НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия) от 03.12.2020 № 33-2317/20

УИД 19RS0003-01-2020-001474-54

Председательствующий: Казакова Т.А.

Дело № 33-2317/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Морозовой В.Н.,

судей Пархомович Г.П., Прониной А.В.,

при ведении протокола помощником судьи Ахпашевым Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 3 декабря 2020 года гражданское дело по апелляционным жалобам представителей ответчиков Министерства здравоохранения Республики Хакасия Лобановой И.С. и Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Саяногорская межрайонная больница» Чекушина К.Г. на решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 20 августа 2020 года, которым частично удовлетворены исковые требования прокурора г. Саяногорска в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия «Саяногорская межрайонная больница» о признании положений локального нормативного акта противоречащим Трудовому кодексу Российской Федерации и недействующим, возложении обязанности привести положения локального нормативного акта в части в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации, к Министерству здравоохранения Республики Хакасия о возложении обязанности произвести согласование изменений в локальный нормативный акт.

Заслушав доклад судьи Прониной А.В., объяснение представителей ответчика Министерства здравоохранения Республики Хакасия Лобановой И.С. и Молчанова В.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, представителя истца – прокурора Васильевой Е.В., полагавшей решение не подлежащим отмене, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Саяногорска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия «Саяногорская межрайонная больница» (далее - ГБУЗ РХ «Саяногорская межрайонная больница»), Министерству здравоохранения Республики Хакасия с иском о признании абзаца 11 пункта 2.1 Положения об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией в ГБУЗ РХ «Саяногорская межрайонная больница», утвержденного приказом от 17.04.2020 № 283 (далее – Положение № 283) (в редакции приказа от 15.05.2020 № 354), согласованного протоколами комиссии по согласованию локальных нормативных актов государственных учреждений здравоохранения Республики Хакасия от 20.04.2020 № 1, от 15.05.2020 № 9 противоречащим статьям 129, 146, 148, 313, 315 Трудового кодекса Российской Федерации и недействующим; обязать ГБУЗ РХ «Саяногорская межрайонная больница» привести в соответствие со статьями 129, 146, 148, 313, 315 Трудового кодекса Российской Федерации абзац 11 пункта 2.1 Положения № 282 (в редакции приказа от 15.05.2020 № 354); обязать Министерство здравоохранения Республики Хакасия произвести согласование изменений, внесенных в приказ ГБУЗ РХ «Саяногорская межрайонная больница» от 17.04.2020 № 283. Требования мотивировал тем, что прокуратурой г. Саяногорска в рамках надзорных мероприятий проверено на соответствие федеральному законодательству Положение № 283 (в редакции приказа от 15.05.2020 № 354), согласованное протоколами комиссии по согласованию локальных нормативных актов государственных учреждений здравоохранения Республики Хакасия от 20.04.2020 № 1, от 15.05.2020 № 9, в ходе проверки которого установлено, содержащаяся в абзаце 11 пункта 2.1 данного Положения норма о включении в размер установленных пунктом 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 415, стимулирующих выплат районного коэффициента и северной надбавки ухудшает правовое положение работников ГБУЗ РХ «Саяногорская межрайонная больница», поскольку снижает размер причитающихся им компенсационных выплат за осуществление трудовой деятельности в особых климатических условиях, в связи с тем, что в силу трудового законодательства районный коэффициент и северная надбавка начисляются сверх заработной платы и ее составных частей.

Представитель истца - помощник прокурора г. Саяногорска Загвозкина А.С. в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске, просила иск удовлетворить.

Дело на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков.

Суд постановил решение о частичном удовлетворении исковых требований. Признал абзац 11 пункта 2.1 Положения № 283, в редакции приказа от 15.05.2020 № 354, согласованного протоколом № 9 комиссии Министерства здравоохранения Республики Хакасия по согласованию локальных нормативных актов государственных учреждений здравоохранения Республики Хакасия от 15.05.2020 № 9, противоречащим статьям 129, 146, 148, 313, 315 Трудового кодекса Российской Федерации в части, содержащей положения о том, что установленные пунктом 2.1 размеры выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией включают в себя районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в Республике Хакасия, и недействующим. Возложил на ответчика ГБУЗ РХ «Саяногорская межрайонная больница» обязанность привести абзац 11 пункта 2.1 Положения № 283, в редакции приказа от 15.05.2020 № 354, в соответствие со статьями 129, 146, 148, 313, 315 Трудового кодекса Российской Федерации в течение пяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу. Возложил на ответчика Министерство здравоохранения Республики Хакасия обязанность произвести согласование изменений, внесенных в приказ главного врача ГБУЗ РХ «Саяногорская межрайонная больница» от 17.04.2020 № 283, в течение десяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.

С данным решением не согласны представители ответчиков Министерства здравоохранения Республики Хакасия Лобанова И.С. и ГБУЗ РХ «Саяногорская межрайонная больница» Чекушин К.Г.

В апелляционных жалобах они просят решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывают на несогласие с выводами суда первой инстанции о несоответствии норм Положения № 283 статьям 129, 146, 148, 313, 315 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку исходя из содержания пунктов 10 и 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 415 размер выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам устанавливается локальным актом медицинской организации, согласованным с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, но в пределах выделенных денежных средств. Следовательно, объемы перечисляемых Министерством здравоохранения Республики Хакасия в подведомственные медицинские организации денежных средств включают в себя средства как на осуществление выплаты стимулирующего характера, так и на осуществление расходов, возникающих при осуществлении данных выплат (начисление районного коэффициента и северной надбавки). По мнению, заявителей апелляционных жалоб, иное толкование противоречит абзацу шестому статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому недопустимо устанавливать расходные обязательства, подлежащие исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств. Полагают, что при рассмотрении настоящего дела судом не установлено ухудшение положения работников оспариваемым прокурором Положения № 283, в то время как для признания локального акта незаконным в силу статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации данное условие является обязательным. Более того, в ходе судебного разбирательства не установлено, что начисление стимулирующей выплаты осуществлялось без начисления районного коэффициента и северной надбавки. Указывают на то, что прокурором не представлено доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц, в связи с чем он не вправе был обращаться в суд с настоящим иском.

В дополнениях к апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Хакасия указывает на отмену ГБУЗ РХ «Саяногорская межрайонная больница» Положения № 283 и Правительством Российской Федерации постановления от 02.04.2020 № 415, в связи с чем настоящее время выплата стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, не предусмотрена.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционных жалоб прокурор г. Саяногорска Зайферт И.В. выражает согласие с решением суда.

Выслушав лиц участвующих в деле, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб и письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату (оплату труда работника) как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена оплата труда в повышенном размере, в том числе работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

В силу статьи 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со статьями 315-317 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

В пункте 19 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной приказом Министерства труда РСФСР от 22.11.1990 № 2 (с учетом решения Верховного Суда Российской Федерации от 01.12.2015 № АКПИ15-1253), указано, что в состав заработка, на который начисляются надбавки, не включаются выплаты по коэффициентам к заработной плате, выплаты по среднему заработку, материальная помощь, а также выплаты, носящие разовый поощрительный характер и не обусловленные системой оплаты труда.

По смыслу приведенных правовых норм, система оплаты труда, включающая составляющие ее элементы, устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, а также условиями заключаемого с работником трудового договора.

Таким образом, при разрешении настоящего спора, то есть спора работника и работодателя по поводу необходимости начисления к дополнительному материальному стимулированию районного коэффициента и северной надбавки необходимо установить обусловлена ли данная выплата системой оплаты труда и носит ли она разовый поощрительный характер.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 415 от 02.04.2020 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее – Правила № 415).

В соответствии с подпунктами «г», «д» пункта 10 Правил № 415, средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов, направляются медицинским организациям, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в соответствии с указанным в пункте 11 настоящих Правил локальным нормативным актом медицинской организации, согласованным соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или органом местного самоуправления, в следующих размерах:

- врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием подразделений, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (в том числе врачам-инфекционистам, врачам общей практики (семейным врачам), врачам-педиатрам, врачам-педиатрам участковым, врачам-терапевтам, врачам-терапевтам участковым, врачам-пульмонологам), - 80 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;

- среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании первичной медико-санитарной помощи, в том числе среднему медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских пунктов, фельдшерских здравпунктов, - 40 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.

Как следует из материалов дела, приказом от 17.04.2020 ГБУЗ РХ «Саяногорская межрайонная больница» во исполнение Правил № 415 утверждено Положение № 283, согласованное комиссией по согласованию локальных нормативных актов государственных учреждений здравоохранения Республики Хакасия.

Приказом ГБУЗ РХ «Саяногорская межрайонная больница» от 15.05.2020 № 354 внесены изменения в пункт 2.1 раздела 2 Положения № 283, абзац одиннадцатый которого изложен в следующей редакции: «Установленные данным пунктом размеры выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией включают в себя районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в Республике Хакасия».

Данные изменения также согласованы комиссией по согласованию локальных нормативных актов государственных учреждений здравоохранения Республики Хакасия.

Среднемесячный доход от трудовой деятельности за 9 месяцев 2019 года в Республике Хакасия, рассчитанный на основании постановления Правительства Российской Федерации № 922 от 24.12.2007 (в редакции от 10.12.2016) «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» и Приказа Росстата от 14.04.2016 № 188 (в редакции от 13.04.2017) «Об утверждении Методики расчета среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)» составляет 33277 руб.

Приняв во внимание вышеприведенные нормы права и обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к выводу, что данная выплата стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией является составной частью заработной платы указанных работников, на которую подлежат начислению районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в Республике Хакасия, в связи с чем абзац одиннадцатый пункта 2.1 раздела 2 Положения № 283, предусматривающий включение в размер стимулирующих выплат, установленных пунктом 10 Правил № 415, районного коэффициента и северной надбавки, противоречит статьям 129, 146, 148, 313, 315 Трудового кодекса Российской Федерации, так как снижает размер причитающихся медицинским работникам компенсационных выплат за их работу в особых условиях труда при осуществлении трудовой деятельности в особых климатических условиях.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он постановлен при правильном применении норм материального права с учетом разъяснений Министерства здравоохранения Российской Федерации, содержащихся в письмах от 06.05.2020 № 16-3/И/2-5951, от 21.05.2020 № 16-3/ИУ1-6965, в соответствии с которыми указанные выплаты стимулирующего характера следует начислять с применением районных коэффициентов к заработной плате, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера.

Оценивая доводы апелляционных жалоб о том, что начисление медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией стимулирующей выплаты, предусмотренной Правилами № 415, производится с учетом районного коэффициента и северной надбавки, но в пределах сумм, определенных пунктом 10 названных Правил, судебная коллегия находит их подлежащими отклонению, поскольку такой порядок начисления надбавок за работу в особых условиях труда противоречит нормам действующего трудового законодательства.

Ссылки представителей ответчиков в апелляционных жалобах на недоказанность при рассмотрении настоящего дела ухудшения положения вышеперечисленных работников применением Положения № 283, в то время как для признания локального акта незаконным в силу статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации данное условие является обязательным, отклоняются судебной коллегией, так как начисление медицинским работникам стимулирующей выплаты без начисления на нее районного коэффициента и северной надбавки, как это предусмотрено оспариваемой нормой, безусловно свидетельствует о нарушении их прав.

Не могут повлечь отмену решения суда и доводы апелляционной жалобы о недоказанности прокурором нарушения прав неопределенного круга лиц, что давало бы ему право обратиться в суд с настоящим иском.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Поскольку настоящий иск заявлен в интересах как работающих на момент подачи иска работников ГБУЗ РХ «Саяногорская межрайонная больница», так и тех которые могли быть трудоустроены в период действия оспариваемого Положения № 283, круг которых не мог быть определен на момент подачи иска, то данный довод апелляционной жалобы признается судебной коллегией несостоятельным.

При этом судебная коллегия находит заслуживающим внимания содержащийся в дополнениях к апелляционной жалобе довод представителя ответчика Министерства здравоохранения Республики Хакасия о невозможности исполнения решения суда в связи с отменой Правительством Российской Федерации постановления от 02.04.2020 № 415 и соответственно ГБУЗ РХ «Саяногорская межрайонная больница» Положения № 283, а потому судебная коллегия полагает необходимым указать, что решение суда в части возложения на ГБУЗ РХ «Саяногорская межрайонная больница» обязанности привести абзац 11 пункта 2.1 Положения № 283, в редакции приказа от 15.05.2020 № 354, в соответствие со статьями 129, 146, 148, 313, 315 Трудового кодекса Российской Федерации, а на Министерство здравоохранения Республики Хакасия обязанности произвести согласование изменений, внесенных в приказ главного врача ГБУЗ РХ «Саяногорская межрайонная больница» от 17.04.2020 № 283, не подлежит исполнению.

В остальной части это же решение сторонами не обжалуется, а потому судебной коллегией не проверяется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 20 августа 2020 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей ответчиков Министерства здравоохранения Республики Хакасия Лобановой И.С. и Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Саяногорская межрайонная больница» Чекушина К.Г. без удовлетворения.

Решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 20 августа 2020 года по настоящему делу в части возложения на государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия «Саяногорская межрайонная больница» обязанности привести абзац 11 пункта 2.1 Положения об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Хакасия «Саяногорская межрайонная больница», утвержденного приказом от 17.04.2020 № 283, в редакции приказа от 15.05.2020 № 354, в соответствие со статьями 129, 146, 148, 313, 315 Трудового кодекса Российской Федерации, а на Министерство здравоохранения Республики Хакасия обязанности произвести согласование изменений, внесенных в приказ главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Саяногорская межрайонная больница» от 17.04.2020 № 283, не подлежит исполнению.

Председательствующий В.Н.Морозова

Судьи Г.П.Пархомович

А.В.Пронина