Ленинский районный суд г. Махачкалы
судья Дагирова З.Н.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 апреля 2015 г. по делу N 33-1657, г. Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи – Джарулаева А.К.,
судей – Хираева Ш.М., Ибрагимовой А.М.
при секретаре – Азизовой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Дагестан на решение судьи Ленинского районного суда г. Махачкалы от 22 декабря 2014 года по делу по иску прокурора города Дагестанские Огни в интересах неопределенного круга лиц к Министерству финансов Республики Дагестан, Государственному учреждению «Республиканский центр субсидий», Муниципальное учреждение «Городской центр субсидий» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности исполнить требования законодательства в сфере предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
установила:
Прокурор города Дагестанские Огни обратился в суд с иском к Министерству финансов Республики Дагестан, Государственному учреждению «Республиканский центр субсидий», Муниципальному учреждению «Городской центр субсидий» о признании бездействия ответчиков незаконным и возложении обязанности исполнить требования законодательства в сфере предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплатив начисленные и невыплаченные субсидии на оплату коммунальных услуг в размере <.> рублей гражданам, взятым на учет по городу Дагестанские Огни.
В обоснование иска указано, что Муниципальным учреждением «Городской центр субсидий» Администрации муниципального образования городской округ город Дагестанские Огни фактически начислены и невыплачены субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в 2013-2014 годах на общую сумму <.> рублей. Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственное учреждение «Республиканский центр субсидий» создано в целях реализации мер по социальной защите малоимущих граждан при оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Министерство финансов Республики Дагестан производит финансирование расходов на содержание Республиканского центра субсидий в пределах средств, предусматриваемых в республиканском бюджете на соответствующий финансовый год на указанные цели. Ненадлежащее исполнение своих полномочий в сфере предоставления субсидий малоимущим гражданам, выразившееся в образовании задолженности в размере <.> рублей, повлекло ущемление права граждан на социальную помощь. Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 22 декабря 2014 года исковые требования прокурора города Дагестанские Огни удовлетворены частично, судом постановлено: «Признать бездействия Министерства финансов РД и МУ «Городской центр субсидий» администрации городского округа «город Дагестанские Огни» по исполнению требований законодательства в сфере предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, незаконными.
Обязать Министерство финансов РД перечислить денежные средства в размере <.> рублей в бюджет городского округа город Дагестанские Огни» для выплаты начисленных субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, взятым на учет по г. Дагестанские Огни, за счет выделенных на эти нужды средств.
Обязать МУ «Городской центр субсидий» администрации городского округа «город Дагестанские Огни» выплатить начисленных субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, взятым на учет по г. Дагестанские Огни, за счет выделенных на эти нужды средств.
В остальной части иска отказать».
На указанное решение Министерством финансов Республики Дагестан подана апелляционная жалоба, из которой по существу следует, что заявленные в суд в интересах неопределенного круга лиц требования прокурора без конкретного расчета задолженности и при отсутствии доказательств о наличии такой задолженности перед каждым из получателей субсидий, являются необоснованными и не могли быть удовлетворены. Суду не представлены доказательства проверки персональных дел каждого заявителя, документов содержащихся там и наличия в деле, кроме квитанций об уплате коммунальных услуг, других показателей определения совокупного дохода семьи, на основании которых должен быть произведен подсчет фактической задолженности каждого получателя субсидий, сводная сумма которая могла быть предъявлена в суд для взыскания с республиканского бюджета.
Службой государственного финансового контроля Республики Дагестан проверка учетных дел получателей субсидий по МО «городской округ Дагестанские Огни» в полном объеме не проводилась. Проверено только 300 дел из состоящих на учете 6.134 владельцев льгот, в отношении которых заведены учетные дела. Даже если допустить, что в отношении 300 лиц, состоящих на учете в указанном муниципальном образовании, задолженность подтверждается, определенная к финансированию Министерством финансов сумма в размере <.> руб. в отношении всех получателей льгот не подтверждается.
В связи с этим, полные меры в целях выяснения (подтверждения) достоверной (бесспорной) суммы задолженности, подлежащей выплате указанному муниципальному образованию ни прокурором, ни судом не предприняты.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор города Дагестанские Огни Назиров М.Н. просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Дагестан без удовлетворения по основаниям изложенным в заявлении.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения, выслушав объяснения представителя Министерства финансов Республики Дагестан Магомедова М.Х., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя МУ «Городской центр субсидий» Администрации МО городской округ «город Дагестанские Огни» Магомедовой Ф.А. и прокурора отдела Прокуратуры Республики Дагестан по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Порсукова Э.Э., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность решения суда согласно статье 327.1 ГПК РФ, приходит к следующему.
Российская Федерация провозглашается Конституцией РФ социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека в Российской Федерации (часть 1 статьи 7 Конституции РФ). В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7 Конституции РФ).
Одной из мер по реализации гарантий социальной защиты при осуществлении гражданами права на жилище (статья 40 Конституции РФ) является предусмотренная Жилищным кодексом РФ субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан регламентированы Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года N 761.
Согласно п. 2 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Правилами финансирования расходов на предоставление субсидий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", предусмотрено, что финансирование расходов на выплату субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации, а согласно пункту 71 этих Правил порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий получателям субсидий устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 этих Правил органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий.
Статьей 5 Закона Республики Дагестан от 24 декабря 2007 года N 68 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" предусмотрено, что финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского фонда компенсаций, предусмотренных законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год.
Во исполнение приведенных норм права Постановлением Правительства Республики Дагестан от 26 августа 2011 года N 294 "Об утверждении Порядка перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Дагестан" утвержден Порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Дагестан.
Порядком предусмотрена обязанность органов местного самоуправления перечислить указанные средства на имеющиеся или открываемые в выбранных получателями субсидий банках банковские счета или вклады до востребования.
В соответствии с Уставом ГУ «республиканский центр субсидий», утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 27 июня 2003 года № 158, центр создан в целях реализации мер по социальной защите малоимущих граждан при оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Составляет по результатам проверок расчеты для выделения бюджетам муниципальных образований средств на выплату субсидий, согласовывает их с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан и представляет по установленной форме в Министерство финансов Республики Дагестан.
Министерство финансов Республики Дагестан производит финансирование расходов на содержание Республиканского центра субсидий в пределах средств, предусматриваемых в республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год на указанные цели.
Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к правильному выводу о том, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Данный вывод основан на материалах дела, соответствует требованиям закона, и оснований не согласиться с ним у судебной коллегии не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой города Дагестанские Огни в МУ «Городской центр субсидий» в 2014 году проведена проверка исполнения требований ст. 159 ЖК РФ, а также постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг». Проверкой установлено, что МУ «Городской центр субсидий» фактически начислены, но не выплачены субсидии на оплату коммунальных услуг за 2013 – истекший период 2014 гг. на общую сумму <.> рублей.
В рамках рассмотрения настоящего дела определением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 25.06.2014 г. назначена бухгалтерская экспертиза (ревизия), производство которой поручено Службе государственного финансового контроля Республики Дагестан. На разрешение экспертов поставлены вопросы: имеется ли задолженность по выплате субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в МБУ «Городской центр субсидий» МО городской округ «город Дагестанские Огни», если имеется, то за какие периоды и каков их размер; по вине каких органов государственной власти образовалась задолженность по выплате указанных субсидий.
Служба государственного финансового контроля Республики Дагестан письмом от 08.09.2014 г. № 02-20/314 сообщила о том, что заявленная к возмещению задолженность перед получателями субсидий ГО «город Дагестанские Огни» по выплате субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 29 863,9 тыс. рублей за период с 4-го квартала 2012 г. по 1-й квартал 2014 г. не подтвердилась, основной причиной образования задолженности является недостаточность средств в республиканском бюджете, обусловленная высокой дотационной зависимостью республиканского бюджета от федерального бюджета.
Таким образом, доводы прокурора города Дагестанские Огни Службой государственного финансового контроля Республики Дагестан фактически подтверждены, при этом указано лишь на неполное соответствие заявленной суммы задолженности материалам проверки.
Согласно акту о перерасчете субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от 28.11.2014 г., утвержденному приказом директора МБУ «Городской центр субсидий» город Дагестанские Огни, составленному по результатам ревизии, проведенной Службой государственного финансового контроля Республики Дагестан, сумма задолженности по выплате субсидий составляет <.> тыс. рублей.
Законом Республики Дагестан от 27.12.2011 N 85 «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» предусматривались субвенции бюджету г. Дагестанские Огни на предоставление и обеспечение предоставления указанных субсидий в размере на 2012 г. - <.> тыс. рублей.
Законом Республики Дагестан от 28.12.2012 N 101 «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусматривались субвенции бюджету г. Дагестанские Огни на предоставление и обеспечение предоставления указанных субсидий в размере на 2013 г. - <.> тыс. рублей.
Законом Республики Дагестан от 30.12.2013 N 110 «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» предусматривались субвенции бюджету г. Дагестанские Огни на предоставление и обеспечение предоставления указанных субсидий в размере в 2014 г. - <.> тыс. рублей.
Таким образом, судом установлено и Министерством финансов Республики Дагестан не опровергнуто, что в 2013- истекший период 2014 гг., средства в необходимом объеме из республиканского бюджета на компенсацию расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральным законодательством, Министерством финансов Республики Дагестан в бюджет городского округа «город Дагестанские Огни» не выделялись.
При этом законом Республики Дагестан от 28 декабря 2012 года N 101 "О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" были предусмотрены субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан (в том числе и бюджету городского округа "город Дагестанские Огни") на предоставление и обеспечение предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на 2013 – 2014 гг. Однако, субсидия, подлежащая выплате за счет средств бюджета Республики Дагестан, гражданам претендующим на ее получение, не предоставлена.
Доводы жалобы об отсутствии конкретного расчета задолженности и наличии такой задолженности перед каждым из получателей субсидий, судебная коллегия находит необоснованными.
Так, по ходатайству представителя Министерства финансов Республики Дагестан Магомедова М.Х. судом назначена бухгалтерская экспертиза (ревизия) на предмет выявления фактической задолженности на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перед получателями субсидий, принятых на учет в МО городской округ «Город Дагестанские Огни». Производство ревизии (проверки) по просьбе представителя Министерства финансов Республики Дагестан поручено уполномоченному органу исполнительной власти Республики Дагестан – Службе государственного финансового контроля Республики Дагестан. Указанной проверкой, в том числе, были охвачены вопросы выплаты субсидий за счет средств, профинансированных в 2013 году и начисленных субсидий на 1 квартал 2014 года, а также исполнения бюджетной сметы расходов. Служба государственного финансового контроля Республики Дагестан по итогам проверки пришла к выводу о наличии кредиторской задолженности, указав, что основной причиной образования задолженности является недостаточность средств в бюджете Республики Дагестан.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что отсутствие финансирования указанных расходов и недостаточное выделение Республикой Дагестан субвенций на эти цели не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. При этом отсутствие по делу расчета задолженности перед каждым из получателей субсидий, при том, что имеется Акт проверки уполномоченного органа с указанием общей суммы задолженности образовавшейся по субсидиям, не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданами, в интересах которых обращается прокурор, своих прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 17.07.1999 № 178 «О государственной социальной помощи».
С учетом этого оснований для отказа прокурору в иске у суда не имелось.
Довод жалобы о нарушении судом при рассмотрении дела норм процессуального права в суде апелляционной инстанции подтверждения не нашел. Вопреки доводам жалобы, из протокола судебного заседания от 22 декабря 2014 года, замечания на который в установленном законом порядке никем не поданы, следует, что по возвращению из совещательной комнаты в зал судебного заседания председательствующим оглашена резолютивная часть решения, которая приложена к материалам дела. В окончательной форме решение принято 27 декабря 2014 года. Иных доказательств апеллянтом не представлено, а потому являются несостоятельными приведенные в жалобе доводы о процессуальных нарушениях.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 22 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Дагестан – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи