НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия) от 28.05.2020 № 2-767/20

Судья Карвенова Е.В. № 33-376/2020

№ дела суда 1-й инстанции 2-767/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 мая 2020 года г. Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Басангова Н.А.,

судей Лиджиева С.В. и Сидоренко Н.А.

при секретаре Акшибаевой В.В.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Кармашовой В.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Элисте Республики Калмыкия о включении периода учебы в специальный педагогический стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости по апелляционной жалобе представителя ответчика Сариевой Л.П. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 11 марта 2020 г.

Заслушав доклад судьи Сидоренко Н.А. об обстоятельствах дела, объяснения представителя ответчика Лиджиевой Г.В., поддержавшей доводы жалобы, возражения истца Кармашовой В.Н. и ее представителя Мололкиной И.А. судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Кармашова В.Н. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что она 8 августа 2019 г. обратилась в ГУ-УПФ РФ в г. Элисте РК (далее - УПФ, пенсионный орган) за досрочным назначением страховой пенсии по старости в связи с 25-летним стажем педагогической работы с детьми. Ответчиком в установлении пенсии было отказано из-за отсутствия необходимого специального педагогического стажа. Решением УПФ от 14 октября 2019 г.в специальный педагогический стаж включено 23 года 8 месяцев 23 дня: не включено 1 год 4 месяцев 18 дней, в том числе периоды курсов повышения квалификации, учебных отпусков, отпуска по уходу за ребенком и период работы в качестве воспитателя детского сада.

Решением Элистинского городского суда от 10 января 2020 г. и определениями от 27 января 2020 г., 10 февраля 2020 г. периоды курсов повышения квалификации, учебных отпусков и работы в качестве воспитателя Ульдючинского детского сада «***» с 19 июля 1991 г. по 30 ноября 1991 г. включены в специальный педагогический стаж. В решении УПФ не дается оценка возможности включения в спецстаж периода её очного обучения в Элистинском педагогическом училище (далее - педучилище) в 1991-1994 г., но при этом, как видно из указанного решения, данный период не включен пенсионным органом в специальный педагогический стаж.

Считает, что невключение периода очного обучения в Элистинском педучилище в специальный педагогический стаж и отказ в назначении страховой пенсии по старости являются неправомерными. Педагогическую деятельность она начала после окончания школы в качестве воспитателя Ульдючинского детского сада «***», откуда уволилась в связи с поступлением на очное обучение в Элистинское педучилище. 28 июня 1994 г. она окончила полный курс обучения по специальности «Преподавание в начальных классах» с присвоением квалификации «Учитель начальных классов, учитель национальных классов в начальной школе». С 1 июля 1994 г. была принята на работу в Ульдючинскую среднюю школу учителем начальных классов. В данном образовательном учреждении проработала по 28 июля 2016 г., а с 29 июля 2016 г. принята учителем начальных классов в МБОУ «СОШ № *» г. Элисты, где работает до настоящего времени.

Периоду обучения в педучилище непосредственно предшествовала работа воспитателем детского сада, которая включена в её специальный стаж решением суда от 10 января 2020 г. (с исправлениями от 27 января 2020 г.). Непосредственно после очного обучения она тоже осуществляла педагогическую деятельность в качестве учителя начальных классов средней школы, что бесспорно зачтено ответчиком в спецстаж. Следовательно, период очного обучения в Элистинском педагогическом училище с 1 сентября 1991 г. по 28 июня 1994 г. подлежит зачету в специальный педагогический стаж.

Таким образом, по состоянию на день обращения в УПФ за досрочным назначением пенсии по старости, т.е. на 8 августа 2019 г., специальный стаж составлял: 27 лет 5 месяцев 21 день, в том числе 23 года 8 мес. 23 дня (установленный пенсионным органом) + 1 мес. 27 дней (курсы повышения квалификации) + 7 мес. 21 день (учебные отпуска) + 4 мес. 12 дней (период работы воспитателем Ульдючинского детского сада с 19.07.1991 г. по 30.11.1991 г.) + 2 года 6 мес. 28 дней (период очного обучения в Элистинском педучилище с 1.12.1991 г. по 28.06.1994 г.). Следовательно, 25-летнего педагогического стажа (то есть права на досрочное назначение страховой пенсии) она достигла 17 февраля 2017 г. В связи с тем, что её право на досрочную страховую пенсию возникло до 1 января 2019 г., в отношении неё действует прежний порядок назначения пенсии.

Просила обязать ГУ УПФР в г. Элисте РК включить в её специальный педагогический стаж период очного обучения в Элистинском педагогическом училище с 1 декабря 1991 г. по 28 июня 1994 г. и досрочно назначить ей страховую пенсию по старости со дня обращения в пенсионный орган, то есть с 8 августа 2019 г.

В судебном заседании истец Кармашова В.Н., её представитель Мололкина И.А. поддержали исковые требования.

Представитель ГУ - УПФ РФ в г. Элисте РК Лиджиева Г.В. возражала против удовлетворения заявленных требований.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 11 марта 2020 года исковые требования Кармашовой В.Н. удовлетворены. Постановлено обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Элисте Республики Калмыкия включить в специальный стаж Кармашовой В.Н, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, период обучения по очной форме в Элистинском педагогическом училище им. Х.Б. Канукова с 1 декабря 1991 года по 28 июня 1994 года и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности со дня обращения с заявлением о назначении пенсии – 8 августа 2019 года.

В апелляционной жалобе представителя ответчика Сариевой Л.П. ставится вопрос об отмене решения суда. Считает, что включение в специальный стаж Кармашовой В.Н. периода обучения в Элистинском педагогическом училище (колледже) с 1 декабря 1991 года по 28 июня 1994 года нарушает нормы материального права, так как с 1 октября 1993 года утратило силу Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", положения которого при определенных условиях позволяли включить в стаж работы учителей и других работников просвещения времени обучения в педагогических учебных заведениях и в университетах. Указывает, что на момент обучения истца в педагогическом колледже изменилось законодательство, поэтому, начиная с 1 октября 1993 года, истец не могла рассчитывать на включение периода обучения в педагогический стаж. Суд, удовлетворяя исковые требования в части назначения досрочной страховой пенсии по старости с 8 августа 2019 года, не учел изменения в части сроков назначения пенсии. Утверждает, что право на назначение досрочной страховой пенсии может возникнуть у истца только после вступления в законную силу решения суда. В связи с этим, считает, что в соответствии с действующем законодательством срок назначения страховой пенсии по старости - не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения такого права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.

Согласно подпункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей, назначается независимо от их возраста при наличии стажа такой работы не менее 25 лет.

В силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Согласно постановлению Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ к лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, могут применяться Списки должностей и учреждений, работа на которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.; постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно, постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно, а также постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 для учета соответствующей деятельности, имевшей место с 1 января 2002 г.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 ко всем периодам работы, независимо от времени выполнения работы, предусмотрено применение Списка и правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781.

Как следует из материалов дела, истец оспаривала законность решения пенсионного органа об отказе во включении в специальный стаж периода обучения в Элистинском педагогическом училище (колледже) с 1 декабря 1991 года по 28 июня 1994 года.

В этой связи, при разрешении возникшего спора в указанной части подлежат применению постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 и постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463.

В соответствии с абзацем 5 пункта 2 постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

В силу пункта 4 постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Таким образом, из буквального толкования вышеуказанных норм материального права следует, что период обучения в учебном заведении подлежит включению в педагогический стаж при одновременном соблюдении следующих условий: если ему (времени обучения) непосредственно предшествовала педагогическая деятельность и если таковая следовала за ним и на момент обращения заявителя за назначением пенсии, его специальный стаж составляет не менее 16 лет 8 месяцев.

В соответствии с постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой", с 1 октября 1993 г. постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 утратило силу и на территории РФ применению не подлежит.

Принятыми впоследствии Законом РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не предусмотрена возможность включения в специальный стаж периода обучения.

Согласно решению Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 января 2020 г., с учетом определений суда от 27 января 2020 г. и 10 февраля 2020 г., вступившему в законную силу, на пенсионный орган возложена обязанность включить в специальный стаж Кармашовой В.Н., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности записям в трудовой книжке, период работы в качестве воспитателя Ульдючинского детского сада «***» с 1 июля по 30 ноября 1991 года.

С 1 сентября 1991 г. по 28 июня 1994 г. обучалась в Элистинском педагогическом училище им. Х.Б. Канукова на базе полного среднего образования по специальности «преподавание в начальных классах», присвоена квалификация учитель начальных классов, учитель национальных классов в начальной школе.

Согласно записям трудовой книжки, Кармашова (***) В.Н., 13 августа 1991 г. зачислена в Элистинское педагогическое училище на школьное отделение, 16 июля 1994 г. принята на работу в Ульдючинскую среднюю школу учителем начальных классов, 28 июля 2016 г. уволена по собственному желанию в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса РФ, 28 июля 2016 г. принята в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № ***» на должность учителя начальных классов.

Таким образом, периоду обучения истца в педучилище предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Действительно, окончание истцом педучилища и последующая педагогическая деятельность имели место после утраты силы постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397.

Из материалов дела следует, что период работы до поступления в педучилище, последующее обучение в нем и работа следовавшая за ним, не охватываются периодом действия постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, в связи с чем, по мнению ответчика, период обучения истца в педучилище не подлежит включению в специальный стаж.

Вместе с тем, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 24 мая 2001 г. № 8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Аналогичная позиция изложена в абзаце 7 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в соответствии с которой, при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

Поступая в учебное заведение, осуществляющее подготовку педагогических работников, истец вправе была рассчитывать на предоставление ей в дальнейшем гарантий и льгот в сфере пенсионного обеспечения, установленных действовавшим на тот момент пенсионным законодательством.

Таким образом, изменение в процессе обучения истца правового регулирования в части подсчета специального стажа не является основанием для умаления ее пенсионных прав.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый истцом период обучения в педучилище подлежит включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

С учетом включения периода обучения в педучилище в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, указанный стаж на момент обращения составлял 27 лет 5 месяцев 21 день. Из этого следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии возникло у Кармашовой В.Н. 17 февраля 2017 года, а не с момента вступления решения суда первой инстанции в законную силу, как указывает в апелляционной жалобе представитель ответчика.

Согласно части 1.1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

В связи с тем, что у истца право на досрочное назначение страховой пенсии возникло до 1 января 2019 г., с учетом положений части 1.1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", части 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ, а досрочное назначение страховой пенсии носит заявительный характер, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о назначении указанной пенсии с момента обращения в пенсионный орган.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

о п р е д е л и л а:

решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 11 марта 2020 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу представителя ответчика Сариевой Л.П. - без удовлетворения.

Председательствующий Басангов Н.А.

Судьи Лиджиев С.В.

Сидоренко Н.А.