НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан) от 19.05.2015 № 33-671/2015

Судья ФИО9

Дело № 33-671/2015г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Махачкала 19 мая 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего – Зайнудиновой Ш.М.

судей – Сатыбалова С.К. и Гебековой Л.А.

при секретаре – Меджидове М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Мусаева О.А. на решение Гергебильского районного суда РД от 26 ноября 2014 года, которым постановлено:

«Иск и.о. прокурора Гергебильского района РД в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Запретить эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта АЗГС ПК«Муса-0» до получения лицензии, расположенной по адресу: РД, Гергебильский район, с. Гергебиль».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Сатыбалова С.К., объяснения Мусаева О.А., просившего решение суда отменить, объяснения прокурора ФИО10 просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

И.о. прокурора Гергебильского района РД Магомедхайирова Г.М. обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к руководителю АЗГС ПК «Муса-О» Мусаеву О. А. о приостановлении эксплуатации АЗГС ПК «Муса-О», указывая что прокуратурой Гергебильского района РД проведена проверка исполнения законодательства о лицензировании взрывопожароопасных производственных объектов.

В ходе проведения проверки автозаправочной станции ПК «Муса-0» по реализации газа-пропана и бензина, расположенного по адресу: с. Гергебиль Гергебильского района РД установлено, что Мусаев О. А. в указанной АЗГС осуществляет реализацию сжиженного газа населению и предприятиям района без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного объекта, без регистрации указанного объекта в государственном реестре взрывопожароопасных объектов, без проведения экспертизы промышленной безопасности составления декларации промышленной безопасности объекта.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Мусаев О.А. просит решение Гергебильского районного суда от 26.11.2014 г. отменить.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что он неоднократно обращался с документами о выдаче ему лицензии, но МТУ Ростехнадзора РД под разными предлогами не приняли его документы.

Так как от АЗГС ПК «Муса-О» он имеет доход для прокормления семьи, он просит не запрещать эксплуатацию АЗГС.

В своих возражениях на апелляционную жалобу прокурор Магомедхайирова Г.М. просит суд в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ эксплуатация пожароопасного производственного объекта подлежит лицензированию.

Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (в ст. 2) установлено, что объекты, на которых получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после удаления, относятся к категории опасных производственных объектов.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону, согласно которому объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции.

В соответствии со ст. 1и 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" под промышленной безопасностью опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества, при этом (ст. 9) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

В соответствии с требованиями промышленной безопасности, содержащимися в ст. 9 Закона, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов связана с возможностью возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей, значительному материальному ущербу, такая деятельность подлежит обязательному лицензированию.

В соответствии с ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании; лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В силу названного Федерального Закона к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Приказом Ростехнадзора от 29 ноября 2005 г. N 893 утвержден Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (РД-03-14-2005).

в соответствии с Порядком оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечнем включаемых в нее сведений РД 03-14-2005, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2005 г. N 893, декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта - это документ, в котором представлены результаты всесторонней оценки риска аварии, анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварии и по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями норм и правил промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.

При указанных обстоятельствах выдача лицензии является актом специально уполномоченного органа о разрешении эксплуатации опасного производственного объекта, выдается после соблюдения всех необходимых условий и требований, после представления декларации промышленной безопасности, после анализа деятельности объекта, характера воздействия объекта на организм человека и окружающую природную среду, анализа риска аварии и т.д.

Лицензия на эксплуатацию пожароопасного объекта является документом, свидетельствующим о соблюдении лицензиатом особых лицензионных условий и требований, в т. ч. в части экологической и промышленной безопасности и подтверждением фактической безопасности используемого оборудования, отсутствие соответствующей лицензии, свидетельствует о том, что деятельность предприятия является опасной для работников предприятия и неограниченного круга лиц, потребляющих товары и услуги соответствующего предприятия, имеется потенциальная угроза жизни, здоровья, имущества неопределенного круга лиц.

Судом установлено, что руководитель АЗГС ПК «Муса-0» Мусаев О.А., осуществляя свою деятельность без лицензии, нарушает требуемый уровень осмотрительности и заботливости, который требуется в целях надлежащего исполнения обязанностей по лицензированию указанного вида деятельности, при котором должны быть соблюдены требования и условия, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Нарушение правил эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта характеризуется значительной степенью общественной опасности, которая выражается в угрозе причинения значительного ущерба жизни и здоровью людей, а также существенного вреда окружающей среде. Поэтому ведение такой деятельности при отсутствии специального разрешения (лицензии) само по себе представляет угрозу охраняемым общественным отношениям.

Принимая во внимание изложенное выше, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.

При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.

Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана оценка судом, выводы суда они не опровергают и не содержать новых обстоятельств, которые не являлись предметом обсуждения в суде первой инстанции.

Учитывая изложенное, предусмотренных законом оснований, для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Гергебильского районного суда Республики Дагестан от 26 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: