Хасавюртовский районный суд РД № дела первой инстанции 2а-397/2022
судья Ибрагимов С.Р. УИД 05RS0046-01-2022-002249-47
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 августа 2022 года, по делу № 33а-6363/2022, г. Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Джарулаева А-Н.К.,
судей Гончарова И.А. и Магомедова М.А.,
при секретаре Яхъяеве Т.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по РД к Газиеву Рамазану Хасимбеговичу о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015 года в размере 18 179 руб. 58 коп и пени в размере 15 774 руб. 81 коп. с апелляционной жалобой представителя административного истца Вахидова В.У. на решение Хасавюртовского районного суда РД от 5 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Гончарова И.А., судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России № по РД обратилась в Хасавюртовский районный суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015 года в размере 18 179 руб. 58 коп. и пени в размере 15 774 руб. 81 коп.
В обоснование исковых требований административный истец указал, что ФИО1 состоит на налоговом учете в Межрайонном ИФНС России № по РД в качестве налогоплательщика, является собственником транспортных средств: ФИО8 ЮМ, государственный регистрационный № - М601ВР05 и ФИО810М, государственный регистрационный № - Н308РУ05. ФИО1 направлялось налоговое уведомление о необходимости уплаты налога за 2015 год. В нарушение ст.45 НК РФ ФИО1 не исполнил свои обязанности и не уплатил налог, в связи с чем начислена пеня за каждый календарный день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога в размере трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Налоговым органом в отношении административного ответчика выставлено требование № от <дата> об уплате налога, в сумме 33 954 руб. 39 коп., однако, до настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила. Данное требование не было исполнено в установленный срок и законом предусмотрена возможность взыскания налогов, пеней, щтрафов в судебном порядке, а также руководствуясь ст.48 НК РФ, ст.125 и 126 КАС РФ, Межрайонной ИФНС России № по РД было направлено заявление о вынесении судебного приказа. <дата> мировым судьей судебного участка №<адрес> вынесен судебный приказ о взыскании с должника недоимки по налогу. Должником было представлено возражение относительно исполнения судебного приказа, определением от <дата> судебный приказ отменен. С объяснениями о причинах неуплаты налога в налоговый орган должник не явился и документы дающие право на льготы в Межрайонную 1ШФНС России № по РД не представил.
На основании изложенного, административный истец просил взыскать с ФИО1 недоимку по транспортному налогу за 2015 год в размере 18 179 руб. 58 коп. и пени в размере 15 774 руб. 81 коп., на общую сумму 33 954 руб. 39 коп.
Решением Хасавюртовского районного суда РД от <дата> в удовлетворении административного иска отказано.
С этим решением не согласился представитель административного истца ФИО4, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и вынести новое решение об удовлетворении административного иска.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, в связи с чем коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда является незаконным, подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае: рассмотрения дела в отсутствие сторон по делу, надлежащим образом не извещенных о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции» при рассмотрении апелляционных жалобы, представления, частной жалобы, представления суду апелляционной инстанции во всяком случае следует проверять наличие предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ безусловных оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции, а также оснований для прекращения производства по административному делу (глава 17 КАС РФ) или оставления административного искового заявления без рассмотрения (пункты 1 - 4 части 1, часть 2 статьи 196 КАС РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций, суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ответчик является плательщиком налога на имущество и земельного налога.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В силу п.1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пп.1 п.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 363 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В силу положений п.ст.58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
<дата> налогоплательщику ФИО1 отправлено заказным письмом налоговое уведомление № о необходимости в срок не позднее <дата> оплатить транспортный налог за транспортные средства:Вольво ВЮМ, государственный регистрационный № - М601ВР05 и Вольво ВЮМ, государственный регистрационный № - Н308РУ<дата> год в размере 18 970 руб. Налоговое уведомление направлено с соблюдением положений ст.52 НК РФ по месту жительства налогоплательщика.
Следовательно, у ФИО1 возникла обязанность по уплате транспортного налога за 2015 год.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пп.1 и 3 п.1 ст.45 НК РФ).
В соответствии с п.2 ст.69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
В установленный налоговым органом срок ФИО1 транспортный налог не оплатил, в связи с чем, ему направлено требование № об уплате налога, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических ЛИЦ, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на <дата>, по которому задолженность за 2015 год по уплате транспортного налога составило 18 179 руб. 58 коп, пеня 15 774 руб. 81 коп. Соответственно, требование об уплате налога было направлено налоговым органом с соблюдением положений ст.69 НК РФ. В требовании установлен срок уплаты налога до <дата>.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст.46 и 47 НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст.48 НК РФ.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности ПО уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (п. 1 ст.48 НК РФ).
В силу ч. 2 ст. 286 КАC РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно п.2, ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абз.2 п.2 ст.48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п.3 ст.48 НК РФ).
Таким образом, ст.48 НК РФ предусматривает два различных специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктами 1-3 ст.48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст.289 КАС РФ).
В исковом заявлении административный истец указывает, что в добровольном порядке административным ответчиком требование налогового органа не было исполнено. Это послужило основанием обращения административного истца к мировому судье судебного участка №<адрес> в порядке главы 11.1 КАС РФ с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки и пени по транспортному налогу.
Вместе с тем, с целью исследования вопроса о пропуске срока на обращение в суд с настоящим административным иском, из мирового суда было истребовано административное дело №а- 297/2021 по заявлению Межрайонной ИФНС России № по РД к ФИО1 о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу.
При выставлении налоговым органом требований № от <дата> со сроком исполнения до <дата> срок для подачи заявления о вынесении судебного приказа в соответствии со ст.48 НК РФ наступает не позднее <дата>.
Из материалов дела №а-297/2021 следует, что административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа <дата>, что подтверждается оттиском штампа судебного участка №<адрес> на заявлении о вынесении судебного приказа.
Мировым судьей судебного участка №<адрес> был вынесен судебный приказ от <дата> о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу, который по возражению административного ответчика определением мирового судьи от <дата> отменен.
Вопрос соблюдения налоговым органом срока обращения в суд для получения судебного приказа, установленного в п.2 ст.48 НК РФ проверяется при рассмотрении соответствующего процессуального вопроса мировым судьей, о чем разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата>№, по которому истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в п.2 ст.48 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа.
Как следует из материалов административного дела, судебный приказ о взыскании обязательных налоговых платежей был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа.
Согласно абз.2 п.3 ст.48 НК РФ исковое заявление о взыскании задолженности по уплате налога могло быть подано истцом в течение 6 месяцев после отмены судебного приказа (<дата>), то есть до <дата>.
Между тем, с настоящим иском Межрайонная ИФНС России № по РД обратилась в суд <дата>, что подтверждается оттиском штампа Хасавюртовского районного суда на административном исковом заявлении, то есть с пропуском шестимесячного срока, установленного п. 3 ст.48 НК РФ.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Однако, административный истец о восстановлении пропущенного срока не ходатайствовал, основания для его восстановления судом не установлены.
Пропуск срока обращения в суд явился основанием для отказа судом в удовлетворении административного иска.
Частью 5 ст.138 КАС РФ установлено, что в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Согласно ч.5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Отказывая в удовлетворении административного иска по этому основанию, суд указал, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, признанным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания. В связи с этим, ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа и с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Вместе с тем судебная коллегия указанный вывод считает необоснованным.
Дело было рассмотрено в отсутствии представителя административного истца.
При этом в деле отсутствуют доказательства надлежащего извещения МРИ ФНС № по РД, так как к делу приобщено только письмо суда, которым стороны уведомлялись о назначении дела, тогда как доказательств получения этого письма истцом не представлено.
Тем не менее суд пришел к выводу, что стороны, в том числе и административный истец надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела и принял решение рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 96 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова. Лицо, участвующее в деле, с его согласия может извещаться путем отправки ему СМС-сообщения или направления извещения или вызова по электронной почте. Согласие лица, участвующего в деле, на извещение посредством СМС-сообщения либо по электронной почте должно быть подтверждено распиской, в которой наряду с данными об этом лице и его согласием на уведомление такими способами указывается номер его мобильного телефона или адрес электронной почты, на которые направляется извещение.
В соответствии с ч. 7 ст. 96 КАС РФ информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее, чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Документы, подтверждающие размещение судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанных сведений, включая дату их размещения, приобщаются к материалам дела.
В деле отсутствует какие-либо доказательства вручения извещения административному истцу. Также в деле нет сведений о размещении судом на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее, чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия сведений о назначении дела.
При таких обстоятельствах административный истец был лишен возможности заявить ходатайство о восстановлении срока обращения в суд, представить доказательства уважительности причин этого.
Данное обстоятельство, а именно отказ в удовлетворении административного иска по основаниям пропуска срока обращения в суд, является еще одним основанием для отмены решения суда., так как на суде лежит обязанность разъяснить сторонам последствия применения срока давности обращения в суд и разъяснения прав на подачу ходатайства о восстановлении этого срока.
С учетом этого, решение суда подлежит отмене, дело направлению на новое рассмотрение, а апелляционная жалоба – частичному удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы должны быть проверены при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь ст. ст. 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Хасавюртовского районного суда РД от <дата> отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Апелляционное определение может быть обжаловано в 6-ти месячный срок в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан.
Председательствующий А-Н.К. Джарулаев
Судьи: И.А. Гончаров
М.А. Магомедов
Апелляционное определение в окончательной форме вынесено №