НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия) от 17.01.2017 № 33-27/2017

Председательствующий: Царева Е.А.

Дело № 33-27/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Топоева А.С.,

судей Пархомович Г.П., Прониной А.В.,

при секретаре Изместьевой О.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 17 января 2017 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Тумашовой П.А. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 21 сентября 2016 года, которым удовлетворены исковые требования первичной профсоюзной организации объединения профсоюзов России СОЦПРОФ государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" к Государственной инспекции труда в Республике Хакасия о признании незаконным бездействия.

Заслушав доклад судьи Прониной А.В., объяснение представителя ответчика Тимонина В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца Юнгейма Е.Л., выразившего согласие с решением суда, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Первичная профсоюзная организация объединения профсоюзов России СОЦПРОФ государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" (далее – Первичная профсоюзная организация) обратилась в суд с иском к Государственной инспекции труда в Республике Хакасия о признании незаконным бездействия ответчика. Требования мотивировала тем, что 19.04.2016 года Первичная профсоюзная организация обратилась к ответчику с заявлением о проведении проверки и отмене приказа государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" (далее – ГБУЗ "Аскизская межрайонная больница") от 07.04.2016 года № 104 "Об утверждении положения об оплате труда работников ГБУЗ "Аскизская межрайонная больница" (далее – Приказ об утверждении положения об оплате труда работников), в связи с его противоречием федеральному и региональному законодательству. 20.06.2016 года ответчиком дан ответ о том, что поставленные в заявлении от 19.04.2016 года вопросы об отмене Приказа об утверждении положения об оплате труда работников, могут быть разрешены в рамках рассмотрения индивидуального трудового спора. Из данного ответа следует, что ответчиком проверка изложенных в заявлении фактов не осуществлялась, при этом ответчиком нарушен срок проведения проверки. Указывая на то, что Приказ об утверждении положения об оплате труда работников затрагивает неопределенный круг лиц работников ГБУЗ "Аскизская межрайонная больница", и, следовательно, вопрос о его оспаривании не является индивидуальным трудовым спором, просила признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в необъективном, невсестороннем и несвоевременном рассмотрении заявления Первичной профсоюзной организации о признании его незаконным и недействующим со дня его издания; признать незаконным бездействие по выявлению нарушений трудового законодательства в ГБУЗ "Аскизская межрайонная больница" по заявлению Первичной профсоюзной организации; обязать ответчика провести объективное и всестороннее рассмотрение заявления Первичной профсоюзной организации о признании вышеуказанного приказа незаконным и недействующим со дня его издания.

В судебном заседании представитель истца Юнгейм Е.Л. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Тумашова П.А. исковые требования не признала, поскольку проверка проведена в рамках действующего законодательства и в установленные сроки.

Суд постановил решение об удовлетворении иска. Признал незаконным бездействие Государственной инспекции труда в Республике Хакасия, выразившиеся в необъективном, невсестороннем и несвоевременном рассмотрении заявления Первичной профсоюзной организации о признании Приказа об утверждении положения об оплате труда работников незаконным и недействующим со дня его издания. Обязал Государственную инспекцию труда в Республике Хакасия провести объективное и всестороннее рассмотрение заявления Первичной профсоюзной организации о признании Приказа об утверждении положения об оплате труда работников незаконным и недействующим со дня его издания.

С решением не согласна представитель ответчика Тумашова П.А.

В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить. В обоснование своих доводов настаивает на том, что бездействие со стороны ответчика отсутствует, поскольку проверка проведена в соответствии с действующим законодательством и в установленные сроки. Полагает, что обращение Первичной профсоюзной организации о нарушении трудовых прав работников свидетельствует о наличии индивидуального трудового спора, для разрешения которого заявителю или работникам необходимо обращаться в комиссию по трудовым спорам (при наличии таковой) либо в судебные органы.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель истца Юнгейм Е.Л. выразил согласие с решением суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 354 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

В соответствии со статьей 355 Трудового кодекса Российской Федерации к основным задачам федеральной инспекции труда относятся, в том числе: обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (статья 356 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статья 357 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право: запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Порядок организации и проведения проверок работодателей урегулирован статьей 360 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Одним из оснований для проведения внеплановой проверки является обращение и заявление профессиональных союзов о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд (статья 361 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии со статьей 9 названного Закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона установлено, что на обращение должен быть дан письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Закона "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ".

В силу статьи 12 указанного выше Закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 названного Федерального закона, ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Как следует из материалов дела, 07.04.2016 года ГБУЗ "Аскизская межрайонная больница" издан Приказ об утверждении положения об оплате труда работников, согласно которому предписано производить начисление работникам данного учреждения заработной платы в соответствии с утвержденным положением об оплате труда с 01.07.2016 года.

Полагая данный Приказ об утверждении положения об оплате труда работников противоречащим нормам действующего законодательства, Первичная профсоюзная организация 20.04.2016 года обратилась в Государственную инспекцию труда в Республике Хакасия с заявлением о проведении проверки данного Приказа и его отмене.

На основании указанного заявления 25.04.2016 года Государственной инспекцией труда в Республике Хакасия вынесено распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ГБУЗ "Аскизская межрайонная больница", срок проведения которой установлен не более 20 рабочих дней. Указано на то, что к проверке приступить 10.05.2016 года, окончить проверку не позднее 06.06.2016 года. Целью проверки указана защита прав и интересов работников.

18.05.2016 года Государственной инспекцией труда в Республике Хакасия направлено в адрес Первичной профсоюзной организации уведомление о продлении срока проведения проверки.

06.06.2016 года государственным инспектором труда в Республике Хакасия вынесен акт проверки № 7-339-16-ОБ/35/115/2 № 282, согласно которому в ходе проверки установлено, что обращение Первичной профсоюзной организации следует рассматривать в соответствии со статьей 381 Трудового кодекса Российской Федерации как индивидуальный трудовой спор, в связи с чем, для разрешения указанных в обращении вопросов, заявителю необходимо обращаться в комиссию по трудовым спорам (при наличии таковой) либо в судебные органы с исковым заявлением в рамках рассмотрения индивидуального трудового спора на основании документов, свидетельских показаний и иных доказательств в установленный законом срок.

10.06.2016 года Государственная инспекция труда в Республике Хакасия направила в адрес Первичной профсоюзной организации ответ, содержащий доводы, аналогичные указанным в вышеприведенном акте государственного инспектора труда.

Не согласившись с данным ответом, Первичная профсоюзная организация обратилась в суд с настоящим иском, в котором просило признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в необъективном, невсестороннем и несвоевременном рассмотрении ее заявления.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком проверка заявления первичной профсоюзной организации фактически не проводилась, проверка проведена с нарушением сроков.

Однако судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции с учетом доводов апелляционной жалобы по следующим основаниям.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, которые могут быть оспорены относятся решения и действия (бездействие), в результате которых были нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы гражданина, организации; созданы препятствия к осуществлению гражданином, организацией их прав, свобод и реализации законных интересов; на гражданина, организацию незаконно возложены какие-либо обязанности.

Под бездействием понимается неисполнение должностным лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

При рассмотрении дел данной категории суды должны выяснять, соблюден ли порядок принятия решений в соответствии с установленными нормативными правовыми актами требованиями (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка.

Из материалов дела следует, что письменное обращение истца было рассмотрено в установленные сроки (с учетом их продления), при проведении проверки Государственная инспекция труда в Республике Хакасия действовала в пределах предоставленных ей полномочий, по результатам рассмотрения заявления дан мотивированный ответ.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, со стороны ответчика отсутствовало бездействие, поскольку возложенные на него как на орган государственной власти обязанности по рассмотрению заявления Первичной профсоюзной организации исполнены.

Несогласие истца с результатом рассмотрения его заявления и данным ему ответом, не может служить основанием для удовлетворения требований о признании незаконным бездействия ответчика, поскольку государственная трудовая инспекция самостоятельно определяют порядок разрешения обращений, и суд не вправе обязать ее принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению истца, является правильным.

Также судебная коллегия учитывает, что выводы суда первой инстанции о том, что бездействие ответчика выразилось в необъективном и невсестороннем рассмотрении им заявления истца являются субъективными и не подтверждены материалами дела.

Судебная коллегия считает необходимым отметить и то, что непринятие Государственной инспекцией труда в Республике Хакасия мер реагирования за заявление Первичной профсоюзной организации не препятствует ей в дальнейшей защите предполагаемого нарушенного права в судебном или ином порядке.

Данные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции, что привело к вынесению незаконного решения, которое подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 21 сентября 2016 года по настоящему делу в части признания незаконным бездействия Государственной инспекции труда в Республике Хакасия и о возложении на нее обязанности провести объективное и всестороннее рассмотрение заявления первичной профсоюзной организации объединения профсоюзов России СОЦПРОФ государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" о признании приказа государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" от 07.04.2016 года № 104 "Об утверждении положения об оплате труда работников государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" незаконным и недействующим со дня его издания отменить, вынести новое решение.

Отказать в удовлетворении исковых требований первичной профсоюзной организации объединения профсоюзов России СОЦПРОФ государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" о признания незаконным бездействия Государственной инспекции труда в Республике Хакасия, выразившегося в необъективном, невсестороннем и несвоевременном рассмотрении заявления первичной профсоюзной организации объединения профсоюзов России СОЦПРОФ государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" о признании приказа государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" от 07.04.2016 года № 104 "Об утверждении положения об оплате труда работников государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" незаконным и недействующим со дня его издания; о возложении на Государственную инспекцию труда в Республике Хакасия обязанности провести объективное и всестороннее рассмотрение заявления первичной профсоюзной организации объединения профсоюзов России СОЦПРОФ государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" о признании приказа государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" от 07.04.2016 года №104 "Об утверждении положения об оплате труда работников государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" незаконным и недействующим со дня его издания.

Председательствующий А.С.Топоев

Судьи Г.П.Пархомович

А.В.Пронина