ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июня 2019 года по делу №
Судья ФИО1 И.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего Магомедовой А.М.,
судей Алиевой Э.З. и Бейтуллаевой З.А.
при секретаре ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ФИО1 - ФИО5 на решение Советского районного суда г. Махачкалы РД от <дата>, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ответчику МВД по Республике Дагестан об обязании МВД по Республике Дагестан включить периоды работы ФИО1 в должности бухгалтера и экономиста с <дата> по <дата>-бухгалтер НИИ «Азимут»; с <дата> по <дата>-бухгалтер -ревизор, АО «Дагэнерго»; с 12. 05.19993 г. по <дата> - экономист АОЗТ «Серир» (7 лет 3 месяца 8 дней), в расчет выслуги для назначения ему пенсии, а также произвести перерасчет и установить выслугу лет для назначения пенсии с учетом времени службы в органах налоговой полиции периодов его работы на бухгалтерских и экономических должностях с даты назначения пенсии, отказать».
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО6, выслушав объяснения ФИО1 и его представителя ФИО5, просивших решение суда отменить, возражения представителя МВД по РД ФИО4, просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
Установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к МВД по РД о возложении обязанности включить периоды его работы в периоды: с <дата> по <дата> - бухгалтером НИИ «Азимут»; с <дата> по <дата> -бухгалтером - ревизором АО «Дагэнерго»; с 12. 05.19993 г. по <дата> - экономистом АОЗТ «Серир» ( 7 лет 3 месяца 8 дней) в расчет выслуги для назначения пенсии, произвести перерасчет и установить выслугу лет для назначения пенсии с учетом времени службы в органах налоговой полиции периодов его работы на бухгалтерских и экономических должностях с даты назначения пенсии.
В обоснование указал, что проходил службу в органах налоговой полиции с <дата> (приказ УФСНП по РД № л/с от <дата>) по 30.06.2003г. (приказ УФСНП по РД от 30.06.2003г.).
Приказом МВД по РД № л/с от <дата> с <дата> принят на службу в МВД по РД на должность старшего оперуполномоченного по особо важным делам отдела анализа УНП МВД по РД и уволен приказом МВД по РД № л/с от <дата> по п. 2 ч.1 ст. 82 ФЗ от 30.1 1.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» (по достижению сотрудником предельного возраста пребывания на службе).
При исчислении стажа, дающего право на пенсию, процентную надбавку и единовременное пособие МВД по РД не засчитан его стаж работы по бухгалтерской и экономической специальности, на которых он работал до поступления на службу в органы налоговой полиции: с 01.09. 1989 г. по <дата>- бухгалтер НИИ «Азимут»; с 30.10. 1989 г. по <дата>- бухгалтер-ревизор АО «Дагэнерго»; с 12.05. 1993 г. по 16.12. 1996 г.- экономист АОЗТ «Серир», всего 7 лет 3 месяца 8 дней.
12.06.2018г. он обратился с заявлением на имя министра внутренних по РД, указав о необходимости включения в трудовой стаж для расчета пенсии периодов его работы на должностях экономиста и бухгалтера, на которых он проработал до поступления на службу в налоговую полицию. Ответчик необоснованно отказался произвести пересчет стажа.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца – ФИО5 просит отменить решение суда по доводам апелляционной жалобы, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 проходил службу в органах налоговой полиции с <дата> (приказ УФСНП по РД № л/с от <дата>) по 30.06.2003г. (приказ УФСНП по РД от 30.06.2003г.) п. «е» ст. 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ (по ликвидации организации).
Приказом МВД по РД № л/с от <дата> с <дата> принят на службу в МВД по РД на должность старшего оперуполномоченного по особо важным делам отдела анализа УНП МВД по РД и уволен приказом МВД по РД № л/с от <дата> по п. 2 ч.1 ст. 82 ФЗ от 30.1 1.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» (по достижению сотрудником предельного возраста пребывания на службе).
Согласно приказу МВД по Республике Дагестан от <дата>№ л/с об увольнении, выслуга лет истца в календарном исчислении составляет 24 года, 3 мес, 29 дней, а в льготном исчислении: 26 лет, 7 мес, 8 дней.
Истец ссылался на то, что при исчислении стажа, дающего право на пенсию, процентную надбавку и единовременное пособие МВД по РД не засчитан его стаж работы по бухгалтерской и экономической специальности, на которых он работал до поступления на службу в органы налоговой полиции: с 01.09. 1989 г. по <дата>- бухгалтер НИИ «Азимут»; с 30.10. 1989 г. по <дата>- бухгалтер-ревизор АО «Дагэнерго»; с 12.05. 1993 г. по 16.12. 1996 г.- экономист АОЗТ «Серир», всего 7 лет 3 месяца 8 дней.
Однако ответчик обоснованно отказал ему во включении в трудовой стаж указанного периода.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона Российской Федерации от <дата> N 5238-I "О федеральных органах налоговой полиции", действовавшего до <дата>, пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производилось по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от <дата> N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от <дата> N 4468-I).
В силу пункта "б" части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от <дата> N 4468-I (в редакции Федерального закона от <дата> N 86-ФЗ) пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утверждаемым Верховным Советом Российской Федерации (часть 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от <дата> N 5238-I "О федеральных органах налоговой полиции", действовавшего до <дата>).
Согласно подпункту "а" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от <дата> N 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации упразднена с <дата> Пунктом 5 этого Указа руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти поручалось обеспечить переход согласно законодательству Российской Федерации лиц, уволенных со службы в федеральных органах налоговой полиции, на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в органы внутренних дел Российской Федерации.
Частью 3 статьи 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от <дата> N 4991-I, предусмотрено, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
Из приведенной нормы следует, что включение в выслугу лет сотруднику налоговой полиции времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, то есть данная норма носит отсылочный характер. Такого порядка исчисления выслуги лет для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации утверждено не было.
Вместе с тем Инструкцией о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям, утвержденной приказом Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от <дата> N 169 (в редакции приказа Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от <дата> N 44, далее - Инструкция от <дата> N 169), были урегулированы вопросы исчисления выслуги лет сотрудников, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции. Инструкция от <дата> N 169 принята во исполнение Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и Закона Российской Федерации от <дата> N 4468-I, постановления Правительства Российской Федерации от <дата> N 155 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям" и других законодательных актов.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2.6 Инструкции от <дата> N 169 сотрудникам органов налоговой полиции, увольняемым со службы, в выслугу лет для назначения пенсии включалось время работы до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции: в судах, органах прокуратуры, других правоохранительных органах, органах юстиции и органах Государственной налоговой службы Российской Федерации на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (званий); в Министерстве финансов Российской Федерации и бывшего СССР, региональных и местных органах этого Министерства на должностях экономистов, бухгалтеров, ревизоров, других специалистов и их руководителей; в Главном управлении налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации и подразделениях налоговых расследований при государственных налоговых инспекциях после <дата>, если работнику в период этой работы выплачивался оклад по специальному званию.
Таким образом, сотрудникам органов налоговой полиции, увольняемым со службы, в выслугу лет для назначения пенсии включалось время работы до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции только в органах государственной власти и управления на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям.
ФИО1 просил засчитать в стаж его работы по бухгалтерской и экономической специальности, на которых он работал до поступления на службу в органы налоговой полиции: с 01.09. 1989 г. по <дата>- бухгалтером в НИИ «Азимут»; с 30.10. 1989 г. по <дата>- бухгалтер-ревизор в АО «Дагэнерго»; с 12.05. 1993 г. по 16.12. 1996 г.- экономист в АОЗТ «Серир».
Между тем, время работы сотрудника налоговой полиции до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции на должностях по экономическим специальностям на предприятиях, в коммерческих организациях и объединениях в Инструкции от <дата> N 169 не названо в качестве периодов, подлежащих включению в выслугу лет для назначения пенсии.
Довод жалобы о том, что частью 3 статьи 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации предусмотрен дополнительный порядок исчисления выслуги лет для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции, а потому имеются основания для включения в выслугу лет для назначения пенсии указанных ФИО1 спорных периодов работы, является ошибочным, поскольку он основан на неправильном толковании данной нормы, носящей отсылочный характер, и сделан без учета других нормативных правовых актов, регулирующих спорные отношения.
Судебная коллегия также считает неправомерной ссылку истца на пункт 6 Указа Президента Российской Федерации от <дата> N 718 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от <дата> N 1358), согласно которому при исчислении стажа работы, дающего право на установление надбавки за выслугу лет работникам налоговых органов, учитываются периоды работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям, поскольку данная норма касается исчисления стажа работы, дающего право на надбавку за выслугу лет работникам налоговых органов, а не исчисления выслуги лет для назначения пенсии.
С учетом изложенного суд правомерно отказал в удовлетворении требований ФИО1
Обстоятельства, имеющие значение для дела судом первой инстанции установлены правильно, представленным доказательствам суд дал в решении надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Доводы апелляционных жалобы не опровергают правильность выводов суда и законность судебного акта, постановленного при правильном применении и толковании норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы РД от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 - ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: