НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия) от 28.07.2016 № 33А-805/2016

Судья Лиджиев В.Т. дело № 33а-805/2016

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Элиста 28 июля 2016 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Лиджеевой Л.Л.,

судей Панасенко Г.В. и Нудного С.А.

при секретаре Клиповой Д.В.

рассмотрела в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шевченко М.И. к Краснопартизанскому сельскому муниципальному образованию Республики Калмыкия, Собранию депутатов Краснопартизанского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о признании незаконным решения органа местного самоуправления по апелляционной жалобе главы Краснопартизанского сельского муниципального образования Республики Калмыкия Скорик Г.В. на решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия
от 20 апреля 2016 года.

Заслушав доклад председательствующего, возражения Шевченко М.И. и его представителя Хонгаевой С.Р. против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Шевченко М.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Краснопартизанскому сельскому муниципальному образованию Республики Калмыкия (далее Краснопартизанское СМО РК), Собранию депутатов Краснопартизанского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее - Собрание депутатов) о признании незаконным решения органа местного самоуправления. В обоснование своих требований указал, что по состоянию на 26 февраля 2005 г. его стаж государственной гражданской службы и муниципальной службы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, включаются периоды работы: с 12 марта 1992 г. по 14 июля 1993 г. - Главой администрации с. Красный Партизан Яшалтинского района РК; с 1 апреля 1994 г. по 19 декабря 1996 г. - заместителем главы (ахлачи) с. Красный Партизан; с 19 декабря 1996 г. по 14 февраля 2001 г. - главой села Красный Партизан Краснопартизанского СМО; с 14 февраля 2001 г. по 26 февраля 2005 г. - главой Краснопартизанского СМО Яшалтинского района РК. Таким образом, его стаж муниципальной службы составляет 12 лет 3 месяца 7 дней. С 26 июня 2014 г. он является получателем трудовой пенсии. 17 февраля 2015 г. он обратился с письменным заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в администрацию Краснопартизанского СМО РК, но получил отказ в виде Протокола сессии Собрания депутатов Краснопартизанского СМО РК от 23 декабря 2015 г., который считает незаконным и необоснованным. Просил признать незаконным решение Собрания депутатов Краснопартизанского СМО РК от 23 декабря 2015 г. об отказе в принятии Положения о порядке назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы Краснопартизанского СМО РК и возложить на ответчиков обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение его права на дополнительное пенсионное обеспечение за выслугу лет, а также обязанность оформить соответствующие документы для назначения пенсии за выслугу лет.

В судебном заседании административный истец Шевченко М.И. и его представитель Хонгаева С.Р. поддержали заявленные требования.

Глава Краснопартизанского СМО РК Скорик Г.В. возражала против удовлетворения административного искового заявления.

Представитель Собрания депутатов Краснопартизанского СМО РК, надлежащим образом извещенный, в судебное заседание не явился.

Решением Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 20 апреля 2016 года административное исковое заявление Шевченко Михаила Ивановича к Краснопартизанскому сельскому муниципальному образованию Республики Калмыкия, Собранию депутатов Краснопартизанского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о признании незаконным решения органа местного самоуправления удовлетворено. Признано незаконным решение Собрания депутатов Краснопартизанского сельского муниципального образования Республики Калмыкия об отказе в принятии Положения «О порядке назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы Краснопартизанского сельского муниципального образования Республики Калмыкия». На Собрание депутатов Краснопартизанского СМО РК возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав на дополнительное пенсионное обеспечение за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы Краснопартизанского сельского муниципального образования Республики Калмыкия.
На администрацию Краснопартизанского СМО РК возложена обязанность оформить в соответствии с принятым Положением «О порядке назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы Краснопартизанского сельского муниципального образования Республики Калмыкия» соответствующие документы по назначению пенсии Шевченко Михаилу Ивановичу за выслугу лет. На администрацию Краснопартизанского СМО РК возложена обязанность незамедлительно устранить допущенные нарушения и сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и административному истцу Шевченко Михаилу Ивановичу.

В апелляционной жалобе глава Краснопартизанского СМО РК просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что законодательством предусмотрено право, а не обязанность органов местного самоуправления по установлению дополнительных мер социальной поддержки лицам, замещавшим муниципальные должности. Согласно ч. 2 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных расходов и источников финансирования дефицита и соответствующего местного бюджета. В соответствии с ч. 4 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом. Условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не тождественными во всем. Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. Установление расходных обязательств по выплате ежемесячных доплат к государственной пенсии не обеспечено собственными средствами местного бюджета Краснопартизанского СМО РК, что не согласуется с закрепленными Бюджетным кодексом РФ принципами самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов, поскольку уровень бюджетной обеспеченности региона в целом является невысоким, а его бюджет, равно как и бюджет Краснопартизанского СМО РК является дефицитным.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Удовлетворяя административное исковое заявление, суд, руководствуясь ст. ст. 5, 11, 24, 28 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 7 Федерального закона «О государственной пенсионном обеспечении в Российской Федерации», исходил из того, что в силу одинаковой юридической природы дополнительного пенсионного обеспечения для государственных гражданских служащих субъектов РФ и муниципальных служащих Краснопартизанское СМО РК обязано было принять Положение «О порядке назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы Краснопартизанского СМО РК», в соответствии с которым Шевченко М.И. будет иметь право на получение пенсии по выслуге лет.

С такими выводами суда согласиться нельзя ввиду грубого нарушения норм материального права.

В силу статьи 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

По смыслу приведенной правовой нормы органы указанных ветвей власти не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.

Ст. 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ.

Как установлено судом первой инстанции, истец Шевченко М.И. работал
с 12 марта 1992 г. по 14 июля 1993 г. - Главой администрации с. Красный Партизан Яшалтинского района РК; с 1 апреля 1994 г. по 19 декабря 1996 г. - заместителем главы (ахлачи) с. Красный Партизан; с 19 декабря 1996 г. по 14 февраля 2001 г. - главой села Красный Партизан Краснопартизанского СМО; с 14 февраля 2001 г. по 26 февраля 2005 г. - главой Краснопартизанского СМО Яшалтинского района РК.

17 февраля 2015 г. Шевченко М.И. обратился в администрацию Краснопартизанского СМО РК с письменным заявлением о назначении пенсии за выслугу лет.

23 декабря 2015 г. Собранием депутатов Краснопартизанского СМО РК принято решение не принимать Положение о порядке назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы Краснопартизанского СМО РК.

В суде первой инстанции представитель административного ответчика - глава Краснопартизанского СМО РК Скорик Г.В. причиной отказа в принятии нормативного правового акта указала отсутствие денежных средств в бюджете муниципального образования для указанных выплат.

Суд своим решением обязал Собрание депутатов Краснопартизанского СМО РК принять Положение «О порядке назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы Краснопартизанского сельского муниципального образования Республики Калмыкия». На администрацию Краснопартизанского СМО РК возложена обязанность оформить соответствующие документы по назначению Шевченко М.И. пенсии за выслугу лет.

Между тем частью 1 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусмотрено, что формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

Согласно п. 4 ст. 7 ФЗ от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Таким образом, суд незаконно возложил на орган местного самоуправления обязанность принять Положение «О порядке назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы Краснопартизанского СМО РК», поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.

На основании изложенного доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда первой инстанции ввиду самостоятельного определения органом местного самоуправления расходных обязательств муниципального образования путем принятия муниципальных правовых актов обоснованы.

При таких обстоятельствах решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 20 апреля 2016 г. подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Шевченко М.И.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия

о п р е д е л и л а:

Решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 20 апреля 2016 года отменить.

В удовлетворении административных исковых требований Шевченко Михаила Ивановича к Краснопартизанскому сельскому муниципальному образованию Республики Калмыкия, Собранию депутатов Краснопартизанского сельского муниципального образования о признании незаконным решения органа местного самоуправления отказать.

Апелляционную жалобу по делу удовлетворить.

Председательствующий Л.Л. Лиджеева

Судьи Г.В. Панасенко

С.А. Нудной