Ленинский районный суд г. Махачкалы № дела 2а-405/23 судья Т.Э. Чоракаев
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 августа 2023 года, по делу № 33а-6413/2023, г. Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи ФИО8 судей ФИО4 и ФИО5, при секретаре ФИО6, административное дело по административному иску Инспекции ФНС России по <адрес> г. Махачкалы к ФИО1 о взыскани задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 3.148,42 руб., пеней к ним в размере 104,85 руб., задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 12.124,39 руб., пеней к ним в размере 403,75 руб., задолженности по транспортному налогу в размере 1.000 руб., пеней к нему в размере 23,87 руб.,
по апелляционной жалобе административного ответчика ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата>, которым постановлено:
«Административный иск ИФНС по <адрес> г. Махачкалы удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 (ИНН: №) задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 3.148,42 руб., пени к ним в размере 104,85 руб., задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 12.124,39 руб., пени к ним в размере 403,75 руб., задолженность по транспортному налогу в размере 1.000 руб., пени к ней в размере 23,87 руб., всего 16.805,28 руб. (шестнадцать тысяч восемьсот пять рублей двадцать восемь копеек).
Взыскать с ФИО2 (ИНН: № в бюджет МО ГОсВД «город Махачкала» государственную пошлину в размере 672 руб. (шестьсот семьдесят два рубля)».
Заслушав доклад судьи ФИО9 судебная коллегия
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по <адрес> г. Махачкалы обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя требования тем, что административный ответчик, являясь арбитражным управляющим, что приравнивается к индивидуальным предпринимателям, страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, страховые взносы на пенсионное страхование в фиксированном размере в бюджет пенсионного фонда, а также задолженность по транспортному налогу не оплатил, вследствие чего у ответчика возникла указанная в иске задолженность.
Налогоплательщик обязан самостоятельно и в установленный срок исполнить обязанность по уплате налога. Однако, в нарушение ст. 45 НК РФ ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога, которая возлагается на налогоплательщика с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату налога.
Налоговой инспекцией произведен расчет налога и направлены налогоплательщику налоговое уведомление, а впоследствии и требования об уплате задолженности, которые не были исполнены. По заявлению налоговой инспекции мировым судом выдан судебный приказ о взыскании налоговой задолженности, который определением того же мирового судьи отменен, в связи с поступившими возражениями ответчика. В настоящее время налоговая задолженность ФИО1 не погашена.
Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата> исковые требования удовлетворены в полном объеме.
С данным решением суда не согласился административный ответчик, подав апелляционную жалобу на предмет отмены судебного акта. Указывает на то, что заявителем попущен общий срок исковой давности для предъявления своего требования. Более того, согласно Федеральному закону от <дата> № 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" списаны задолженности физических лиц по налогам на недвижимость, земельные участки и транспортные средства, а также долги по пеням на <дата>. Также по закону признаются безнадежными долги индивидуальных предпринимателей по состоянию на <дата> по налогам, кроме НДПИ, акцизов и таможенного НДС. Кроме того, индивидуальным предпринимателям списали долги по страховым взносам и по пеням по состоянию на <дата>. Поскольку в своем иске заявитель указал, что ФИО1 не является индивидуальным предпринимателем и взыскание производится в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 48 НК РФ, считает, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования должна выплачивать организация, в которой работает физическое лицо.
Возражения относительно доводов апелляционной жалобы не поданы.
Административное дело рассмотрено судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного заседания (ст. ст. 150, 307 КАС РФ).
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела согласно ст. 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы в совокупности с доказательствами по делу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Согласно ч. 1, п. 5 ч. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В связи с принятием Федерального закона от <дата> № 250-ФЗ утратил силу Федеральный закон от <дата> N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В силу п. 2 ч. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно п. 1 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
С <дата> полномочия по взысканию недоимки по страховым взносам и пени, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда РФ, возложены на налоговые органы.
Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу абзаца 1 п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Согласно материалам дела, административный ответчик в спорные налоговые периоды являлся арбитражным управляющим, что приравнивается к индивидуальным предпринимателям. Следовательно, административный ответчик является плательщиком обязательных взносов индивидуального предпринимателя в социальные фонды. Установив, что обязанность по уплате страховых взносов за 2020 год административным ответчиком не исполнена, налоговым органом почтовой корреспонденцией в адрес налогоплательщика направлено требование № по состоянию на <дата> с указанием срока оплаты до <дата>
По ст. 45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнять обязанности по уплате налога в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. Правила, предусмотренные статьей 45 НК РФ, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.
В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 45, п. 2 ст. 52 и п. 4 ст.397, ст.ст. 399, 356 НК РФ обязанность по уплате транспортного налога должна быть выполнена налогоплательщиком - физическим лицом в срок, установленный законодательством о налогах и сборах на основании налогового уведомления налогового органа.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно абзацу третьему п. 1 ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (применительно к налоговому периоду 2014 года - не позднее 1 октября).
Как следует из материалов дела, в спорный период за ФИО1 числилось транспортное средство НИССАН ИНФИНИТИ за госномером №, дата регистрации права собственности <дата>, дата утраты права собственности <дата>
В связи с тем, что в установленные законом сроки ФИО1 налог не уплачен, на сумму недоимки в соответствии со ст.75 НК РФ налоговым органом начислены пени.
В соответствии с п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
К пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке (п. 6 ст. 75 НК РФ).
В силу пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Налоговый орган направляет налогоплательщику-гражданину налоговое уведомление для выполнения им обязанности по уплате имущественных налогов - транспортного, земельного, а также в определенных случаях - НДФЛ (подпункт 1 пункта 1 статьи 23, пункт 2 статьи 52, пункт 3 статьи 52, пункт 3 статьи 214.7, пункт 6 статьи 228, пункт 3 статьи 363, пункт 4 статьи 397, пункт 2 статьи 409 НК РФ).
В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам. При этом в отношении каждого налога должны быть указаны сумма налога к уплате, объект налогообложения, налоговая база и срок уплаты налога, реквизиты для перечисления платежей (пункт 3 статьи 52 НК РФ, пункт 7 Приказа ФНС России Приказа ФНС России от <дата> N ММВ-7-11/477@).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (ч. 4 ст. 397 НК РФ).
В случае неуплаты (неполной уплаты) за отчетный налоговый период исчисленных и выставленных в налоговом уведомлении сумм налогов, налоговый орган направляет налогоплательщику должнику требование об уплате налога.
В соответствии со статьей 70 НК РФ выставление требования об уплате налога направляется налогоплательщику в двух случаях: в случае фактической неуплаты указанной в налоговой декларации или налоговом уведомлении суммы налога (пункт 1) или в случае доначисления ему налоговым органом подлежащих уплате сумм налога (пункт 2).
Согласно п. 2 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В связи с неисполнением ФИО1 обязанности по уплате транспортного налога налоговым органом выставлено требование № по состоянию на <дата>, установив срок для погашения до <дата>
Поскольку налоговые требования остались неисполненными, административный истец обратился к мировому судье судебного участка №<адрес> г. Махачкалы с заявлением о выдаче судебного приказа, о взыскании задолженности в общей сумме 16805 рублей, 28 копеек.
<дата> вынесен судебный приказ, который отменен определением того же мирового судьи от <дата>в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Следовательно, доводы административного ответчика ФИО1 о пропуске налоговым органом срока обращения в суд с заявленными требованиям судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку с административным иском налоговый орган обратился в течение шести месяцев после отмены судебного приказа (<дата>, обращение в суд после отмены последовало – <дата>, что подтверждается штампом районного суда).
Кроме того, доводы жалобы о том, что административный истец требует задолженность по транспортному налогу за расчетные периоды начиная с <дата> по <дата> являются также несостоятельными, поскольку как следует из административного искового заявления налоговый орган просил взыскать страховые взносы именно за 2020 г., а транспортный налог с физических лиц за 2016 г., что также подтверждается направленными административному ответчику требованиями.
Каких-либо объективных данных свидетельствующих об исполнении возложенной на налогоплательщика обязанности по уплате налогов ФИО1 суду представлены не были, равно как и не представлено объективных данных свидетельствующих о том, что он не является собственником указанного имущества в названный период и таковые отсутствуют в материалах дела.
При исследовании вышеуказанных норм закона и представленных материалов дела, следует, что истцом соблюдена процедура направления требования об уплате налога, соблюден срок предъявления административного иска в суд, судом правильно определена сумма задолженности, в связи с чем данные требования о взыскании страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, страховых взносов на пенсионное страхование в фиксированном размере в бюджет пенсионного фонда, а также задолженность по транспортному налогу и пени к ним подлежат удовлетворению.
Таким образом, судебная коллегия не может согласиться с доводами апеллянта о незаконности решения суда, так как доводы об этом не соответствуют обстоятельствам дела, представленным доказательствам. Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем судебная коллегия не находит правовых оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 308-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика ФИО1 – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в шестимесячный срок в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд г. Махачкалы.
Председательствующий:
Судьи: