему. Из данных документов видно, что бюджет СМО вполне самостоятелен, сбалансирован и бездефицитный. Суд пришел к противоречивому выводу о том, что действующее законодательство не содержит прямых указаний на необходимость установления доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы Красномихайловского СМО РК. В соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Непринятие представительным органом муниципального образования Положения «О порядке назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы Красномихайловского СМО РК» ущемляет ее право как муниципального служащего на пенсионное обеспечение, гарантированное федеральным законодательством.

В возражениях на апелляционную жалобу глава Красномихайловского СМО РК Морозова Н.П. указывает, что в соответствии со ст. 72 Конституции РФ, ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 9, 31, 65, 86 Бюджетного кодекса РФ реализация органом местного самоуправления полномочий по установлению дополнительных материальных гарантий муниципальным служащим возможна при наличии средств местного бюджета, объективных показателей социально-экономического положения муниципального образования. Дотации, субсидии на обеспечение мер социальной поддержки в местный бюджет не поступали, собственными средствами для данных выплат муниципальное образование не располагает.

Изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ
«О муниципальной службе в Российской Федерации», Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федерального закона от 06 октября 2003 г.
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и пришел к обоснованному выводу, что принятие Положения «О порядке назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы Красномихайловского СМО РК» не обеспечивает баланс частных и публичных интересов, не отвечает требованиям ст. 31 и 33 Бюджетного кодекса РФ о соблюдении самостоятельности и сбалансированности бюджета СМО, так как послужит основанием для возникновения расходных обязательств, исполнение которых не обеспечено средствами Красномихайловского СМО РК.

С такими выводами суда следует согласиться.

В силу п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно ч. 9 ст. 34, ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Такие расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Поскольку финансирование ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости муниципальному служащему осуществляется за счет собственных доходов муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе определять, изменять порядок и условия выплаты за выслугу лет, а также принимать решение об отказе в ее назначении.

Как следует из материалов дела, общий стаж муниципальной службы Сандецкой В.Б. составляет 18 лет 3 месяца 21 день. 14 марта 2016 г. она обратилась в администрацию Красномихайловского СМО РК с письменным заявлением о назначении пенсии за выслугу лет. 24 марта 2016 г. администрацией Красномихайловского СМО РК ей отказано в удовлетворении заявления в связи с тем, что Положение «О порядке назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы Красномихайловского СМО РК» представительным органом муниципального образования не принято ввиду тяжелого финансового положения СМО.

Решением Собрания депутатов Красномихайловского СМО РК от 30 декабря 2015 г. № 26 утвержден бюджет СМО на 2016 год, общий годовой объем доходов бюджета Красномихайловского СМО РК с учетом безвозмездных поступлений в 2016 году составляет <…> руб. Согласно ведомственной структуре расходов данного СМО следует, что общий объем расходов на 2016 г. составляет <…> руб.

Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что принятие спорного положения послужит основанием для возникновения расходных обязательств, исполнение которых не обеспечено средствами Красномихайловского СМО РК.

Довод жалобы о том, что суд не учел имеющиеся в материалах дела копии решения Собрания депутатов об утверждении бюджета Красномихайловского СМО на 2016 год и приложений к нему, опровергается материалами дела, поскольку данным документам судом дана надлежащая оценка.

Ссылка истца на то, что бюджет СМО является самостоятельным, сбалансированным и бездефицитным, не может быть принята судом во внимание, так как указанные обстоятельства не свидетельствуют о наличии у СМО финансовой возможности для осуществления выплат за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы Красномихайловского СМО РК.

Доводы истца о наличии обязанности ответчиков по установлению ей доплаты к трудовой пенсии путем принятия соответствующего положения, неисполнение которой влечет ущемление ее права на пенсионное обеспечение, гарантированное федеральным законодательством, основаны не неверном толковании норм материального права.

Из системного толкования положений вышеприведенных законов следует, что по своей правовой природе право муниципального служащего на ежемесячную доплату к государственной пенсии является дополнительной социальной гарантией, которая устанавливается лишь при наличии надлежащего финансирования муниципального образования.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Данный принцип предполагает самостоятельное решение органами местного самоуправления вопросов местного значения, закрепленных Федеральным законом от
06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исключает возможность вмешательства органов государственной власти в деятельность органов местного самоуправления, обусловливает пределы взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти.

Из смысла названных норм следует, что суд не вправе обязывать администрацию Красномихайловского СМО РК и Собрание депутатов Красномихайловского СМО РК принять Положение «О порядке назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы Красномихайловского СМО РК», поскольку принятие такого муниципального нормативного правового акта является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.

Доводы жалобы фактически направлены на иную оценку установленных обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств.

Каких-либо иных правовых доводов, опровергающих выводы суда, в том числе в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, апелляционная жалоба не содержит.

При таких данных решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия

о п р е д е л и л а:

Решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 23 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу по делу – без удовлетворения.

Председательствующий Л.Л. Лиджеева

Судьи Л.М. Кутланова

Г.В. Панасенко