УИД 05RS0№-86
Кизлярский городской суд РД
Дело №
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 сентября 2023 года по делу №
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Биремовой А.А.,
судей Гасановой Д.Г. и Шабровой А.А.,
при секретаре судебного заседания Гаджиевой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе на решение Кизлярского городского суда Республики Дагестан от <дата> по исковому заявлению Обрывченко В. А. к Территориальному участку <адрес> и <адрес> абонентской службы "Степная" ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" и ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" о признании права оплачивать за потребленный газ непосредственно в Территориальном участке <адрес> и <адрес> абонентской службы "Степная" ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" без посредников и внешней комиссии.
Заслушав доклад судьи Гасановой Д.Г., объяснения представителя ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" - Адильханова И.М., ООО РПРЦ Степанова А.В., просивших об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
установила:
Обрывченко В. А. обратился с иском к Территориальному участку <адрес> и <адрес> абонентской службы "Степная" ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" и ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" о признании права оплачивать за потребленный газ непосредственно в Территориальном участке <адрес> и <адрес> абонентской службы "Степная" ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" без посредников и внешней комиссии.
В обоснование исковых требований указано, что с <дата> приказом № ООО "РПРЦ" введена внешняя комиссия в размере 3,2 % при приеме платежей наличными за потребленный газ в кассе территориального участка <адрес> и <адрес> абонентской службы "Степная" ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" в пользу "Газпром межрегионгаз Махачкала", что является ничем иным как скрытым повышением тарифа за потребленный газ. Этот приказ противоречит ч. 10 ст. 14 ФЗ № от <дата> "О национальной платежной системе" и постановлению Правительства РФ от <дата>№ и приказа ФАС РФ от <дата>№ "Об исключении из расходов ООО "Газпроммежрегионгаз" затрат за оплату платежных агентов по приему платежей за газ с населения наличными". Кроме того, ООО "РПРЦ центр" не имеет право осуществлять деятельность платежного агента, т.к. не имеет лицензии Центрального банка Российской Федерации и договора с оператором платежной системы. После его обращения в прокуратуру Республики Дагестан по поводу взимания комиссии за оплату за газ по услуги газоснабжению, она в своем ответе от <дата>№/Он 3829-22 согласилась с нарушением законодательства о защите прав потребителей и <дата> вынесла генеральному директору ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" представление об устранении указанных нарушений, однако, и после ничего не изменилось. Оплата производится через посредника с взиманием комиссионных, о чем свидетельствует платежный документ от <дата>.
Просит суд признать его право, как потребителя услуг оплачивать за потребленный газ непосредственно в Кизлярском участке ООО "Газпромежрегионгаз" без посредников и внешней комиссии.
Решением Кизлярского городского суда Республики Дагестан от <дата> постановлено:
«В удовлетворении искового заявления Обрывченко В. А. к Территориальному участку <адрес> и <адрес> абонентской службы "Степная" ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" и ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" о признании права оплачивать за потребленный газ непосредственно в Территориальном участке <адрес> и <адрес> абонентской службы "Степная" ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" без посредников и внешней комиссии, – отказать».
В апелляционной жалобе истец Обрывченко В.А. просит решение суда отменить.
Он указывает, что согласно постановлению Правительства РФ от <дата>№ (ред. от <дата>) «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально – бытовых нужд граждан» п.43 в договоре с абонентом - физическим лицом предусматривается, что платы за потребленный газ перечисляются (вносятся) непосредственно поставщику газа. В) договор поставки на газ для обеспечения коммунальных нужд граждан п.5.7. Плата за потребленный газ производится непосредственно поставщику, либо его уполномоченному агенту по приему платежей. Он не имеет выход на «просторы интернета». На его жалобу в Прокуратуру Республика Дагестан дали ответ о том, что согласились с нарушением законодательства о защите прав потребителей и в ООО «Газпром межрегионгаз Махачкала» внесено представление об устранении указанных нарушений. Ответчик представил отзыв на исковое заявление о том, что развернуты две кассы по приему платежей без комиссии и посредников в г. Махачкале, а это нарушение ст.18 Конституции РФ (дискриминация по признаку по месту жительства) Оплата через терминалы «Почта - банка» требует наличие счета в «Почта – банк» и карты банка. При оплате в терминале «Почта - банк» с помощью других карт (Виза, мир и прочие) изымается транзакция 100 руб, кроме того ежемесячная оплата услуг интернет – провайдера и услуг «Мобильного банка», т.е. ссылка на слоган «Перехода на ВТБ и все получится» несостоятельна.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился истец, надлежащим образом судом извещен.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, включая плату за газоснабжение.
Порядок внесения платы за коммунальные услуги установлен нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>№ "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее Правила), а также иными нормативно-правовыми актами.
Согласно пункту 63 постановления Правительства Российской Федерации
№ от <дата> "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов," плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
В соответствии с п. 64 Правил, потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Из материалов дела следует и судом установлено, что между Обрывченко В.А. и поставщиком ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" заключен договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых услуг (далее Договор).
Согласно п. 5.7 Раздела 5 Договора, расчеты за газ, плата за потребленный газ производится непосредственно Поставщику, либо его уполномоченному Агенту по приему платежей и вносится на основании платежных документов, представляемых Поставщиком, либо Абонентом самостоятельно с использованием иных установленных форм и видов платежа.
В соответствии со ст. 309 ГК ГФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Подписав вышеуказанный договор поставки газа, Обрывченко В.А. согласился с установленным п. 5.7 порядком расчета за газ. Условия Договора им не оспариваются. Следовательно, условия Договора обязательны для сторон, которые подлежат исполнению.
Как следует из письму ФАС России от <дата> № АК/84589/19 "О правомерности взимания комиссии при оплате жилищно-коммунальных услуг", представленного ответчиком в суд, из части 17 статьи 14 Федерального закона от <дата> № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" банковский платежный агент вправе взимать с физических лиц вознаграждение, если это предусмотрено договором с оператором по переводу денежных средств. Согласно ст. 16 Федерального закона от <дата> № 176-ФЗ "О почтовой связи" услуги почтовой связи, под которыми понимаются, в том числе, действия или деятельность по осуществлению почтовых переводов денежных средств, оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. Пользователь почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.
Таким образом, принимая во внимание отсутствие в законодательстве Российской Федерации запретов на взимание кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными агентами и операторами почтовой связи комиссионного вознаграждения при оплате гражданами услуг жилищно-коммунального хозяйства, осуществляя указанные операции по поручению физического лица, названные организации вправе удержать с такого физического лица комиссионное вознаграждение за выполнение этих операций.
Кроме того, законодательство Российской Федерации в настоящее время не содержит положений об обязанности ресурсоснабжающей организации обеспечивать безвозмездное оказание всеми названными хозяйствующими субъектами или каким-либо отдельным хозяйствующим субъектом услуг по приему и перечислению денежных средств в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг. Физические лица, в том числе, исходя из экономических соображений, для оплаты жилищно-коммунальных услуг, вправе выбрать любой способ осуществления таких платежей, равно как и любую кредитную и иную организацию, оказывающую услуги по приему и переводу денежных средств. <дата> принято постановление Правительства Российской Федерации № "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которое устанавливает прямой запрет на включение в состав экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности (в сферах водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами, теплоснабжения, электроснабжения), расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, при внесении такими потребителями платы за коммунальные услуги.
Согласно Положению о Территориальном участке (Абонентском пункте) ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала", утвержденному Генеральным директором ООО <дата>:
- (п. 1.1.) Территориальный участок (Абонентский пункт), расположенный на территории муниципального района (городского округа) является структурным подразделением ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала", создан в целях учета газа и его реализации потребителям всех категорий, а также для обеспечения своевременного и полного сбора платежей за потребленный газ;
- (п. 4.10) осуществляет функции контроля над соблюдением договорных обязательств агентами, осуществляющими сбор и перечисление денежных средств от населения;
- (п. 4.34) обеспечивает доступность к информации (информационные стенды, СМИ) непротиворечащей конфиденциальной, способствующей улучшению и упрощению взаимоотношений между поставщиком газа и потребителями всех категорий.
Однако, указанным Положением на Территориальный орган не возложена обязанность по приему платежей за потребленный газ от потребителей непосредственно.
Согласно подпункту "а" пункта 65 указанного выше постановления Правительства РФ, потребитель вправе по своему выбору: - оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых, в том числе, для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты.
В силу положений действующего законодательства расходы по оплате услуг банка не являются обязательными для собственников жилых помещений.
Согласно части 1 статьи 140 Гражданского кодекса Российской Федерации платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.
Из содержания пункта 1 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Закона Российской Федерации от <дата>№ "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.
В соответствии со статьей 37 Закона «О защите прав потребителей», оплата оказанных услуг (выполненных работ) производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из вышеприведенных положений действующего законодательства Российской Федерации следует, что собственники помещений в многоквартирном доме, физические лица - плательщики за жилищно-коммунальные услуги и потребленные энергоресурсы (оказанные услуги) должны вносить плату за оказанные им жилищно-коммунальные услуги и предоставленные энергоресурсы (оказанные услуги) их поставщикам.
В силу действующего жилищного законодательства Российской Федерации расходы по оплате услуг банка при оплате за жилищно-коммунальные услуги и потребленные энергоресурсы (оказанные услуги) не являются обязательными для собственников жилых помещений.
Права и обязанности исполнителя коммунальной услуги предусмотрены пунктами 31 и 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>№ "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Законодательство не запрещает исполнителю при расчетах за поставленные коммунальные ресурсы прибегать к услугам третьих лиц, в числе которых поименованы платежные и банковские агенты (субагенты).
Судом установлено, что ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала", предоставлена потребителям возможность оплаты оказанных услуг, в частности за потребленный газ, путем внесения наличных денежных средств в кассах офисов и электронных устройств банков, входящих в агентскую сеть АО "АБ "РОССИЯ", ПАО "Банк ВТБ", АО "Почта Банк". Оплата без комиссии доступна Потребителям при оплате через Интернет в личном кабинете "МойГаз" и Платёжная страница, "Газ Онлайн", информация о которых размещена на официальном сайте ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" (http://мойгаз).
Развернуты две кассы по приему платежей без комиссии, одна из которых организована в Администрации ООО Газпром межрегионгаз Махачкала» по адресу: г. Махачкала, <адрес>, а вторая - на базе АО «Газпром газораспределение г. Махачкала» газораспределение» по адресу: г. Махачкала, <адрес>.
Из изложенного следует, что истец не лишен возможности оплачивать за потребленный газ в соответствии с приведенными положениями закона и п. 5.7 Раздела 5 Договора.
Доводы апелляционной жалобы о том, что после его обращения прокуратура согласилась с нарушением ответчиком законодательства, ему сообщили о том, что развернуты две кассы по приему платежей без комиссии и посредников г. Махачкале, имеет место дискриминация по месту жительства, прямое нарушение ст. 18 Конституции РФ, т.к. остальные жители не имеют возможности оплачивать без посредником из - за отсутствия таких касс, поскольку при приеме платежей в наличной и безналичной форме Сбербанк берет 3% от суммы платежа, «Почта России» взимает 4% при оплате за газ, все остальные платежи ЖКХ без процентов, оплата через терминалы «Почта-банка» требует наличие счета в «Почта-банке» и карты банка и при оплате в терминале «Почта-банка» с помощью других карт (Visa, Мир и прочее) взымается транзакция 100 руб., кроме того нужна ежемесячная оплата услуг интернет - провайдера и услуг «Мобильного банка», не могут служить основанием для отмены решения суда, т.к. ответчиком во исполнение условий договора предоставлена истцу, как и остальным потребителям, возможность оплачивать за газ непосредственно Поставщику в кассу или его уполномоченному Агенту по приему платежей через банк.
Обязанность устанавливать кассы по приему платежей непосредственно в каждом населенном пункте, где проживает потребитель, ни законом, ни Договором не предусмотрено.
Кроме того, требование истца о признании права оплачивать за потребленный газ непосредственно в Территориальном участке <адрес> и <адрес> абонентской службы "Степная" ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" без посредников и внешней комиссии противоречит Положению о Территориальном участке (Абонентском пункте) ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала", утвержденному Генеральным директором ООО <дата>, которым Территориальный участок не наделен полномочиями по приему платежей за газ непосредственно в Территориальном участке.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 – 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кизлярского городского суда Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено <дата>.