НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан) от 24.08.2015 № 33-3683/2015

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 августа 2015 г. по делу № 33-3683/2015

Судья Махмудов Б.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего: Устаевой Н.Х.

Судей: Загирова Н.В. и Магамедова Ш.М.,

при секретаре Магарамовой С.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гаджимагомедова М. Б. к отделу ОПФР по РД в <адрес> о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от <дата> об отказе в перерасчете размера трудовой пенсии незаконным по апелляционной жалобе заместителя управляющего Государственного учреждения- Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан Магомедовой Р.Э. на решение Ботлихского районного суда Республики Дагестан от 22 мая 2015 года, которым постановлено:

«Признать решение отдела ОПФР по РД в Ахвахском районе от <дата> об отказе в перерасчете размера трудовой пенсии Гаджимагомедова М. Б. незаконным.

Обязать отдел ОПФР по РД в Ахвахском районе с 01 марта 2015 года произвести перерасчет размера трудовой пенсии Гаджимагомедова М. Б. в соответствии со справкой о заработной плате, начисленной за период его работы в ремстройгруппе при ОКХ Ахвахского района с января 1982 г. по декабрь 1990 г., выданной 20 марта 1993 года отделом коммунального хозяйства и строительства администрации Ахвахского района РД».

Заслушав доклад судьи Устаевой Н.Х., объяснения представителя ОПФР по Республике Дагестан по доверенности Алиевой М.М., просившей решение суда отменить и в удовлетворении иска отказать, возражения представителя истца-адвоката Абдулхамидова И.А., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Гаджимагомедов М.Б. обратился в суд к отделу ОПФР по РД в Ахвахском районе с иском о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от <дата> об отказе в перерасчете размера трудовой пенсии незаконным, ссылаясь на то, что он является получателем трудовой пенсии по старости.

26 февраля 2015 г. он обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии с учетом заработка, полученного в период работы с января 1982 г. по декабрь 1990 г., однако решением ответчика от <дата> в перерасчете пенсии ему было отказано, в связи с тем, что представленная им справка о заработной плате не отвечает предъявляемым требованиям по оформлению справок и справка не установленного образца.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе заместитель управляющего Государственного учреждения- Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан Магомедова Р.Э. просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, по следующим основаниям.

Согласно п.4 статьи 30 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» расчетный размер трудовой пенсии определяется исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Исследованные в судебном заседании суда первой инстанции документы, а именно, справка о заработной плате Гаджимагомедова М.Б. за период с 1982г по 1990г, выданная «Отделом коммунального хозяйства и строительства Администрации Ахвахского района РД», не отвечает требованиям, предъявляемым законодателем к оформлению документов данной категории.

В частности, справка заполнена без указания оснований выдачи, что противоречит требованиям Указания Министерства социальной защиты населения РФ о порядке оформления справок о заработке для назначения государственной пенсии от 20 августа 1992г № 1-68-У. Справка о заработке работника должна быть выдана на основании первичных бухгалтерских документов (платежные ведомости, лицевые счета).

Основанием для выдачи архивной справки о размере заработной платы рабочих и служащих, с которой начисляется пенсия, служат лицевые счета (карточки начисления заработной платы), табуляграммы, расчетные ведомости, платежные ведомости, расчетно-платежные ведомости, расчетные листы, налоговые карточки по учету доходов и налога физических лиц; а также дана информация о выплатах по годам без разбивки по месяцам, что в свою очередь является грубым нарушением действующего пенсионного законодательства, а именно справка о размере заработной платы для начисления или перерасчета пенсии выдается за 5 лет (за любые 60 месяцев подряд в течение всей трудовой деятельности) должны строго соответствовать бухгалтерским документам организации, данные приводятся отдельно за каждый месяц, год, без суммирования в пределах года.

Кроме того, проведенной специалистами УОПФР по РД в Ахвахском районе проверкой правомерности выдачи данной справки выяснено, что местонахождение архива «Отдела коммунального хозяйства и строительства Администрации Ахвахского района» неизвестно, таким образом на основании каких первичных документов она была выдана, выяснить не удалось.

В возражениях истца относительно апелляционной жалобы указывается на необоснованность доводов апелляционной жалобы ответчика и на отсутствие оснований для отмены решения суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

На основании пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

В соответствии с пунктом 3 статьи 30 приведенного Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии определяется из заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Пунктом 2 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации от 27 февраля 2002 N 16/19па от 27 февраля 2002, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости (страховой части трудовой пенсии по старости), должны быть приложены документы о среднемесячном заработке за 2000 - 2001 годы или 60 месяцев подряд до 01 января 2002 в течение трудовой деятельности.

В соответствии с п. 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ N 16/19па от 27 февраля 2002 г. среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года в течение трудовой деятельности, в случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам, указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

В инструктивном письме МСО РСФСР от 04 апреля 1973 года N 1-36-И указано, что при оформлении справки о заработке следует строго руководствоваться Указаниями по ее заполнению, изложенными на оборотной стороне справки.

Если предприятие, учреждение или организация, в котором работал обращающийся за пенсией, ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки о заработке для исчисления пенсии выдаются его правопреемником или государственными архивами в зависимости от того, куда сданы бухгалтерские архивы предприятия, учреждения или организации. В тех случаях, когда архивные органы на основании хранящихся материалов не имеют возможности выдать справку по рекомендуемой форме, они могут выдавать справки, соответствующие сведениям, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой формы. Однако в таких справках должно быть указано, что в архивных фондах нет сведений о заработке за сверхурочные часы, за работу по совместительству и о выплатах единовременного характера.

Согласно Указаниям по заполнению справки о заработке для исчисления пенсии (за 12 месяцев, 2 года, 5 лет) справки о заработке выдаются предприятиями (учреждениями, организациями) на основании лицевых счетов, платежных ведомостей и других документов о выплаченной заработной плате. Образец справки содержит строку "Основания выдачи справки", а также отметку "М.П.".

В соответствии с Указанием Министерства социальной защиты населения РФ от 20 августа 1992 года N 1-68-У "О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии", если предприятие (учреждение, организация), в которой работал обращающийся за пенсией ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки для исчисления пенсии выдаются его правопреемником или архивами, принявшими на хранение бухгалтерские документы.

Справки подписываются должностными лицами предприятий, учреждений, организаций или архивов. В тех случаях, когда архивные органы на основании имеющихся материалов не имеют возможности выдать справку по рекомендуемой форме, они могут выдавать справки, соответствующие сведениям, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой формы. Образец справки о заработке содержит строку "Основание выдачи справки (лицевые счета, платежные ведомости и др.)", а также отметку "М.П.".

Таким образом, ранее действовавшее и действующее в настоящее время законодательство предусматривают определенные требования по оформлению справок о заработной плате для исчисления пенсий.

Как установлено в судебном заседании, представленная истцом справка о заработной плате от <дата> по своему оформлению указанным требованиям не соответствует. Справка о заработной плате от <дата>за период с 1982 года по 1990 год не содержит данных об основании ее выдачи. Заработная плата в ней помесячно не указана.

Указанная справка о заработной плате подписана старшим мастером Ахвахского ОКХа Гаджиевым М., не являющимся должностным лицом, правомочным на подписание финансовых документов.

Пунктом 13 Перечня установлено, что в подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о страховом стаже (за исключением трудовой книжки) и среднемесячном заработке и подлинники или копии других документов, предусмотренных данным Перечнем, содержащие достоверные сведения и выданные компетентными органами или должностными лицами.

Справка, выданная истцу, как указано выше, не содержат оснований ее выдачи, сведения лицевыми счетами не подтверждены, при этом также отсутствует пояснение к справкам о заработке, что также ставит под сомнение достоверность изложенных в них сведений.

Поскольку представленные истцом документы не соответствуют требованиям, предъявляемым для оформления справок, то они, не могли быть приняты пенсионным органом в качестве оснований к перерасчету пенсии.

Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ,

судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ботлихского районного суда Республики Дагестан от 22 мая 2015 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении иска Гаджимагомедова М. Б. к отделу ОПФР по РД в Ахвахском районе о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от <дата> об отказе в перерасчете размера трудовой пенсии незаконным отказать.

Председательствующий:

Судьи: