НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия) от 11.05.2017 № 33А-1137/2017

Председательствующий Наумова Ж.Я.

Дело № 33а-1137/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Абакан 11 мая 2017 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Долгополовой Т.В.,

судей Паксимади Л.М., Вениченко О.В.,

при секретаре Шумиловой У.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Сельнягиной П.С. о признании незаконными действий Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Абакане Республики Хакасия

по апелляционной жалобе представителя административного истца Сельнягиной П.С. – Дроздовой Е.М. на решение Абаканского городского суда от 07 февраля 2017 г., которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.

Заслушав доклад судьи Паксимади Л.М., объяснения представителя административного истца Дроздовой Е.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Сельнягина П.С. обратилась в суд с вышеназванным административным иском. Требования мотивировала тем, что она являлась индивидуальным предпринимателем в период с 16 марта 2010 г. по 01 июня 2016 г. Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Абакане Республики Хакасия (далее – Управление) в связи с отсутствием сведений о доходе административного истца 01 марта 2016 г. в адрес Сельнягиной П.С. направлено требование об уплате страховых взносов, пеней и штрафов на сумму <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. 31 августа 2016 г. Сельнягина П.С. представила в налоговый орган сведения о доходах за 2013 - 2016 годы. Данные сведения налоговым органом 16 сентября 2016 г. переданы в Управление. 10 октября 2016 г. при обращении в Управление административный истец просила произвести перерасчет взносов на основании фактически полученных доходов в размере 0 руб., на что получен ответ об отсутствии основания для перерасчета суммы начисленных страховых взносов. Сельнягина П.С. полагала, что административный ответчик обязан был произвести перерасчет страховых взносов и направить в адрес истца иное требование. С учетом заявленного уточнения, просила признать незаконными действия Управления, выразившиеся в отказе произвести перерасчет сумм начисленных страховых взносов, обязать административного ответчика произвести перерасчет страховых взносов по основаниям п. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», обязать административного ответчика направить административному истцу уточненное требование в рамках п. 8 ст. 22 Закона о страховых взносах.

Определением судьи от 12 января 2017 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МИФНС России № 1 по Республике Хакасия, УФССП России по Республике Хакасия (л.д. 57).

Административный истец Сельнягина П.С. в судебное заседание не явилась, направила своего представителя Дроздову Е.М., которая уточненные требования поддержала в полном объеме. Дополнительно суду пояснила, что Управление должно было произвести перерасчет сумм начисленных страховых взносов, исходя из дохода в размере 0 руб. Обязанность произвести перерасчет установлена в п. 8 ст. 22 Закона о страховых взносах.

Представитель административного ответчика Цацорин К.В. в судебном заседании административный иск не признал по доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление (л.д. 31-32).

Представители заинтересованных лиц МИФНС России № 1 по Республике Хакасия и УФССП России по Республике Хакасия в судебное заседание не явились, заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Решением Абаканского городского суда от 07 февраля 2017 г. в удовлетворении требований отказано (л.д. 96-100).

В апелляционной жалобе представитель административного истца Дроздова Е.М., выражая несогласие с решением суда, просит его отменить, принять новое об удовлетворении требований в полном объеме (л.д. 109-111). Приводя доводы, изложенные в административном иске и письменном дополнении к нему, указывает, что на момент обращения административного истца в Управление о перерасчете взносов 10 октября 2016 г. у административного ответчика имелась информация о размере доходов предпринимателя за 2014 год, а значит, Управление не было лишено возможности определить величину фактически полученного дохода Сельнягиной П.С. и исчислить подлежащие уплате страховые взносы за 2014 год. Аннулирование требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов законодательством не предусмотрено, однако, в случае, если обязанность плательщика страховых взносов по уплате страховых взносов, пеней и штрафов изменилась после направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, орган контроля за уплатой страховых взносов обязан направить плательщику страховых взносов уточненное требование. Настаивает, что за 2014 год подлежит взысканию сумма по сведениям о доходах в размере 0 руб. 00 коп. – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Цитируя положения Закона о страховых взносах, акцентирует внимание на том, что плательщик страховых взносов не лишен возможности внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в Управление уточненный расчет по страховым взносам, при этом Управление вправе вызвать плательщика страховых взносов в связи с проверкой правильности их уплаты. Анализируя понятия «расчетный период», «организация» и «индивидуальный предприниматель», отмечает, что специального порядка определения расчетного периода для индивидуальных предпринимателей Законом о страховых взносах не предусмотрено, следовательно, расчетный период для предпринимателей определяется как календарный год. Соответственно, для Сельнягиной П.С., прекратившей деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в 2016 году, последним расчетным периодом будет являться 2016 год, право начисления и взыскания страховых взносов в максимальном размере Управление получит не ранее 01 января 2017 г. При этом положения ч. 11 ст. 14 Закона о страховых взносах к ней применимы не будут, а страховые взносы должны будут начислены в порядке ч. 4.1 ст. 14 указанного закона.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ч. 9 ст. 226, ч. 2 ст. 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции от 14 декабря 2015г.) (далее - Закон № 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, а также плательщиками страховых взносов согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона о страховых взносах.

Согласно п. 1 ст. 28 Закона № 167-ФЗ, страхователи, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном Законом о страховых взносах.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Сельнягина П.С. в период с 16 марта 2010 г. по 01 июня 2016 г. осуществляла предпринимательскую деятельность (л.д. 6-7).

По информации налогового органа Сельнягина П.С. не предоставила сведения о своих доходах за 2014 – 2015 годы (л.д. 36).

01 марта 2016 г. Управление в адрес Сельнягиной П.С. вынесло требование № об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за 2014 год в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., установлен срок для оплаты до 21 марта 2016 г. (л.д. 40). Данное требование направлено в адрес Сельнягиной П.С.

Требование об уплате страховых взносов Сельнягиной П.С. исполнено не было, в связи с чем 19 апреля 2016 г. Управлением вынесено решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках (л.д.44). Данное решение направлено в адрес административного истца (л.д. 46-47).

30 мая 2016 г. Управлением вынесено постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (л.д.49), постановление направлено в адрес Сельнягиной П.С.

31 мая 2016 г. Управление обратилось в Абаканский городской отдел УФССП России по Республике Хакасия с заявлением о возбуждении исполнительного производства в отношении Сельнягиной П.С. на основании постановления от 30 мая 2016 г. (л.д. 48).

31 августа 2016 г. Сельнягина П.С. представила в МИФНС России № 1 по Республике Хакасия налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2013 – 2016 годы, в которых указано, что доход налогоплательщика 0 руб. (л.д. 69-80).

Указанные налоговые декларации в отношении Сельнягиной П.С. 16 сентября 2016 г. переданы Управлением ФНС России по Республике Хакасия в Отделение Пенсионного фонда по Республике Хакасия (л.д. 11).

10 октября 2016 г. Сельнягина П.С. обратилась в Управление с заявлением о перерасчете взносов, в котором указала, что в связи с тем, что она не предоставила налоговую отчетность за 2013 – 2016 годы пенсионным фондом начислены взносы в размере 1% от дохода в предельном размере 31 августа 2016 г. сданы налоговые декларации за 2013 – 2016 годы с указанием дохода в размере 0 руб. Просила отозвать с Федеральной службы судебных приставов акты, направленные ранее, произвести перерасчет взносов в размере 1% от дохода (л.д. 8).

20 октября 2016 г. на данное заявление Управлением дан ответ, в котором указано, что в связи с отсутствием сведений о доходе Сельнягиной П.С. в информации, предоставленной налоговым органом, 01 марта 2016 г. направлено требование об уплате страховых взносов, пеней и штрафов на сумму <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. На основании статей 19, 20, 21 Федерального закона № 212-ФЗ и в связи с отсутствием информации, 30 мая 2016 г. в Абаканский городской отдел судебных приставов № 1 направлено постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов . Предоставленная Сельнягиной П.С. декларация в Управление не служит основанием для перерасчета суммы начисленных страховых взносов (л.д. 9).

Рассмотрев дело, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку действующим законодательством на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по предоставлению в налоговые органы сведений о финансово-хозяйственной деятельности, необходимых для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, Управление, как орган контроля, в случае неполучения от налоговых органов соответствующей информации лишено возможности определить величину фактически полученного дохода индивидуального предпринимателя и исчислить подлежащие уплате страховые взносы.

Кроме того, суд первой инстанции указал, что предоставление отчетности в налоговый орган с нарушением установленного законом срока и после направления требования об оплате не влечет для административного ответчика обязанность по перерасчету размера страховых взносов, и не опровергает правильность произведенного административным ответчиком расчета страховых взносов за 2014 год по правилам ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах).

Вместе с тем суд первой инстанции не учел следующего, действительно Закон о страховых взносах не содержит порядка действия страхователя в случаях предоставления информации о доходах плательщика страховых взносов позднее установленных законом сроков, а также правовых последствий более позднего представления сведений.

Между тем согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исходя из положений п. 1.1 и п. 1.2 ст. 14 Закона о страховых взносах следует, что размер подлежащих уплате страховых взносов зависит от размера дохода плательщика страховых взносов, полученного в отчетном периоде.

Если величина дохода за 2014 год не превышает 300 тыс. руб., то сумма фиксированного размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется как произведение МРОТ на тариф страховых взносов по соответствующему фонду и на 12 месяцев в году п. 1 ч. 1.1 ст. 14 Закона о страховых взносах.

Из материалов дела усматривается, что на момент выставления требования от 01 марта 2016 г. у административного ответчика отсутствовали основания для перерасчета взносов, однако 31 августа 2016 г. административным истцом сдана налоговая декларация за 2014 год, размер доходов по которой определен 0 рублей. Сведения по налоговым декларациям в отношении Сельнягиной П.С. налоговым органом переданы в отделение Пенсионного фонда по Республике Хакасия 16 сентября 2016 г.

Учитывая, что административный истец, являясь индивидуальным предпринимателем, за отчетный период 2014 год имела доход 0 рублей, представила в налоговый орган необходимую отчетность, которая в свою очередь была направлена в адрес административного ответчика, неблагоприятные последствия для административного истца в виде взыскания страховых взносов в максимальном размере при нулевом доходе затрагивает и нарушает права Сельнягиной П.С.

Поскольку Закон о страховых взносах в период его действия не содержал запрета на проведение перерасчета по уточненной отчетности, отказ административного ответчика в перерасчете страховых взносов, начисленных Сельнягиной П.С. за 2014 год по п. 1 ч. 1.1 ст. 14 Закона о страховых взносах, не может быть признан законным.

Изложенное выше указывает на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции. В соответствии с п.1 ч.2 ст.310 КАС РФ решение суда подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований в полном объеме.

Отношения между административным истцом и административным ответчиком, выразившиеся в отказе Управления произвести перерасчет Сельнягиной П.С. сумм начисленных страховых взносов за 2014 год, возникли в период действия Закона о страховых взносах, в этой связи для восстановления прав административного истца судебная коллегия полагает необходимым возложить обязанность на административного ответчика произвести перерасчет платежей в порядке ранее действующего законодательства.

Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Апелляционную жалобу представителя административного истца Дроздовой Е.М. удовлетворить.

Решение Абаканского городского суда от 07 февраля 2017 г. по настоящему делу отменить. Принять по делу новое решение.

Признать незаконными действия Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Абакане Республики Хакасия, выразившиеся в отказе произвести перерасчет сумм начисленных страховых взносов за 2014 год административному истцу Сельнягиной П.С.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Абакане Республики Хакасия произвести перерасчет страховых взносов начисленных Сельнягиной П.С. за 2014 год в порядке п. 1 ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Признать не подлежащим исполнению требование об уплате страховых взносов, пеней и штрафов от 01 марта 2016 г.

Председательствующий

Судьи

Долгополова Т.В.

Паксимади Л.М.

Вениченко О.В.