Дело № 2-212/2018 Председательствующий – Тумгоев М.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-681/2018
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего Фаргиева И.А.,
судей Дзаитова М.М. и Кориговой М.А.,
при секретаре Хадзиеве М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Евлоева Юсупа Якубовича к Органу местного самоуправления «Администрация г. Карабулак» о признании бездействия незаконным
по апелляционной жалобе представителя ответчика Куштовой М.Б. на решение Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 11 мая 2018 г., которым исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Кориговой М.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Евлоев Ю.Я. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит с учетом уточненных требований обязать администрацию г. Карабулак рассмотреть его заявление от 27 февраля 2018 г. об увольнении по собственному желанию, расторгнуть с ним трудовой договор в порядке ст. 80 Трудового кодекса РФ, обязать ответчика выдать ему трудовую книжку и произвести с ним окончательный расчет, решение суда обратить к немедленному исполнению.
В обоснование искового заявления указано, что распоряжением главы администрации г. Карабулак от 14 июня 2010 г. № 76 истец назначен на должность главного специалиста по работе с коммунальными службами. На основании его заявления ему предоставлен отпуск без сохранения заработной платы сроком на один год с 22 мая 2017 г. по 22 мая 2018 г.
Находясь в указанном отпуске, он был принят на работу на должность начальника территориального участка Сунженского района ООО «Газпром межрегионгаз Назрань». 27 февраля 2018 г. им подано заявление на имя главы администрации г. Карабулак в порядке ст. 80 Трудового кодекса РФ об увольнении по собственному желанию.
В установленный трудовым законодательством срок заявление истца об увольнении не рассмотрено. Полагая свои трудовые права нарушенными, Евлоев Ю.Я. инициировал обращение в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель истца Чаниев Р.М. исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика Куштова М.Б. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
По заявлению истца Евлоева Ю.Я. дело рассмотрено в его отсутствие.
Решением Карабулакского районного суда от 11 мая 2018 г. исковое заявление удовлетворено в полном объеме, решение обращено к немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе представителя ответчика Куштовой М.Б. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Евлоева Ю.Я. В апелляционной жалобе приводятся доводы, согласно которым истцом не предпринято мер по предотвращению конфликта интересов, возникшего при поступлении на новую работу в период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, в связи с чем ответчик правомерно не рассмотрел его заявление об увольнении по собственному желанию. Автор жалобы полагает, что принятое судом решение противоречит федеральному законодательству о муниципальной службе.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца Чаниева Р.М., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" регулируются отношения, связанные с прохождением муниципальной службы.
Частью 2 ст. 3 указанного Федерального закона предусмотрено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом.
Аналогичные положения содержатся в ч.7 ст. 11 Трудового кодекса РФ, согласно которым на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В силу абз. 2 ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Согласно п. 3 ст. 77 Трудового кодекса РФ основанием прекращения трудового договора является расторжение трудового договора по инициативе работника (статья 80 настоящего Кодекса).
Порядок и условия расторжения трудового договора по инициативе работника определены в ст. 80 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.
По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.
По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу. В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет.
В силу п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 17 марта 2004 г. «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении споров о расторжении по инициативе работника трудового договора, заключенного на неопределенный срок, а также срочного трудового договора, судам необходимо иметь в виду следующее: расторжение трудового договора по инициативе работника допустимо в случае, когда подача заявления об увольнении являлась добровольным его волеизъявлением.
Таким образом, основанием для расторжения трудового договора в соответствии со ст. 80 Трудового кодекса РФ является добровольная инициатива работника, выраженная в письменной форме и не измененная до окончания срока предупреждения работодателя о намерении работника прекратить трудовые отношения. При этом законом на работодателя возложена обязанность оформить расторжение трудового договора в последний день работы работника, выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет.
Судом установлено и из материалов дела следует, что на основании распоряжения администрации г. Карабулак от 14 июня 2010 г. № 76 Евлоев Ю.Я. назначен на должность главного специалиста по работе с коммунальными службами администрации г. Карабулак с 12 июля 2010 г. (л.д.4).
Согласно распоряжению ОМС «Администрация города Карабулак» от 22 мая 2017 г. № 104 (А) Евлоеву Ю.Я. предоставлен отпуск без сохранения денежного содержания с 22 мая 2017 г. по 22 мая 2018 г. (л.д. 5).
27 февраля 2018 г. Евлоев Ю.Я., находясь в отпуске без сохранения денежного содержания, обратился на имя главы администрации г. Карабулак с заявлением об увольнении с занимаемой должности по собственному желанию (л.д. 15).
Вместе с тем заявление ответчиком не рассмотрено, окончательный расчет с истцом не произведен, трудовая книжка не выдана.
Удовлетворяя исковые требования Евлоева Ю.Я., суд указал, что своими действиями ответчик нарушил трудовые права истца.
С учетом установленных по делу юридически значимых обстоятельств и положений действующего трудового законодательства указанный вывод суда судебная коллегия находит правильным.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия полагает необоснованными в связи со следующим.
В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 11 ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона на муниципального служащего возложена обязанность уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта. При этом предотвращение или урегулирование конфликта интересов в силу части 2.1 статьи 14.1 названного Федерального закона может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Частью 2.3 ст. 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ установлено, что непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Согласно представлению прокурора г. Карабулак от 27 февраля 2018 г. в действиях главного специалиста по работе с коммунальными службами администрации г. Карабулак Евлоева Ю.Я., являющегося также начальником территориального участка Сунженского района ООО «Газпром межрегионгаз Назрань», усматривается личная заинтересованность, которая может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей по занимаемой должности муниципальной службы.
Названным представлением главе администрации г. Карабулак предписано рассмотреть представление и принять конкретные меры по устранению отмеченных нарушений законодательства, их причин и условий, им способствующих, решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных в указанных нарушениях закона должностных лиц администрации г. Карабулак.
Как следует из материалов дела, 7 марта 2018 г. представление прокурора рассмотрено на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации г. Карабулак и урегулированию конфликта интересов и выявлено нарушение действующего антикоррупционного законодательства со стороны муниципального служащего главного специалиста по работе с коммунальными службами администрации г. Карабулак Евлоева Ю.Я.
Принято решение по выходу Евлоева Ю.Я. из отпуска без сохранения заработной платы рассмотреть вопрос о применении мер дисциплинарного характера по установленным нарушениям с учетом объяснительной, представленной Евлоевым Ю.Я.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ссылается на то, что истцом не приняты меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с указанными доводами, поскольку обращение Евлоева Ю.Я. с заявлением об увольнении по собственному желанию до окончания отпуска без сохранения денежного содержания в связи с выполнением им иной оплачиваемой работы следует расценивать, как принятие истцом мер по урегулированию конфликта интересов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и не усматривает оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 11 мая 2018г., которым удовлетворено исковое заявление Евлоева Юсупа Якубовича к Органу местного самоуправления «Администрация г. Карабулак» о признании бездействия незаконным, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи