Дело № 2-280/19 Председательствующий Панченко Ю.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-304/2019
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего – Дзаитова М.М.,
судей – Арчакова А.М. и Даурбекова М.М.,
при секретаре Цокиеве М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Аушева Т.М. на решение Магасского районного суда от 29 января 2019 г., которым отказано в удовлетворении искового заявления и удовлетворён встречный иск по делу по исковому заявлению Аушева Темирлана Магометовича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия и Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия о признании незаконными решений об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и прекращении ежемесячных денежных выплат, обязании возобновить указанные выплаты с даты прекращения, взыскании расходов на оплату услуг представителя и встречному иску МВД по Республике Ингушетия к Аушеву Т.М. о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий и обязании сдать указанное удостоверение.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Ингушетия Даурбекова М.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Аушев Т.М. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия (далее – МВД по Республике Ингушетия) и ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия (далее – ОПФ по Республике Ингушетия), которым просил признать незаконным решение комиссии МВД по РИ об аннулировании выданного ему удостоверения ветерана боевых действий и прекращений ежемесячных выплат как участнику боевых действий.
3 февраля 2006 года в установленном порядке Министерством внутренних дел по Республике Ингушетия он признан ветераном боевых действий и ему выдано удостоверение серии РМ № 0098494 «ветеран боевых действий». На протяжении 11 лет он пользовался правами и льготами, предусмотренными п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Магасский районный суд решением от 29 января 2019 года исковые требования Аушева Т.М. оставил без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, Аушев Т.М. обжаловал вышеуказанное решение, и в апелляционной жалобе просит его отменить, а исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения дела стороны по делу в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах не явки не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ и разъяснениями, содержащимися в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм Гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", находит возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия неявившихся участников судопроизводства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ и пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Из материалов дела следует, что Министерством внутренних дел по Республике Ингушетия 3 февраля 2006 года Аушеву Т.М. выдано удостоверение ветерана боевых действий серии РМ № 0098494, согласно которому оно является бессрочным и действительным на всей территории Российской Федерации, кроме того его предъявитель имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Признавая законным решение МВД по Республике Ингушетия об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и прекращении ежемесячных доплат к пенсии бывшего сотрудника Аушева Т.М., суд обоснованно указал, что согласно Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом от 7 мая 2004 г. № 282, гражданам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию, удостоверения оформляются и выдаются через соответствующие пенсионные подразделения МВД России, осуществляющие их пенсионное обслуживание при наличии подтверждающих документов (подпункт 2.4 п.2).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда по следующим основаниям.
Согласно подпункту п. 2.2 Инструкции сотрудникам и работникам территориальных органов МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, удостоверения оформляются и выдаются через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту дислокации таких подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел.
Перечень подтверждающих документов, необходимых для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, содержится в п. 3 Инструкции МВД России.
Из приведенных положений следует, что наделение гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения является результатом совершения ряда действий, в том числе связанных с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.
Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5 - ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (пдп. 1 п. 1 ст.3).
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (п. 3 ст. 3).
В соответствии с п.п. 1, 5, 13, 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года № 699, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел. При этом МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел. В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. В состав органов внутренних дел входят в том числе: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России.
Аналогичное правовое регулирование содержалось в Положении о МВД России, утверждённом Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 248 и действовавшем до 21 декабря 2016 года.
Таким образом, МВД России и его территориальные органы, одним из которых является МВД по Республике Ингушетия, в силу приведённых правовых норм, в том числе Федерального закона «О ветеранах» и постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», уполномочены производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России и обязаны осуществлять действия, направленные на реализацию требований законодательства о недопустимости необоснованной выдачи данных удостоверений.
Положением о МВД по Республике Ингушетия, утвержденным приказом МВД России от 27 апреля 2011 года № 253 и действовавшим в период принятия ответчиком решения об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий, предусмотрено, что МВД по РИ осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами МВД России (пп. 49 п.12).
Подпунктом 11 п. 13 названного положения закреплено право МВД по Республике Ингушетия в целях реализации своих полномочий, образовывать координационные, консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.
В действующем в настоящее время Положении о МВД по Республике Ингушетия, утвержденном приказом МВД России от 26 июля 2017 года № 535, установлено сходное приведенному правовое регулирование (пп. 60 п. 13 и пп. 11 п. 14).
В целях практической реализации норм Федерального закона «О ветеранах», постановления Правительства РФ от 19 декабря 2003 года № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», приказа МВД России от 7 мая 2004 года № 282 «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России» приказом МВД по Республике Ингушетия утверждено Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (п. 1 и пп. 16.1 данного положения).
К основным задачам комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий отнесено, в том числе рассмотрение материалов по выдаче удостоверений ветерана боевых действий (пп. 16.2 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия). При рассмотрении вопросов комиссия имеет право: запрашивать от подразделений внутренних дел, воинских частей, военных комиссариатов и архивов в установленном порядке необходимые документы, требующиеся для принятия решений комиссией; принимать решения по существу поставленных вопросов (пп. 17.1, 17.2 Положения о комиссии МВД по РИ).
Приказом МВД по Республике Ингушетия от 27 сентября 2016 года № 501 в пределах предоставленных МВД по РИ полномочий, что также подтверждено кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 2018 года № 26-КГ-18-22, в названное положение внесены изменения, его п. 16 дополнен пп. 16.6, согласно которому к основным задачам комиссии относятся проверка и пересмотр материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, организация работы по аннулированию и изъятию необоснованно выданных удостоверений ветерана боевых действий, а также по прекращению в установленном порядке ежемесячной денежной выплаты в случае утраты оснований для получения удостоверения ветерана боевых действий.
При этом предоставление МВД по Республике Ингушетия названным актом указанных полномочий обусловлено наличием у ответчика обязанности по осуществлению проверки законности оснований для выдачи удостоверения ветерана боевых действий и направлено на исключение случаев необоснованной выдачи такого удостоверения, а равно на выявление ошибок, выразившихся в наделении соответствующим правовым статусом граждан без достаточных законных оснований. Данная деятельность МВД по Республике Ингушетия, в том числе комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, не носит произвольного характера, а имеет целью обеспечение соблюдения требований законодательства, регулирующего порядок выдачи лицам удостоверений ветерана боевых действий.
Таким образом, поскольку МВД по Республике Ингушетия уполномочено производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий и в связи с этим на него возложена обязанность осуществлять действия, направленные на проверку материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий лицам, получившим соответствующий статус, то в силу приведённого выше правового регулирования в случае выявления факта необоснованной выдачи таких удостоверений МВД по Республике Ингушетия организует работу по их аннулированию и изъятию, а также по прекращению предоставления социальных гарантий при утрате законных оснований для получения лицом статуса ветерана боевых действий, то есть исправляет, таким образом, допущенные ранее при выдаче удостоверений ошибки.
Как отметил Европейский Суд по правам человека, в качестве общего принципа органы власти не должны быть лишены права исправления ошибок, особенно вызванных их собственной небрежностью; в противном случае нарушался бы принцип недопустимости неосновательного обогащения; это также было бы несправедливым по отношению к другим участникам системы социального обеспечения, в особенности по отношению к тем, кому было отказано в назначении выплат (пособия) по причине их несоответствия установленным законом требованиям, и, наконец, могло бы повлечь ненадлежащее распределение ограниченных общественных средств, что само по себе противоречило бы публичному интересу (постановление от 15 сентября 2009 года по делу «Москаль (Moskal) против Польши»).
Исходя из этого, вывод суда первой инстанции о том, что комиссия МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий имеет полномочии по аннулированию, отзыву или признанию недействительным ранее выданного удостоверения ветерана боевых действий, является законным и обоснованным.
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Закон Российской Федерации от 21 января 1993 года № 4328-I «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» устанавливает социально - правовые гарантии защиты военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Действие настоящего Закона распространяется на лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах (ст. 8 Закона РФ от 21 января 1993 года № 4328-I в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ).
В силу ст. 7 Закона РФ от 21 января 1993 года № 4328-I определение порядка установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и установление порядка предоставления дополнительных гарантий и компенсаций, предусмотренных данным Законом, отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определен постановлением Правительства РФ от 31 марта 1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций».
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 31 марта 1994 года № 280 предусмотрено предоставлять военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Между тем, как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, доказательства, подтверждающие участие Аушева Т.М. в боевых действиях, а именно приказы соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения им задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, суду не представлены.
Кроме того, в комиссии МВД по Республике Ингушетия отсутствуют соответствующие материалы, послужившие основанием для приобретения истцом статуса ветерана боевых действий и выдачи удостоверения ветерана боевых действий.
Таким образом, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании имеющихся доказательств, и им дана надлежащая оценка, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и основания для его отмены не имеются.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 и статьей 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магасского районного суда от 29 января 2019 года, которым отказано в удовлетворении искового заявления и удовлетворён встречный иск по делу по исковому заявлению Аушева Темирлана Магометовича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия и Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия о признании незаконными решений об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и прекращении ежемесячных денежных выплат, обязании возобновить указанные выплаты с даты прекращения, взыскании расходов на оплату услуг представителя и встречному иску МВД по Республике Ингушетия к Аушеву Т.М. о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий и обязании сдать указанное удостоверение оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Аушева Т.М. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащими подписями
верно:
Судья Верховного Суда
Республики Ингушетия ______________________ М.М. Даурбеков