НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия) от 22.08.2023 № 33А-1510/2023

Председательствующий Шипанов Ю.В.

УИД 19RS0001-02-2023-000339-71

Дело № 33а-1510/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 августа 2023 года г. Абакан

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Страховой О.А.,

судей Долгополовой Т.В., Паксимади Л.М.,

при ведении протокола помощником судьи Коротаевой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия к Лаптеву Павлу Евгеньевичу о взыскании обязательных платежей и пеней по апелляционной жалобе административного ответчика Лаптева Павла Евгеньевича на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 13 марта 2023 года.

Заслушав доклад судьи Долгополовой Т.В., объяснения административного ответчика Лаптева П.Е., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия (далее – УФНС России по РХ) обратилось в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Лаптеву П.Е. о взыскании обязательных платежей и пеней. Требования мотивировало тем, что административный ответчик является плательщиком земельного налога, налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц, транспортного налога, страховых взносов. По истечении срока уплаты в адрес налогоплательщика были направлены требования об уплате пеней по вышеперечисленным налогам, а также страховых платежей за 2021 год. Вынесенный мировым судьей судебный приказ от 30.06.2022 отменен 15.07.2022. Просило взыскать с административного ответчика в доход соответствующих бюджетов пени по вышеназванным налогам и страховым взносам за 2014-2020 годы, задолженности по страховым взносам за 2021 год и пени в связи с их неуплатой.

В судебном заседании суда первой инстанции административный ответчик не отрицал, что имеет задолженность по страховым взносам за 2021 год, не возражал против взыскания этих сумм, между тем возражал против удовлетворения требований о взыскании пеней за период с 2014 по 2017 годы. Административный истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда первой инстанции не явился.

Суд постановил решение от 13.03.2023 (л.д. 103-109 том № 1), которым удовлетворил административные исковые требования.

С решением не согласен административный ответчик, в апелляционной жалобе (л.д. 114-116 том №1) просит решение отменить в части удовлетворенных требований о взыскании пеней, начисленных на задолженность по налогам и страховым взносам за 2014-2020 годы по требованию от 01.02.2022 №7407, принять новое, в удовлетворении требований отказать. Полагает, что суд неверно определил фактические обстоятельства дела, допустил нарушение норм материального и процессуального права, единство правоприменительной практики, что привело к вынесению незаконного и необоснованного решения. Указывает, что налоговый орган в требовании от 01.02.2022 № 7407 не указал периоды возникновения самой задолженности и периоды образования пени. Обращает внимание, что административным истцом в материалы дела не представлены пояснения о дате и сумме задолженности по уплате основного налога, сбора, о дате полной или частичной оплаты им основного налога, сбора, а также сведения о проведении налоговым органом мероприятий по взысканию основного налога, сбора, вместе с тем в ходе рассмотрения дела, он просил об этом суд. Полагает, что представленные в материалы дела административным истцом расчёты сумм пеней по налогам и сборам, которые были включены в вышеназванное требование, судом первой инстанции не проверялись и не основаны ни на каких доказательствах.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный ответчик Лаптев П.Е. поддержал доводы апелляционной жалобы. Административный истец, извещённый надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции своего представителя не направил, судебная коллегия, руководствуясь ч.2 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), рассмотрела дело в его отсутствие.

Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с требованиями ч.1 ст.308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ст.207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса (ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налогоплательщиками земельного налога в силу п.1 ст.388 НК РФ признаются физические лица, обладающие земельными участками, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц согласно ст.400 НК РФ признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу с ч.1 ст.419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (ч.1).

Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч.2).

Согласно ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Как следует из материалов дела, административному ответчику Лаптеву П.Е. на праве собственности принадлежало следующее имущество: транспортные средства, земельные участки и объекты недвижимости (л.д.57-58 том №1).

Таким образом, в силу ст.388, 400 НК РФ Лаптев П.Е. в указанный период владения данным имуществом на праве собственности являлся плательщиком земельного налога, налога на имущество физических лиц, транспортного налога и налога на доходы физических лиц.

Кроме того, Лаптев П.Е., являясь адвокатом, в силу ст.419 НК РФ обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

По причине неуплаты административным ответчиком вышеперечисленных налогов за 2014-2020 годы, а также страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017-2021 годы посредством почтовой корреспонденции налоговым органом ему направлены требования:

- от 28.01.2022 № 2561 (л.д. 38-45 том №1) об уплате в срок до 04.03.2022 задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – 32 448 руб. и пеней за несвоевременную их уплату за период с 11.01.2022 по 23.01.2022 в размере 119 руб. 52 коп., задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование - 8 426 руб. и пеней за несвоевременную их уплату за период 11.01.2022 по 23.01.2022 в размере 31 руб. 04 коп.;

- от 04.02.2022 № 7407 (л.д. 47-50 том №1) об уплате в срок до 16.03.2022 пеней за несвоевременную уплату следующих налогов: налога на доходы физических лиц в размере 389 руб. 33 коп.; транспортного налога в размере 10 953 руб. 33 коп.; налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 1 591 руб. 61 коп., 276 руб. 80 коп., 2 661 руб. 63 коп.; налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 185 руб. 14 коп.; 1 руб. 91 коп., 7 руб. 76 коп.; по налогу на доходы физических лиц в размере 3 458 руб. 32 коп., 151 руб. 24 коп.; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 1 876 руб. 82 коп., 677 руб. 67 коп.; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 71 руб. 94 коп., 0 руб. 89 коп., 0 руб. 77 коп.; а также пеней за несвоевременную уплату задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 26.01.2019 по 31.01.2022 в размере 4 870 руб. 57 коп. и на обязательное медицинское страхование за период с 26.01.2019 по 01.09.2021 в размере 7 218 руб. 35 коп.

Вынесенный 30.06.2022 мировым судьёй судебного участка №4 г.Абакана Республики Хакасия судебный приказ о взыскании с Лаптева П.Е. задолженности по страховым взносам за 2021 год и пеней по требованию от 28.01.2022 № 2561 и пеней по требованию от 04.02.2022 № 7407 отменён 15.07.2022 (л.д. 24-25 том №1).

Суд первой инстанции, проверив срок на обращение в суд с настоящим иском, установив, что указанные налоги, обязательные страховые взносы, пени административным ответчиком не уплачены, удовлетворил требования налогового органа.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на обстоятельствах, не подтверждённых доказательствами по делу.

Поскольку административный ответчик факт неуплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2021 год не отрицал, УФНС России по РХ с настоящим административным иском обратилось в пределах установленного шестимесячного срока, размер пени исчислен налоговым органом в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, требования УФНС России по РХ к Лаптеву П.Е. в части взыскания задолженности по страховому взносу на обязательное пенсионное страхование за 2021 год по требованию от 24.01.2022 №2561 в размере 32 448 руб. и пени за его несвоевременную уплату, исчисленную в двух требованиях от 24 января 2022 года №2561 и от 1 февраля 2022 года №7407 за период с 11 января 2022 года по 23 января 2022 года в размере 193 руб. 07 коп.

Однако пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2017, 2018 годы на обязательное пенсионное страхование соответственно в размере 2538 руб. 15 коп. и 4680 руб. 20 коп.; на обязательное медицинское страхование в размере 503 руб. 77 коп. и 987 руб. 65 коп. судом первой инстанции взысканы неправомерно.

Довод административного истца о возбуждении исполнительного производства № по взысканию данной задолженности за 2017 год опровергается доказательствами по делу. Так, решением Абаканского городского суда от 26.12.2019 по делу №2а-7553/2019 (л.д.77-87 том №2), на основании которого возбуждено названное исполнительное производство, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Республике Хакасия отказано в удовлетворении требований о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование за 2017 год. Соответственно, пени начислены неправомерно на несуществующую задолженность.

Довод налогового органа о взыскании задолженности по страховым взносам за 2018 год в исполнительном производстве № также не соответствует действительности, поскольку названное исполнительное производство возбуждено на основании решения Абаканского городского суда от 26.01.2021 по делу №2-207/2021 (л.д. 106-122 том №2) по исполнительному листу серия ФС №035633075 (л.д. 123-124). Из представленных доказательств по делу судебная коллегия приходит к выводу, что данная задолженность налоговым органом в принудительном порядке не взыскивалась, на момент проведения зачёта оплаты задолженности 15.05.2020 налоговым органом право на такое взыскание утрачено, так как требование №624360 о взыскании задолженности было предъявлено 22.01.2019, в связи с чем зачёт не может быть принят судебной коллегией во внимание. Кроме того, Лаптев П.Е. пояснил в судебном заседании суда апелляционной инстанции, что оплату данной задолженности не осуществлял и возражает против проведённого зачёта.

Задолженность по названным страховым взносам за 2019 год взыскана решением Абаканского городского суда от 26.01.2021 по делу №2-207/2021 (л.д. 106-122 том №2), возбуждено исполнительное производство №, по которому, как видно из карточки расчёта с бюджетом (л.д.147, 151 том №1), денежные средства в счёт погашения задолженности поступили 02.09.2021. Исполнительное производство окончено фактическим исполнением 03.09.2021 (л.д.203 том №1).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов (ч.3 ст.75 НК РФ).

При таких обстоятельствах пеня на данную задолженность может быть начислена только по 02.09.2021, тогда как административный истец просил взыскать пеню по 31.01.2022.

Исходя из порядка начисления пени, предусмотренного ст.75 НК РФ, ключевой ставки, действующей в период просрочки, и периода с 01.01.2020 по 02.09.2021, с Лаптева П.Е. подлежат взысканию пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2019 год: на обязательное пенсионное страхование в размере 1520 руб. 29 коп.; на обязательное медицинское страхование – 356 руб. 54 коп.

Требования налогового органа о взыскании пеней за несвоевременную уплату данных взносов за 2020 год подлежат удовлетворению за период с 01.01.2020 по 31.01.2022 в сумме: на обязательное пенсионное страхование - 2392 руб. 21 коп.; на обязательное медицинское страхование - 621 руб. 22 коп., поскольку задолженность по данным взносам взыскана решением Абаканского городского суда от 05.04.2022 (л.д.89-101 том №2), возбуждено исполнительное производство №, сумма задолженности погашена в августе 2022 года (л.д.144 том №2), то есть после даты окончания периода, за который начислена пеня.

Пени в размере 389 руб. 33 коп. за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 2016 год и в размере 151 руб. 24 коп., 337 руб. 30 коп., 339 руб. 73 коп. за 2017 год взысканы судом первой инстанции неправомерно, так как исходя из доказательств по делу и письменных пояснений представителя административного истца от 15.08.2023 (л.д. 240 том №1) принудительное взыскание задолженности по налогу за указанные годы налоговым органом не проводилось.

На момент проведения зачёта оплаты задолженности соответственно за 2016 год - 05.05.2019, за 2017 год - 21.01.2022 налоговым органом право на такое взыскание утрачено, так как требование №589657 о взыскании задолженности за 2016 год было предъявлено 27.07.2017, требование №134352 о взыскании задолженности за 2017 год - 11.11.2021, то есть с пропуском установленного законом срока, в связи с чем зачёт не может быть принят судебной коллегией во внимание. Кроме того, Лаптев П.Е. также отрицал оплату данной задолженности и возражал против проведённого зачёта.

Задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2019 год взыскана решением Абаканского городского суда Республики Хакасия по делу № 2а-4580/2021 и на основании исполнительного листа ФС №034456452 возбуждено исполнительное производство №, которое окончено фактическим исполнением 31.01.2022 (л.д.202-203 том №1). Однако согласно карточки расчёта с бюджетом денежные средства в счёт погашения задолженности по данному налогу поступили в бюджет 24.01.2022 (л.д.143 том №1). Таким образом, пени подлежат начислению и взысканию только до указанной даты с заявленной даты - 16.07.2020, и составит 685 руб. 19 коп.

Задолженность по названному налогу за 2018 год взыскана решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 01.02.2021 по административному делу № 2а-197/2021, возбуждено исполнительное производство №, которое окончено фактическим исполнением 01.09.2021. В карточке расчёта с бюджетом отсутствует отметка о поступлении денежных средств по данному исполнительному производству, однако согласно сведениям УФССП России по РХ (л.д.144 том №2) денежные средства были перечислены 18.08.2021. Таким образом, административным истцом неправомерно начислена пеня до 31.01.2022. Поскольку факт незачисления поступившей от службы судебных приставов суммы в счёт погашения данной задолженности не является предметом рассмотрения настоящего спора, окончание названного исполнительного производства фактическим исполнением налоговым органом не оспорено, судебная коллегия считает, что пени может быть начислена только до момента погашения задолженности, 18.08.2021, и составит 902 руб. 48 коп.

Сумма пени 207 руб. 33 коп. за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 2020 год за период с 16.07.2021 по 31.01.2022 подлежит взысканию в полном объёме, поскольку задолженность по налогу взыскана вступившим в законную силу решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 23.01.2023 по административному делу № 2а-611/2023 (л.д. 206-216 том №1). Исполнительное производство не возбуждено, однако срок предъявления исполнительного листа к принудительному взысканию не истёк, доказательств оплаты данной задолженности до 31.01.2022 Лаптевым П.Е. не представлено.

На основании вышеизложенного подлежат взысканию и пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2020 год в сумме 519 руб. 06 коп. за период с 02.12.2021 по 31.01.2022, задолженность по которому взыскана решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 23.01.2023.

Пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2019 год в размере 2551 руб. 76 коп. также подлежат взысканию в полном объёме, так как задолженность по налогу взыскана решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 05.04.2022 по административному делу № 2а-1578/2022. (л.д.89-101 том №2), возбуждено исполнительное производство №, сумма задолженности погашена в августе 2022 года (л.д.144 том №2), то есть после даты окончания периода, за который начислена пеня.

Задолженность по транспортному налогу за 2018 год взыскана решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 26.01.2021 (л.д. 106-122 том №2) по административному делу № 2а-207/2021, возбуждено исполнительное производство №, которое окончено фактическим исполнением 03.09.2021 (л.д.202-203 том №1), тогда как пени предъявлены для взыскания в сумме 3015 руб. 66 коп. за период с 03.12.2019 по 31.01.2022. Согласно карточке расчёта с бюджетом (л.д.157 том №1) денежные средства в погашение задолженности поступили 02.09.2021. Размер пени за период с 03.12.2019 по 02.09.2021 составит 3391 руб. 55 коп. С учётом ранее предъявленных пеней требованиями от 21.01.2020 № 3034 в размере 347 руб. 26 коп., от 28.04.2020 № 21761 в размере 664 руб. 78 коп., от 26.06.2020 № 50281 в размере 359 руб. 61 коп., от 16.10.2020 № 71429 в размере 542 руб. 77 коп., всего в сумме 1914 руб. 42 коп., с Лаптева П.Е. подлежит взысканию пеня в сумме 1477 руб. 13 коп.

Пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016, 2017 годы судом первой инстанции также взысканы необоснованно в силу следующего.

Задолженность по транспортному налогу за 2016 год взыскана решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 24.10.2018 по административному делу № 2а-6375/2018 (л.д. 25-32 том №2), возбуждено исполнительное производство № , которое окончено фактическим исполнением 15.05.2019 (л.д. 202-203 том №1). Таким образом, пени могут быть начислены максимум до даты окончания исполнительного производства, административный истец просит взыскать пени за период с 02.12.2017 по 31.01.2022, что является неправомерным. Размер пени за период с 01.12.2017 по 15.05.2019 составит 3452 руб. 39 коп. Однако, как видно из расчёта суммы пеней (л.д.57 том №1), ранее налогоплательщику уже предъявлялись пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 год требованиями от 15.12.2017 №16255 в размере 88 руб. 61 коп., от 12.07.2019 № 58047 в размере 3571 руб. 66 коп., от 28.04.2020 №21761 в размере 1578 руб. 86 коп., от 26.06.2020 №50281 в размере 264 руб. 80 коп., от 16.10.2020 №71429 в размере 399 руб. 68 коп., всего 5 903 руб. 61 коп. Таким образом, налогоплательщику предъявлены пени значительно больше, чем должны быть начислены за спорный период, в связи с чем сумма пеней 1641 руб. 27 коп. необоснованно включена в требование от 01.02.2022 №7407 и, соответственно, не подлежит взысканию.

Как следует из письменных пояснений представителя административного истца (л.д.234 том №1), в отношении задолженности по транспортному налогу за 2017 год по требованию от 30.01.2019 №2965 меры принудительного взыскания не применялись. Таким образом, исходя из даты предъявления требований 30.01.2019, на момент предъявления требования от 01.02.2022 №7407 налоговый орган утратил право взыскания этой задолженности, соответственно пеня в сумме 2905 руб. 99 коп. начислена незаконно и не подлежит взысканию.

Требования о взыскании пеней за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложении, расположенным в границах городских округов, подлежат удовлетворению только в сумме 450 руб. 41 коп. за период с 03.12.2019 по 02.09.2021 в связи с несвоевременной уплатой налога за 2018 год.

Задолженность по данному налогу взыскана решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 26.01.2021 по административному делу № 2а-207/2021 (л.д.106-122 том №2), возбуждено исполнительное производство № от 11.08.2021, которое окончено фактическим исполнением 03.09.2021. За период с 03.12.2019 по дату погашения задолженности 02.09.2021 размер пени составит 921 руб. 16 коп. Поскольку ранее налогоплательщику были предъявлены пени на общую сумму 470 руб. 75 коп. (требования от 21.01.2020 №3034 - 85 руб. 39 коп., от 28.04.2020 №21761 - 163 руб. 47 коп., от 26.06.2020 №50281 - 88 руб. 43 коп., от 16.10.2020 № 71429 - 133 руб. 46 коп.; л.д. 64 оборотная сторона том №1), с Лаптева П.Е. подлежат взысканию пени в размере 450 руб. 41 коп.

Вопреки утверждению представителя налогового органа в письменных пояснениях о взыскании задолженности по данному налогу за 2020 год решением Абаканского городского суда по административному делу №2а-1578/2022, эта задолженность взыскана вступившим в законную силу решением от 23.01.2023 по административному делу №2а-611/2023 (л.д. 206-212 том №1). Поскольку на момент предъявления настоящего административного иска налоговый орган право на предъявление исполнительного листа не утратил, административным ответчиком доказательств оплаты задолженности не представлено, пени в размере 124 руб. 51 коп. в связи с несвоевременной уплатой налога за 2020 год подлежит удовлетворению.

Требования о взыскании пеней за несвоевременную уплату данного налога за 2015, 2016, 2017, 2019 годы удовлетворению не подлежат в силу нижеследующего.

Так, как следует из письменных пояснений представителя административного истца (л.д.232-237 том №1), меры принудительного взыскания налога за 2017 год не осуществлялись. С учётом сроков, установленных законодательством, и даты предъявления требования №2965 30.01.2019 налоговым органом такое право утрачено, в связи с чем пеня в сумме 689 руб. 32 коп. взыскана судом первой инстанции неправомерно.

Утверждение представителя налогового органа в письменном пояснении о том, что взыскание задолженности по данному налогу за 2016 год не производилось, опровергается материалами дела. Так, решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 24.10.2018 по административному делу № 2а-6375/2018 взыскана задолженность 5773 руб. (вместо 5893 руб., которая указана в письменных пояснениях), на основании исполнительного листа ФС №019564090 от 05.12.2018 возбуждено исполнительное производство №, которое окончено фактическим исполнением 15.05.2019 (л.д.202-203 том №1). Вместе с тем, учитывая период с момента начала просрочки, с 02.12.2017, и даже по дату окончания исполнительного производства - 15.05.2019, исходя из установленных в данный период ключевых ставок, пеня составит всего 364 руб. 38 коп. Учитывая, что налогоплательщику уже предъявлялись пени в размере 21 руб. 09 коп. в требовании от 15.12.2017 №16255, 526 руб. 58 коп. в требовании от 12.07.2019 № 58047, 367 руб. 74 коп. - от 28.04.2020 №21761, 61 руб. 67 коп. - от 26.06.2020 № 50281, 93 руб. 10 коп. - от 16.10.2020 №71429, всего 1070 руб.18 коп., пеня по требованию от 01.02.2022 №7407, предъявленная к взысканию по настоящему делу, начислена неправомерно.

Утверждение представителя в письменных пояснениях о взыскании задолженности по названному налогу за 2019 год решением Абаканского городского суда от 05.04.2022 по административному делу №2а-1578/2022 и возбуждении исполнительного производства № также не соответствует действительности, поскольку данным решением такой налог не взыскан, более того, он даже не предъявлялся к взысканию (л.д. 89-101 том №2).

Таким образом, учитывая установленные законодательством сроки взыскания задолженности, даты предъявления требований об оплате названного налога за 2019 год (требование от 05.02.2021 №5584), на момент обращения с настоящим административным иском налоговый орган утратил право на взыскание данной задолженности. Доказательств иного административный истец не представил. Следовательно, пени в сумме 669 руб. 13 коп. взысканы судом неправомерно.

Требования о взыскании пени в связи с несвоевременной уплатой налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложении, расположенным в границах сельских поселений, не подлежат удовлетворению в полном объёме в силу нижеследующего.

Утверждение представителя административного истца в письменных пояснениях о том, что задолженность по данному налогу за 2015-2018 годы была взыскана решением Абаканского городского суда Республики Хакасия по административному делу № 2а-1578/2022 не соответствует действительности.

Так, по данному делу было вынесено решение от 05.04.2022 (л.д.89-103 том №2), резолютивная часть которого не содержит сведений о взыскании такого налога. Иными решениями, имеющимися в материалах дела, по делам о взыскании задолженности по налогам с Лаптева П.Е. также не осуществлено такого взыскания, в том числе и задолженности по налогу за 2019 год. Доказательств иного административный истец, на котором лежит обязанность доказать правомерность требований, суду не представил, несмотря на неоднократные требования суда апелляционной инстанции.

Ссылка представителя на погашение налогоплательщиком задолженности по данному налогу за 2014 год 16.02.2022 является необоснованной, так как административный истец отрицает какую-либо оплату данной задолженности, а проведение налоговым органом зачёта поступивших от него денежных средств в счёт погашения этой задолженности нельзя признать правомерным, так как на 16.02.2022 у налогового органа право взыскания данной задолженности утрачено. Более того, Лаптев П.Е. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против проведённого зачёта. Доказательств иного суду не представлено.

Требования о взыскании пени в связи с несвоевременной уплатой земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком в границах городских округов, подлежат удовлетворению также в части.

Задолженность по данному налогу за 2016 год в размере 5871 руб. взыскана решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 11.03.2019 (л.д. 15-21 том №2) по административному делу № 2а-1464/2019, возбуждено исполнительное производство № (л.д. 202-203 том №1), которое окончено фактическим исполнением 27.05.2020. В связи с чем налоговым органом неправомерно начислена пеня за период до 31.01.2022. Как видно из карточки расчёта с бюджетом (л.д. 137 том №1) денежные средства в сумме 5871 руб. 00 коп. поступили в бюджет 26.05.2020. Таким образом, пеня в связи с несвоевременной уплатой данного налога за период с 02.12.2017 по 26.05.2020 составит 1270 руб. 87 коп. С учётом ранее предъявленных требований об оплате пени: от 19.12.2017 №29957 - 27 руб. 35 коп., от 08.07.2019 № 48063 - 833 руб. 77 коп., сумма пеней подлежащих взысканию по настоящему делу составит 409 руб. 75 коп.

Задолженность по налогу за 2018 год взыскана решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 24.09.2020 по административному делу № 2а-4602/2020 (л.д.4-13 том №2), возбуждено исполнительное производство №, которое окончено фактическим исполнением 24.03.2021. Согласно ответу Абаканского городского отделения судебных приставов №1 УФССП России по РХ от 22.08.2023 (л.д.144 том №2) сумма задолженности была перечислена 05.03.2021. В карточке расчёта с бюджетом (л.д. 134-140 том №1) в данный период поступление этой суммы отсутствует. Поскольку доказательств иного суду не представлено, судебная коллегия считает обоснованным начисление пени за период с 03.12.2019 по 05.03.2021, размер которой составит 574 руб. С учётом ранее предъявленных пеней в требовании от 04.02.2020 № 3019 в размере 89 руб. 94 коп. пени, подлежащие взысканию по настоящему делу, составят 484 руб. 06 коп.

Пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2019 год в размере 504 руб. 94 коп. за период с 01.01.2021 по 31.01.2022 подлежат взысканию в полном объёме, поскольку задолженность по налогу взыскана решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 05.04.2022 (л.д.89-101 том №2) по административному делу № 2а-1578/2022, возбуждено исполнительное производство № , которое окончено фактическим исполнением 05.08.2022, то есть после конечной даты начисления пеней, предъявленных по настоящему делу.

Пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2017 год взысканию не подлежат, поскольку административный истец также отрицает оплату данной задолженности, а проведение налоговым органом зачёта поступивших от него денежных средств в счёт погашения этой задолженности нельзя признать правомерным, так как на 27.08.2021 у налогового органа право взыскания данной задолженности утрачено. Более того, Лаптев П.Е. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против проведённого зачёта. Доказательств иного суду не представлено.

Требования о взыскании пени в связи с несвоевременной уплатой земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участков в границах сельских округов, за 2015, 2016, 2018 годы соответственно за период с 02.12.2016 по 31.01.2022 в сумме 17 руб. 74 коп., с 04.12.2018 по 31.01.2022 в сумме 14 руб. 14 коп., с 03.12.2019 по 31.01.2022 в сумме 5 руб. 68 коп. подлежат удовлетворению в полном объёме, поскольку налог взыскан решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 05.04.2022 по административному делу № 2а-1578/2022, возбуждено исполнительное производство №, которое окончено фактическим исполнением 05.08.2022. Согласно ответу Абаканского городского отделения судебных приставов №1 УФССП России по РХ от 22.08.2023 (л.д.144 том №2) сумма задолженности была перечислена 03.08.2022, то есть позже даты окончания периода начисления пени. Ранее предъявленные к взысканию пени по данным налогам, как видно из расчёта (л.д. 65 оборотная сторона – 68 том №1), учтены налоговым органом.

Пени в связи с несвоевременной уплатой налога за 2019 год за период с 02.12.2020 по 27.08.2021 в размере 77 коп. также подлежат взысканию, так как согласно сведениям налогового органа сумма задолженности по требованию от 18.06.2021 №52479 погашена налогоплательщиком 27.08.2021, то есть в срок, когда установленный срок для принудительного взыскания задолженности не истёк, то есть налоговый орган обладал правом на предъявление требований о принудительном взыскании задолженности.

Пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2014 год в размере 10 руб. 01 коп. и 24 руб. 37 коп. не подлежат взысканию, поскольку, как указано представителем административного истца в письменных пояснениях, взыскание задолженности в принудительном порядке не производилось, а на дату зачёта поступившей суммы, 16.02.2022, право на взыскание задолженности налоговым органом утрачено.

В связи с изменением суммы взыскания подлежит изменению и сумма государственной пошлины, подлежащей взысканию с Лаптева П.Е., которая составит 1 787 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 13 марта 2023 года по настоящему делу отменить.

Принять по делу новое решение.

Взыскать с Лаптева Павла Евгеньевича (ИНН ), зарегистрированного по адресу: <адрес> в доход соответствующего бюджета:

- задолженность по страховому взносу на обязательное пенсионное страхование за 2021 год по требованию от 24 января 2022 года № 2561 в размере 32 448 руб. и пени за его несвоевременную уплату по требованию от 24 января 2022 года № 2561 и по требованию от 1 февраля 2022 года № 7407 за период с 11 января 2022 года по 23 января 2022 года в размере 193 руб. 07 коп.;

- задолженность по страховому взносу на обязательное медицинское страхование за 2021 год по требованию от 24 января 2022 года № 2561 в размере 8 426 руб. и пени за его несвоевременную уплату по требованию от 24 января 2022 года № 2561 и по требованию от 1 февраля 2022 года № 7407 за период с 11 января 2022 года по 23 января 2022 года в размере 50 руб. 13 коп.;

- пени за несвоевременную уплату страхового взноса на обязательное пенсионное страхование за 2019 год по требованию от 1 февраля 2022 года № 7407 с 1 января 2020 года по 2 сентября 2021 года в размере 1 520 руб. 29 коп.;

- пени за несвоевременную уплату страхового взноса на обязательное пенсионное страхование за 2020 год по требованию от 1 февраля 2022 года № 7407 с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 2 392 руб. 21 коп.;

- пени за несвоевременную уплату страхового взноса на обязательное медицинское страхование за 2019 год по требованию от 1 февраля 2022 года № 7407 за период с 1 января 2020 года по 2 сентября 2021 года в размере 356 руб. 54 коп.;

- пени за несвоевременную уплату страхового взноса на обязательное медицинское страхование за 2020 год по требованию от 1 февраля 2022 года № 7407 за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 621 руб. 22 коп.;

- пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 2019 год по требованию от 1 февраля 2022 года № 7407 за период с 16 июля 2020 года по 24 января 2022 года в размере 685 руб. 19 коп.;

- пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 2018 год по требованию от 1 февраля 2022 года № 7407 за период с 16 июля 2019 года по 18 августа 2021 года в размере 902 руб. 48 коп.;

- пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 2020 год по требованию от 1 февраля 2022 года № 7407 за период с 16 июля 2021 года по 31 января 2022 года в размере 207 руб. 33 коп.;

- пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 год по требованию от 1 февраля 2022 года № 7407 за период со 3 декабря 2019 года по 2 сентября 2021 года в размере 1477 руб. 13 коп.;

- пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2019 год по требованию от 1 февраля 2022 года № 7407 за период со 2 декабря 2020 года по 31 января 2022 года в размере 2 551 руб. 76 коп.;

- пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2020 год по требованию от 1 февраля 2022 года № 7407 за период со 2 декабря 2021 года по 31 января 2022 года в размере 519 руб. 06 коп.;

- пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2018 год по требованию от 1 февраля 2022 года № 7407 за период с 3 декабря 2019 года по 2 сентября 2021 года в размере 450 руб. 41 коп.;

- пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2020 год по требованию от 1 февраля 2022 года № 7407 за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 124 руб. 51 коп.;

- пени за несвоевременную уплату земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком в границах городских округов за 2016 год по требованию от 1 февраля 2022 года № 7407 за период со 2 декабря 2017 года по 26 мая 2020 года в размере 409 руб. 75 коп.;

- пени за несвоевременную уплату земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком в границах городских округов за 2018 год по требованию от 1 февраля 2022 года № 7407 за период с 3 декабря 2019 года по 24 марта 2021 года в размере 484 руб. 06 коп.;

- пени за несвоевременную уплату земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком в границах городских округов за 2019 год по требованию от 1 февраля 2022 года № 7407 за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 504 руб. 94 коп.;

- пени за несвоевременную уплату земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком в границах сельских поселений за 2015 год по требованию от 1 февраля 2022 года № 7407 за период со 2 декабря 2016 года по 31 января 2022 года в размере 17 руб. 74 коп.;

- пени за несвоевременную уплату земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком в границах сельских поселений за 2016 год по требованию от 1 февраля 2022 года № 7407 за период с 4 декабря 2018 года по 31 января 2022 года в размере 14 руб. 14 коп.;

- пени за несвоевременную уплату земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком в границах сельских поселений за 2018 год по требованию от 1 февраля 2022 года № 7407 за период с 3 декабря 2019 года по 31 января 2022 года в размере 05 руб. 68 коп.;

- пени за несвоевременную уплату земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком в границах сельских поселений за 2019 год по требованию от 1 февраля 2022 года № 7407 за период со 2 декабря 2020 года по 27 августа 2021 года в размере 0 руб. 77 коп.

В остальной части в удовлетворении административных исковых требований Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия отказать.

Взыскать с Лаптева Павла Евгеньевича (ИНН ) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 787 (одна тысяча семьсот восемьдесят семь) руб.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий О.А. Страхова

Судьи: Т.В. Долгополова

Л.М. Паксимади

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 25.08.2023.