Председательствующий: Соловьев В.Н.Дело № 33-511/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 марта 2013 г. г. Абакан
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.
судей Вениченко О.В., Веселой И.Н.,
при секретаре Павлюченко Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петровой Т.В. к СОАО «ФИО11» о взыскании страхового возмещения, с апелляционной жалобой представителя истца Царева Р.В. на решение Абаканского городского суда от 13 ноября 2012 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Вениченко О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Петрова Т.В. обратилась в суд с иском к СОАО «ФИО11» о взыскании страхового возмещения в размере <данные изъяты> рублей и судебных расходов в размере <данные изъяты> рублей, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ между СОАО «ФИО11» и ООО «ФИО14» был заключен договор страхования грузов. В период действия договора при перевозке произошло повреждение груза. Претензии грузоотправителя - ООО «ФИО15» о возмещении ущерба в размере <данные изъяты> рублей были удовлетворены. ООО «ФИО14» сообщило ответчику о наступлении страхового случая и не получив ответа ДД.ММ.ГГГГ передало Петровой Т.В. право требования страхового возмещения на основании договора цессии.
Определением суда от 22.06.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО «ФИО15» и ООО «ФИО14».
В судебном заседании представитель истца Петровой Т.В. – Царев Р.В. требования поддержал, пояснил, что несоблюдение правил погрузки не имеет значения при решении вопроса о выплате страхового возмещения.
Представитель ответчика СОАО «ФИО11» Желтобрюхов А.П. возражал против удовлетворения исковых требований, в письменных возражениях указывал на то, что дело подлежит рассмотрению в Арбитражном суде Республики Хакасия исходя из договорной подсудности, определенной в п. 22.1 генерального полиса страхования. Поскольку причинение ущерба явилось следствием нарушения правил погрузки груза, то страховая компания освобождается от выплаты страхового возмещения на основании подп. «б» п. 3.4 Правил страхования. Полагал, что договор цессии не имеет юридической силы, так как в силу ст. 956 ГК РФ замена выгодоприобретателя после предъявления требования о выплате страхового возмещения незаконна.
Руководитель ООО «ФИО14» Петров А.Н. пояснял суду, что погрузка груза осуществляется грузоотправителем - ООО «ФИО15». Рефрижераторный прицеп закрывается и опечатывается пломбами отправителя, вскрытие производилось грузополучателем в пункте доставки. В ДТП автомобиль не участвовал, во время движения из-за дефектов дороги лопнула пневматическая подушка, но доказательств этому не имеется. Считает, что сдвиг упаковки произошел в связи с тем, что коробки были уложены с зазорами для циркуляции воздуха.
Представитель третьего лица ООО «ФИО15» в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.
Решением суда от 13 ноября 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Выражая несогласие с решением суда, представитель истца Царев Р.В. обратился с апелляционной жалобой. Считает вывод суда о нарушении Правил перевозки грузов автомобильным транспортом при погрузке неверным, не основанным на представленных доказательствах и нормах права. Полагает, что назначенный судом эксперт не является специалистом по транспортировке грузов в рефрижераторных установках, поскольку согласно данным сайта Торгово-промышленной палаты РХ занимается иным видом экспертиз. Кроме того, ни ответчиком, ни экспертом не указаны правила, согласно которым должна производиться погрузка рефрижераторов. Просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества (ст. 930 ГК РФ).
Статьей 941 ГК РФ предусмотрено, что систематическое страхование разных партий однородного имущества (товаров, грузов и т.п.) на сходных условиях в течение определенного срока может по соглашению страхователя со страховщиком осуществляться на основании одного договора страхования - генерального полиса.
Страхователь обязан в отношении каждой партии имущества, подпадающей под действие генерального полиса, сообщать страховщику обусловленные таким полисом сведения в предусмотренный им срок, а если он не предусмотрен, немедленно по их получении.
В силу положений ст. 943 ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).
Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между СОАО «ФИО23» (страховщик) и ООО «ФИО14» (страхователь) был заключен договор страхования - Генеральный полис страхования грузов на срок 1 год.
Пунктами 4.2 и 24.1 указанного договора предусмотрено, что Генеральный полис составлен в соответствии с Правилами транспортного страхования грузов N 13/1 ОАО "ФИО23" от 22.06.2007 года, которые являются его неотъемлемой частью (приложение №1).
Согласно п.п. 5, 8 Генерального полиса объектом страхования по договору являются имущественные интересы страхователя, связанные с владением, пользованием и распоряжением грузом, принятым к перевозке автомобильным транспортом в изотермическом кузове, оборудованным рефрижераторной установкой, указанным в декларации об отгрузке и подпадающим под категорию, в частности, скоропортящегося груза, для обеспечения сохранности которого требуется соблюдение температурного режима (фрукты и т.п.).
Ответственность страховщика начинается с момента окончания погрузки, продолжается в течение всей перевозки, и заканчивается в момент прибытия груза в место назначения (п. 7 Правил транспортного страхования грузов).
В соответствии с п. 15 Генерального полиса ДД.ММ.ГГГГ ООО «ФИО14» подало декларацию № на страхование груза – фрукты, вид упаковки - коробки, количество - <данные изъяты> мест общим весом <данные изъяты> кг, страховая сумма <данные изъяты> руб., выгодоприобретатель - ООО «ФИО14», маршрут: г<адрес>, транспорт - автомобильный №, период страхования: ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, перевозочный документ - товарно-транспортная накладная № от ДД.ММ.ГГГГ, где грузоотправителем и грузополучателем указано ООО «ФИО15».
В тот же день согласно отметке в декларации № страховщик принял груз на страхование (л.д.7-12).
ДД.ММ.ГГГГ ООО «ФИО14» направило Обществу извещение о возможном страховом случае и заявление о выплате страхового возмещения. В заявлении указано, что при длительной транспортировке произошел сход укладки, в результате раздавлено 77 коробок <данные изъяты>. Предполагаемый размер убытка - <данные изъяты> руб, оплаченный ООО «ФИО14» согласно претензии ООО «ФИО15» от ДД.ММ.ГГГГ № и квитанции к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ № о выплате убытка грузовладельцу (л.д.17, 18, 114).
Если законом или договором страхования не предусмотрено иное, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения и страховой суммы, когда страховой случай наступил вследствие: воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения; военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий; гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок (п.1 ст.964).
В соответствии с положениями п.п. 1, 4 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
По смыслу указанных норм договором страхования могут быть предусмотрены и иные случаи освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения, если это не противоречит закону.
Правила транспортного страхования №13/1 от 22.06.2007, являющиеся неотъемлемой частью Генерального полиса, сторонами не оспаривались.
Страховая выплата производится только при наступлении страхового случая (ст. 929 ГК РФ).
В силу п. 10.2 Генерального полиса страховым случаем является повреждение, гибель или утрата застрахованного груза, произошедшие в результате наступления в течение срока страхования событий, предусмотренных пунктами 3.3.1, 3.4 «з», 3.4 «т» Правил страхования.
Согласно п. 3.4 Правил транспортного страхования не признается страховым случаем полная гибель, повреждение, утрата груза или расходы, произошедшие вследствие нарушения правил перевозки, погрузки, упаковки и хранения груза, если такое нарушение повлекло за собой причинение ущерба застрахованному грузу (подпункт «б»), ненадлежащей упаковки груза, неправильной подготовки, укладки, крепления груза, а также погрузки и транспортировки груза в поврежденном состоянии (подпункт «и»).
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что ООО «ФИО14» застраховало свой интерес в сохранении груза при перевозке в качестве его грузоперевозчика автомобильным транспортом.
Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, регулируются Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее - Устав), а также Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (далее – Правила перевозок).
Согласно ст. 10 Устава грузоотправитель (то есть ООО «ФИО15») обязано подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность груза, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера.
В силу п.п. 6, 8, 9 и 11 ст. 11 Устава приспособления, необходимые для погрузки, выгрузки и перевозки груза, должны предоставляться и устанавливаться на транспортном средстве грузоотправителем и сниматься с транспортного средства грузополучателем, если иное не установлено договором перевозки груза.
Погрузка груза в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства, контейнера - грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.
Погрузка грузов в транспортное средство, контейнер осуществляется таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозок грузов и их сохранность, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера.
Грузоотправитель по требованию перевозчика обязан устранить нарушения установленного порядка погрузки груза в транспортное средство, контейнер, за исключением случая, если погрузка груза осуществляется перевозчиком. В случае невыполнения грузоотправителем требований об устранении недостатков в погрузке груза перевозчик вправе отказаться от осуществления перевозки.
В соответствии с пунктами 50, 51 Правил перевозок погрузка груза в транспортное средство и контейнер осуществляется грузоотправителем (фрахтователем), а выгрузка из транспортного средства и контейнера - грузополучателем, если иное не предусмотрено договоренностью сторон. Погрузка груза в транспортное средство и контейнер осуществляется таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозки груза и его сохранность, а также не допустить повреждение транспортного средства и контейнера.
Приложение №7 к Правилам перевозки среди перечня работ, выполняемых при погрузке грузов в транспортное средство, предусматривает крепление груза в транспортном средстве: приведение в рабочее состояние крепежных, стопорных и защитных приспособлений (пункт 4 «а»).
Кроме того, согласно § 9, 10, 14 раздела 5 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971, грузы должны быть уложены в подвижном составе и надежно закреплены так, чтобы не было сдвига, падения, давления на двери, потертости или повреждения груза при перевозке, а также обеспечивалась сохранность подвижного состава при погрузке, разгрузке и в пути следования. Необходимые для погрузки и перевозки приспособления, вспомогательные материалы (козлы, стойки, лотки, проволока, щитовые ограждения, покати и т.п.), а также средства, необходимые для утепления грузов (одеяла, маты и т.п.), должны предоставляться и устанавливаться грузоотправителем и сниматься грузополучателем. Шофер обязан проверить соответствие укладки и крепления груза на подвижном составе требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности подвижного состава, а также сообщить грузоотправителю о замеченных неправильностях в укладке и креплении груза, угрожающих его сохранности. Грузоотправитель по требованию шофера обязан устранить обнаруженные неправильности в укладке и креплении груза.
Укладка свежих и охлажденных скоропортящихся грузов, упакованных в тару, должна производиться таким образом, чтобы обеспечивалась циркуляция воздуха, при этом расстояние между потолком и верхним рядом груза должно быть не менее 30 - 35 см и не должно быть зазора между последним рядом груза и задней стенкой кузова (§ 17 раздела 13 Общих правил).
Из заключения судебно-товароведческой экспертизы Торгово-промышленной палаты Республики Хакасия следует, что порча 77-ми коробок <данные изъяты> свежих, доставленных ДД.ММ.ГГГГ по товарно-транспортной накладной от ДД.ММ.ГГГГ № из <адрес> в <адрес> явилось следствием нарушения правил размещения и транспортировки грузов автомобильным транспортом (вышеприведенных Правил перевозок, а также ГОСТа 26653-90).
Доводы заявителя апелляционной жалобы, не согласившегося с заключением экспертизы, не могут быть приняты во внимание, поскольку нарушений требований законодательства при назначении и проведении судебно-товароведческой экспертизы допущено не было, выводы эксперта мотивированы, последовательны, сделаны на основе действующих Правил перевозок грузов и фактических обстоятельствах порчи части груза.
Никаких доказательств, что порча груза произошла в результате иных причин, не связанных с нарушениями при погрузке и креплении груза, суду не представлено.
Сам факт того, что при транспортировке скоропортящегося груза в рефрижераторе необходимо оставлять зазоры для его вентиляции не исключает установленную ст.ст.10, 11 Устава автомобильного транспорта, п.п. 50, 51 Правил перевозок груза, § 9, 10, 14 разд.5 и § 17 разд.13 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом обязанность грузоотправителя или перевозчика, если это предусмотрено договором перевозки, по его надлежащему креплению.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что порча части груза произошла в результате нарушения правил подготовки, укладки, крепления и транспортировки застрахованного груза.
Поскольку данное обстоятельство, в силу подп. «б» и «и» п.3.4 Правил транспортного страхования грузов, являющихся неотъемлемой частью договора страхования грузов от ДД.ММ.ГГГГ, указывает на отсутствие страхового случая, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований искового заявления.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, что не может служить основанием для отмены решения суда, постановленного при правильном применении норм материального и процессуального права.
В остальной части решение суда не обжалуется и судом апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ч.1 ст.327-1 ГПК РФ не проверяется.
Исходя из изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Абаканского городского суда от 13 ноября 2012 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Царева Р.В., - без удовлетворения.
Председательствующий
О.А. Страхова
Судьи
О.В. Вениченко
И.Н. Веселая