НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия) от 19.09.2019 № 33-812/19

Судья Согданова Е.Е. Дело № 33-812/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 сентября 2019 года г. Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Цакировой О.В.,

судей Лиджиева С.В. и Сидоренко Н.А.

при секретаре Манжиковой А.Э.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кармашовой Р.Д. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, Министерству финансов Республики Калмыкия о взыскании невыплаченных сумм пенсии за выслугу лет по апелляционной жалобе исполняющего обязанности Министра социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 июля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Цакировой О.В., объяснения истца Кармашовой Р.Д., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

у с т а н о в и л а:

Кармашова Р.Д. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, Министерству финансов Республики Калмыкия о взыскании невыплаченных сумм пенсии за выслугу лет, мотивируя следующим. Она является пенсионером и получателем пенсии за выслугу лет, назначенной ей как лицу, замещавшему государственные должности и должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, на основании Закона Республики Калмыкия № 335-III-3 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия». Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 года вышеуказанный закон признан недействующим. С 27 июля 2016 года выплата пенсии за выслугу лет прекращена. На момент прекращения выплаты размер ее пенсии за выслугу лет составлял 35873 руб. 21 коп. Во исполнение судебных актов 18 ноября 2016 года Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия принял Закон № 207-V-3 «О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Калмыкия». В настоящее время в Республике Калмыкия отменены дополнительные гарантированные пенсионные права, новые не установлены. Просила взыскать с Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия невыплаченную пенсию за выслугу лет за период с 27 июня 2016 года по 31 мая 2019 года в размере 963 970 руб. 07 коп. за счет средств бюджета Республики Калмыкия и возложить обязанность на Министерство финансов Республики Калмыкия перечислить денежные средства в указанном размере из республиканского бюджета на лицевой счет Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия.

В судебном заседании Кармашова Р.Д. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представители Министерства социального развития труда и занятости Республики Калмыкия и Министерства финансов Республики Калмыкия, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, в суд не явились.

До рассмотрения дела представитель Министерства социального развития труда и занятости Республики Калмыкия Хулхачиева В.С. направила в суд возражения, в которых указала на ошибочность ссылки истца на то, что для исчисления размера пенсии за выслугу лет возможно применение аналогии закона, в частности, Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы». Правовых оснований для взыскания предъявленных истцом ко взысканию сумм не имеется. В силу действующего законодательства установление гарантий пенсионного обеспечения лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, является правом Республики Калмыкия. Исковые требования основаны на неправильном толковании закона.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 июля 2019 года исковые требования Кармашовой Р.Д. удовлетворены частично. Взыскана с Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия в пользу Кармашовой Р.Д. невыплаченная сумма пенсии за выслугу лет за период с 27 июля 2016 года по 31 мая 2019 года в размере 963970 руб. 07 коп. за счет средств бюджета Республики Калмыкия. В удовлетворении остальной части иска отказано.

В апелляционной жалобе исполняющий обязанности Министра социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Ользятиева М.П. просит решение суда отменить полностью ввиду неправильного применения норм материального закона. Ссылаясь на правовую позицию, выраженную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2008 года № 108-О-О, указывает, что в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших государственные должности субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые – впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим. Суд первой инстанции, ссылаясь на возможность применения по данному делу аналогии закона, неправомерно произвел расчет пенсии за выслугу лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы». Судом не учтено, что по данному делу правоотношения возникли из публичных функций (административно-правовых отношений), что исключает применение аналогии закона. Произведя перерасчет пенсии за выслугу лет, суд первой инстанции фактически выполнил функции Министерства социального развития, труда и занятости республики. Принятие неправомерного решения суда привело к подмене функций органов законодательной и исполнительной власти Республики Калмыкия.

В возражениях на апелляционную жалобу истец Кармашова Р.Д. полагала доводы жалобы необоснованными, просила решение суда оставить без изменения.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит изменению в части размера невыплаченной суммы пенсии за выслугу лет по следующим основаниям.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции руководствовался нормами статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы». При этом исходил из того, что, поскольку закон, предусматривавший установление истцу, как лицу, замещавшему государственную должность Республики Калмыкия, пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости отменен, а механизм соответствующего возмещения региональным законодателем не предусмотрен, то способом восстановления нарушенного права истца является взыскание в пользу истца дополнительного пенсионного обеспечения в размере, определенном в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы». Пенсию за выслугу лет истца, подлежащую взысканию с Министерства социального развития, труда и занятости республики за счет средств регионального бюджета, суд исчислил исходя из месячного денежного содержания председателя комитета Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия и размера ежемесячной пенсии - 75 % месячного содержания по соответствующей замещаемой государственной должности за минусом страховой пенсии, что за период с 27 июля 2016 г. по 31 мая 2019 г. составило 963970 руб. 07 коп.

С выводами суда о необходимости применения к рассматриваемым правоотношениям аналогии закона ввиду отсутствия надлежащего правового регулирования в республике в сфере пенсионного обеспечения государственных служащих следует согласиться по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) социальное обеспечение по возрасту, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции федерального законодателя (часть 2 статьи 39).

Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

Согласно пункту 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Аналогичные правовые предписания содержатся в части 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливающей условия, регламентирующие назначение пенсии за выслугу лет только федеральным государственным служащим, который закрепляет право государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации».

Реализуя предоставленное ему полномочие, законодатель урегулировал вопросы пенсионного обеспечения граждан в ряде законодательных актов.

Вопросы пенсионного обеспечения граждан регулируются, в частности, Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правовое регулирование отношений, связанных с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, отнесено к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 6 статьи 2).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно выражал правовую позицию о том, что, внося изменения в содержание мер социальной защиты, в том числе направленные на ее сужение, законодатель должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (часть 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обуславливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки.

По смыслу Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» гарантии лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

В случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», либо по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «г» пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 настоящего Закона (пункт 4 статьи 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ).

Пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854-ФЗ «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы» органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений названного Указа исключительно за счет собственных средств.

Установление пенсий за выслугу лет (ежемесячных доплат к пенсиям) для лиц, замещавших государственные должности в субъекте Российской Федерации, относится к дискреционным полномочиям законодателя субъекта Российской Федерации, который, принимая такое решение в соответствии с рекомендацией, закрепленной в пункте 10 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854-ФЗ «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы», должен учитывать положения данного Указа.

В Республике Калмыкия законодателем был принят Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкии».

Статьей 4 Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года N 335-III-З предусматривалось право лица, замещавшего государственные должности Республики Калмыкия, на пенсию за выслугу лет. Пенсия за выслугу лет указанному лицу устанавливалась в таком размере, чтобы сумма страховой пенсии по старости или по инвалидности и пенсии за выслугу лет составляла при замещении государственной должности свыше трех лет - 75 процентов их ежемесячного денежного вознаграждения.

Согласно части 5 статьи 6 Закона Республики Калмыкия от 12 мая 2009 года № 94-IV-З «О лицах, замещающих государственные должности Республики Калмыкия» лицо, замещавшее государственную должность Республики Калмыкия, имеет право на пенсию за выслугу лет на основании и в порядке, установленном законом Республики Калмыкия.

Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 года, признан недействующим Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-З (в редакции Закона от 14 мая 2015 года) «О пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» со дня вступления решения в законную силу.

Законом Республики Калмыкия от 18 ноября 2016 года № 207-V-З «О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Калмыкия» во исполнение апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 года признан утратившим силу Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия».

9 июня 2018 года Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия принят Закон № 291-V-З «О ежемесячной социальной выплате лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия», которым предусмотрено предоставление ежемесячной компенсационной выплаты лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республика Калмыкия. Закон распространялся на правоотношения, возникшие с 27 июля 2016 года.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2018 года указанный Закон, регулировавший правоотношения, связанные с установлением и выплатой пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, признан недействующим и утратил силу со дня вступления решения суда в законную силу.

Иной правовой механизм государственного пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности в Республики Калмыкия, в настоящее время отсутствует.

Отменив действие Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. № 335-III-З об установлении лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости, Республика Калмыкия не предусмотрела надлежащий механизм соответствующего возмещения.

На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции не был принят нормативный правовой акт Республики Калмыкия, определяющий порядок и условия пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности.

Между тем, отсутствие правового механизма регулирования отношений, связанных с установлением ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, само по себе не может означать фактического лишения указанных лиц гарантированного федеральным законодателем права на дополнительное пенсионное обеспечение, и рассматриваться в качестве отлагательного условия для реализации этого права.

С учетом изложенного, суд первой инстанции, ввиду отсутствия правового регулирования пришел к правильному выводу о необходимости применения в данном случае аналогии закона и взыскания в пользу истца дополнительного пенсионного обеспечения в размере, определенном в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы».

Как видно из материалов дела, в период с 12 января 2004 года по 07 марта 2008 года Кармашова Р.Д. замещала государственную должность Республики Калмыкия – председателя депутатской комиссии (с 29 июня 2005 года - комитета) Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия по контролю за обеспечением деятельности Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия на профессиональной основе. Срок замещения истцом государственной должности, равно как и общий стаж государственной гражданской службы, составил 4 года 3 месяца.

Решением Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия от 13 ноября 2012 года Кармашовой Р.Д. назначена пенсия за выслугу лет с 01 ноября 2012 года в размере 34 980,85 руб. С 27 июля 2016 года выплата пенсии за выслугу лет прекращена в связи с отменой Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-З.

Судом также установлено, что Кармашова Р.Д. с 27 декабря 2010 года является получателем страховой пенсии по старости, назначенной на основании Федерального закона «О страховых пенсиях», размер которой на 27 июля 2019 года составил 18 308,83 руб.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что пенсия за выслугу лет Кармашовой Р.Д. подлежит исчислению исходя из месячного денежного содержания председателя комитета Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия и размера ежемесячной пенсии - 75 % месячного денежного содержания по соответствующей замещаемой государственной должности за минусом страховой пенсии. Рассчитав таким образом пенсию за выслугу лет, суд определил ее задолженность за период с 27 июля 2016 года по 31 мая 2019 года в размере 963970 руб. 07 коп., подлежащую взысканию в пользу истца за счет средств бюджета республики.

Судебная коллегия находит данный вывод суда противоречащим нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.

Действительно, поскольку в настоящее время в Республике Калмыкия отсутствует законодательство, регулирующее отношения, связанные с установлением и выплатой пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, суд в силу пункта 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к законному и обоснованному выводу о применении законодательства, регулирующего сходные отношения (аналогия закона), в данном случае Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы».

Однако, сославшись на определение размера пенсии за выслугу лет в соответствии с положениями названного Указа Президента Российской Федерации, суд первой инстанции определил задолженность по пенсии за выслугу лет, исходя из размера пенсии, указанного в решении о назначении пенсии за выслугу лет от 13 ноября 2012 года и в справке Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия от 14 ноября 2012 года – 75 % от месячного содержания Председателя комитета в размере 64206 руб. 31 коп., то есть фактически применил недействующий закон.

Между тем, в соответствии с абзацами 2 и 3 и 4 пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы» ежемесячная доплата к пенсии лицам, замещавшим государственную должность Председателя Правительства Российской Федерации, при замещении ими государственных должностей Российской Федерации от трех до шести лет устанавливается в размере 55 процентов, шесть лет и более - 75 процентов месячного денежного вознаграждения Председателя Правительства Российской Федерации.

Ежемесячная доплата к пенсии иным лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации от трех до шести лет, устанавливается в размере 55 процентов, от шести до десяти лет - 75 процентов, от десяти до пятнадцати лет - 85 процентов, пятнадцать лет и более - 95 процентов месячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности Российской Федерации за вычетом сумм фиксированной выплаты к установленной им страховой пенсии по старости (инвалидности) и повышений фиксированной выплаты к пенсии по старости (инвалидности). При определении размера ежемесячной доплаты к пенсии не учитываются суммы повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи, в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности I группы, а также суммы повышений фиксированной выплаты при назначении страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) позднее возникновения права на нее, при восстановлении выплаты или назначении ее вновь после отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости (в том числе досрочно).

Для исчисления размера ежемесячной доплаты к пенсии лицам, названным в абзаце третьем настоящего пункта, месячное денежное вознаграждение определяется (по выбору этих лиц) по государственной должности Российской Федерации, замещавшейся на день достижения ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, предусмотренную Федеральным законом «О страховых пенсиях» (дававшего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), либо по последней государственной должности Российской Федерации, полномочия по которой были прекращены (в том числе досрочно).

Как видно из материалов дела, размер страховой пенсии по старости Кармашовой Р.Д. составлял: с 27 июля 2016 года по 31 января 2017 года - 18 308,83 руб., с 01 февраля 2017 года по 31 марта 2017 года – 19 297,40 руб., с 01 апреля 2017 года по 31 июля 2017 года – 19 352,94 руб., с 01 августа 2017 года по 31 декабря 2017 года – 19 625,06 руб., с 01 января 2018 года по 31 декабря 2018 года – 20 351,67 руб., с 01 января 2019 года по 31 мая 2019 года – 21 787,39 руб.

Следовательно, поскольку истец Кармашова Р.Д. замещала государственную должность субъекта Российской Федерации в течение 4 лет и 3 месяцев, то в силу абзаца 3 пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 пенсия истца за выслугу лет подлежит исчислению исходя из 55 % месячного денежного вознаграждения по должности председателя комитета Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия за минусом страховой пенсии:

с 27 июля 2016 года по 31 июля 2016 года: 64 206,31 руб. х 55 % - 18 308,83 руб. : 31 х 4 дня = 2194 руб. 14 коп.;

с 01 августа 2016 года по 31 января 2017 года: 64 206,31 руб. х 55 % - 18 308,83 руб. х 6 месяцев = 102027 руб. 84 коп.;

с 01 февраля 2017 года по 31 марта 2017 года: 64 206,31 руб. х 55 % - 19 297,40 руб. х 2 месяца = 32032 руб. 14 коп.;

с 01 апреля 2017 года по 31 июля 2017 года: 64 206,31 руб. х 55 % -19 352,94 руб. х 4 месяца = 63842 руб. 12 коп.;

с 01 августа 2017 года по 31 декабря 2017 года: 64 206,31 руб. х 55 % - 19 625,06 руб. х 5 месяцев = 78442 руб. 05 коп.;

с 01 января 2018 года по 31 декабря 2018 года: 64 206,31 руб. х 55 % - 20 351,67 х 12 месяцев = 179541 руб. 60 коп.;

с 01 января 2019 года по 31 мая 2019 года: 64 206,31 руб. х 55 % - 21 787,39 руб. х 5 месяцев = 67630 руб. 40 коп.; итого, 525710 руб. 29 коп.

Таким образом, решение суда подлежит изменению в части определения размера пенсии за выслугу лет.

С Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия в пользу Кармашовой Р.Д. за счет средств бюджета Республики Калмыкия подлежит взысканию пенсия за выслугу лет за период с 27 июля 2016 года по 31 мая 2019 года в размере 525710 руб. 29 коп.

Судебная коллегия считает несостоятельными доводы жалобы о необоснованном применении судом к спорным правоотношениям положений Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Согласно пункту 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

В силу частей 1, 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами; в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

Применение закона по аналогии обусловлено необходимостью восполнения пробелов в правовом регулировании тех или иных отношений, направлено на защиту прав и законных интересов граждан, осуществление правосудия.

В данном случае спор возник в связи с отсутствием соответствующего правового регулирования отношений, связанных с установлением ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия.

Учитывая, что введенный в действие с 1 января 2002 года Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регламентирует условия назначения пенсии за выслугу лет только федеральным государственным гражданским служащим, ссылка на необходимость применения по аналогии положений данного закона при расчете пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации, отклоняется судебной коллегией.

Что касается доводов апелляционной жалобы о том, что суд фактически установил для истца условия предоставления права на пенсию, без учета положений закона об установлении таких выплат за счет средств субъекта Российской Федерации и при этом фактически подменил собой органы законодательной и исполнительной власти Республики Калмыкия, то они необоснованны.

Согласно статье 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Применение судом по настоящему делу аналогии закона и вынесение решения о взыскании в пользу истца невыплаченных сумм пенсии за выслугу лет полностью согласуется с вышеуказанной нормой статьи 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

О применении иного механизма определения размера дополнительного пенсионного обеспечения ответчиком не было заявлено ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанций.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется. Решение суда подлежит изменению в части размера взыскиваемой пенсии за выслугу лет, в остальной части – оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

о п р е д е л и л а:

решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 июля 2019 года изменить в части размера взыскиваемой пенсии за выслугу лет.

Взыскать с Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия в пользу Кармашовой Р.Д. невыплаченную сумму пенсии за выслугу лет за период с 27 июля 2016 года по 31 мая 2019 года в размере 525719 (пятьсот двадцать пять тысяч семьсот девятнадцать) рублей 29 копеек за счет средств бюджета Республики Калмыкия.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий О.В. Цакирова

Судьи С.В. Лиджиев

Н.А. Сидоренко