УИД 19RS0007-01-2021-000560-78
Председательствующий Пискулин В.Ю.
Дело № 33-401/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Морозовой В.Н., Прониной А.В.,
при ведении протокола помощником судьи Сергиенко Н.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 февраля 2022 года гражданское дело по апелляционной жалобе главы Боградского сельсовета Боградского района Республики Хакасия ФИО1 на решение Боградского районного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО2 к администрации Боградского сельсовета Боградского района Республики Хакасия о включении периодов работы в стаж муниципальной службы и признании права на пенсию за выслугу лет как лицу, замещавшему должность муниципальной службы.
Заслушав доклад судьи Морозовой В.Н., объяснения представителя ответчика ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации Боградского сельсовета Боградского района Республики Хакасия о включении периодов работы в стаж муниципальной службы и признании права на пенсию за выслугу лет как лицу, замещавшему должность муниципальной службы. Исковые требования мотивировала тем, что с ДД.ММ.ГГГГ она была принята на должность главного бухгалтера Боградского сельсовета, ДД.ММ.ГГГГ переведена в Муниципальное образование Боградский сельсовета на должность главного бухгалтера централизованной бухгалтерии, ДД.ММ.ГГГГ в порядке перевода принята в администрацию муниципального образования Боградский сельсовет на должность главного бухгалтера, уволена ДД.ММ.ГГГГ. Общий стаж в должности главного бухгалтера администрации Боградского сельсовета составляет 30 лет 8 месяцев 12 дней. С ДД.ММ.ГГГГ она является получателем страховой пенсии по старости.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Комиссию по решению вопросов включения иных периодов работы (службы) в стаж муниципальной службы администрации Боградского сельсовета Боградского района Республики Хакасия с заявлением о включении в стаж муниципальной службы периода работы в должности главного бухгалтера администрации Боградского сельсовета. Решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ей зачтено в муниципальный стаж 5 лет.
Не соглашаясь с решением Комиссии, указывала, что, замещая должность главного бухгалтера администрации Боградского сельсовета она осуществляла полномочия по решению вопросов местного значения, определенных законодательством, Уставом муниципального образования, т.е. фактически выполняла обязанности муниципального служащего замещающего муниципальную должность в органах местного самоуправления, применяя профессиональные знания и навыки, за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств бюджета Боградского сельсовета.
Просила учесть, что в трудовой книжке основанием внесения записи о трудоустройстве указан Закон Республики Хакасия «О муниципальной службе в Республике Хакасия» от 22.05.1996 № 65, однако в связи с отсутствием финансирования в администрации Боградского сельсовета, должность главного бухгалтера не была включена в Перечень должностей муниципальной службы администрации муниципального образования Боградский сельсовет, что противоречит законодательству Республики Хакасия и нарушает ее права.
Просила включить период работы в должности главного бухгалтера администрации Боградского сельсовета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж муниципальной службы и признать за ней право на установление пенсии за выслугу лет, как лицу, замещавшему должность муниципальной службы в администрации Боградского сельсовета.
В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержала, пояснила, что с 1990 года до момента увольнения в 2021 году она работала на одном месте и выполняла одни и те же обязанности главного бухгалтера. Полагала, что весь стаж работы в должности главного бухгалтера сельской администрации подлежит включению в стаж муниципальной службы.
Глава администрация Боградского сельсовета Боградского района Республики Хакасия ФИО1 возражал против удовлетворения исковых требований, указывая на то, что должность главного бухгалтера сельской администрации не предусмотрена реестром должностей муниципальной службы.
Судом постановлено решение, которым исковые требования ФИО2 удовлетворены частично, в стаж муниципальной службы включен период работы ФИО2 в должности главного бухгалтера администрации Боградского сельсовета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (на основании закона Республики Хакасия от 22.05.1996 № 65 «О муниципальной службе в Республике Хакасия»); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (на основании решения комиссии по решению вопросов включения иных периодов работы (службы) в стаж муниципальной службы от ДД.ММ.ГГГГ).
В остальной части иска отказано.
С решением суда в части включения в стаж муниципальной службы ФИО2 периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (на основании решения комиссии по решению вопросов включения иных периодов работы (службы) в стаж муниципальной службы от ДД.ММ.ГГГГ) не согласен глава администрация Боградского сельсовета Боградского района Республики Хакасия ФИО1
В апелляционной жалобе он просит решение в обжалуемой части отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
По мнению апеллянта, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен Комиссией в стаж муниципальной службы неправомерно, решение Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ оспаривается в судебном порядке.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы истец ФИО2 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Исходя из положений ст. 25 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: 1) должностей муниципальной службы; 2) муниципальных должностей; 3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; 4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; 5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.
Положениями ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определено, что муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Согласно ст. 6 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» должность муниципальной службы – должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации (ч. 3 ст. 6 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
Особенности организации муниципальной службы в Республике Хакасия и правовое положение муниципальных служащих в Республике Хакасия определяются в соответствии с Законом Республики Хакасия от 06.07.2007 № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия».
В силу ст. 3 Закона Республики Хакасия от 6 июля 2007 года № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия» должности муниципальной службы, классифицированные по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций, образуют реестр должностей муниципальной службы в Республике Хакасия, содержащийся в приложении № 1 к настоящему Закону.
В реестре должностей муниципальной службы в Республике Хакасия, являющемся приложением №1 к Закону Республики Хакасия от 06.07.2007 № 39-ЗРХ, приведен перечень должностей муниципальной службы в администрации муниципального образования исходя из численности населения муниципального образования.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 08.01.1998 № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) в стаж муниципальной службы муниципального служащего включалось время работы на муниципальных должностях муниципальной службы, выборных муниципальных должностях и государственных должностях.
Положениями ст. 1 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» было определено, что муниципальная должность - должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Согласно ст. 10 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими (ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
Нормативно-правовым регулированием в данной сфере закреплено в числе прочего, что муниципальный служащий получает денежное содержание из местного бюджета.
Статьей 3 Закона Республики Хакасия от 22.05.1996 № 65 «О муниципальной службе в Республике Хакасия» предусмотрено. Что муниципальной должностью является должность, включенная в Реестр муниципальных должностей Республики Хакасия, являющийся неотъемлемой частью настоящего Закона.
Часть 1 ст. 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» распространяет права государственного служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме на муниципального служащего.
В силу ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону, и при замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным п.п. 1-3, 7-9 ч. 1 ст. 33, п.п. 1, 8.2 и 8.3 ч. 1 ст. 37, п.п. 2-4 ч. 1 и п.п. 2-4 ч. 2 ст. 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с учетом положений, предусмотренных абз. 2 и 3 настоящего пункта).
Судом установлено, что ФИО2ДД.ММ.ГГГГ принята главным бухгалтером централизованной бухгалтерии Боградского сельсовета.
ДД.ММ.ГГГГ исполком Боградского сельсовета народных депутатов реорганизован в Боградскую сельскую администрацию на территории Боградского сельского Совета народных депутатов.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 переведена в Муниципальное образование Боградского с/Совета на должность главного бухгалтера централизованной бухгалтерии.
ДД.ММ.ГГГГ администрация на территории Боградского сельского Совета реорганизована в Боградское управление администрации муниципального образования Боградский район.
С ДД.ММ.ГГГГ образована администрация муниципального образования Боградский сельсовет.
ДД.ММ.ГГГГ истец уволена в порядке перевода в муниципальное образование Боградский сельсовет.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 принята в администрацию муниципального образования Боградский сельсовет на должность главного бухгалтера в порядке перевода из Боградского управления администрации муниципального образования Боградский район.
ДД.ММ.ГГГГ муниципальное образование Боградский сельсовет переименовано в Боградский сельсовет Боградского района Республики Хакасия.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 уволена по собственному желанию (п. 3 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации).
Законом Республики Хакасия от 22.05.1996 № 65 «О муниципальной службе в Республике Хакасия» (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений) утвержден реестр муниципальных должностей, в который включена должность главного бухгалтера администрации.
Решением совета депутатов Боградского сельсовета от 22.03.2002 № 73 утвержден реестр муниципальных должностей и размеры должностных окладов муниципальных служащих аппарата управления Боградского муниципального образования, в указанный реестр должность главного бухгалтера не включена.
Решением Совета депутатов муниципального образования Боградский район от 15.05.2003 № 68 утверждены Положение о денежном содержании работников технического обслуживающего персонала органов местного самоуправления, а также Перечень должностей работников, обеспечивающих техническое обслуживание органов местного самоуправления. Перечнем обслуживающего персонала централизованной бухгалтерии предусмотрена должность главного бухгалтера.
Распоряжением главы администрации муниципального образования Боградский район от 09.06.2003 № 122 утвержден перечень должностей работников органов местного самоуправления, не относящихся к муниципальным служащим с ненормированным рабочим днем и которым установлен дополнительный отпуск, в указанный перечень включен главный бухгалтер (РУО, администрации МО Боградский район, МУЗ райбольницы).
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.11.2005 № 402 «О мерах по оптимизации штатной численности работников органов местного самоуправления в Республике Хакасия» рекомендована предельная штатная численность работников органов местного самоуправления в Республике Хакасия, в частности в Боградском сельсовете определена штатная численность работников органов местного самоуправления 11,5 в том числе выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих- 6.
Распоряжением главы Боградского сельсовета от 01.02.2006 № 1-а-р утвержден перечень должностей работников технического обслуживающего персонала аппарата администрации муниципального образования Боградский сельсовет, в частности в перечень указанных должностей включена должность главного бухгалтера централизованной бухгалтерии.
Решением Совета депутатов муниципального образования Боградский сельсовет от 19.09.2007 № 92 утверждена структура и реестр муниципальных должностей муниципального образования Боградский сельсовет, в котором определены муниципальные должности: заместитель главы муниципального образования, ведущий специалист и три единицы специалистов первой категории.
Решением Совета депутатов муниципального образования Боградский сельсовет от 22.12.2009 № 234 утвержден реестр выборных должностных лиц, должностей муниципальной службы муниципального образования Боградский сельсовет, в реестр включены глава администрации – выборная должность, а также должности муниципальной службы: заместитель главы администрации, ведущий специалист, специалист 1 категории.
В реестр должностей муниципальной службы Боградского сельсовета, утвержденный решением Совета депутатов Боградского сельсовета от 11.04.2013 № 147, исходя из численности населения Боградского сельсовета, включены 5 специалистов 1 категории, в структуру сельсовета входит глава Боградского сельсовета.
Согласно утвержденному штатному расписанию Боградского управления администрации Боградский район за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также штатному расписанию муниципального образования Боградский сельсовет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, штатному расписанию администрации Боградского сельсовета должность главного бухгалтера относилась к централизованной бухгалтерии, не относящейся к должностям муниципальной службы.
Суд, установив фактические обстоятельства по делу, проанализировав представленные доказательства, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о включении периода работы ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главного бухгалтера в стаж муниципальной службы. Относительно периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд пришел к выводу о том, что работа в должности главного бухгалтера должностью муниципальной службы не являлась, в реестр должностей муниципальной службы включена не была.
В указанной части решение суда не оспаривается, его законность судебной коллегией не проверяется.
Доводы жалобы свидетельствуют о несогласии с решением суда в части включения в стаж муниципальной службы периода работы ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главного бухгалтера.
Удовлетворяя иск в указанной части, суд первой инстанции исходил из того, что данный период работы истца включен в стаж муниципальной службы комиссией по решению вопросов включения иных периодов работы (службы) в стаж муниципальной службы.
Из протокола заседания комиссии по решению вопросов включения иных периодов работы (службы) в стаж муниципальной службы № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2, работавшей главным бухгалтером администрации Боградского сельсовета, в стаж за выслугу лет из запрашиваемых 30 лет 8 месяцев 12 дней засчитано 5 лет 00 месяцев 00 дней.
Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО2 указывала, что решение комиссии по решению вопросов включения иных периодов работы (службы) в стаж муниципальной службы не содержит указание на то, какие именно периоды зачтены в муниципальный стаж.
Протоколом заседания комиссии по решению вопросов включения иных периодов работы (службы) в стаж муниципальной службы от ДД.ММ.ГГГГ№, состоявшегося в период рассмотрения настоящего гражданского дела, комиссия уточнила период работы ФИО2 в должности главного бухгалтера, подлежащий включению в стаж муниципальной службы, указав на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, итого 5 лет 00 месяцев 00 дней.
Принимая такое решение, Комиссия руководствовалась Положением об установлении, назначении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной или страховой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в администрации Боградского сельсовета, являющимся Приложением к решению Совета депутатов Боградского сельсовета от 08.02.2017 г. № 99, согласно п. 2.1.5 которому иные периоды работы, определенные Указом Президента Российской Федерации от 17.12.2002 № 1413 «Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих» отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
Поскольку решением комиссии по решению вопросов включения иных периодов работы (службы) в стаж муниципальной службы период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен в стаж муниципальной службы ФИО2, решение комиссии не отменено, суд первой инстанции правомерно включил спорный период на основании указанного решения комиссии.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ судебной коллегией во внимание не принимаются, поскольку указанное решение не отменено, в установленном порядке сторонами не оспорено.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда в обжалуемой части законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Решение суда в части отказа в признании за ФИО2 права на установление пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должность муниципальной службы, сторонами также не обжалуется, а потому в силу статьи 327.1 ГПК РФ судебной коллегией не проверяется.
С учетом вышеизложенного и руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Боградского районного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу главы Боградского сельсовета Боградского района Республики Хакасия ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Топоев
Судьи В.Н. Морозова
А.В. Пронина
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02.03.2022