Председательствующий: Булавина Т.Э.
Дело № 33-1965/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Прониной А.В., Хлыстак Е.В.,
при секретаре Изместьевой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 31 июля 2018 года гражданское дело по апелляционной жалобе истца Горшкова Анатолия Максимовича на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 31 мая 2018 года, которыми отказано в удовлетворении его исковых требований к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане Республики Хакасия о перерасчете пенсии.
Заслушав доклад судьи Прониной А.В., объяснения истца Горшкова А.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горшков А.М. обратился в суд с иском к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане Республики Хакасия (далее – ГУ УПФ РФ в г. Абакане) о перерасчете пенсии. Требования мотивировал тем, что в 1995 году по действующему в то время законодательству ему была назначена досрочная пенсия в связи с особыми условиями труда, размер которой составил 300181 руб. в месяц, что в процентном соотношении к его заработной плате равнялось 18,5%. К настоящему времени размер его пенсии снизился примерно в 2,5 раза, что считал незаконным. Просил обязать ответчика произвести перерасчет пенсии в соответствии с действующей на настоящий момент формулой расчета, а именно переведя среднемесячную заработную плату на день назначения пенсии в размере 1602780 руб., что соответствует на сегодняшний день 90000 руб. в месяц, и, исходя из этой суммы и стажа его работы 32 года, исчислить ее следующим образом: 11680 х 12/140160 х 10 = 10 баллов; 10 баллов х 32 года стажа х 78,58 + 4805,11 = 29950,71 руб., что будет составлять примерно 30% его заработной платы.
В судебном заседании истец Горшков А.М. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Малюкова М.И. исковые требования не признала, поскольку расчет пенсии истца произведен в соответствии с пенсионным законодательством.
Суд постановил решение об отказе в удовлетворении исковых требований, с чем не согласен истец Горшков А.М.
В апелляционной жалобе он просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Приводя обстоятельства дела и доводы, аналогичные, изложенные в исковом заявлении, настаивает на том, что отказ в перерасчете пенсии является незаконным.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Горшкову А.М. в соответствии с пунктом «б» статьи 12 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 340-1) назначена пенсия в связи с особыми условиями труда с 04.12.1995 года.
В соответствии со статьей 10 Закона № 340-1 пенсия на общих основаниях устанавливается мужчинам - по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет.
Пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют общий трудовой стаж не менее 25 лет.
В статье 16 названного Закона предусмотрено, что пенсия устанавливается в размере 55 процентов заработка и, сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии (статьи 10, 11 и 12 Закона № 340-1).
При назначении пенсии в соответствии со статьями 12 и 14 Закона № 340-1 увеличение ее размера на один процент заработка производится также за каждый полный год специального трудового стажа сверх необходимого для установления пенсии.
Размер пенсии, исчисленной в указанном выше порядке, не может превышать 75 процентов заработка.
Согласно статье 18 Закона № 340-1 максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии (часть первая статьи 17 Федерального закона № 340-1), а пенсии, назначенной в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и в горячих цехах (пункт «а» статьи 12 Закона № 340-1), - трех с половиной размеров.
Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.
Согласно статье 17 Закона № 340-1 минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже минимального размера оплаты труда, который по состоянию на 01.12.1995 года составлял 60500 руб. (статья 1 Федерального закона от 01.11.1995 года № 159-ФЗ).
Согласно статье 112 Закона № 340-1 минимальные размеры трудовых пенсий и социальные пенсии определяются для граждан, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, с применением соответствующего коэффициента на весь период их проживания в указанных местностях. При этом, если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. В таком же порядке определяются для указанных граждан максимальные размеры трудовых пенсий.
Как следует из материалов дела, общий стаж Горшкова А.М. составил 30 лет 2 месяца 20 дней, льготный стаж – 14 лет 1 месяц 21 день., средний заработок - 1602780 руб. 85 коп.
С учетом стажа работы истца, размер его пенсии должен был быть исчислен исходя из 61% его среднего заработка, что составляло 977696 руб. 32 коп.
Данный размер пенсии превышал максимальный размер пенсии, установленный статьей 18 Закона № 340-1, в связи с чем ответчиком пенсия истцу назначена в размере 247747 руб., доплата к пенсии в размере 52433 руб. (наличие иждивенца), что в совокупности составило 300181 руб.
В последующем размер пенсии истца менялся как по заявлениям истца, так в беззаявительном порядке в связи с индексацией пенсии, прекращением выплаты доплаты за иждивенца и ее повторным установлением, в связи с уплатой истцом страховым взносов в период регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
С 01.01.2002 года вступил в действие Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ), в связи с чем, с указанной даты был произведен переход на новый закон с учетом имеющихся в базе данных пенсионного органа сведений о трудовом стаже и заработке пенсионеров.
Пунктом 2 статьи 30 названного Федерального закона предусмотрено, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В пункте 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где: РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1671 руб. 00 коп.).
Пункт 4 названной статьи предусматривает, что расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = ЗР x СК, где: РП - расчетный размер трудовой пенсии; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается; СК - стажевый коэффициент.
Согласно пункту 6 вышеуказанной статьи для лиц, которым по состоянию на 31.12.2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.
В случае, если по выбору пенсионера оценка его пенсионных прав производится в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящей статьи, для определения расчетного размера трудовой пенсии по желанию пенсионера может быть учтен размер его среднемесячного заработка, из которого исчислена установленная пенсия.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), вступившего в силу с 01.01.2015 года, для лиц, которым по состоянию на 31.12.2014 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ, величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015 года определяется на основании документов выплатного дела исходя из размера установленной им трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01.01.2015 года, указанную в части 10 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Частью 10 статьи 15 указанного Федерального закона установлено, что стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01.01.2015 года, равна 64 руб. 10 коп.
С учетом вышеприведенной нормы, истцу с 01.01.2015 года установлена страховая пенсия по старости в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., включая страховую часть трудовой пенсии по старости в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., фиксированную выплату к страховой пенсии в размере <данные изъяты> руб.
Обращаясь в суд с иском о перерасчете размера страховой пенсии, истец считал, что она должна быть рассчитана ему по формуле: 11680 х 12/140160 х 10 = 10 баллов; 10 баллов х 32 года стажа х 78,58 + 4805,11 = 29950,71 руб., однако такой порядок расчета пенсии не предусмотрен ни Федеральным законом № 400-ФЗ, ни ранее действовавшими законами, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Оценивая доводы апелляционной жалобы истца, судебная коллегия находит их невлияющими на правильность выводов суда первой инстанции, поскольку они фактически сводятся к несогласию с размером выплачиваемой ему пенсии.
При этом судебная коллегия учитывает, что при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции истец не смог пояснить, в чем заключается нарушение его прав ответчиком при исчислении размера пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 31 мая 2018 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Горшкова Анатолия Максимовича без удовлетворения.
Председательствующий А.С.Топоев
Судьи А.В.Пронина
Е.В.Хлыстак