НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия) от 27.03.2018 № 33А-233/2018

Судья Мучкинов М.Н. дело № 33а-233/2018

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Элиста 27 марта 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Говорова С.И.,

судей Кутлановой Л.М. и Литовкина В.В.,

при секретаре Кикеевой Э.М.,

рассмотрела в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте к Тостаеву В.А. о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям по апелляционной жалобе административного ответчика Тостаева В.А. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 января 2018 года.

Заслушав доклад судьи Говорова С.И., объяснения представителя административного истца Бадаевой Л.С., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Элисте (далее – ИФНС по г. Элисте) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Тостаеву В.А. о взыскании пени по страховым взносам, мотивируя тем, что последний состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя в период с * марта 2010 года по * июня 2013 года, являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование. ГУ - Управлением Пенсионного фонда России в г. Элисте Тостаеву В.А. направлено требование от * декабря 2016 года № *** об уплате недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам со сроком уплаты до 17 января 2017 года, которое в добровольном порядке не исполнено. Определением мирового судьи судебного участка № 3 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 31 июля 2017 года судебный приказ по делу № ** от 04 июля 2017 года о взыскании с Тостаева В.А. недоимки по страховым взносам отменен. В силу Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 1 января 2017 года к налоговым органам перешли полномочия по взысканию недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам. Просили взыскать с Тостаева В.А. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, исходя из стоимости страхового года, на выплату страховой пенсии за периоды до 1 января 2013 года в сумме 6383,39 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии в сумме 2685,78 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии в сумме 805,73 рубля; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, исходя из стоимости страхового года, на выплату накопительной пенсии за периоды до 1 января 2013 года в сумме 2084,68 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 1 января 2017 года в сумме 1950,21 рубль, всего на сумму 13909,79 рублей.

Административный истец Тостаев В.А., извещенный о времени и месте рассмотрения административного искового заявления, в судебное заседание не явился.

Представитель административного истца Бадаева Л.С. административные исковые требования поддержала в полном объеме.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного истца.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 января 2018 года административное исковое заявление ИФНС по г. Элисте удовлетворено частично. Взысканы с Тостаева В.А. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии, в сумме 2075,44 рубля; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии, в размере 622,63 рубля; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального ФОМС за период до 1 января 2017 года в размере 264,62 рубля. С Тостаева В.А. в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 400 рублей.

В апелляционной жалобе административный ответчик Тостаев В.А. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. Указывает, что вступившим в законную силу решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 декабря 2017 года отказано в удовлетворении исковых требований налоговой инспекции к Тостаеву В.А. о взыскании страховых взносов в связи с пропуском срока обращения в суд. Ссылаясь на письмо Федеральной налоговой службы от 12 декабря 2017 года № СА-4-7/25240, положения ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», полагает, что оснований для взыскания задолженности по страховым взносам не имеется. Просит рассмотреть апелляционную жалобу без его участия.

В возражениях на апелляционную жалобу начальник Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Элисте К. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Тостаева В.А. – без удовлетворения.

Изучив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Суд первой инстанции, сославшись на положения ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 8, ст. 16, 25 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», установив отсутствие доказательств принятия мер по принудительному взысканию пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за периоды до 1 января 2013 года в сумме 6383,39 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии за периоды до 1 января 2013 года в сумме 2084,68 рублей, отказал в удовлетворении заявленных требований в этой части. Одновременно с учетом расчета задолженности за период с 19 июня 2015 года по 29 декабря 2016 года суд удовлетворил заявленные исковые требования в части взыскания пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии, в сумме 2075,44 рубля; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии, в размере 622,63 рубля; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального ФОМС за период до 1 января 2017 года в размере 264,62 рубля.

С таким выводом суда соглашается судебная коллегия.

В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Поскольку на момент возникновения спорных правоотношений вопросы, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, а также возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в настоящем деле подлежат применению положения указанного Федерального закона.

Согласно ст. 21 Федерального закона № 212-ФЗ в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу положений Федерального закона от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», начиная с 1 января 2017 года, на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требований об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ регламентировано, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Как видно из материалов дела, Тостаев В.А. состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя в период с * марта 2010 года по * июня 2013 года, являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. В связи с имеющейся у Тостаева В.А. задолженностью по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Элисте последнему направлены: 1) требование от * апреля 2011 года № *** об уплате недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую и накопительную части трудовой пенсии, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование со сроком уплаты до 24 мая 2011 года в размере *** рубль; 2) требование от * марта 2012 года № ***об уплате недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую и накопительную части трудовой пенсии, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование со сроком уплаты до 9 апреля 2012 года в размере *** рубля; 3) требование от * февраля 2013 года № *** об уплате недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую и накопительную части трудовой пенсии, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование со сроком уплаты до 25 февраля 2013 года в размере *** рублей; 4) требование от * июля 2013 года № *** об уплате недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую и накопительную части трудовой пенсии, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование со сроком уплаты до 5 августа 2013 года в размере ** рублей; 5) требование от * ноября 2013 года № *** об уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую и накопительную части трудовой пенсии, обязательное медицинское страхование со сроком уплаты до 25 ноября 2013 года в размере ** рубля; 6) требование от * декабря 2014 года № *** об уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую и накопительную части трудовой пенсии, обязательное медицинское страхование со сроком уплаты до 22 декабря 2014 года в размере ** рублей;

В срок для добровольного исполнения административный ответчик возложенную на него обязанность не исполнил, в связи с чем ГУ - Управление Пенсионного фонда России в г. Элисте вынесены постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя): от * мая 2011 года № ** (по требованию № ***), от * мая 2012 года № *** (по требованию № ***) – исполнительные производства окончены на основании п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с невозможностью установления местонахождения должника; от * марта 2013 года № ** (по требованию № ***) – сведений о возбуждении и окончании исполнительного производства не имеется.

* октября 2013 года ГУ - Управление Пенсионного фонда России в г. Элисте вынесено решение о взыскании с Тостаева В.А. недоимки по уплате страховых взносов за 2013 год и пени. * декабря 2013 года направлено мировому судье заявление о вынесении судебного приказа. 17 января 2014 года мировым судьей судебного участка № 2 Элистинского судебного района Республики Калмыкия вынесен приказ о взыскании с Тостаева В.А. недоимки по уплате страховых взносов за 2013 год и пени на общую сумму 18123,26 рублей (требование от * июля 2013 года № **), заявление о возбуждении исполнительного производства по данному судебному приказу поступило в Элистинский ГОСП УФССП по Республике Калмыкия * июня 2014 года.

В связи с неисполнением Тостаевым В.А. указанных выше требований (в количестве 6) и соответственно образовавшейся задолженностью по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Элисте последнему направлено требование от * декабря 2016 года № *** об уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую и накопительную части трудовой пенсии, обязательное медицинское страхование со сроком уплаты до 17 января 2017 года в размере 13909,79 рублей, которое в добровольном порядке Тостаевым В.А. не исполнено.

Определением мирового судьи судебного участка № 3 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 31 июля 2017 года судебный приказ по делу № *** от 04 июля 2017 года о взыскании с Тостаева В.А. недоимки по страховым взносам на общую сумму 13909,79 рублей отменен.

В связи с неуплатой ответчиком задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование 27 октября 2017 года налоговый орган обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные исковые требования суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии достаточных доказательств направления Тостаеву В.А. требований об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии за период до 1 января 2013 года, отсутствуют соответствующие почтовые реестры. Кроме того, из представленного в суд апелляционной инстанции вступившего в законную силу решения Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 декабря 2017 года следует, что административному истцу отказано в удовлетворении исковых требований к Тостаеву В.А. о взыскании недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за 2010, 2011 годы по требованиям №№ *, * в связи с пропуском срока обращения в суд.

Одновременно в материалах дела не имеется сведений о принятии мер по принудительному взысканию по требованиям № * от * февраля 2013 года об уплате недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую и накопительную части трудовой пенсии, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере * рублей; № * от * ноября 2013 годаоб уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую и накопительную части трудовой пенсии, обязательное медицинское страхование в размере * рубля, № * от * декабря 2014 года об уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую и накопительную части трудовой пенсии, обязательное медицинское страхование в размере * рублей.

Вышеприведенные обстоятельства подтверждаются поступившей в суд апелляционной инстанции информацией начальника ИФНС по г. Элисте (от 23.03.2018 г. исх. № *), согласно которой: 1) страховые взносы на ОПС, ОМС за 2010-2011 гг. на основании решения Элистинского городского суда РК от 20.12.2017 г. по делу № * списаны Инспекцией в соответствии со ст. 59 Налогового кодекса РФ; 2) страховые взносы на ОПС, ОМС за 2012 год не охвачены мерами по принудительному взысканию; 3) страховые взносы на ОПС, ОМС за 2013 год взысканы с Тостаева В.А. по судебному приказу судебного участка № 2 Элистинского судебного района РК от 17.01.2014 г. № *.

В этой связи вывод суда первой инстанции о том, что с ответчика согласно представленному налоговым органом расчету за период с * июня 2015 года по 29 декабря 2016 года подлежат взысканию (в связи с задолженностью, возникшей на основании требования от * июля 2013 года № *, соблюдение процедуры принудительного взыскания по которому подтверждается представленными доказательствами) пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в сумме 2075,44 рубля (исчисленной из размера задолженности в * рублей); пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии в размере 622,63 рубля (исчисленной из размера задолженности * рублей); пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального ФОМС за период до 1 января 2017 года в размере 264,62 рубля (исчисленной из размера задолженности в размере * рублей), обоснован.

Довод жалобы об отсутствии у ответчика обязанности выплачивать задолженность по страховым взносам ввиду вступления в силу с 29 января 2018 года Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» основан на неверном толковании норм права.

Согласно статье 11 вышеуказанного Федерального закона признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» регламентировано, что сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов; в случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Таким образом, списанию в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ подлежит сумма задолженности по страховым взносам, образовавшаяся за расчетные периоды до 1 января 2017 года, в максимальном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, количества месяцев и календарных дней осуществления деятельности, а также сумма задолженности по соответствующим пеням и штрафам.

Между тем, взысканные с ответчика обжалуемым судебным решением пени по страховым взносам начислены на страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный ФОМС в фиксированном размере за 2013 год, сформированные исходя следующих, предусмотренных ч. 1.1 и ч. 1.2 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, расчетов: 1) на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии: 2 х МРОТ х 20% (для лиц 1967 г.р. и моложе) х 12; 2) на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии: 2 х МРОТ х 6% (для лиц 1967 г.р. и моложе) х 12; 3) на обязательное медицинское страхование – МРОТ х 5,1% х 12. Таким образом, правовых оснований применения положений статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ для признания взыскиваемых пеней безнадежными к взысканию в рассматриваемом споре не имеется.

Каких-либо иных юридически значимых доводов, опровергающих выводы суда, в том числе указывающих на нарушение судом норм материального и процессуального права, апелляционная жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия

о п р е д е л и л а:

решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Тостаева В.А. – без удовлетворения.

Председательствующий С.И. Говоров

Судьи Л.М. Кутланова

В.В. Литовкин