Судья Оляхинова Г.З. дело № 33-788/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
19 сентября 2019 г. г. Элиста
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
судьи-председательствующего Кашиева М.Б.
судей Дорджиева Б.Д. и Джульчигиновой В.К.,
при секретаре Аксеновой А.В.
рассмотрела в судебном заседании апелляционные жалобы представителей ответчиков Сасыкова А.Г. и Ользятиевой М.П. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 05 июля 2019 г. по делу по иску Джексембековой Л.К. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, Министерству финансов Республики Калмыкия о взыскании невыплаченных сумм пенсии за выслугу лет.
Заслушав судью–докладчика Джульчигинову В.К., выслушав возражения на апелляционные жалобы представителя истца Минькеевой А.Б., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Джексембекова Л.К. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что является пенсионером и получателем пенсии в размере 10003 руб. 76 коп. за выслугу лет, назначенной решением Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия от 11 марта 2014 года как лицу, замещавшему государственную должность и должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. № 335-III-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия». На 27 июля 2016 г, размер пенсии составлял 37437 руб. 44 коп. Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 г. вышеуказанный закон признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 г. данное решение оставлено без изменения. Законом Республики Калмыкия от 18 ноября 2016 г. № 207-V-З «О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Калмыкия» во исполнение апелляционного определения Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 г. Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. № 335-III-З признан утратившим силу.
09 июня 2018 г. принят Закон Республики Калмыкия № 291-V-3 «О ежемесячной компенсационной выплате лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республика Калмыкия», которым прекращена выплата пенсии за выслугу лет с 27 июля 2016 г. Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 05 декабря 2018 г. закон признан недействующим. В настоящее время в республике отменены дополнительные гарантированные пенсионные права, новые не установлены. Исходя из требований Конституции РФ объем социальных гарантий не должен уменьшаться. С учетом уточнений просит суд взыскать с Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия невыплаченную пенсию за выслугу лет за период с 27 июля 2016 г. по 01 июля 2019 г. в размере 916241 руб. 83 коп. за счет средств республиканского бюджета.
В судебное заседание истец Джексембекова Л.К., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явилась. Ее представитель Минькеева А.Б. исковые требования с учетом уточнений поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме, взыскать сумму задолженности по день вынесения решения.
Представитель Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, в письменном возражении на иск просил в удовлетворении требований истца отказать.
Представитель ответчика Министерства финансов Республики Калмыкия, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 05 июля 2019 г. исковые требования Джексембековой Л.К. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о взыскании невыплаченных сумм пенсии за выслугу лет удовлетворены частично. Взыскана с Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия в пользу Джексембековой Л.К. невыплаченная сумма пенсии за выслугу лет за период с 27 июля 2016г. по 05 июля 2019г. в размере 428589 руб. 84 коп. за счет средств бюджета Республики Калмыкия. В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов Республики Калмыкия Сасыков А.Г. просит отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение, указывая на то, что к отношениям, связанным с пенсионным обеспечением лиц, замещающих государственные должности Республики Калмыкия не применима аналогия закона, поскольку данные правоотношения возникли из публичных функций. Судом произведен перерасчет пенсии за выслугу лет в нарушение принципа разделения властей. Суд не принял во внимание, что принят Закон Республики Калмыкия от 13 июня 2019 г. №51-VI-3 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия».
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Ользятиева М.П. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Принимая решение суд не учел, что правоотношения между сторонами возникли из публичных правоотношений, что исключает применение аналогии закона. Согласно определению Верховного Суда РФ от 02 декабря 2015 г. ссылка на Указ Президента РФ от 16 августа 1995 г. № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности РФ и должности федеральной государственной гражданской службы», предусматривающий право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», не может быть принята во внимание. Суд установил истцу более льготные условия предоставления права на пенсию и фактически подменил собой органы законодательной и исполнительной власти республики. Отсутствие надлежащего правового регулирования на уровне субъекта Российской Федерации в сфере пенсионного обеспечения государственных служащих не может являться достаточным основанием для приостановления ранее назначенных социальных выплат лицам, замещавшим государственные должности при прекращении полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Разрешая спор и частично удовлетворяя требования Джексембековой Л.К., суд исходил из того, что отмена закона, предусматривающего установление истцу, как лицу, замещавшему государственную должность Республики Калмыкия, пенсии по выслуге лет, не является достаточным основанием для приостановления ранее назначенных социальных доплат лицам, замещавшим государственные должности субъекта Российской Федерации, после прекращения ими полномочий. При этом, учитывая общие подходы установления таких социальных гарантий, предусмотренных на федеральном уровне, руководствовался положениями Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности государственной гражданской службы».
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции федерального законодателя (статья 39, часть 2).
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Исходя из приведенных положений, нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, в том числе служащие при установлении дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, должны быть приняты с соблюдением норм федерального законодательства, регламентирующих вопросы пенсионного обеспечения федеральных государственных гражданских служащих, а также бюджетные правоотношения.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Одним из принципов гражданской службы в силу положений статьи 4 Федерального закона от 07 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, а согласно статье 6 названного Федерального закона взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий.
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходящих государственную службу, порядок пенсионного обеспечения, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим (в том числе ежемесячную доплату к трудовой пенсии, пенсию за выслугу лет и др.), но с учетом общих требований, установленных на федеральном уровне при реализации субъектом Российской Федерации данных полномочий.
Рассматривая вопрос о правовой природе ежемесячных доплат к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации, лицам, замещавшим государственные должности субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд РФ разъяснял, что такие доплаты к пенсии (пенсии по выслуге лет) для лиц, замещавших государственные должности в субъекте Российской Федерации, являются дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением данной категории граждан (определение от 15 января 2008 года №107-О-О, от 02 апреля 2009 года № 473-О-О и др.).
При этом Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в субъекте Российской Федерации, лицам, замещавшим должности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации, дополнительного обеспечения - в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет, предоставляемого за счет средств соответствующих бюджетов (определения от 11 мая 2006 года № 88-О, от 03 апреля 2007 года № 332-О-П, от 15 января 2008 года № 107-О-О и № 108-О-О, от 01 октября 2009 года № 1060-О-О и др.).
Порядок предоставления социальных гарантий лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы на федеральном уровне урегулирован Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы» (далее - Указ Президента РФ №854), а также Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79 «О государственной гражданской службе РФ).
Согласно п. 1 Указа Президента РФ № 854 лица, замещавшие государственные должности Российской Федерации на постоянной основе и получавшие денежное вознаграждение за счет ассигнований федерального бюджета, освобожденные от указанных должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»), либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Таким образом, вышеуказанным лицам предусмотрена возможность установления ежемесячной доплаты только к страховой пенсии по старости (инвалидности), либо к досрочно назначенной пенсии в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ».
Согласно пункту 10 вышеназванного Указа Президента РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа за счет собственных средств.
В п. 11 ч. 1 ст. 52 Федерального № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» указано, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных законодательством, как для федеральных гражданских служащих, так и для гражданских служащих субъектов Российской Федерации в числе основных государственных гарантий предусматривается государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.
Введенный в действие с 01 января 2002 года Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (далее Федеральный закон № 166) также регламентирует условия назначения пенсии за выслугу лет только федеральным государственным гражданским служащим.
Что касается государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, то в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней. Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Законодатель Республики Калмыкия, реализуя данное право, закрепил в абзацах 1 статей 3, 4 Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-З гарантии социальных прав лиц, замещавших государственные должности Республики Калмыкия и должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, предусмотрев, в частности, предоставление им дополнительного материального обеспечения в виде выплаты пенсии за выслугу лет за счет средств республиканского бюджета, которое устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством о страховых пенсиях, при условии замещения государственной должности Республики Калмыкия не менее одного года и освобождение от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями.
Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 г., оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда РФ от 27 июля 2016 г. Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. № 335-III-З (в редакции от 14 мая 2015 г.) признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Законом Республики Калмыкия от 18 ноября 2016 г. № 207-V-З вышеназванный Закон Республики Калмыкия № 335-III-З признан утратившим силу.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции Верховного Суда РФ в своем определении от 27 июля 2016 года указал, что положения Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. № 335-III-З следует считать не действующими только в той мере, в какой они позволяют устанавливать ежемесячные доплаты к государственной пенсии перечисленным в них лицам без учета положений, установленных на федеральном уровне по аналогичным должностям.
Между тем в статьях 2 и 3 Закона Республики Калмыкия № 291-V-З от 09 июня 2018 года «О ежемесячной компенсационной выплате лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» законодателем предусмотрено, что лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, которым прекращена выплата пенсии за выслугу лет с 27 июля 2016 года, предоставляется ежемесячная компенсационная выплата в размере 200 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 05 декабря 2018 года Закон Республики Калмыкия от 09 июня 2018 года № 291-V-З признан не действующим со дня вступления решения в законную силу, в связи с его противоречием нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу,
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, неоднократно выраженной в решениях и применимой к настоящим правоотношениям, при изменении правового регулирования законодатель субъекта Российской Федерации не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, в силу чего законодатель не вправе приостанавливать выплату компенсаций, одновременно не предусмотрев при этом надлежащий механизм соответствующего возмещения. Формы и способы такого возмещения могут быть различными, однако объем социальных гарантий не должен уменьшаться (постановления от 16 декабря 1997 г. № 20-П, от 24 мая 2001 г. № 8-П, от 19 июня 2002 г. № 11-П, от 23 апреля 2004 г. № 9-П, определения от 4 декабря 2003 г. № 415-О, от 15 февраля 2005 г. № 17-О, от 5 июля 2005 г. № 246-О и № 303-О).
При внесении в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официального признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П, определение от 01 декабря 2005 г. № 521-О и др.).
Исходя из указанного, законодатель республики вправе был осуществить иное правовое регулирование, заменяющее признанное недействующим, приведя его в соответствие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу и учитывая общие подходы установления таких социальных гарантий, предусмотренных на федеральном уровне.
Между тем, в период с 27 июля 2016 года по 30 июня 2019 года законодатель республики соответствующего механизма адекватной компенсации потерь получателям мер социальной поддержки в виде ежемесячных доплат к пенсии по выслуге лет не предусмотрел.
На федеральном уровне вопрос предоставления социальных гарантий лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы урегулирован Указом Президента РФ от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы" (далее - Указ Президента РФ от 16 августа 1995 года N 854), а также Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ.
В соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 установлено, что ежемесячная доплата к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации от трех до шести лет, устанавливается в размере 55 процентов, от шести до десяти лет - 75 процентов, от десяти до пятнадцати лет - 85 процентов, пятнадцать лет и более - 95 процентов месячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности Российской Федерации за вычетом сумм фиксированной выплаты к установленной им страховой пенсии по старости (инвалидности) и повышений фиксированной выплаты к пенсии по старости (инвалидности).
Для исчисления размера ежемесячной доплаты к пенсии лицам, названным в абзаце третьем настоящего пункта, месячное денежное вознаграждение определяется (по выбору этих лиц) по государственной должности Российской Федерации, замещавшейся на день достижения ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, предусмотренную Федеральным законом «О страховых пенсиях» (дававшего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), либо по последней государственной должности Российской Федерации, полномочия по которой были прекращены (в том числе досрочно).
В силу частей 1, 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, международных договоров, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами; в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
В силу ч. 1 ст. 9 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Таким образом, применение закона по аналогии обусловлено необходимостью восполнения пробелов в правовом регулировании тех или иных отношений, направлено на защиту прав и законных интересов граждан, осуществление надлежащего правосудия.
С учетом приведенных положений, в случае отсутствия регулирования отношений, связанных с установлением ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, с учетом общих подходов установления таких социальных гарантий, применяются аналогичные положения нормативно-правового акта, предусмотренные на федеральном уровне, имеющие большую юридическую силу.
Так, Указом Президента РФ от 16 августа 1995 года № 854 предусмотрено, в частности, право лиц, замещавших государственные должности Российской Федерации на постоянной основе и получавших денежное вознаграждение за счет ассигнований федерального бюджета, на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
На основании изложенного, исходя из единства и взаимосвязи правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, в целях соблюдения основных государственных социальных гарантий лицам, замещавшим государственные должности республики, ввиду отсутствия закона и механизма выплаты такой пенсии в оспариваемый период, к спорным правоотношениям применимы по аналогии положения названного Указа Президента РФ № 854 для восполнения пробела в правовом регулировании отношений и осуществления надлежащего правосудия.
Так, как установлено судом и видно из дела, Джексембекова Л.К. в период с 06 июня 2004 г. по 02 ноября 2007 г. работала в должности заместителя руководителя Администрации Президента Республики Калмыкия, руководителя Общественной приемной Президента Республики Калмыкия.
Указом Главы Республики Калмыкия от 24 января 2014 г. № 10 указанная должность включена в реестр государственных должностей государственной службы Республики Калмыкия, утвержденном Указом Президента Республики Калмыкия от 03 января 2002 года № 2 «О перечне государственных должностей Республики Калмыкия» (государственные должности категории «А») и реестре государственных должностей государственной службы Республики Калмыкия».
Согласно пункту 7.1.11 «Положения о Министерстве социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия», утвержденного Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 19 ноября 2013г. № 527, Министерство в сфере социального развития назначает, осуществляет перерасчет и выплату пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия.
Решением Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия от 11 марта 2014 г. № 507 ей как лицу, замещавшему государственную должность Республики Калмыкия с 22 февраля 2014 г. установлена пенсия за выслугу лет. Размер пенсии на 01 февраля 2014 года составлял 14293 руб. 96 коп. За период с 22 февраля 2014 года по 28 февраля 2014 года пенсия составила 10003 руб. 76 коп. Начиная с 01 марта 2014 г. размер пенсии по выслуге лет составил 40015 руб. 04 коп. С 27 июля 2016 г. выплата пенсии за выслугу лет прекращена в связи с отменой Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-3, на момент прекращения выплаты размер пенсии составлял 37437 руб. 44 коп.
По сведениям Администрации Главы Республики Калмыкия ежемесячное денежное содержание по должности заместителя руководителя Администрации Президента Республики Калмыкия, руководителя Общественной приемной Президента Республики Калмыкия за период с января по май 2016 г. составляло 78446 руб. 33 коп. в месяц, с июня 2016 г. по декабрь 2018 г. – 52662 руб. 91 коп., за период с января 2019 г. по настоящее время – 55298 руб. 05 коп.
Согласно справке УПФР в г. Элисте РК размер страховой пенсии по старости Джексембековой Л.К. с 01 июня 2016г. по 31 июля 2017г. составлял 16222 руб. 08 коп., с 01 августа 2017г. по 31 июля 2018 г.– 17269 руб. 45 коп., с 01 августа 2018 г. по настоящее время – 17483 руб. 68 коп.
При таких данных, суд правомерно установил, что поскольку период замещения Джексембековой Л.К. государственной должности республики составляет 3 года 8 мес. 27 дней, то согласно абз. 3, 4 п. 1 Указа Президента РФ от 16 августа 1995 г. № 854 ей полагается ежемесячная доплата к пенсии в размере 55 процентов месячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности субъекта за вычетом сумм фиксированной выплаты к установленной ей страховой пенсии по старости.
Таким образом, расчет размера пенсии истца за выслугу лет, как правильно указал суд первой инстанции, подлежит исчислению исходя из месячного денежного содержания и размера ежемесячной пенсии 55 % месячного денежного содержания по соответствующей замещаемой государственной должности за вычетом страховой пенсии.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции находит решение суда в части взыскания в пользу истца пенсии за выслугу лет за период с 01 по 05 июля 2019 г. в размере 177 руб. 13 коп. ошибочным, подлежащим изменению по следующим основаниям.
06 июня 2019 г. Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия принят Закон Республики Калмыкия № 51-VI-3 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия», регулирующий правоотношения по установлению и выплате пенсии, в частности лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия. Настоящий закон вступает в силу 01 июля 2019 г. и не применяется к правоотношениям, возникшим до вступления его в законную силу.
Указанным Законом предусмотрено дополнительное пенсионное обеспечение в частности лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия.
Следовательно, с ответчика подлежит взысканию пенсия за выслугу лет только с 27 июля 2016 года - дня признания не действующим Закона Республики Калмыкия № 335-III-З) и до 30 июня 2019 года.
При таких данных, с ответчика Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия в пользу Джексембековой Л.К.. за период с 27 июля 2016 года по 30 июня 2019 года подлежит взысканию невыплаченная пенсия за выслугу лет в размере 428412 руб. 71 коп., в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит изменению в указанной части.
Что касается доводов апелляционной жалобы о том, что суд, принимая решение, фактически подменил собой органы законодательной и исполнительной власти, то их нельзя признать обоснованными в связи со следующим. Так как спор возник в связи с отсутствием соответствующего нормативного правового регулирования отношений, связанных с установлением ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, следовательно, применение судом к спорным правоотношениям сторон по аналогии положений названного Указа Президента РФ № 854 обусловлено необходимостью восполнения пробела в правовом регулировании возникших отношений и направлено на защиту прав и законных интересов указанных лиц, осуществление надлежащего правосудия.
При этом другие доводы жалобы сводятся к несогласию с решением суда в целом, что не является основанием для его отмены.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
о п р е д е л и л а :
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 05 июля 2019 года изменить.
Взыскать с Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия в пользу Джексембековой Л.К. невыплаченную пенсию за выслугу лет за период с 27 июля 2016 года по 30 июня 2019 года в размере 428412 (четыреста двадцать восемь тысяч четыреста двенадцать) руб. 71 коп. за счет средств бюджета Республики Калмыкия.
Председательствующий М.Б. Кашиев
Судьи Б.Д. Дорджиев
В.К. Джульчигинова