НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия) от 29.03.2022 № 33-746/2022

Председательствующий Малиновская М.С.

УИД 19RS0002-01-2021-003048-57

Дело № 33-746/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Топоева А.С.,

судей Прониной А.В., Хлыстак Е.В.,

при ведении протокола помощником судьи Топоевой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 29 марта 2022 года гражданское дело по апелляционной жалобе истца Злобина Виктора Петровича на решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 17 января 2022 года, которым отказано в удовлетворении его иска к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия о признании решения незаконным, перерасчете пенсии.

Заслушав доклад судьи Хлыстак Е.В., объяснения истца Злобина В.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Лапиной А.А., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Злобин В.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Черногорске Республики Хакасия (межрайонное) (далее – ГУ-УПФ РФ в г. Черногорске) о признании решения незаконным, перерасчете пенсии. Требования мотивировал тем, что с ДД.ММ.ГГГГ он является получателем страховой пенсии по старости по Списку № 2. При ознакомлении со сведениями индивидуального лицевого счета истец обнаружил ошибки при расчете размера пенсии, выразившиеся в том, что период службы в армии включен в страховой стаж в одинарном размере; занижены индивидуальные пенсионные коэффициенты (далее – ИПКi) за 2015, 2016, 2017 и 2019 годы; не учтен коэффициент повышения КвСП - 1,45 в связи с поздним возникновением права на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 11 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Истец обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Черногорске с заявлением о перерасчете размера пенсии, в удовлетворении которого отказано. С учетом уточнения исковых требований просил признать решение ГУ-УПФ РФ в г. Черногорске об отказе в перерасчете размера страховой пенсии по старости незаконным; обязать ответчика:

- включить в страховой и в специальный стаж период службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в двойном размере на основании постановления Совета министров СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;

- в связи с поздним обращением за назначением пенсии применить коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости КвСП - 1,45, коэффициент повышения размера фиксированной выплаты 1,32, начиная с ДД.ММ.ГГГГ;

- указать верные значения индивидуальных пенсионных коэффициентов за 2015, 2016, 2017, 2019 годы;

- обязать в ГУ-УПФ РФ в г. Черногорске выплатить истцу недополученную сумму пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату перерасчета пенсии и назначить страховую пенсию по старости в размере 27 447 руб.

Определением суда от 22.11.2021 произведено процессуальное правопреемство, ответчик ГУ-УПФ РФ в г. Черногорске заменен на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия (далее – ГУ-ОПФ по РХ).

Определением суда от 13.12.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Бентонит Хакасии» (далее - ООО «Бентонит Хакасии»).

В судебном заседании истец Злобин В.П. настаивал на удовлетворении исковых требований.

Представитель ГУ-ОПФ по РХ Лапина А.А. исковые требования не признала. Указала на неверное толкование истцом норм права, регулирующих пенсионное обеспечение, и, как следствие, неверный расчет им размера страховой пенсии по старости.

Дело в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица ООО «Бентонит Хакасии».

Суд постановил решение об отказе в удовлетворении исковых требований, с чем не согласен истец.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней он просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование своих доводов указывает на нарушение судом норм процессуального права при принятии решения. Отмечает, что после судебных прений судья удалился в совещательную комнату до окончания рабочего дня. Поскольку истец был вынужден покинуть зал суда, полагает, что могла быть нарушена тайна совещания при принятии решения. Также выражает несогласие с оценкой судом доказательств и выводами суда в части применения к спорным правоотношениям норм пенсионного законодательства, регулирующих порядок включения в страховой и льготный стаж службы в армии. Настаивает на том, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») возникло у него в 2007 году, а потому при расчете пенсии подлежали применению повышающие коэффициенты КвСП – 1,45 и КвФВ – 1,32.

В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы представитель ответчика Лапина А.А. выражает согласие с решением суда.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Злобин В.П. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсия по старости, назначенной досрочно в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением ГУ-УПФ РФ в г. Черногорске от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в перерасчете размера пенсии.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что произведенные ответчиком расчеты страхового и специального стажа, размера пенсии соответствуют требованиям пенсионного законодательства, нарушений пенсионных прав истца не допущено, в связи с чем в удовлетворении исковых требований отказал.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.

В соответствии с п. 2 ст. 3 указанного Федерального закона страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрены иные периоды, засчитываемые в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, в том числе период прохождения военной службы.

Частью 3 ст. 36 Федерального закона «О страховых пенсиях» определено, что со дня вступления в силу настоящего федерального закона Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей ему.

Положения ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 01.01.2002 пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.

Из п. 2 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

Судом установлено, что расчет пенсии истца произведен пенсионным органом по п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как наиболее выгодному варианту.

Согласно материалам дела, размер пенсии Злобина В.П., рассчитанный с учетом положений п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил бы 15 752 руб. 16 коп., что менее размера пенсии, рассчитанного и назначенного истцу в соответствии с положениями п. 3 ст. 30 указанного Федерального закона, - 17 121 руб. 74 коп.

Поскольку п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусматривает исчисление периода службы в армии в двойном размере, суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований в указанной части отказал.

В апелляционной жалобе истец, не оспаривая расчет пенсии по наиболее выгодному для него варианту – по п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», настаивает на включении периода службы в армии в страховой и специальный стаж в двойном размере.

Между тем, в силу п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, в которую включается, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке.

Пунктом 4 ст. 30 названного Закона установлено, что исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.

Таким образом, возможность исчисления стажа с включением периода службы в армии по призыву в двойном размере предусмотрена п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Вместе с тем, пенсия истцу рассчитана по п. 3 ст. 30 указанного Закона, как наиболее выгодному варианту определения размера пенсии, в связи с чем оснований для перерасчета назначенной пенсии не имеется.

Ссылка в апелляционной жалобе на Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», предусматривающих льготное исчисление военной службы по призыву (в двойном размере) при подсчете трудового стажа, выводы суда не опровергает и не свидетельствует о допущенных ответчиком нарушениях при исчислении стажа истца.

Включение службы в армии в трудовой стаж в двойном размере возможно и в соответствии с нормами Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», но только при исчислении расчетного размера пенсии по п. 4 ст. 30 названного Закона, что и было сделано пенсионным органом при сравнительном расчете вариантов, однако данный вариант оказался менее выгодным для истца.

Необоснованными, по мнению судебной коллегии, являются и доводы апелляционной жалобы о неверном исчислении пенсионным органом индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПКi) за 2015, 2016, 2017 и 2019 годы.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

В силу ч. 18 ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за каждый календарный год начиная с 1 января 2015 года с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах по формуле:

ИПКi = (СВгод,i / НСВгод,i) x 10,

где ИПКi - индивидуальный пенсионный коэффициент, определяемый за каждый календарный год начиная с 1 января 2015 года с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании;

СВгод,i - сумма страховых взносов на страховую пенсию по старости в размере, рассчитываемом исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, начисленных и уплаченных (для лиц, указанных в частях 3 и 7 статьи 13 настоящего Федерального закона, уплаченных) за соответствующий календарный год за застрахованное лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании;

НСВгод,i - нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости, рассчитываемый как произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, и предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за соответствующий календарный год.

Пунктом 2.1 статьи 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что определение суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на финансирование страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года - на финансирование страховой пенсии и накопительной пенсии) в отношении застрахованных лиц осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения (0,0 или 6,0 процента на финансирование накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года - на финансирование накопительной пенсии) по следующим тарифам: тариф страхового взноса для лиц 1966 года рождения и старше: 22,0 процента на финансирование страховой части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года - на финансирование страховой пенсии), из них: 6,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов; 16,0 процента - индивидуальная часть тарифа страховых взносов.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Злобина В.П., сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила: в 2015 году - <данные изъяты>.; в 2016 году - <данные изъяты>.; в 2017 году – <данные изъяты>.; в 2019 году – <данные изъяты> Сумма страховых взносов, уплаченная по индивидуальной части тарифа, в 2015 году составила <данные изъяты>.; в 2016 год – <данные изъяты>., в 2017 год – <данные изъяты>., в 2019 год – <данные изъяты> (л.д. 79).

Из расчета истца усматривается, что, определяя ИПКi за спорные годы, им ошибочно приняты при расчете СВгод,i суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованного лица (за 2015 год – <данные изъяты>., за 2016 год – <данные изъяты>., за 2017 год – <данные изъяты>., за 2019 год – <данные изъяты>.), без учета сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.

Из представленных ООО «Бентонит Хакасии» в материалы дела сведений за 2015 – 2019 годы о начисленной истцу заработной плате, страховых взносах следует, что за 2015 год истцу начислено выплат и иных вознаграждений <данные изъяты>., из которых суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, составили <данные изъяты>. База для начисления страховых взносов на ОПС – <данные изъяты>., начислено страховых взносов на ОПС – <данные изъяты>. В 2016 году сумма выплат и иных вознаграждений составила <данные изъяты>., из которых суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, - <данные изъяты>. База для начисления страховых взносов на ОПС – <данные изъяты>., начислено страховых взносов на ОПС – <данные изъяты>. В 2017 году сумма выплат и иных вознаграждений составила <данные изъяты>.; суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, - <данные изъяты>.; база для начисления страховых взносов на ОПС – <данные изъяты>., начислено страховых взносов на ОПС – <данные изъяты>. В 2019 году сумма выплат и иных вознаграждений составила <данные изъяты>.; суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, - <данные изъяты>.; база для начисления страховых взносов на ОПС – <данные изъяты>; начислено страховых взносов на ОПС – <данные изъяты>. (л.д. 171 – 173).

Соответственно, СВгод,i составляет: в 2015 году - <данные изъяты>. (<данные изъяты>. х 16%); в 2016 году – <данные изъяты> (<данные изъяты>. х 16%); в 2017 году - <данные изъяты> (<данные изъяты>. х 16%); в 2019 год – <данные изъяты> (<данные изъяты> х 16%).

С учетом данного показателя ответчиком рассчитаны индивидуальные пенсионные коэффициенты (ИПКi), которые за спорные периоды составили:

- за 2015 год: <данные изъяты>. / <данные изъяты> (нормативный размер страховых взносов) х 10 = <данные изъяты>;

- за 2016 год: <данные изъяты>. / <данные изъяты>. х 10 = <данные изъяты>;

- за 2017 год: <данные изъяты>. / <данные изъяты>. х 10 = <данные изъяты>;

- за 2019 год: <данные изъяты>. / <данные изъяты>. х 10 = <данные изъяты>.

Оснований для указания иных показателей, вопреки доводам жалобы, не имеется.

Не заслуживают внимания и доводы апелляционной жалобы о необходимости применения коэффициента повышения индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости КвСП - 1,45 и коэффициента повышения размера фиксированной выплаты 1,32.

В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по случаю потери кормильца применяется в случае назначения страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию, в том числе позднее возраста, предусмотренного приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону, и сроков ее назначения, предусмотренных приложением 7 к настоящему Федеральному закону.

Коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по случаю потери кормильца определяется исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня, с которого назначается страховая пенсия по старости (а в случае смерти застрахованного лица - до даты его смерти), и (или) истекших со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее восстановления или назначения указанной пенсии вновь (в случае, если до даты смерти умерший кормилец после отказа от получения страховой пенсии по старости не обращался за ее восстановлением или назначением указанной пенсии вновь) по таблице согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону (ч. 17 ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В приложении 1 к названному Закону приведены коэффициенты повышения индивидуального пенсионного коэффициента, в частности, коэффициент 1,45 - для лиц, которым назначается страховая пенсия по старости досрочно, если со дня возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости истекло 84 полных месяца.

Согласно ч. 4 ст. 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» при назначении страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) при определении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты, установленный в соответствии с частью 5 настоящей статьи.

Коэффициент повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости определяется исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (в том числе досрочно), но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее назначения и (или) истекших со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее восстановления либо назначения указанной пенсии вновь, по таблице согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону (ч. 5 ст. 16 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В приложении 2 приведены коэффициенты повышения размера фиксированной выплаты, в частности, коэффициент 1,32, если число полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, составило 84 полных месяца.

Оспаривая установленный ответчиком размер страховой пенсии по старости, истец ссылался на неприменение пенсионным органом коэффициента повышения индивидуального пенсионного коэффициента 1,45 и коэффициента повышения размера фиксированной выплаты 1,32, полагая, что право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» у него возникло еще в 2007 году.

Данные доводы обоснованно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что досрочная страховая пенсия по старости Злобину В.П. назначена по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с достижением возраста 55 лет (ДД.ММ.ГГГГ истец достиг 55 лет).

Право на досрочное назначение пенсии по старости по п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (до 01.01.2015 – по подп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), как правильно указал суд, у истца отсутствует.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.

Аналогичные положения были закреплены в подп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «е» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, применяется список работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 № 481 «Об утверждении списка работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет» (далее – Список № 481).

Данным Списком предусмотрены машинисты экскаваторов и их помощники, занятые на открытых горных работах по добыче (вскрыше) угля, руды и других полезных ископаемых в разрезах и карьерах глубиной 150 м и более, кроме работ на поверхности (включая отвалы).

Из трудовой книжки истца усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ он был принят на разрез «Черногорский» помощником машиниста экскаватора на производственный участок горных работ, ДД.ММ.ГГГГ переведен подземным машинистом экскаватора горного цеха. ДД.ММ.ГГГГ Злобин В.П. был принят в ООО «Бентонит Хакасии» машинистом экскаватора участка карьер производственного отдела, ДД.ММ.ГГГГ переведен машинистом экскаватора на участок карьер, ДД.ММ.ГГГГ переведен машинистом экскаватора на бетонный карьер.

Доказательств работы на открытых горных работах по добыче (вскрыше) угля, руды и других полезных ископаемых в разрезах и карьерах глубиной 150 м и более в соответствии со Списком № 481 материалы дела не содержат.

Более того, по сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица, периоды работы в качестве помощника машиниста экскаватора и машиниста экскаватора указаны работодателем с кодом , что соответствует работам по Списку № 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (раздел I «Горные работы» подраздел 1 «Открытые горные работы и работы на поверхности», машинисты экскаваторов).

Учитывая, что Злобину В.П. досрочная страховая пенсия установлена не позднее возникновения права на нее, оснований для применения указанных выше коэффициентов у ответчика не имелось.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал верным произведенный пенсионным органом расчет размера страховой пенсии по старости, назначенной истцу досрочно с ДД.ММ.ГГГГ.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции.

Ссылка в апелляционной жалобе на допущенные судом процессуальные нарушения при принятии решения опровергается материалами дела.

Так, из протокола судебного заседания от 17.01.2022 усматривается, что после заслушивания сторон в судебных прениях суд удалился в совещательную комнату, по выходу из которой огласил резолютивную часть решения. После объявления резолютивной части судебное заседание было объявлено закрытым в 17 часов 35 мин.

Доказательств, свидетельствующих о нарушении судом тайны совещания при принятии решения, материалы дела не содержат.

В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную в суде первой инстанции, являлись предметом исследования суда, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку выводов суда, что не является основанием для отмены решения.

Нарушений норм материального права, а также требований процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом не допущено.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 17 января 2022 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Злобина Виктора Петровича – без удовлетворения.

Председательствующий А.С. Топоев

Судьи А.В. Пронина

Е.В. Хлыстак

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04.04.2022