Советский районный суд г. Махачкалы
судья ФИО4
дело №
УИД- 05RS0№-60
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 августа 2021 года, №, г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего ФИО13,
судей ФИО5 и Алиевой Э.З.
при секретаре судебного заседания ФИО7
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Махачкалинского гарнизона в защиту интересов ФИО1 к МВД по РД о взыскании недополученной суммы пенсии за период с <дата> по <дата> гг.,
по апелляционной жалобе ответчика МВД по РД на решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата>года,
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО13, доводы представителя ответчика МВД по РД ФИО8, просившего удовлетворить апелляционную жалобу, пояснения прокурора ФИО9, полагавшего, что апелляционная жалоба подлежит отклонению, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
установила:
Военный прокурор Махачкалинского гарнизона ФИО10 обратился в суд с иском в защиту интересов ФИО1 к МВД по РД о взыскании недополученной суммы пенсии за период с <дата> по <дата> гг., в обоснование которого указывает, что прокурорской проверкой по обращению ФИО11 от <дата> исполнения требований действующего законодательства о социальной защите военнослужащих, членов их семей, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, участников боевых действий установлено, что ФИО1, на основании ст.ст. 28, 29 и ч. 1 ст. 30 Закона РФ от <дата>№ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон РФ №) с <дата> получает пенсию по случаю потери кормильца, как сын бывшего военнослужащего ФИО2, умершего <дата>.
Умерший бывший военнослужащий ФИО2, (кормилец) имел статус «ветерана боевых действий» в силу ст. 3 Закона «О ветеранах».
В связи с вступлением в законную силу Федерального закона № 238-ФЗ от <дата> «О внесении изменений в ст. 46 Закона РФ №, с июля 2020 г. ФИО1 выплачивается надбавка в размере 32 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
<дата> мать ФИО1 - ФИО11 обратилась в Центр финансового обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Дагестан с заявлением о перерасчете ее сыну, как члену семьи умершего бывшего военнослужащего, пенсии по случаю потери кормильца. На письменное обращение законного представителя истца о перерасчете пенсии, начальник ЦФО МВД по РД отказал своим ответом в удовлетворении просьбы, указав, что в связи с вступлением <дата> в законную силу Федерального закона № 238-ФЗ от <дата> «О внесении изменений в ст. 46 Закона РФ №», а также установлением с того же периода надбавки к пенсии, в произведении перерасчета до указанной даты -<дата>, не имеется оснований.
<дата>ФИО11, обратилась в военную прокуратуру Махачкалинского гарнизона с обращением, в которой она просит оказать ее сыну - ФИО1, как члену семьи умершего бывшего военнослужащего ФИО2, помощь во взыскании с МВД по РД положенных ему в силу ч. 2 ст. 55 Закона РФ № денежных средств в виде перерасчета размера пенсии по случаю потери кормильца со дня приобретения у него такого права, то есть с момента ее обращения в адрес ЦФО МВД по РД, т.е. с <дата>.
Согласно произведенному расчету отделением социального обеспечения ВК РД, ФИО1 на <дата> не выплачено 21 527 руб. 63 коп.
<дата>ФИО11, обратилась в военную прокуратуру Махачкалинского гарнизона с обращением, в которой она просит оказать ее сыну - ФИО1, как члену семьи умершего бывшего военнослужащего ФИО2, помощь во взыскании с МВД по РД положенных ему денежных средств в виде перерасчета размера пенсии по случаю потери кормильца, что относиться к социальной защите, социальному обеспечению.
РешениемСоветского районного суда г. Махачкалы от <дата>года постановлено:
«Исковые требования военного прокурора Махачкалинского гарнизона в защиту интересов ФИО1 к МВД по РД о взыскании недополученной суммы пенсии в размере 21 527 рублей 63 копеек за период с <дата> по <дата> гг. удовлетворить частично.
Взыскать МВД по РД в пользу ФИО1 сумму недополученной пенсии в размере 17 319 рублей 35 копеек за период с <дата> по <дата> гг., включительно.
В удовлетворении остальной части исковых требований военного прокурора Махачкалинского гарнизона в защиту интересов ФИО1 к МВД по РД о взыскании недополученной суммы пенсии – отказать».
На данное решение ответчиком МВД по РД подана апелляционная жалоба, в которой он выражает несогласие с ним по следующим основаниям.
Условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, регулируются Законом Российской Федерации от <дата> N4468-1.
В статье 45 Закона Российской Федерации от <дата>№ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон №) не только указаны виды пенсий (за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца), подлежащие соответствующему повышению, но и определены категории граждан, которые имеют право на повышение назначенной им по Закону № пенсии.
Согласно пункту «г» статьи 45 Закона № пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначенные в соответствии с Законом № (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от <дата> № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон № 5-ФЗ), - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона №.
Федеральным законом от <дата>№-Ф3 внесены изменения в ст. 46 Закона РФ №, согласно которым, «В случае смерти (гибели) лиц, указанный в ч. 1 ст. 45 Закона, из числа лиц, на которых распространяется действие настоящего Закона, до назначения им пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, которые выплачивались с учетом повышений в соответствии со статьей 45 настоящего Закона, пенсия по случаю потери кормильца каждому нетрудоспособному члену семьи, имеющему на нее право, назначается с учетом этих повышений.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом
Вышеуказанный Закон от <дата>№-Ф3 вступил в силу с <дата>, и его распространение на отношения, возникшие до его введения, не предусмотрено, следовательно, исходя из этой даты должна быть установлена надбавка к пенсии по случаю потери кормильца в размере 32% расчетного размера пенсии.
Таким образом, считают, что оснований для произведения перерасчета до даты вступления в законную силу Закона не имеется.
Аналогичная позиция изложена в ответе Начальника ЦФО МВД по Республике Дагестан ФИО12на обращение ФИО11
Таким образом, считают что правовых оснований для перерасчета пенсии по случаю потери кормильца, а следовательно и взыскания с МВД по Республике Дагестан недополученной суммы пенсии не имеется.
Проверив материалы дела, выслушав мнение сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, регулируются Законом Российской Федерации от <дата> N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В силу абз. 4 п. "а" ст. 1 Закона РФ от <дата> N 4468-1 действие названного закона распространяется, в частности, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, и семьи этих лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона РФ от <дата> N 4468-1 в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 данного закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных этим законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
Согласно ст. 28 Закона РФ от <дата> N 4468-1 пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 данного закона, назначается, если кормилец умер (погиб), в частности, во время прохождения службы.
Пунктом "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от <дата> N 4468-1 предусмотрено, что пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с названным законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 данного закона.
Тем самым п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от <дата> N 4468-1 определяет круг лиц, которым повышаются установленные размеры пенсий.
К числу таких лиц отнесены, в частности, получающие пенсию по случаю потери кормильца члены семей ветеранов боевых действий. В то же время данная норма не содержит самостоятельного регулирования в части определения лиц, относящихся к ветеранам боевых действий, поскольку носит отсылочный характер. В связи с этим применение п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от <дата> N 4468-1 возможно только в системной связи с подпунктами подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 и иными положениями Федерального закона от <дата> N 5-ФЗ "О ветеранах".
Подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" содержат перечень лиц, признаваемых ветеранами боевых действий.
Из материалов дела следует и установлено судом, что прокурорской проверкой по обращению ФИО11 от <дата> исполнения требований действующего законодательства о социальной защите военнослужащих, членов их семей, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, участников боевых действий установлено, что ФИО1, на основании ст.ст. 28, 29 и ч. 1 ст. 30 Закона РФ от <дата>№ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон РФ №) с <дата> получает пенсию по случаю потери кормильца, как сын бывшего военнослужащего ФИО2, умершего <дата>.
Умерший бывший военнослужащий ФИО2, (кормилец) имел статус «ветерана боевых действий» в силу ст. 3 Закона «О ветеранах».
<дата> мать ФИО1 - ФИО11 обратилась в Центр финансового обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Дагестан с заявлением о перерасчете ее сыну, как члену семьи умершего бывшего военнослужащего, пенсии по случаю потери кормильца. На письменное обращение законного представителя истца о перерасчете пенсии, начальник ЦФО МВД по РД отказал своим ответом в удовлетворении просьбы, указав, что в связи с вступлением <дата> в законную силу Федерального закона № 238-ФЗ от <дата> «О внесении изменений в ст. 46 Закона РФ №».
<дата>ФИО11 обратилась в военную прокуратуру Махачкалинского гарнизона с обращением, в которой она просит оказать ее сыну - ФИО1, как члену семьи умершего бывшего военнослужащего ФИО2, помощь во взыскании с МВД по РД положенных ему денежных средств в виде перерасчета размера пенсии по случаю потери кормильца, что относиться к социальной защите, социальному обеспечению.
Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того оспариваемый отказ является незаконным и основанным на неправильном толковании закона, учитывая, что при назначении пенсии по потере кормильца имелись документы, подтверждающие статус отца Абдуллаева как ветерана боевых действий и что он имел право на получение пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере на момент его обращения в МВД по РД за назначением такой пенсии, что имеется наличие вины МВД по РД в не назначении пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере на момент его обращения за назначением такой пенсии, притом, что у ответчика имелись законные основания и все необходимые документы для установления размера пенсии истцу с учетом положений п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от <дата> N 4468-1.
Суд апелляционной инстанции признал правильными выводы суда первой инстанции в части права истца на получение пенсии по случаю потери кормильца в порядке, установленном п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от <дата> N 4468-1, поскольку он сделан с учетом фактических обстоятельств дела при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий и участниками Великой Отечественной войны, но и членам их семьи при назначении пенсии по случаю потери кормильца, в связи с чем является верным вывод суда первой инстанции о том, что на основании пункта "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от <дата> N 4468-1 истица имеет право на повышение размера пенсии по случаю потери кормильца на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 этого закона.
Согласно пункту "б" части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от <дата> N 4468-1 перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения; со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения. В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Согласно произведенному расчету отделением социального обеспечения ВК РД, ФИО1 на <дата> не выплачено 21 527 руб. 63 коп.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (ч. 2 ст. 55 Закона РФ от <дата> N 4468-1). По смыслу приведенной нормы закона, перерасчет размера пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления пенсионера, к которому прилагаются необходимые документы.
Заявление о перерасчете сумм было подано ответчику <дата>.
Представителем ответчика в суд первой инстанции был представлен расчет пенсии, согласно которому сумма недополученной пенсии за период с <дата> по <дата> составила 17319 руб. 35 копеек.
Данный расчет сторонами не оспорен в связи с чем взят за основу при вынесении решения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке, апеллянтом не представлено.
Правовая позиция суда, изложенная в решении суда, является правильной, поскольку она основана на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, учитывает характер этих правоотношений, а также конкретные обстоятельства дела.
В апелляционной жалобе представитель ответчика указывает, что Закон от <дата>№-Ф3 вступил в силу с <дата> и его распространение на отношения, возникшие до его введения, не предусмотрено, следовательно, исходя из этой даты должна быть установлена надбавка к пенсии по случаю потери кормильца в размере 32% расчетного размера пенсии. Считают, что оснований для произведения перерасчета до даты вступления в законную силу Закона не имеется.
Судебная коллегия считает указанные доводы жалобы необоснованными, в связи с неверным толкованием норм действующего законодательства.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался вышеуказанными положениями закона, установил юридически значимые по делу обстоятельства, дал оценку представленным сторонами доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы, повторяют позицию апеллянта, занимаемую в ходе рассмотрения дела, основаны на неверном применении и толковании норм материального права.
При изложенных обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата>года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика МВД по РД – без удовлетворения.
Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в <адрес> через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.
Председательствующий
Судьи: