НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия) от 03.10.2019 № 2-370/19

Судья Лиджиев Р.С. Дело № 2-370/2019 (33-884/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 октября 2019 г. г. Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Лиджиева С.В.,

судей Сидоренко Н.А. и Цакировой О.В.,

при секретаре Акшибаевой В.В.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приютненском районе Республики Калмыкия (межрайонное) об установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по апелляционной жалобе представителя ответчика ФИО2 на решение Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 30 июля 2019 г.

Заслушав доклад судьи Лиджиева С.В. об обстоятельствах дела, объяснения представителя ответчика ФИО3, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу истца ФИО1, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с указанным иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приютненском районе Республики Калмыкия (далее – УПФР в Приютненском районе Республики Калмыкия, пенсионный орган).

В обоснование заявленных требований с учетом уточнения указал, что является получателем страховой пенсии по старости. В период с 05 сентября 1979 г. по 25 июля 2013 г. он работал в качестве инженера и директора Республиканского государственного унитарного предприятия «<…> лесхоз» (далее – РГУП «<…> лесхоз»). К его трудовым обязанностям относилось высаживание лесных культур, а также растениеводство, выращивание зерновых, бахчевых культур и животноводство. В марте 2019 г. он обратился в пенсионный орган с заявлением об установлении ему повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях». В назначении ему такой выплаты пенсионным органом было отказано со ссылкой на то, что РГУП «<…> лесхоз» относится к лесному хозяйству.

Учитывая изложенное, ФИО1 просил признать период его трудовой деятельности с 05 сентября 1979 г. по 25 июля 2013 г. как период работы в сельской местности в сельском хозяйстве и установить ему повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости с 01 января 2019 г.

В возражениях на исковое заявление представитель ответчика ФИО2 иск не признала, указав, что спорные периоды работы истца не подлежат включению в стаж работы в сельском хозяйстве, поскольку РГУП «<…> лесхоз» не относится к сельскохозяйственным организациям, наименование должностей «инженер лесных культур» и «директор» не соответствует Списку работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.

В судебном заседании истец ФИО1 иск поддержал.

Представитель ответчика ФИО4 иск не признал.

Решением Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 30 июля 2019 г. иск ФИО1 удовлетворен.

Период трудовой деятельности ФИО1 с 05 сентября 1979 г. по 25 июля 2013 г. (33 года 9 месяцев 20 дней) на должностях инженера лесных культур и директора <…> лесхоза признан трудовой деятельностью в сельском хозяйстве на протяжении не менее 30 календарных лет.

На пенсионный орган возложена обязанность установить ФИО1 повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости в размере 25 процентов с 01 января 2019 г.

С ответчика в пользу истца взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ФИО2 просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права. Указывает, что у истца отсутствует необходимый стаж для повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с осуществлением трудовой деятельности в межхозяйственном лесхозе, основным видом деятельности которого является выращивание леса. Суд не учел, что лесхозы являются предприятиями, не относящимися к сельскому хозяйству. Работа в должностях «инженер лесных культур» и «директор» не учитывается при перерасчете размера фиксированной выплаты.

В возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО1 просит решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

Удовлетворяя иск ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что у истца возникло право на получение повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. При этом периоды выполнения истцом трудовых обязанностей в должностях инженера лесных культур и директора «<…> лесхоза» (РГУ «<…> лесхоз», РГУП «<…> лесхоз», ГУП РК «<…> лесхоз») общей длительностью более 30 лет признаны судом периодами работы в сельском хозяйстве.

С такими выводами суда согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях) лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии на весь период их проживания в сельской местности.

Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 г. № 1441 утверждены Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности (далее – Правила № 1441).

Согласно п. 3 Правил № 1441 исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 г. № 1440.

Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 г. № 1440 утверждены Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее – Список № 1440), и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее – Правила № 1440).

Как следует из п. 3 Правил № 1440 в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком № 1440, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 01 января 1992 г., при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком № 1440.

Анализ Списка № 1440 позволяет сделать вывод, что при исчислении стажа работы в сельском хозяйстве пенсионным органом учитываются соответствующие периоды при условии занятости на работах (в производствах) сельского хозяйства, указанных в разделе «Наименование работ, производств сельского хозяйства», в должностях, поименованных в разделе «Наименование профессий, должностей, специальностей».

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что с 01 апреля 2013 г. (л.д. 57) ФИО1, <…> года рождения, является получателем страховой пенсии по старости.

15 марта 2019 г. ФИО1 обратился в УПФР в Приютненском районе Республики Калмыкия за повышением размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости как проживающему в сельской местности лицу, проработавшему не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве.

19 марта 2019 г. (л.д. 5) пенсионный орган отказал ФИО1 в повышении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа работы в сельском хозяйстве.

По данным, содержащимся в трудовой книжке (л.д. 14-17), в указанный в иске период с 05 сентября 1979 г. по 25 июля 2013 г. ФИО1 работал в «<…> мехлесхозе» <…> управления лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства РСФСР, позднее Государственное учреждение «<…> лесхоз» Государственного комитета лесного хозяйства Республики <…> Федеральной службы лесного хозяйства (ФГУ «<…> лесхоз») на следующих должностях: в период с 05 сентября 1979 г. по 09 ноября 1982 г. (3 года 3 месяца 5 дней) – в должности инженера лесных культур лесного хозяйства; в период с 10 ноября 1982 г. по 25 июля 2013 г. (30 лет 8 месяцев 15 дней) – в должности директора данного учреждения.

ФГУ «<…> лесхоз» 02 февраля 2007 г. было переименовано в Республиканское государственное учреждение «<…> лесхоз», реорганизованное 27 декабря 2007 г. в Республиканское государственное унитарное предприятие «<…> лесхоз», которое 21 сентября 2011 г. было переименовано в государственное унитарное предприятие Республики <…> «<…> лесхоз».

Между тем из Списка № 1440, усматривается, что в разделе «Наименование профессий, должностей, специальностей» такие наименования должностей, как «инженер лесных культур лесного хозяйства» и «директор лесхоза (мехлесхоза)», не предусмотрены.

Согласно Уставу Республиканского государственного унитарного предприятия «<…> лесхоз» (л.д. 20-30), утвержденному 29 декабря 2007 г., данное предприятие создано в целях получения прибыли, выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на договорной основе.

По информации, содержащейся в письме территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия от 23 января 2008 г. № 81 (л.д. 19), по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) видом деятельности РГУП «<…> лесхоз» является лесоводство (код вида деятельности 02.01.5).

Кроме того, согласно п. 1 Общего положения о лесхозах, лесокомбинатах и леспромхозах Министерства лесного хозяйства РСФСР, утвержденного приказом Минлесхоза РСФСР от 08 января 1971 г. № 6 (далее – Общее положение) лесхозы Министерства лесного хозяйства РСФСР являются предприятиями, осуществляющими в лесах государственного значения комплекс производственных, лесохозяйственных и лесозаготовительных работ, а также переработку древесины.

В п. 8 Общего положения о лесхозах указано, что основными задачами лесхозов являются: всемерная интенсификация лесохозяйственного производства; уход за лесом, повышение производительности лесов, организация и осуществление работ по защитному лесоразведению; выполнение заданий государственного плана по лесохозяйственному и промышленному производству, заготовке лесных семян, выращиванию посадочного материала, созданию молодых насаждений, переработке древесины и лесных отходов, заготовке и переработке пищевых продуктов леса и др.; непосредственное управление государственным лесным фондом на территории предприятия; организация и регулирование всех видов пользования лесом, охрана лесов и осуществление государственного надзора за рациональным использованием лесных ресурсов.

В силу п. 18 Общего положения о лесхозах директор лесхоза организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за ее состояние и деятельность, охрану лесов и имущества предприятия, соблюдение сметно-финансовой, договорной и трудовой дисциплины, хозяйственное ведение дела.

На директора лесхоза возлагаются такие обязанности, как утверждение производственных, финансовых и прочих планов по всем отраслям хозяйственной деятельности лесхоза, представление заявок в вышестоящий орган лесного хозяйства, руководство и контроль за использованием по назначению оборудования, средств транспорта и материалов, организация выполнения лесохозяйственных, лесозаготовительных и других работ, возложенных на лесхоз, а также организация охраны и защиты лесов (п. 19 Общего положения о лесхозах).

Постановлением Госкомтруда СССР от 08 августа 1973 г. № 226 «О дополнении II части Квалификационного справочника должностей служащих «Должности руководителей и специалистов, занятых инженерно-техническими и экономическими работами на производственных предприятиях» определены должностные обязанности инженера по лесным культурам, то есть функции, которое могут быть возложены полностью или частично на работника, занимающего данную должность.

К ним, в частности относятся: организация работы по лесовосстановлению, лесосеменному делу и выращиванию посадочного материала в масштабе предприятия; осуществление проверки проектов производства лесных культур и защитных лесонасаждений и подготовка их для утверждения; осуществление контроля за агротехническими сроками и качеством выполнения лесокультурных работ, а также по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах при выполнении этих работ; участие в составлении производственно-финансового плана и оперативно-календарных планов лесовосстановительных работ, технической приемке, инвентаризации и обследовании лесных культур.

Учитывая изложенное, замещаемые истцом должности инженера лесных культур лесного хозяйства и директора в предприятии лесного хозяйства (лесхозе) не могли быть отнесены к должностям, поименованным в разделе «Наименование профессий, должностей, специальностей» Списка № 1440, работа в которых засчитывается в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Закона о страховых пенсиях.

Таким образом, у пенсионного органа не имелось правовых оснований для включения спорных периодов работы истца в стаж работы в сельском хозяйстве.

Вывод суда первой инстанции об идентичности должностей инженера лесных культур лесного хозяйства и директора предприятии лесного хозяйства («<…> лесхоз»), указанных в трудовой книжке, предусмотренным Списком № 1440 должностям инженера растениеводческого направления и директора не основан на нормах закона.

В силу положений ч. 11 ст. 17 Закона о страховых пенсиях и разъяснений, содержащихся в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», суд, являясь правоприменительным органом, не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей.

Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мог быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истца.

Сведения о том, что работодателем истца неправильно указано наименование его должностей в трудовой книжке в материалах дела отсутствуют, сторонами суду не представлены.

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о наличии у истца требуемого стажа работы в сельском хозяйстве, дающего право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением трудовой деятельности в период с 05 сентября 1979 г. по 25 июля 2013 г. на должностях инженера лесных культур лесного хозяйства и директора предприятия лесного хозяйства («<…> лесхоз») является несостоятельным, поскольку не соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на неправильном толковании норм материального права.

В связи с этим решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Апелляционная жалоба представителя ответчика ФИО2 подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 30 июля 2019 г. отменить.

В удовлетворении иска ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приютненском районе Республики Калмыкия (межрайонное) об установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии отказать.

Председательствующий С.В. Лиджиев

Судьи: Н.А. Сидоренко

О.В. Цакирова