НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан) от 26.11.2016 № 33-4758/2016

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 ноября 2016 года,

Судья ФИО2

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе

председательствующего судьи Устаевой Н.Х.,

судей Августиной И.Д. и Алиевой Э.З.,

при секретаре ФИО4

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе заместителя управляющего ГУ-ОПФР по РД ФИО7 на решение Кайтагского районного суда от <дата>, которым постановлено:

«Удовлетворить требования ФИО1.

Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в <адрес> от <дата> об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии ФИО5 не соответствующим Федеральному закону «О занятости населения в Российской Федерации» и нарушающим конституционное право на пенсионное обеспечение административного истца.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в <адрес> назначить ФИО1, <дата> г.р. трудовую пенсию досрочно в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" с момента ее обращения в органы ПФР- <дата> года».

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО9, объяснения представителя ГУ-УОПФР по РД ФИО6, просившей решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ФИО1 и ее представителя ФИО8, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании решения ГУ-УОПФР по РД в <адрес> от 08.07.2016г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, обязании назначить ей трудовую пенсию досрочно, с момента ее обращения в органы ПФР - <дата>.

В обоснование исковых требований указала, что <дата> ГУ «Центр занятости населения» в МО «<адрес>» обратилось в ГУ-УОПФР по РД в <адрес> с предложением о направлении безработной гражданки ФИО1 на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно. Данные функции переданы Государственному учреждению «Центр занятости населения» в МО «<адрес>» в соответствии с ч.1 Административного регламента государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденного приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от <дата>н для оптимизации и совершенствования процедур по досрочному назначению безработным гражданам трудовой пенсии по старости.

В июле 2016 г. она получила из УОПФР по РД в <адрес> решение от <дата> об отказе в назначении досрочной пенсии, мотивированное отсутствием приказа об увольнении по сокращению штатов в книге приказов Кайтагского райпо за 2001 г., а также тем, что она после увольнения занималась индивидуальной предпринимательской деятельностью.

В соответствии с ч. 2 ст.32 Закона РФ от <дата> N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи (гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях»), отвечающим условиям для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренным Федеральным законом от <дата> N 400- ФЗ "О страховых пенсиях", уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Размер этой пенсии определяется по нормам страховой пенсии по старости, установленным Федеральным законом от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", включая сумму фиксированной выплаты к страховой пенсии. Общий трудовой стаж, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение, согласно её трудовой книжке составляет более 26 лет с учетом нахождения ее на учете с 15 марта по <дата> в Государственном учреждении «Центр занятости населения» в МО «<адрес>». На момент обращения за назначением досрочной пенсии ей исполнилось 53 (пятьдесят три) года, т.е. за два года до наступления пенсионного возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, она обратилась за назначением пенсии. Она была уволена с работы по сокращению численности штата работников организации приказом Кайтагского райпо от <дата>.

УОПФР по РД в <адрес> ссылается на то, что после увольнения имеет место индивидуальное предпринимательство, которое она прекратила добровольно в 2014 году. Затем она встала на учет в ГУ «Центр занятости» в MP «<адрес>» с марта 2016 <адрес> же не обратилась за назначением досрочной пенсии в период предпринимательства в 2008-2014 годы, а обратилась <дата> На момент обращения УОПФР по РД в <адрес> она не была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что не оспаривает ответчик.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе заместитель управляющего ГУ-ОПФР по РД ФИО7 просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что ФИО1 в ГУ-ОПФР по РД в <адрес> представлена трудовая книжка АТ-111 . В данной трудовой книжке указано, что ФИО1 уволена из Кайтагского РАЙПО по сокращению численности штатов 20.03.2001г.

Далее, согласно выписке из ЕГРИП на ФИО1, она встала на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя 22.07.2008г. и занималась предпринимательской деятельностью до 09.04.2014г.

После прекращения занятия предпринимательской деятельностью, ФИО1 с марта по июнь 2016 г. состояла на учете как безработная в Центре занятости населения.

Согласно ст.32 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» от <дата>, досрочная пенсия безработным гражданам назначается при одновременном наличии следующих условий:

они относятся к категории лиц, указанных в п. 1 комментируемой статьи, имеющих право на увеличение продолжительности периода выплаты пособия по безработице (не достигли возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, имеют страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости);

они отвечают условиям для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренным ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях": по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (в целях предоставления настоящей социальной выплаты данный возраст соответственно уменьшается до 58 и 53 лет);

страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (для рассматриваемой категории граждан страховой стаж должен составлять не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин); страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (согласно ст. 35 ФЗ "О страховых пенсиях" с <дата> страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30 (см. приложение 4 к ФЗ "О страховых пенсиях");

они уволены в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (об увольнении по указанным основаниям см. комментарий к ст. 3);

отсутствует возможность для их трудоустройства;

им поступило предложение органов службы занятости;

они выразили согласие на установление соответствующей досрочной
пенсии.

В случае наличия всех указанных обстоятельств безработным гражданам может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.

Ликвидация организации - это прекращение деятельности организации без перехода в порядке универсального правопреемства ее прав и обязанностей к другим лицам с исключением ее из Единого государственного реестра юридических лиц. Прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем - это прекращение индивидуальным предпринимателем деятельности в качестве такового с внесением соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с п. 28 Постановления Пленума ВС РФ N 2 основанием для увольнения работников в связи с ликвидацией организации может служить решение о ликвидации юридического лица, то есть решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке. Если работодателем являлось физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, то трудовой договор с работником может быть расторгнут в связи с прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем на основании самостоятельно принятого решения либо вследствие признания его несостоятельным (банкротом) по решению суда, а также отказа в продлении лицензии на определенные виды деятельности. Данные основания возможно дополнить также вступлением в силу приговора суда, которым индивидуальному предпринимателю назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок. Под прекращением деятельности работодателя - физического лица, не имевшего статуса индивидуального предпринимателя, следует понимать фактическое прекращение таким работодателем своей деятельности, под которым может пониматься весьма широкий круг обстоятельств;

Таким образом, из данной нормы законодательства исходит, что ФИО1 не имеет права выхода на пенсию по конкретному нормативно-правовому акту, т.к. она лично занималась предпринимательской деятельностью, а не работала по договору у работодателя - индивидуального предпринимателя (чтобы в дальнейшем быть уволенной в связи с прекращением деятельности ИП, сокращением численности или штата работников индивидуального предпринимателя).

Из выписки ЕГРИП ФИО1 усматривается, что индивидуальный предприниматель прекратил деятельность в связи с принятием им соответствующего решения, т.е. добровольно.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для назначения ФИО1 досрочной трудовой пенсии по старости, не имеется.

В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель ФИО1ФИО8, указывая на законность и обоснованность решения суда, просит оставить его без изменения.

Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 и абзацем 1 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее Закона) по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, в том числе женщинам, не достигшим возраста 55 лет и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 20 лет, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.

Как следует из материалов дела ФИО1, <дата> года рождения, признана безработной, и с <дата> состоит на учете в качестве безработного в ГУ «Центр занятости населения в МО «<адрес>".

Одним из условий для назначения досрочной трудовой пенсии по старости является невозможность трудоустройства безработного по подходящей работе.

В деле не имеется доказательств того, что за период нахождения ФИО1 на учете в качестве безработного с <дата> по <дата> (дата направления ГУ «Центр занятости населения в МО «<адрес>" безработного гражданина на пенсию по старости) ей выдавались направления на работу, а также об отсутствии подходящей работы для заявителя (статья 4 Закона).

Кроме этого, согласно приобщенной к материалам дела выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от <дата>, ФИО1 с <дата> по <дата> являлась индивидуальным предпринимателем; деятельность прекращена на основании заявления ФИО1 о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности ( л.д.12-14).

По смыслу абзаца 1 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" индивидуальный предприниматель, добровольно прекративший свою деятельность, не относится к числу лиц, имеющих право на назначение пенсии на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, не более чем за два года до наступления соответствующего возраста.

Согласно указанной правовой норме, такое право предоставлено женщинам, не достигшим возраста 55 лет и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 20 лет, которые уволены в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, либо в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Следовательно, такое право предоставлено работникам по трудовому договору с организацией, индивидуальным предпринимателем.

ФИО1 не состояла в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем, и не была уволена в связи с прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, добровольно приняла решение о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для назначения ФИО1 досрочной трудовой пенсии по старости не имеется, исковые требования подлежат отклонению.

Ввиду изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу заместителя управляющего ГУ-ОПФР по РД ФИО7 удовлетворить.

Решение Кайтагского районного суда от <дата> отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в <адрес> от <дата> об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии, возложении на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в <адрес> обязанности назначить ФИО1 трудовую пенсию досрочно в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" с момента ее обращения в органы ПФР - <дата>, отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в шестимесячный срок.

Председательствующий

Судьи: