Судья Камалов Н.Ю.
Дело № 33-4298-15 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Махачкала 19 февраля 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Зайнудиновой Ш.М.,
судей Ибрагимовой А.М. и Сатыбалова С.К.,
при секретаре судебного заседания Гудаеве Р.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ИП Разиева Ш.М. – Алискандиева Р.М на решение Кумторкалинского районного суда Республики Дагестан от 21 октября 2014 года, которым постановлено:
«Иск Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации и Республики Дагестан удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Разиева Ш. А. прекратить осуществляемую с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды деятельность по недропользованию в виде разработки месторождений песка на основании лицензии на пользование недрами МАХ № ТЭ, выданной Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан и зарегистрированной <дата> в реестре за № УН-02-1709, в лесопарковой зоне защитных лесов на землях лесного фонда Кумторкалинского участкового лесничества ГКУ «Пригородное лесничество» в <адрес> Республики Дагестан, в границах лицензионного участка, ограниченного угловыми точками со следующими географическими координатами:
точка №1- X: «по координатной сетке» 47 93 910,0, «географические» 43 гр. 15 мин. 10,3 сек; У: «по координатной сетке» 87 02 075,0, «географические» 47 гр. 29 мин. 18,2 сек.;
точка №2- X: «по координатной сетке» 47 93 850,0, «географические» 43 гр. 15 мин. 08,0 сек.; У: «по координатной сетке» 87 02 465,0, «географические» 47 гр. 29мин. 34,8 сек;
точка №3- X: «по координатной сетке» 47 93 360,0, «географические» 43 гр. 14 мин. 52,3 сек; У: «по координатной сетке» 87 02 380,0, географические» 47 гр. 29 мин. 29,3 сек.;
точка №4- X: «по координатной сетке» 47 93 420,0, «географические» 43 гр. 14 мин. 54,1 сек; У: «по координатной сетке» 87 01 985,0, «географические» 47 гр. 29 мин. 12,7 сек.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Разиева Ш. А. государственную пошлину в доход государства в размере 200 (двухсот) рублей».
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Зайнудиновой Ш.М., выслушав объяснения представителей ИП Разиева Ш.А. – по доверенности Алискандиева Р.М. и Джафарова Р., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела Прокуратуры Республики Дагестан Гасанова З.С., полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации и Республики Дагестан обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Разиеву Ш. А. о прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, указывая, что проверкой исполнения законодательства о недропользовании на участке недр, предоставленном индивидуальному предпринимателю Разиеву Ш.А., установлено следующее:
Приказом Комитета Правительства Республики Дагестан по лесному хозяйству от 27 июня 2008 года № 114 Разиеву Ш.А. предоставлен в аренду лесной участок в квартале 35, выдел 5, квартале 37, выдел 1, общей площадью 20 га на срок действия лицензии на пользование недрами.
23 ноября 2009 года между Агентством по лесному хозяйству РД и ИП Разиевым Ш.А. заключен договор аренды лесного участка, в соответствии с которым последнему предоставляется лесной участок площадью 20 га, расположенный по адресу: Республика Дагестан, Кумторкалинский район, ГУ «Пригородное лесничество», Кумторкалинское участковое лесничество, квартал 35, выдел 5, - 5 га; квартал 37, выдел 1, - 15 га, кадастровый номер (условный номер лесного участка по государственному лесному реестру №).
Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Дагестан ИП Разиеву Ш.А. выдана лицензия МАХ 01127 ТЭ на право пользования недрами в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых на лесных землях Кумторкалинского участкового лесничества ГУ «Пригородное лесничество», в квартале 35, выдел 5, квартале 37, выдел 1, на участке ранее разведанного Дагестанской комплексной геологической экспедицией Шуринского месторождения строительных песков, запасы которых утверждены ГУП «РЦ Дагестангеомониторинг» протоколом НТС №21/08 от 27.10.2008.
Лицензия зарегистрирована в Минприроды РД 14 октября 2009 года в реестре за № УН-02-1709.
24 мая 2013 года индивидуальным предпринимателем Разиевым Ш.А. гражданину Алискандиеву Р. М. выдана нотариально заверенная доверенность на представление его интересов в качестве индивидуального предпринимателя и арендатора лесного участка.
<дата> сотрудниками Минприроды РД обнаружен факт осуществления Алискандиевым Р.М. добычи песка с использованием выданной ИП Разиеву Ш.А. лицензии на право пользования недрами на территории Кумторкалинского участкового лесничества ГКУ «Пригородное лесничество» и приостановлена добыча песка.
28 мая 2013 года начальником ОМВД России по Кумторкалинскому району также обнаружен факт осуществления добычи песка в указанной местности с использованием выданной ИП Разиеву Ш.А. лицензии на право пользования недрами и приостановлена добыча песка.
16 июля 2013 года при проведении Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Минприроды РД совместной с прокуратурой Республики Дагестан, прокуратурой Кумторкалинского района и ОМВД России по Кумторкалинскому району проверки исполнения законодательства о недропользовании на побережье Каспийского моря в лесном фонде на территории Кумторкалинского участкового лесничества ГКУ «Пригородное лесничество» выявлен факт осуществления добычи песка 4 лицами: «А. Равиль», «Мурад», «Кодочи» и «Анвар», не находящимися в трудовых отношениях с указанным индивидуальным предпринимателем, с использованием автопогрузчиков без государственных регистрационных знаков.
При осмотре сотрудниками полиции автомашины «Ситроен» за государственными регистрационными знаками Е 150 РР 05/РУС под управлением гражданина Инквачилова М.М., не находящегося в трудовых и иных договорных отношениях с ИП Разиевым Ш.А., в ее багажнике обнаружено 2 целлофановых пакета с накладными на отпуск песка за 01.06.2013 - 17.07.2013 и записная книжка с записями об отпуске песка.
Согласно сведениям накладных и записной книжки 4 лицами: «А. Равиль», «Мурад», «Кодочи» и «Анвар» за период с 1 июня по 17 июля 2013 года в лесном фонде на территории Кумторкалинского участкового лесничества ГКУ «Пригородное лесничество», лесопарковой зоне, добыто 50 649,4 м3 песка, в результате чего от его реализации извлечен доход в размере 11 144 040 рублей.
Гражданином, представившимся Алдаевым М. З., также не находящимся в трудовых отношениях с указанным предпринимателем, предъявлены копии бланка лицензии на имя индивидуального предпринимателя Разиева Ш.А. и определения Арбитражного Суда РД от 21.05.2013 о приостановлении действия приказа Минприроды РД от 21.08.2012 №247 об аннулировании вышеуказанной лицензии.
Деятельность по разработке месторождений песков ИП Разиевым Ш.А. по выданной ему лицензии на право пользования недрами с привлечением указанных лиц осуществляется с нарушением требований законодательства о недропользовании, лесопользовании и об охране окружающей среды.
В установленном порядке в территориальном органе Ростехнадзора горноотводный акт, являющийся документом, определяющим уточненные границы горного отвода, и неотъемлемой составной частью лицензии на право пользования недрами, ИП Разиевым Ш.А. не получен (в соответствии с ранее действовавшим законодательством).
Проектная и техническая документация на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых подлежала рассмотрению и согласованию комиссией, созданной Управлением по недропользованию по РД.
Однако, по информации Управления по недропользованию по РД, указанная проектная документация ИП Разиевым Ш.А. на согласование не представлялась.
За период с марта 2013 г. по настоящее время в Республике Дагестан не принят нормативный правовой акт, регламентирующий вопросы рассмотрения и согласования проектной и технической документации на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения; комиссией Минприроды РД проектная документация разработки месторождений песка на участке недр, предоставленном ИП Разиеву Ш.А.; выданных Минприроды РД документов, определяющих уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, содержащими верхнюю и нижнюю границы в контуре месторождения полезного ископаемого, и ведомостью координат угловых точек) ИП Разиев Ш.А. не имеет; в соответствии со ст.ст. 6 и 25 Закона РД «О недрах» и Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участках недр местного значения, а также об участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, утвержденным постановлением Правительства РД от 18.07.2005 N123, специально созданной экспертной комиссией индивидуальному предпринимателю Разиеву заключение государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых на участке недр, предусмотренном лицензией на право пользования недрами, не выдано.
Как следует из ответа Минприроды РД от 02 августа 2013 года на запрос Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры, ИП Разиев Ш.А. с документами, определяющими уточненные границы горного отвода, в Минприроды РД не обращался и такой документ ему не выдавался.
Таким образом, недропользование на территории лесного фонда осуществляется без документов, являющихся неотъемлемыми составными частями лицензии на право пользования недрами, т.е. самовольно.
Также, в нарушение требований ст.ст. 17 и 20 Закона Республики Дагестан «О недрах» и лицензионного соглашения добыча песков осуществляется без утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами; ведения геологической, маркшейдерской и иной документации; предоставления геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; предоставления достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики; обеспечения безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами; соблюдения утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; приведение участков земли, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования и т.д.
Согласно справке Агентства по лесному хозяйству РД от 14.09.2012 ИП Разиевым Ш.А. без разработки проекта освоения леса и получения положительного заключения государственной экспертизы по нему произведена добыча песка на площади 17 га из предоставленных ему в аренду 20 га, задолженность по арендной плате составляет № рубля. Договор аренды с ИП Разиевым Ш.А. заключен без его заявления.
На день проверки - 16 июля 2013 года, в нарушение ст.33 Закона РД «О недрах» не внесены налоги и платежи за пользование недрами.
По информации Дагестанского филиала ФБУ «ТГФИ по ЮФО» от 29.07.2013, представленной по запросу Махачалинской межрайонной природоохранной прокуратуры, ИП Разиевым Ш.А. отчеты по форме 5-гр об объемах добычи песка не предоставлены за 2011 и 2012 годы, последний отчет им сдан за 2010 год с объемом добычи 7400 м3 14.02.2011год.
По сведениям Минприроды РД, 29 июля 2013 года ИП Разиевым Ш.А. произведена оплата за пользование недрами (НДПИ) в размере № рублей.
Требования ст.ст. 12 и 13 Земельного кодекса РФ о сохранении верхнего плодородного слоя почвы не соблюдаются.
В нарушение ст. 99 Лесного кодекса РФ и договора аренды лесного участка за использование лесного участка своевременно и в полном объеме не вносится арендная плата.
По информации Комитета по лесному хозяйству РД на 25 июля 2013 год за ИП Разиевым Ш.А. числится задолженность по арендной плате в размере 631 742 рублей.
В нарушение ст.53.1 Лесного кодекса РФ не приняты меры по противопожарному обустройству лесного участка.
В нарушение ст.ст.88 и 89 Лесного кодекса РФ лесопользование ИП Разиевым Ш.А. до 30 июля 2013 года осуществлялось без проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов.
Приказом председателя Комитета по лесному хозяйству РД от 30.07.2013 № 183 утверждено заключение государственной экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов в квартале 35, выдел 5, квартале 37, выдел 1, Кумторкалинского участкового лесничества ГКУ «Пригородное лесничество» для ИП Разиева с выводом, что предусмотренные проектом освоения лесов мероприятия по использованию лесов соответствует целям, видам освоения лесов, материалам лесоустройства, законодательству Российской Федерации.
В то же время, из лесохозяйственного регламента ГКУ «Пригородное лесничество», проекта освоения лесов лесного участка, предоставленного ИП Разиеву и ответов Комитета по лесному хозяйству РД следует, что по целевому назначению они относятся к защитным лесам, в т.ч. к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, а именно к лесопарковой зоне.
Из ответа Председателя Комитета по лесному хозяйству РД от 03.09.2013 № АГ-03-260 на запрос Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры следует, что согласно данным государственного лесного реестра и лесохозяйственного регламента лесничества леса, предоставленные ИП Разиеву, относятся к лесопарковой зоне и на них запрещается разработка месторождений полезных ископаемых.
Из приведенного следует, что использование ИП Разиевым указанного земельного участка и разработка им карьера для добычи песка не соответствуют законодательству об охране земель и лесов, а официальные документы: заключение экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов в квартале 35, выдел 5, квартале 37, выдел 1, Кумторкалинского участкового лесничества ГКУ «Пригородное лесничество», предоставленных ИП Разиеву, с выводом, что предусмотренные проектом освоения лесов мероприятия по использованию лесов соответствует целям, видам освоения лесов, материалам лесоустройства, законодательству Российской Федерации, а также приказ председателя Комитета по лесному хозяйству РД от 30.07.2013 № 183 об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов для ИП Разиева Ш.А. не соответствуют фактическим обстоятельствам и требованиям действующего федерального законодательства; указанные документы выданы с превышением должностных полномочий работниками Комитета по лесному хозяйству Республики Дагестан, что подтверждается и вышеуказанным письмом Председателя Комитета по лесному хозяйству РД от №
Кроме того, хозяйственная деятельность по недропользованию им осуществляется в нарушение и других требований законодательства об охране окружающей среды.
Согласно договору аренды лесного участка от 23 ноября 2009 года Агентством по лесному хозяйству Республики Дагестан индивидуальному предпринимателю Разиеву Ш.А. предоставлен лесной участок площадью 20 га, расположенный по адресу: Республика Дагестан, Кумторкалинский район, ГУ «Пригородное лесничество», Кумторкалинское участковое лесничество, квартал 35, выдел 5 (5,0 га); квартал 37, выдел 1 (15га), кадастровый номер (условный номер лесного участка по государственному лесному реестру) №.
Согласно заключениям специалистов Управления Росприроднадзора по РД от 22.08.2013 г., Минприроды РД от 30.08.2013 работы по добыче песка 22.Q8.2013 велись 4 погрузчиками марки «Амкадор» за пределами участка, предусмотренного лицензией на право пользования недрами, выданной на имя ИП Разиева.
Согласно заключению специалиста Комитета по лесному хозяйству РД от 23.08.2013г. на момент проверки 22.08.2013г. деятельность по добыче песка Алискандиевым осуществлялась с использованием 4 автопогрузчиков, 3 из которых производили добычу песка в пределах предоставленного в аренду ИП Разиеву Ш.А. лесного участка, 1 - за его пределами, чем грубо нарушены требования законодательства, т.к. границы лицензионного участка недр не совпадают с границами лесного участка, предоставленного ИП Разиеву Ш.А., и Алискандиев Р.М. осуществлял добычу песка за пределами участка недр, предусмотренного лицензией на право пользования недрами, предоставленного ИП Разиеву Ш.А.
В нарушение 26 Лесного кодекса РФ не представляется лесная декларация.
Таким образом, при недропользовании ИП Разиевым Ш.А. не соблюдаются требования законодательства об охране окружающей среды: земельного и лесного - о целевом назначении и виде разрешенного использования земель и лесов, в пределах которых осуществляется разработка месторождений песка; охране атмосферного воздуха - о разработке и установлении нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и получении разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду; о недрах - о разработке месторождений песка исключительно в пределах лицензионного участка, согласовании проектной документации разработки месторождения полезных ископаемых, прошедшей в установленном порядке экспертизу и получении документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, являющихся неотъемлемой составной частью лицензии, а также лицензионные условия.
Деятельностью ИП Разиева Ш.А. по разработке месторождений песка на предоставленном ему земельном участке на землях лесного фонда нарушаются права и законные интересы публичных объединений и неопределенного круга лиц.
При отсутствии разрешительной документации на использование природных ресурсов и на осуществление хозяйственной деятельности невозможно определить степень прямого или косвенного воздействия осуществляемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, проверить, создается ли в результате этого угроза загрязнения, истощения окружающей среды, оказывает ли такая деятельность вредное воздействие на человека, в связи с чем презумпция экологической опасности хозяйственной деятельности ИП Разиева Ш.А. по недропользованию в защитных лесах не может быть опровергнута в настоящее время.
Поскольку вышеуказанный земельный участок должен использоваться в
соответствии с целевым его назначением, разработка месторождений полезных ископаемых в защитных лесах запрещена, вышеописанная деятельность ответчика по его дальнейшему использованию может привести и в последующем к негативным изменениям качества окружающей среды, в том числе выводу данного земельного участка из состава земель лесного фонда, и невозможности его использования по назначению, в т.ч. и для отдыха населения.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя ИП Разиева Ш.М. по доверенности Алискандиева Р.М. содержится несогласие с решением суда, ссылаясь на его не законность и необоснованность.
В обоснование своей жалобы указывает на следующее:
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 23 октября 2014 года, удовлетворено заявление Разиева Ш.А.: признан недействующим со дня принятия абзац 5 пункта 1.4.1.6.2. «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых» главы 1 Лесного плана Республики Дагестан на 2009-2018гг, утвержденного распоряжением президента Республики Дагестан от 17 февраля 2009г. № 10-рп, в той части, в которой он содержит запрет на выполнение работ по разработке месторождений полезных ископаемых в лесах Республики Дагестан категории защитности «противоэрозионные леса». Запрет на разработку месторождений полезных ископаемых в противоэрозионных лесах не предусмотрен действующим законодательством. Данным решением опровергается ответ Председателя Комитета по лесному хозяйству РД от 03.09.2013г. № АГ-03-260, что выделенный участок Разиеву Ш.А. является не лесопарковой зоной, а относится к противоэрозионным лесам, где нет запрета на разработку месторождений полезных ископаемых;
-проектная и техническая документация на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых Разиева Ш.А. не подлежала рассмотрению и согласованию комиссией, созданной Управлением по недропользованию по РД, так как данная комиссия была создана в 2010г., а лицензию Разиев Ш.А. получил в 2009г. Уведомления о том, что нужно согласование с созданной комиссией Разиев Ш.А. не получал;
- имеется ряд решений Арбитражных судов различных уровней об удовлетворении жалобы Разиева Ш.А. об отмене аннулирования ранее выданной ему лицензии. В них указано, что при аннулировании выданной ранее предпринимателю Разиеву Ш.А. лицензии нарушен законный порядок. Предприниматель не должен отвечать за какие-либо нарушения действующего законодательства органом, выдавшим лицензию. Данную лицензию выдают только после предоставления полного пакета разрешительных документов. Согласно лицензионному соглашению, заключенному между предпринимателем Разиевым Ш.А. и Минприроды РД, предприниматель обязан использовать данный участок под разрешенную деятельность, в противном случае не осуществление им деятельности может явиться основанием для выдачи ему предписания и других неблаговидных последствий;
- 29.04.2014г. Разиев Ш.А. обращался в Министерство природных ресурсов и экологии РД с просьбой о согласовании (уточнении) границ горного отвода и получил ответ, что предварительные границы горного отвода были определены при получении лицензии на право добычи строительных песков и что полномочия по оформлению документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) по участкам недр местного значения, будут осуществляться органом исполнительной власти субъекта РФ в случаях установленных Правительством РФ с 1 июля 2014г. Далее Разиевым Ш.А. 25.08.2014г. было подано еще одно обращение на имя Министра природных ресурсов и экологии РД с аналогичной просьбой, но ответа Разиев Ш.А. по сегодняшний день не получил;
- решением Арбитражного суда РД от 03 апреля 2014г. с предпринимателя Разиева Ш.А. взыскана задолженность по арендной плате в виде 21 тыс.431 руб. Других задолженностей у предпринимателя Разиева Ш.А. не имеется
- акт по результатам выездной комиссионной проверки также носит формальный характер и не может являться доказательством чего-либо. Во время проверки работы по добыче песка не проводились, никто не был уведомлен о предстоящей проверке. В рабочем состоянии был один погрузчик, который находился в границах отведенного участка. Из данного акта следует, что замеры проводились прибором «Гармин», но не указаны данные прибора, его сертификация, индивидуальный номер, год выпуска и т.д. В проведении обследования не участвовал представитель по доверенности Алискандиев Р., хотя его фамилия была внесена в данный акт.
В дополнениях к апелляционной жалобе представитель ответчика указывает о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства причинения вреда (количество или размер нанесенного вреда; выброс каких-либо загрязняющих веществ и превышение их состав, концентрация и т.д.) окружающей природной среде деятельностью Разиева Ш.А.
Также материалы дела не содержат ни одного доказательства о выдаче Разиеву Ш.А. предписания об устранении нарушений природоохранного законодательства (условий лицензии), ни прокуратурой, ни органом, выдавшим лицензию.
Суд посчитал, что проверкой проведенной прокуратурой установлено, что границы переданного в аренду ИП Разиеву Ш.А. земельного участка под лицензионный вид деятельности и координаты лицензионного участка, установленные при выдаче лицензии, не соответствуют, имеют существенное расхождение.
Однако, определение границ земельного участка не производится соискателем лицензии самостоятельно, в связи с чем, не соответствие арендуемого земельного участка лицензионному земельному участку (накладка) произошла по вине арендодателя, а также специалистов, определяющих координаты угловых точек земельного участка, которые отражаются в ситуационном плане, прилагаемом к лицензии.
В возражениях прокурор просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела ответчик Разиев Ш.А., представители Министерства природных ресурсов и экологии РД, Управления Росприродадзора РД и Комитета по лесному хозяйству РД в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на него, коллегия приходит к следующему.
Приказом Комитета Правительства РД по лесному хозяйству от 27.06.2008 № 114 Ш.А. Разиеву предоставлен в аренду лесной участок в квартале 35, выдел 5, квартале 37, выдел 1, общей площадью 20 га на срок действия лицензии на пользование недрами.
23.11.2009 между Агентством по лесному хозяйству РД и ИП Разиевым заключен договор аренды лесного участка, в соответствии с которым последнему предоставляется лесной участок площадью 20 га, расположенный по адресу: РД, Кумторкалинский район, ГУ «Пригородное лесничество», Кумторкалинское участковое лесничество, квартал 35, выдел 5,-5 га; квартал 37, выдел 1, - 15 га, кадастровый номер (условный номер лесного участка по государственному лесному реестру №
Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РД ИП Разиеву выдана лицензия МАХ 01127 ТЭ на право пользования недрами в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых на лесных землях Кумторкалинского участкового лесничества ГУ «Пригородное лесничество», в квартале 35, выдел 5, квартале 37, выдел 1, на участке ранее разведанного Дагестанской комплексной геологической экспедицией Шуринского месторождения строительных песков, запасы которых утверждены ГУП «РЦ Дагестангеомониторинг» протоколом НТС №21/08 от 27.10.2008.
Лицензия зарегистрирована в Минприроды РД 14.10.2009 в реестре за № УН-02-1709.
24 мая 2013 года индивидуальным предпринимателем Разиевым гражданину Алискандиеву Р. М. выдана нотариально заверенная доверенность на представление его интересов в качестве индивидуального предпринимателя и арендатора лесного участка.
Удовлетворяя иск прокурора, суде первой инстанции исходил из того, что 26 мая 2013 года сотрудниками Минприроды РД обнаружен факт осуществления Алискандиевым добычи песка с использованием выданной ИП Разиеву лицензии на право пользования недрами на территории Кумторкалинского участкового лесничества ГКУ «Пригородное лесничество» и приостановлена добыча песка.
28 мая 2013 года начальником ОМВД России по Кумторкалинскому району также обнаружен факт осуществления добычи песка в указанной местности с использованием выданной ИП Разиеву лицензии на право пользования недрами и приостановлена добыча песка.
16.07.2013 при проведении Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Минприроды РД совместной с прокуратурой Республики Дагестан, прокуратурой Кумторкалинского района и ОМВД России по Кумторкалинскому району проверки исполнения законодательства о недропользовании на побережье Каспийского моря в лесном фонде на территории Кумторкалинского участкового лесничества ГКУ «Пригородное лесничество» выявлен факт осуществления добычи песка 4 лицами: «А. Равиль», «Мурад», «Кодочи» и «Анвар», не находящимися в трудовых отношениях с указанным индивидуальным предпринимателем, с использованием автопогрузчиков без государственных регистрационных знаков.
При осмотре сотрудниками полиции автомашины «Ситроен» за государственными регистрационными знаками Е 150 РР 05/РУС под управлением гражданина М.М. Инквачилова, не находящегося в трудовых и иных договорных отношениях с ИП Разиевым, в ее багажнике обнаружено 2 целлофановых пакета с накладными на отпуск песка за 01.06.2013 - 17.07.2013 и записная книжка с записями об отпуске песка.
Согласно сведениям накладных и записной книжки 4 лицами: «А. <.>», <.>», «<.>» и «<.>» за период с 1 июня по 17 июля 2013 года в лесном фонде на территории Кумторкалинского участкового лесничества ГКУ «Пригородное лесничество», лесопарковой зоне, добыто 50 649,4 куб.м песка, в результате чего от его реализации извлечен доход в размере 11 144 040 рублей.
Гражданином, представившимся Алдаевым М. З., также не находящимся в трудовых отношениях с указанным предпринимателем, предъявлены копии бланка лицензии на имя индивидуального предпринимателя Разиева и определения Арбитражного суда РД от 21.05.2013 о приостановлении действия приказа Минприроды РД от 21.08.2012 №247 об аннулировании вышеуказанной лицензии.
Суд, разрешая спор, посчитал, что деятельность по разработке месторождений песков ИП Разиевым по выданной ему лицензии на право пользования недрами осуществляется с нарушением требований природоохранного законодательства. Так, в соответствии со ст.ст. 6, 7, 11, 12 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» одним из видов пользования недрами являются разведка и добыча полезных ископаемых. В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр; предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части; пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами; лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно ст.ст. 1, 9 Закона Республики Дагестан от <дата> № «О недрах» горный отвод - геометризованный блок недр, предоставляемый для добычи полезных ископаемых (соответствующий части или всему объему месторождения полезных ископаемых), строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Горный отвод устанавливает пространственное положение и технические границы объекта недропользования и определяет комплекс технических требований, обеспечивающих выполнение условий пользования недрами в части рационального их использования и охраны, безопасного ведения работ и охраны окружающей среды. Участки недр, предоставляемые в пользование, могут иметь статус горного или геологического отвода; статус горного отвода предоставляется участку недр для добычи полезных ископаемых и определяется в установленном законом порядке; оформление горных и геологических отводов на участке недр местного значения осуществляется территориальным органом управления государственным фондом недр в соответствии с законом.
В этой связи суд полагает, что пользователь недр обязан иметь документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода.
Согласно статьи 23.2 Закона РФ «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами (ч.1); технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды (ч.2);
порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (ч.3).
В силу пункта 7 статьи 49 Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до утверждения Правительством Российской Федерации порядка, предусмотренного частью третьей статьи 23.2 Закона № 2395-1, при подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на осуществление работ, связанных с пользованием участками недр, применяются нормативные правовые акты и нормативные технические документы, действующие на день вступления в силу данного Федерального закона.
Инструкцией по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденной МПР РФ 07.02.1998 N56, Госгортехнадзором РФ 31.12.1997 N58 предусмотрено, что Инструкция устанавливает порядок предоставления горных отводов и определения их границ при предоставлении лицензий на пользование недрами для добычи полезных ископаемых на территории Российской Федерации, в пределах континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации могут устанавливать иной порядок предоставления горных отводов для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых (п.2); уточненные границы горного отвода устанавливаются после рассмотрения технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых (проекта проведения опытно-промышленных или геолого-разведочных работ), прошедшего в установленном порядке согласование, экспертизу и утверждение. Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части (п.З); при предоставлении в установленном порядке лицензии на пользование недрами устанавливаются предварительные границы горного отвода по согласованию с территориальными органами Ростехнадзора. Уточненные границы горного отвода устанавливаются после рассмотрения технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых (проекта проведения опытно-промышленных или геолого-разведочных работ), прошедшего в установленном порядке согласование, экспертизу и утверждение. Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части (п.4); добыча полезных ископаемых осуществляется после получения документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода и в пределах этих границ. Самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращаются без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования недрами (п.5); уточненные границы горного отвода устанавливаются только на ту часть предоставленного в пользование участка недр, запасы полезного ископаемого которого прошли государственную экспертизу (п. 12); границы горного отвода устанавливаются в целях обеспечения рационального использования и охраны недр при разработке месторождений полезных ископаемых, охраны окружающей среды от вредного влияния горных работ при добыче полезных ископаемых, обеспечения безопасности при ведении горных работ, защиты интересов недропользователя и государства (п. 13); предварительные границы горного отвода указываются в географической системе координат, а уточненные границы горного отвода указываются в условной системе прямоугольных координат, принятых в установленном порядке (п. 15); горноотводный акт, удостоверяющий уточненные границы горного отвода, выдается на основании представленного пользователем недр проекта горного отвода (п. 16); для получения документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, пользователь недр представляет в орган Ростехнадзора письмо (заявку), проект горного отвода и приложения (п.23).
В указанном порядке в территориальном органе Ростехнадзора горноотводный акт, являющийся документом, определяющим уточненные границы горного отвода, и неотъемлемой составной частью лицензии на право пользования недрами, в связи с этим суд считает, что ИП Разиевым в соответствии с ранее действовавшим законодательством не получен.
Между тем, вывод суда о том, что деятельность Разиева по недропользованию в виде разработки месторождений песка на основании лицензии на пользование недрами МАХ № 01127 ТЭ, выданной Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан и зарегистрированной 14.10.2009 в реестре за № УН-02-1709, в лесопарковой зоне защитных лесов на землях лесного фонда Кумторкалинского участкового лесничества ГКУ «Пригородное лесничество» в Кумторкалинском районе Республики Дагестан подлежит прекращению ввиду того, что технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, не может быть признан обоснованным, поскольку данная комиссия создана Управлением по недропользованию по РД только лишь в 2010г., тогда как лицензию Разиев Ш.А. получил еще в 2009г. Данных о том, что Разиева Ш.А.уведомляли о том, что ему необходимо согласование документов с созданной комиссией материалы дела не содержат.
В то же время судом установлено, что 29.04.2014г. Разиев Ш.А. обращался в Министерство природных ресурсов и экологии РД с просьбой о согласовании (уточнении) границ горного отвода и получил ответ, что предварительные границы горного отвода были определены при получении лицензии на право добычи строительных песков и что полномочия по оформлению документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода ( горноотводный акт и графические приложения) по участкам недр местного значения, будут осуществляться органом исполнительной власти субъекта РФ в случаях установленных Правительством РФ с 1 июля 2014г. Далее Разиевым Ш.А. 25.08.2014г. было подано еще одно обращение на имя Министра природных ресурсов и экологии РД с аналогичной просьбой, но ответа Разиев Ш.А. по сегодняшний день не получил.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона "О недрах" установлено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Прекращение права пользования недрами представляет собой специальную принудительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц. Данная мера должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов субъектов недропользования и иных лиц.
Таким образом, нормы Закона "О недрах", регулирующие порядок досрочного прекращения права пользования недрами, не являются императивными, устанавливающими обязанность лицензирующего органа при наличии перечисленных в статьях 20, 21 условий принять решение о досрочном прекращении лицензии на право пользования участками недр. Обстоятельства, при которых у лицензирующего органа возникает обязанность прекратить, приостановить или ограничить право пользования недрами, законом не предусмотрены, и, как следствие, суд не может обязать Министерство совершить действия, которые не предусмотрены законом или иным правовым актом.
Положения статьи 12 Закона "О недрах" предусматривают возможность изменения условий пользования недрами при согласии пользователя недр и органа, предоставившего лицензию, и пересмотра органами, выдавшими лицензию, сроков, установленных лицензионным соглашением, на основании обращения пользователя недр.
В соответствии с пп. 3 ч. 1 ст. 12 лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать указание границ участка недр, предоставляемого в пользование.
Таким образом, в лицензии на право пользования недрами определяются границы участка недр, в пределах которого проводятся работы, которые должны осуществляться в соответствии с определенными в лицензии условиями пользования недрами.
Заявитель согласился с условиями пользования недрами, установленными в лицензионном соглашении, в том числе и с географическими координатами угловых точек лицензионного участка.
Указанные в лицензионном соглашении географические координаты угловых точек лицензионного участка соответствуют координатам, указанным в публикации порядка и условий проведения аукциона, каких-либо возражений и замечаний от недропользователя в момент выдачи, оформления, регистрации, а также переоформления лицензии не поступало.
Согласно ст. 7 Закона РФ "О недрах" в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
При этом в соответствии с ч. 7 ст. 7 Закона РФ "О недрах" в целях обеспечения полноты геологического изучения, рационального использования и охраны недр границы участка недр, предоставленного в пользование, могут быть изменены.
В свою очередь, ч. 8 ст. 7 Закона РФ "О недрах" закрепляет, что порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, порядок подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В развитие указанной нормы было принято Положение об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 03.05.2012 N 429.
Данное положение устанавливает порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование для геологического изучения недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых.
При этом изменение границ участка недр, возможно в случаях, предусмотренных в п. 8 Положения, то есть:
1. наличие технологических потребностей расширения границ участка недр без прироста запасов полезных ископаемых с учетом границ безопасного ведения горных и взрывных работ, зон охраны от вредного влияния горных разработок, зон сдвижения горных пород, контуров предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносов бортов карьеров и разрезов и других факторов, влияющих на состояние недр и земной поверхности;
2. подтверждение с помощью геологической и иной информации о недрах данных о том, что: полезные ископаемые на нижележащей части недр за пределами участка недр, поставленные на государственный или территориальный баланс запасов полезных ископаемых, являются частью месторождения этого полезного ископаемого; полезные ископаемые за пределами участка недр (за исключением нижележащей части недр), поставленные на баланс, являются частью месторождения этого полезного ископаемого; выявленное в процессе геологического изучения месторождение полезных ископаемых выходит за границы участка недр, предоставленного в пользование для геологического изучения с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых. Приведенный перечень оснований для внесения изменений в лицензию на право пользования недрами в части изменения границ является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Положение не содержит такого основания для изменения границ участка недр, как наличие в лицензии и (или) ее неотъемлемых составных частях ошибки в координатах угловых точек участка недр.
Таким образом, порядок изменения границ участка недр, в части исправления в лицензии и (или) ее неотъемлемых составных частях ошибок в координатах угловых точек участка недр действующим законодательством Российской Федерации о недрах не предусмотрен.
Согласно п. 6 Положения, изменение границ участков недр осуществляется по решению тех же органов, которые устанавливали их границы.
Таким образом, полномочным органом на осуществление указанной деятельности является Федеральное агентство по недропользованию.
Согласно статье 21 Закона о недрах в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части второй статьи 20 данного Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ "О недрах" лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в ней условия и форму договорных отношений недропользования, а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону (ст. 12 Закона "О недрах").
В качестве существенных условий, нарушение которых влечет прекращение права пользования участком недр, в разделе 9 в приложении N 1 к лицензии названы условия, закрепленные в пунктах 3.2, 3.5, 3.6, 4.1 - 4.3, 6.4, 10.1, 10.6 и 10.8.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 указанного Закона предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Как следует из Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождения полезных ископаемых, утвержденной Министерством природных ресурсов РФ 07.02.1998 N 56, Госгортехнадзором России 31.12.1997 N 58, действовавшей на момент получения Разиевым Ш. лицензии, при предоставлении в установленном порядке лицензии на пользование недрами устанавливаются предварительные границы горного отвода.
Согласно п. п. 28 - 29 Инструкции в состав документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, входят: горноотводный акт и графические приложения, включающие копии топографического плана с ведомостью координат угловых точек, определяющих границы горного отвода, структурные карты и разрезы.
В соответствии с п. 2 Инструкции субъекты Российской Федерации могут устанавливать иной порядок предоставления горных отводов для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
Как усматривается из документов, представленных Разиевым, на день получения лицензии), предварительные границы горного отвода и использования недр установлены при представлении лицензии на пользование недрами.
Лицензия ему выдана после разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экологической экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора, документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), которые в последующем включены в лицензию в качестве неотъемлемой составной части, о чем информирован недропользователь и орган, выдавший горный отвод. В лицензии прямо указано, что границы горного отвода установлены( л.д.210 т.1), нанесены на топографический план и уточнены перечнем координат угловых точек горного отвода, которые приведены и в решении суда.
При таких обстоятельствах, в отсутствие уведомления о необходимости получения дополнительно границ горного отвода, необоснован вывод суда о том, что отсутствие этих границ горного отвода влечет прекращение права на его пользование.
Кроме того, выдвигая в качестве основного аргумента довод об отсутствии у Разиева Ш. границ горного отвода, в то же время прокурор указывает следующее: за период с марта 2013 г. по настоящее время в Республике Дагестан не принят нормативный правовой акт, регламентирующий вопросы рассмотрения и согласования проектной и технической документации на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения, признавая тем самым, что недостатки по внесению изменений в документы в связи с последующими изменениями в законодательные акты сам Разиев Ш. не в силах исправить.
К тому же согласно материалам дела, ответчиком на его обращение по поводу становления границ горного отвода, получен ответ о том, что предварительные границы горного отвода были определены при получении лицензии на право добычи строительных песков и что полномочия по оформлению документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода ( горноотводный акт и графические приложения) по участкам недр местного значения, будут осуществляться органом исполнительной власти субъекта РФ в случаях, установленных Правительством РФ с 1 июля 2014г. Далее Разиевым Ш.А. 25.08.2014г. было подано еще одно обращение на имя Министра природных ресурсов и экологии РД с аналогичной просьбой, на которое ответа Разиев Ш.А. по сегодняшний день не получил.
В материалах дела имеются решения арбитражных судов различных уровней, в том числе, и вышестоящего суда, об удовлетворении жалобы Разиева Ш.А. об отмене аннулирования ранее выданной ему лицензии, которыми, удовлетворяя его требования, установлено, что при аннулировании выданной ранее предпринимателю Разиеву Ш.А. лицензии нарушен законный порядок. Предприниматель, как указано в указанных решениях как нижестоящего, так и вышестоящих арбитражных судов, не должен отвечать за какие-либо у нарушения действующего законодательства органом, выдавшим лицензию. Данная лицензия выдается только после предоставления полного пакета разрешительных документов. Согласно лицензионному соглашению, заключенному между предпринимателем Разиевым Ш.А. и Минприроды РД, предприниматель обязан использовать данный участок под разрешенную деятельность, в противном случае не осуществление им деятельности может явиться основанием для выдачи ему предписания и других неблаговидных последствий.
Обосновывая свои выводы по согласию с исковыми требованиями прокурора, суд также указал следующее: Приказом председателя Комитета по лесному хозяйству РД от 30.07.2013 № 183 утверждено заключение государственной экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов в квартале 35, выдел 5, квартале 37, выдел 1, Кумторкалинского участкового лесничества ПСУ «Пригородное лесничество» для ИП Разиева с выводом, что предусмотренные проектом освоения лесов мероприятия по использованию лесов соответствует целям, видам освоения лесов, материалам лесоустройства, законодательству Российской Федерации.
Также суд посчитал, что из лесохозяйственного регламента ГКУ «Пригородное лесничество», проекта освоения лесов лесного участка, предоставленного ИП Разиеву и ответов Комитета по лесному хозяйству РД следует, что по целевому назначению они относятся к защитным лесам, в т.ч. к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, а именно к лесопарковой зоне и согласно данным государственного лесного реестра и лесохозяйственного регламента лесничества леса, предоставленные ИП Разиеву, относятся к лесопарковой зоне и на них запрещается разработка месторождений полезных ископаемых.
Со ссылкой на п.4 ч.З ст. 105 Лесного кодекса РФ, п. 11 Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.12.2010 № 515, и п.32 Особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.12.2010 № 485, суд указывает о том, что в лесопарковых зонах запрещается разработка месторождений полезных ископаемых.
С учетом этого полагает, что использование ИП Разиевым указанного земельного участка и разработка им карьера для добычи песка не соответствуют законодательству об охране земель и лесов.
Между тем, решением Верховного суда РД от 23 октября 2014г. удовлетворено заявление Разиева Ш.А. и признан недействующим со дня принятия абзац 5 пункта 1.4.1.6.2. «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых» главы 1 Лесного плана Республики Дагестан на 2009-2018гг, утвержденного распоряжением президента Республики Дагестан от 17 февраля 2009г. № 10-рп, в той части, в которой он содержит запрет на выполнение работ по разработке месторождений полезных ископаемых в лесах Республики Дагестан категории защитности «противоэрозионные леса». Запрет на разработку месторождений полезных ископаемых в противоэрозионных лесах действующим законодательством не предусмотрен.
Тем самым, данным решением опровергается ответ Председателя Комитета по лесному хозяйству РД от 03.09.2013г. № АГ-03-260 о том, что выделенный участок Разиеву Ш.А. является не лесопарковой зоной, а относится к противоэрозионным лесам, где нет запрета на разработку месторождений полезных ископаемых.
При таких обстоятельствах в силу части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Не могут быть признаны обоснованными выводы суда и о том, что Разиевым арендная плата за спорный земельный участок не вносится, поскольку решением Арбитражного суда РД от 03 апреля 2014г. с предпринимателя Разиева Ш.А. взыскана задолженность по арендной плате в виде 21 тыс.431 руб.Других задолженностей у предпринимателя Разиева Ш.А. не имеется, что подтверждается представленными им в суд первой и апелляционной инстанции квитанциями об уплате арендной платы.
Прочие нарушения, вменяемые ИП Разиеву Ш.А. такие как: наличие задолженности по налоговым платежам и платежам за пользование недрами; нарушение срока представления отчета 5гр; несоблюдение требования о сохранении верхнего плодородного слоя почвы; задолженность по арендной плате; непринятие мер по противопожарному обустройству; не представление лесной декларации, отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; не произведение геолого-маркшейдерских замеров, если они и имели место, влекут административную ответственность, предусмотренную КоАП РФ, и названные нарушения не могут быть основанием для прекращения деятельности.
Материалы дела не содержат доказательств о выдаче ИП Разиеву предписания об устранении нарушений природоохранного законодательства (условий лицензии), ни прокуратурой, ни органом, выдавшим лицензию.
Вывод суда о том, что использование ИП Разиевым указанного земельного участка и разработка им карьера для добычи песка производится в отсутствие заключения государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых на участке недр, предусмотренном лицензией на право пользования недрами, также противоречит имеющимся в деле документам, а именно: заключению экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов в квартале 35, выдел 5, квартале 37, выдел 1, Кумторкалинского участкового лесничества ГКУ «Пригородное лесничество», предоставленных ИП Разиеву, согласно которому предусмотренные проектом освоения лесов мероприятия по использованию лесов соответствует целям, видам освоения лесов, материалам лесоустройства, законодательству Российской Федерации, а также приказу председателя Комитета по лесному хозяйству РД от 30.07.2013 № 183 об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов для ИП Разиева Ш.А. Если же они выданы с превышением должностных полномочий работниками Комитета по лесному хозяйству Республики Дагестан, как об этом утверждается как в решении суда, так и в доводах прокурора, документы эти в установленном законом порядке никем не оспорены.
Помимо всего сказанного, в материалах дела отсутствуют доказательства причинения вреда (количество или размер нанесенного вреда; выброс каких-либо загрязняющих веществ и превышение их состав, концентрация и т.д.) окружающей природной среде деятельностью Разиева Ш.А.
Также не может быть признан обоснованным вывод и о том, что границы переданного в аренду ИП Разиеву Ш.А. земельного участка под лицензионный вид деятельности и координаты лицензионного участка, установленные при выдаче лицензии, имеют существенное расхождение, т.к. определение границ земельного участка не производится соискателем лицензии самостоятельно, в связи с чем, не соответствие арендуемого земельного участка лицензионному земельному участку (накладка) произошло не по вине Разиева Ш., а по вине арендодателя, а также специалистов, определяющих координаты угловых точек земельного участка, которые отражаются в ситуационном плане, прилагаемом к лицензии.
Эти установленные в суде первой и второй инстанции обстоятельства свидетельствуют о том, что иск природоохранным прокурором заявлен не в связи с осуществлением Разиевым Ш. деятельности в нарушение требований законодательства об охране окружающей среды, а в связи с имеющимися в его документах недостатками, предполагая, что их устранение по всей вероятности, исключит нарушение интересов неопределенного круга лиц.
Как разъяснено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, в интересах которых заявлено требование.
Обязанность доказать наличие таких обстоятельств возложена на заявителя, т.е. на прокурора, обратившегося в суд с иском.
Однако материалы дела не содержат и прокурор не представил доказательств нарушения чьих-либо прав или охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности недостатками, имеющимися в документах ответчика, осуществляющего свою деятельность в соответствии с полномочиями, предоставленными ему лицензией и приложенными к ней документами, которые судом не признаны незаконными.
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, и оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
Определила:
решение Кумторкалинского районного суда Республики Дагестан от 21 октября 2014 года отменить и принять по делу новое решение. В удовлетворении исковых требований Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации и Республики Дагестан к Разиеву Ш. А. о прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, отказать.
Председательствующий:
Судьи: