НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия) от 08.12.2020 № 33-2278/2020ГОД

Дело № 33-2278/2020 год

Председательствующий: Земба М.Г.

УИД 19RS0001-02-2020-005485-08

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Морозовой В.Н.,

судей Пархомович Г.П., Прониной А.В.,

при ведении протокола помощником судьи Сергиенко Н.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании от 8 декабря 2020 года

гражданское дело по апелляционной жалобе истца Андронов СВ на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску Андронов СВ к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия, Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане Республики Хакасия об обязании назначить социальную пенсию по старости.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Андронов СВ обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия (ГУ – ОПФР по РХ, Отделение) об обязании назначить социальную пенсию по старости, требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ ему исполнилось 60 лет, ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ – ОПФР по РХ в г. Абакане с заявлением о назначении пенсии, однако пенсия ему не была назначена. Полагал, что при достижении гражданином пенсионного возраста он приобретает право на пенсионное обеспечение. Полагал, что отсутствие требуемого страхового стажа, или его недостаточность, не являются основанием для отказа в назначении пенсии, поскольку при указанных обстоятельствах может быть назначена минимальная социальная пенсия, устанавливаемая нетрудоспособным лицам, у которых отсутствует право на получение другого вида пенсионного обеспечения. Ссылался на нарушение ответчиком его конституционного права на пенсионное обеспечение.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане Республики Хакасия (ГУ – УПФР в г. Абакане, Управление).

Дело рассмотрено в отсутствие истца Андронов СВ и представителя ответчика ГУ – ОПФР по РХ, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель ГУ – УПФР в г. Абакане Цацорин КВ в судебном заседании исковые требования не признал, полагал, что оснований для удовлетворения исковых требований Андронов СВ о назначении социальной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ не имеется, поскольку истец в установленном порядке с заявлением о назначении указанной пенсии не обращался, кроме того, он не достиг требуемого возраста выхода на социальную пенсию по старости.

Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

С данным решением не согласен истец Андронов СВ

В апелляционной жалобе он просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что находится в местах лишения свободы, извещение о времени судебного разбирательства, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ он получил только ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем не смог принять участие в судебном заседании и представить доказательства.

Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.

Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015.

В соответствии со ст. 8 данного Закона (в редакции, действовавшей на 29.05.2017) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3).

Согласно ч. 2 ст. 3 указанного Федерального закона страховой стаж – это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Индивидуальный пенсионный коэффициент – параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии (ч. 3 ст. 3 указанного Федерального закона № 400-ФЗ).

При этом в силу ст. 35 Федерального закона № 400-ФЗ необходимая продолжительность страхового стажа, а также необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента определяются на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 данного Федерального закона с учетом переходных положений.

На основании ч. ч. 1, 2 ст. 35 Федерального закона № 400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет и, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону.

С 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30 (ч. 3 ст. 35 Федерального закона № 400-ФЗ).

Таким образом, требуемая продолжительность страхового стажа для назначения страховой пенсии по старости в 2017 г. составляла 8 лет, требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента – 11,4 (6,6 в 2015 г. + 2,4 + 2,4).

При отсутствии правовых оснований для назначения страховой пенсии по старости с даты достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию (60 лет), граждане сохраняют право на социальную пенсию по старости в соответствии с условиями Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (Федеральный закон № 166-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона № 166-ФЗ (в редакции на 29.05.2017) право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют, в том числе, граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют нетрудоспособные граждане, к которым, в силу ст. 2 данного Закона относятся, в том числе, граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 216-ФЗ).

Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам определены в ст. 11 Федерального закона № 166-ФЗ.

В силу пп. 5 п. 1 ст. 11 названного Федерального закона право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане Российской Федерации, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшие указанного возраста.

Согласно этой же норме в редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане Российской Федерации, достигшие возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Федеральному закону), а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшие указанного возраста.

Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона № 166-ФЗ предусмотрено, что установление пенсии производится по заявлению гражданина, за исключением социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет, а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями страховой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста (пункт 2 части 10 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях»). Указанным гражданам соответствующая социальная пенсия устанавливается без истребования от них заявления о назначении социальной пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения о назначении социальной пенсии извещает гражданина о назначении ему социальной пенсии по инвалидности или социальной пенсии по старости.

Обращение за установлением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на ее установление без ограничения каким-либо сроком.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГДОА, действующая на основании доверенности от имени Андронов СВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в ГУ – УПФР в г. Абакане с заявлением о назначении страховой пенсии по старости с установлением фиксированной выплаты к указанной страховой пенсии. К заявлению приложены паспорт Андронов СВ, справки работодателя от ДД.ММ.ГГГГ, , справки от ДД.ММ.ГГГГ, , доверенность, паспорт ДОА Дополнительно в заявлении сообщено, что заявитель Андронов СВ не работает, получателем пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства, а также в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» не является; получателем ежемесячного пожизненного содержания (ежемесячного возмещения) в соответствии с Законом РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в РФ» не является; государственные должности не замещает.

Решением ГУ – УПФР в г. Абакане от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ по причине отсутствия правовых оснований для назначения пенсии на ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам рассмотрения представленных документов, в страховой стаж Андронов СВ засчитано 5 лет 4 месяца 9 дней, при необходимом страховом стаже 8 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 3,594, при необходимых 11,4.

Истец, обращаясь в суд, ссылался на то, что ему исполнилось 60 лет, отказ в назначении социальной пенсии нарушает его конституционные права на пенсионное обеспечение.

Разрешая возникшие спорные правоотношения, суд, проанализировав вышеприведенные нормы и оценив представленные в дело доказательства, установив, что продолжительности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента недостаточно для назначения истцу страховой пенсии по старости, с заявлением о назначении социальной пенсии по старости истец не обращался, приняв во внимание, что на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ истцу исполнилось 60 лет, в то время как для назначения социальной пенсии по старости требуется достижения возраста 65 лет, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о назначении Андронов СВ социальной пенсии по старости.

У судебной коллегии нет оснований не согласиться с таким выводом суда, поскольку он сделан с учетом установленных по делу обстоятельств, при правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.

Довод жалобы о том, что извещение о дате судебного заседания им было получено поздно, в связи с чем, времени для предоставления доказательств по делу было недостаточно, судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ судом было вынесено определение о принятии искового заявления к производству суда, привлечении соответчика, подготовке дела к судебному разбирательству.

В силу абз. 5 ст. 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представление необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле является одной из задач подготовки дела к судебному разбирательству.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 149 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при подготовке дела к судебному разбирательству истец или его представитель заявляет перед судьей ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.

Положениями ч. 1 ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подготовке дела к судебному разбирательству судья опрашивает истца или его представителя по существу заявленных требований и предлагает, если это необходимо, представить дополнительные доказательства в определенный срок, а также по ходатайству сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей истребует от организаций или граждан доказательства, которые стороны или их представители не могут получить самостоятельно.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

В определении от ДД.ММ.ГГГГ суд предложил истцу предоставить копии доказательств, обосновывающих фактические основания требований.

Копию определения от ДД.ММ.ГГГГ истец, находясь в <данные изъяты>, получил ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается распиской.

Таким образом, о подготовке дела к судебному разбирательству и необходимости предоставления доказательств истец извещался заблаговременно. Будучи ограничен в свободе, истец Андронов СВ не был лишен возможности ходатайствовать перед судом в оказании содействия в собирании и истребовании доказательств, а также не был лишен возможности иметь по делу представителя.

Об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в порядке ст. 155.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец не ходатайствовал.

Иных доводов, которые могли бы повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

С учетом вышеизложенного и руководствуясь ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Андронов СВ – без удовлетворения.

Председательствующий В.Н. Морозова

Судьи Г.П. Пархомович

А.В. Пронина