Ленинский районный суд г.Махачкалы
Судья ФИО3
Дело №
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 февраля 2020 года по делу №, г.Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего Магомедовой А.М.,
судей Алиевой Э.З. и Османова Т.С.
при секретаре ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ - ОПФР по РД о взыскании невыплаченной суммы федеральной социальной доплаты, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Махачкалы РД от <дата>.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО7, выслушав объяснения ФИО1, просившего отменить решение суда, представителя ГУ ОПФР по РД ФИО6, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
Установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ ОПФР по РД о взыскании невыплаченной суммы федеральной социальной доплаты (ФСД).
В обоснование исковых требований указал, что с 26.01.1999г. является инвалидом. С <дата> вступил в силу Федеральный закон от <дата>№-Ф3, который предусматривает назначение доплаты к пенсии неработающим пенсионерам, чей доход ниже величины прожиточного минимума в том регионе, где он проживает. Так, на территории Республики Дагестан с <дата> установлена федеральная социальная доплата к пенсии, которая выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно данному закону, ответчиком не принято решение о начислении ему социальной доплаты к пенсии с <дата> Решение о начислении доплаты к пенсии принято лишь <дата>.
Таким образом, не выплачены доплаты к пенсии за период с <дата> по <дата> в размере 178 126,14 рублей.
Решением Ленинского районного суда г.Махачкалы РД от <дата> постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению-Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Дагестан о взыскании с Отделения Пенсионного фонда по Республике Дагестан в пользу истца своевременно невыплаченной федеральной социальной доплаты (ФСД) к пенсии в размере 178 126,14 (сто семьдесят восемь тысяч сто двадцать шесть) рублей 14 копеек – отказать».
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что в 2010г. размер его пенсии был ниже прожиточного минимума, он имел статус ребенка-инвалида, т.е. не достиг совершеннолетия, соответственно, ему должна была быть назначена доплата в без заявительном порядке, чего ответчиком не было сделано. Указанное обстоятельство не было учтено судом при вынесении решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 Федеральным законом от <дата> N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от <дата> N 178-ФЗ) общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 12.1 названного закона при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются следующие денежные выплаты, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов РФ:
1) пенсии;
2) дополнительное материальное (социальное) обеспечение;
3) ежемесячная денежная выплата (включая стоимость набора социальных услуг);
4) иные меры социальной поддержки (помощи), установленные законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
В соответствии с п. 4 ст. 12.1 Федерального закона от <дата> N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в случае, если общая сумма материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, пенсионеру устанавливается федеральная социальная доплата к пенсии. Данная доплата устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами
(за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия (ч. 6 ст. 12.1 Федерального закона от <дата> N 178-ФЗ).
В соответствии с п.18 ст.37 Федерального закона от <дата> N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (ред. от <дата>), социальная доплата к пенсии в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" (в редакции настоящего Федерального закона) устанавливается с <дата>, но не ранее возникновения права на ее установление при обращении пенсионера за ее установлением по <дата> включительно.
Социальная доплата к пенсии в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" (в редакции настоящего Федерального закона) детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым установлена трудовая пенсияпо случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) или пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливается в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но не ранее чем с <дата>.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1, <дата> года рождения, является инвалидом третьей группы и получателем пенсии по инвалидности с 1999 года.
За выплатой указанной выше социальной доплаты к пенсии он к ответчику с заявлением до 2019г. не обращался.
Довод истца о том, что названная доплата должна была быть установлена ему в без заявительном порядке, не может быть принят во внимание.
Названная выше норма закона предусматривала, что не требуется подачи заявления в случае установления социальной доплаты к пенсии детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым выплачивается трудовая пенсияпо случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) или пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
К числу указанных лиц ФИО1 не относился, поэтому за установлением социальной доплаты к пенсии он должен был обратиться с заявлением и со всеми необходимыми документами.
Кроме того, в соответствии с п.4 ст.4 ФЗ от 24.10.1997г. № – ФЗ в прожиточный минимум пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренном ФЗ от 17.7.1999г. № ФЗ «О государственной социальной помощи» устанавливается ежегодно законом субъекта Российской Федерации.
Так, в Республике Дагестан законом ежегодно устанавливается прожиточный минимум пенсионера.
В 2010г. он составил 4014 рублей, а в 2011г.- 4063 рублей.
Как следует из пояснений представителя ответчика и представленной им распечатки произведенных выплат, в период с января 2010г. до достижения истцом совершеннолетия (7 апрель 2011г.) они превышали размер прожиточного минимума, и по этой причине истец не мог быть получателем социальной доплаты к пенсии. После достижения 18 лет, а также в последующем, после установлена 3 группы инвалидности бессрочно, он также не обращался с заявлением об установлении социальной доплаты к пенсии, с таким заявлением он впервые обратился к ним только в 2019г.
При таких данных оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 у суда не имелось, в связи с чем ему правомерно отказано в иске.
Обстоятельства, имеющие значение для дела судом первой инстанции установлены правильно, представленным доказательствам суд дал в решении надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и законность судебного акта, постановленного при правильном применении и толковании норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Ввиду изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
решение Ленинского районного суда г. Махачкалы РД от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд г.Махачкалы РД.
Председательствующий:
Судьи: