Сулейман-Стальский районный суд РД
Судья Айбатов М.М.
Номер дела в суде первой инстанции №2-572/2020
Номер дела в суде апелляционной инстанции №33-5474/2021
УИД 05 RS 0039-01-2010-001940-08
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 сентября 2021 года г.Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Биремовой А.А.,
судей Гасановой Д.Г. и Минтемировой З.А.,
при секретаре судебного заседания Курбановой П.З.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству труда и социального развития Республики Дагестан и Администрации МР «Сулейман-Стальский район» о признании нарушенным право на получение жилищного сертификата и возложении обязанности разрешить вопрос по обеспечению жилищным сертификатом или получении субсидии на строительство или покупку жилья за счет средств федерального бюджета по апелляционной жалобе Министерства труда и социального развития Республики Дагестан на решение Сулейман-Стальского районного суда Республики Дагестан от 11 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Биремовой А.А., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Министерству труда и социального развития Республики Дагестан (далее-Минтруд РД) и Администрации МР «Сулейман-Стальский район» (далее- АМР «Сулейман-Стальский район») о признании нарушенным право на получение жилищного сертификата и возложении обязанности на ответчиков разрешить вопрос по обеспечению его жилищным сертификатом или получении субсидии на строительство или покупку жилья за счет средств федерального бюджета.
В обоснование иска истец указал на то, что вступившим в законную силу решением Сулейман- Стальского районного суда Республики Дагестан от 16 июля 2008 года были удовлетворены его исковые требования, судом постановлено признать акт от 17 октября 2006 года о проверке документов, подтверждающих право граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц, вставших на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года в МО «Сулейман Стальский район», недействительным с момента его составления - с 17 октября 2006 года, признать его пострадавшим вследствие радиационных катастроф, нуждающимся в улучшении жилищных условий по ФИО2 району Республики Дагестан с 11.03.1991 года; обязать администрацию МО «Сулейман-Стальский район» и межведомственную Комиссию по социальным вопросам участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф по РД при Министерстве труда и социального развития РД обеспечить его жилищным сертификатом (или благоустроенным жильём) или субсидией на строительство или покупку жилья за счёт средств федерального бюджета.
На основании указанного решения АМР «Сулейман-стальский» район включило его в список нуждающихся в улучшении жилищных условий с 11.03.1991 года.
Однако, в течение десяти лет решение Сулейман-Стальского районного суда РД от 16 июля 2008 года ответчиком -Минтрудом РД не исполняется.
АМР «Сулейман-Стальский район» ежегодно, включительно по 2020 год, направляет по запросам Минтруда РД списки граждан, пострадавших вследствие радиационных аварий и катастроф, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в которые он включен. Однако Минтруд РД до настоящего времени уклоняется от исполнения указанного решения.
В связи с принятием постановления Правительства Республики Дагестан от 07 октября 2015 года №280 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Дагестан», Комиссия прекратила свою деятельность без указания правопреемника указанной комиссии.
Между тем, в соответствии с п. 7.43.2 Положения о Министерстве труда и социального развития Республики Дагестан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Дагестан от 06.11.2007 г. № 300 в редакции Постановления Правительства РД от 13.06.2020 года №119, Минтруд РД обеспечивает в пределах своей компетенции решение вопросов по обеспечению жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и членов семей погибших (умерших) участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф.
Принимая во внимание то, что право гражданина, пострадавшего вследствие радиационных катастроф, предусмотренных Законом и Федеральной целевой программой "Жилище", не ставится в зависимость от каких-либо условий, исходя из того, что обязанность обеспечить граждан жилищными сертификатами возложена законодателем на уполномоченный орган, бездействие ответчика, не предоставившего ему жилищный сертификат (или благоустроенное жилье), является незаконным.
Считает, что в отношении него (истца) Минтруд РД не исполняет предусмотренную законом обязанность по обеспечению жилищным сертификатом (или благоустроенным жильём) или субсидией на строительство или покупку жилья за счёт средств федерального бюджета, возложенную решением суда. Указанное злостное неисполнение ответчика нарушает его права и законные интересы, как гражданина, пострадавшего вследствие радиационных катастроф.
Решением Сулейман-Стальского районного суда Республики Дагестан от 11 декабря 2020 года постановлено:
«Исковые требования истца - ФИО1, удовлетворить.
Признать нарушенным право гражданина, пострадавшего вследствие радиационных катастроф - ФИО1 на обеспечение жилищным сертификатом (или благоустроенным жильём) или субсидий на строительство или покупку жилья за счёт средств Федерального бюджета Российской Федерации, из-за неисполнения ответчиком решения Сулейман-Стальского райсуда Республики Дагестан от 16.07.2008 года, вступившего в законную силу 17.11.2010 года.
Признать, что администрация муниципального района «Сулейман-Стальский район» и Министерство труда и социального развития Республики Дагестан обязаны обеспечивать в пределах своей компетенции решение вопросов по обеспечению жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и членов семей погибших (умерших) участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф.
Обязать администрацию Муниципального района «Сулейман- Стальский район» и Министерство труда и социального развития Республики Дагестан обеспечивать в установленном законодательством порядке в пределах своей компетенции решение вопроса по обеспечению гражданина пострадавшего вследствие радиационных катастроф - ФИО1, <дата> года рождения, уроженца и жителя <адрес>, нуждающегося в улучшении жилищных условий по Сулейман-Стальскому району Республики Дагестан с <дата>, жилищным сертификатом (или благоустроенным жильём) или субсидий на строительство или покупку жилья за счёт средств Федерального бюджета Российской Федерации».
В апелляционной жалобе министр труда и социального развития Республики Дагестан ФИО3 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что факт признания гражданина, состоящим на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не является основанием для обеспечения его жилищным сертификатом за счет средств федерального бюджета, поскольку в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 предусмотрены соответствующие основания (документ, подтверждающий право гражданина на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета), в соответствии с которым граждане обеспечиваются жилищными сертификатами, а также предусмотрен перечень необходимых документов, по предоставлению которых решается вопрос об обеспечении гражданина государственным жилищным сертификатом. ФИО1 не относится к числу граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились. Минтруд РД направило в судебную коллегию заявление о рассмотрении дела без участия их представителя.
С учетом представленных в дело уведомлений, судебная коллегия исходя из положений ст.165.1 Гражданского кодекса РФ ( далее- ГК РФ) и ст.113 Гражданского процессуального кодекса РФ ( далее—ГПК РФ), находит извещение указанных лиц надлежащим, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривает.
Как усматривается из материалов дела, вступившим в законную силу решением Сулейман- Стальского районного суда РД от 16.07.2008 года были удовлетворены исковые требования ФИО1, судом постановлено признать акт от 17.10.2006 года о проверке документов, подтверждающих право граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц, вставших на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года в МО «Сулейман Стальский район», незаконным недействительным, с момента его составления, а именно с 17.10.2006 года; признать ФИО1 гражданином, пострадавшим вследствие радиационных катастроф, нуждающимся в улучшении жилищных условий по Сулейман -Стальскому району Республики Дагестан с 11.03.1991 года; обязать администрацию Муниципального Образования «Сулейман-Стальский район» РД и межведомственную Комиссию по социальным вопросам участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф по РД при Министерстве труда и социального развития РД обеспечить ФИО1 жилищным сертификатом (или благоустроенным жильём) или субсидией на строительство или покупку жилья за счёт средств федерального бюджета Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что учетное дело в отношении ФИО1 в связи с вступлением решения суда в законную силу 17.11.2010 года, администрацией МО «Сулейман-Стальский район» неоднократно направлялось в Минтруд РД для решения вопроса о выдаче жилищного сертификата истцу.
Эти обстоятельства в ходе судебного разбирательства сторонами не оспаривались.
18.09.2013 года ФИО1 обратился в Сулейман-Стальский районный суд РД с заявлением о выдаче исполнительного листа.
24.09.2013 года Сулейман-Стальским районным судом РД выдан исполнительный лист № серии ВС № и направлен в службу судебных приставов для исполнения.
Администрация МО «Сулейман-Стальский район» <дата>№ и <дата> за № дважды направило учётное дело в адрес Минтруда РД для обеспечения ФИО1 жилищным сертификатом на строительство или покупку жилья.
Из дела следует, что Минтруд РД в ответ на многочисленные обращения истца в адрес Минтруда РД об исполнении судебного решения, направляла заявителю ответы, в которых указывалось на то, что ФИО1 не относится к числу граждан, указанных в пунктах 1,2 ч.1 ст.13 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 « О социальной защите прав граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Также Минтруд РД ссылался на то, что вышеназванным решением суда от 16 июля 2008 года постановлено обязать обеспечить ФИО1 жилищным сертификатом или субсидией на строительство или покупку жилья за счет федерального бюджета межведомственную комиссию по социальным вопросам участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф по РД при ФИО4, которая таких полномочий не имела.
Проверяя приведенные обстоятельства, установленные по делу и давая им оценку с учетом представленных в дело доказательств, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что неисполнением судебного решения, вступившего в законную силу, нарушено право ФИО1 на обеспечение жильем в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 « О социальной защите прав граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В соответствии с п.2 ч.1 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 14 указанного Закона РФ в прежней редакции от 14.07.2008 года, гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются: обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно пп. "е" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, в число участников подпрограммы входят граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, а также граждане, участвовавшие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Разрешая иск ФИО1 в рамках рассмотрения гражданского дела № 2-71/2008, по которому Сулейман-Стальским районным судом РД 16.07.2008 года вынесено решение, суд исходя из приведенных выше правовых норм, пришел к выводу о наличии у инвалида-чернобыльца ФИО1, нуждающегося в улучшении жилищных условий, в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 « О социальной защите прав граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» права на получение социальной поддержки в виде обеспечения жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства представитель Администрации МР «Сулейман-Стальский район» подтвердил, что во исполнение вышеуказанного решения ими ежегодно, в том числе и в 2020 году, личное дело ФИО1 предоставлялось в Минтруд РД для решения вопроса о выдаче жилищного сертификата. Однако Минтруд РД не принимал мер к исполнению судебного решения.
Между тем, в соответствии с ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, признав установленным нарушение ответчиками права истца на получение социальной поддержки в виде жилищного сертификата или субсидии на строительство (покупку) жилья за счет средств федерального бюджета.
С учетом изложенного, не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что ФИО1 относится к числу военнослужащих, привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в 1988 году, то есть к числу граждан, указанных в пункте 4 части 1 статьи 13 Закона, на которых не распространяются указанные выше меры социальной поддержки.
Приведенные доводы аналогичны позиции ответчика в суде первой инстанции, выраженной как в настоящем деле, так и в гражданском деле № 2-71/2008, рассмотренном ранее, были предметом исследования и получили правильную оценку в решении, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не находит.
Учитывая приведенные правовые нормы и установленные по делу фактические обстоятельства, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, удовлетворив исковые требования ФИО1
Предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции по делу не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сулейман-Стальского районного суда Республики Дагестан от 11 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: