Каспийский городской суд РД судья А.Д. Джабраилова
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 мая 2017 года, по делу №/2017, г. Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Джарулаева А-Н.К., судей Ашурова А.И. и Хираева Ш.М., при секретаре Муртазаалиевой П.Х., с участием представителя административного истца Дагестанской таможни Гамзатова А.Ш., представителя административного ответчика Суробшоевой Р.М. – Сулаймановой Д.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Джарулаева А-Н.К. административное дело по административному иску Дагестанской таможни к Суробшоевой Робие Мазаршоевне о взыскании таможенных пошлин, налогов и пени в отношении транспортного средства иностранного производства, ввезенного в Россию, по апелляционной жалобе представителя административного истца Абдулжалиловой С.Ю. на решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от <дата>,
установила:
Дагестанская таможня обратилась в суд к Суробшоевой P.M. с иском о взыскании неуплаченных таможенных платежей в размере 1810322 рубля 36 копеек и пени за неуплату таможенных пошлин и налогов в размере 312144 рубля 83 копейки.
Требования обоснованы тем, что <дата> по пассажирской таможенной декларации на Махачкалинском таможенном посту Дагестанской таможни выпущено в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза с освобождением от уплаты таможенных платежей транспортное средство марки «TOYOTA LAND CRUISER 200» VIN JTMHY05 J8B5008169, 2011 года выпуска, принадлежащее гражданке Республики Таджикистан Суробшоевой P.M., переселяющейся из Республики Таджикистан на постоянное место жительства в Россию. При таможенном декларировании автомашины Суробшоевой P.M., в числе иных документов, представлен паспорт гражданина Республики Таджикистан ТЖ Т774315 от <дата>, паспорт гражданина России серии 8212 № и свидетельство о регистрации транспортного средства от <дата> АЕ №.
<дата> на автомобиль Суробшоевой P.M. Махачкалинским таможенным постом Дагестанской таможни выдан паспорт транспортного средства (ПТС) <адрес> с освобождением от уплаты таможенных платежей, в связи с прибытием на постоянное место жительство в Россию. При декларировании транспортного средства льгота по уплате таможенных платежей предоставлена неправомерно, поскольку ввоз транспортного средства на таможенную территорию Таможенного союза осуществлен позднее 18 месяцев с даты прибытия Суробшоевой P.M. на постоянное место жительство в Россию. Дагестанской таможней Суробшоевой P.M. было направлено требование об уплате таможенных платежей на сумму 2102533 рубля 65 копеек, которое не было исполнено в добровольном порядке.
В суде первой инстанции административный ответчик Суробшоева P.M. исковые требования не признала по тем основаниям, что административный ответчик через таможенную границу Таможенного союза на указанной автомашине не перемещалась, в собственности автомашину не имела, как не имеет и водительского удостоверения. В день оформления пассажирской таможенной декларации, таможенного осмотра автомобиля и выдачи Дагестанской таможней паспорта транспортного средства на автомашину она находилась на территории Таджикистана. Согласно ответу МВД по Таджикистану Суробшоевой P.M. водительское удостоверение на территории Таджикистана не выдавалось и за ней на праве собственности указанная автомашина не числится, и на территории Таджикистана не регистрировалась. Ответчик была временно зарегистрирована в <адрес> -25, но в паспорте отметки о регистрации нет, а в имеющейся в материалах дела копии паспорта имеется отметка о регистрации, что является фальсификацией документа. Также в пассажирской таможенной декларации, акте таможенного осмотра автомашины и в таможенном приходном ордере стоят не её подписи.
Судом первой инстанции от <дата> постановлено в иске Дагестанской таможни к Суробшоевой Р.М. о взыскании задолженности по таможенным платежам и пени за неуплату таможенных пошлин и налогов, отказать.
Представитель Дагестанской таможни Абдулжалилова С.Ю., указывая в апелляционной жалобе о незаконности и необоснованности решения суда, в связи с неправильным определением судом обстоятельств дела, имеющих значение для дела и неправильным применении норм материального права, ставит вопрос об отмене решения суда с принятием нового решения об удовлетворении иска.
В судебном заседании представитель административного истца Гамзатов А.Ш. доводы жалобы поддержал и просил их удовлетворить.
В письменных возражениях на доводы жалобы и в судебном заседании представитель административного истца Сулаймонова Д.Р. просит решение суда оставить без изменения, а жалобу, доводы которой считая несостоятельными, без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенной о месте и времени рассмотрения дела административного истца Суробшоевой Р.М. (ст. 150 КАС РФ).
Проверив законность и обоснованность решения суда и материалы дела в соответствии со ст. 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, выслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Решение суда отвечает требованиям ст. 176 КАС РФ и разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ в постановлении от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» о законности и обоснованности. Оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
В соответствии со ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (ст.84 КАС РФ).
Судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, основаны на законе, материалах дела и оценке доказательств, данной в соответствии с правилами ст. 84 КАС РФ.
Оснований для иной оценки представленных доказательств и правовых обстоятельств дела судебная коллегия не усматривает, признает решение суда правильным, а доводы жалобы - несостоятельными, исходя из следующего.
В силу ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза, единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 1, 3, 74 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС), таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной им, в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза.
В силу ст. 75 ТК ТС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.
Под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: тарифные преференции; тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); льготы по уплате налогов; льготы по уплате таможенных сборов. Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств-членов Таможенного союза.
Согласно подп. 3 п. 3 ст. 80 ТК ТС таможенные пошлины не уплачиваются, в том числе при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 4 ТК ТС декларант - это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Согласно п. 4 ст. 351 ТК ТС под «транспортным средством для личного пользования» понимается автотранспортное средство, находящееся в собственности или владении физического лица, перемещающего это транспортное средство через таможенную границу исключительно в личных целях.
В соответствии с п. 3 ст. 355 ТК ТС таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации.
В соответствии с пунктами 2, 3, 4 ст. 360 ТК ТС таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, уплачиваются физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа, равного сумме таможенных пошлин, налогов, исчисленной по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со ст. 77 ТК ТС.
Единые ставки таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов таможенного союза.
Порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов, совокупного таможенного платежа, возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, а также сроки их уплаты определяются международным договором государств - членов таможенного союза.
Согласно ч. 3 ст. 317 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 311-ФЗ) ввоз в Россию и вывоз из России товаров для личного пользования физическими лицами осуществляются в соответствии с главой 49 ТК ТС и международными договорами государств-членов Таможенного союза о перемещении через таможенную границу Таможенного союза товаров физическими лицами.
<дата> заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (Соглашение).
В соответствии со ст. 12 Соглашения таможенные платежи не уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, указанных в приложениях 3 и 4 к настоящему Соглашению.
На основании ст. 13 Соглашения, таможенные пошлины, налоги подлежат уплате до выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение.
Пунктом 24 Приложения № 3 Соглашения в числе товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза с освобождением от уплаты таможенных платежей, указан автомобиль, находящийся в собственности физических лиц, признанных в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающих (переселяющихся) в государство - член Таможенного союза на постоянное место жительства, - при одновременном выполнении следующих условий:
- их ввоз на таможенную территорию таможенного союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза;
- такой автомобиль должен находиться в собственности у указанных лиц и быть зарегистрированным на третьих лиц в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты их прибытия (переселения) на постоянное место жительства.
Согласно ч. 4 ст. 354 Таможенного кодекса Таможенного союза товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию в соответствии со ст. 355 настоящего Кодекса и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные настоящим Кодексом. Порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров для личного пользования, определяется таможенным законодательством таможенного союза.
В соответствии с ч. 1 ст. 355 ТК ТС таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.
Таким образом, для взыскания таможенных платежей с физических лиц необходимо, чтобы физическое лицо переместилось через таможенную границу Таможенного союза с товаром, в данном случае автомобилем.
Согласно статье 111 ТК ТС таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления. Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Налогового кодекса РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 91 ТК ТС в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств - членов таможенного союза.
При этом в силу пунктов 3 и 4 указанной статьи взыскание неуплаченных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов. При неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный настоящим Кодексом срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательства государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и пеней.
На основании ст. 150 Федерального закона № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного ч. 3 ст. 154 настоящего Федерального закона.
По смыслу частей 1 и 12 ст. 151 Федерального закона № 311-ФЗ пенями признаются установленные настоящей статьёй денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством России о таможенном деле. Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам, установленным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством России о таможенном деле в отношении уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов.
До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со ст. 152 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 ст. 154 и ч. 2 ст. 157 настоящего Федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган.
В соответствии с ч. 1 ст. 152 Федерального закона № 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
При неисполнении требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) в сроки, установленные настоящей статьёй, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящей главой.
Как усматривается из материалов дела, ответчик Суробшоева Р.М. переселилась из Республики Таджикистан на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Решением УФМС России по РД от <дата>№ Суробшоева Р.М. приняла гражданство Российской Федерации. Ответчиком по пассажирской таможенной декларации №/А0000237 осуществлен ввоз на территорию Таможенного союза указанного выше автомобиля. При таможенном декларировании автомашины Суробшоевой P.M., в числе иных документов, представлен паспорт гражданина Республики Таджикистан ТЖ Т774315 от <дата>, паспорт гражданина России серии 8212 № и свидетельство о регистрации транспортного средства от <дата> АЕ №. <дата> по пассажирской таможенной декларации на Махачкалинском таможенном посту Дагестанской таможни указанная автомашина выпущена в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза с освобождением от уплаты таможенных платежей, как принадлежащее гражданке Республики Таджикистан Суробшоевой P.M., переселяющейся из Республики Таджикистан на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
<дата> на автомобиль Суробшоевой P.M. Махачкалинским таможенным постом Дагестанской таможни выдан ПТС <адрес> с освобождением от уплаты таможенных платежей, в связи с прибытием на постоянное место жительство в Российскую Федерацию (т. 1, л.д. 6-18). Впоследствии, Дагестанской таможней установлено, что при декларировании транспортного средства льгота по уплате таможенных платежей предоставлена неправомерно, поскольку ввоз транспортного средства на таможенную территорию Таможенного союза осуществлен позднее 18 месяцев с даты прибытия Суробшоевой P.M. на постоянное место жительство в Российскую Федерацию.
Актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей от <дата>№ произведен расчет подлежащих уплате таможенных платежей, согласно которому общая сумма подлежащих уплате таможенных платежей составила 2102553 рубля 65 копеек. Таможенным органом в адрес административного ответчика было направлено требование от <дата>№ об уплате таможенных платежей и пени в размере 2102553 рубля 65 копеек со сроком исполнения в течение 20 дней со дня вручения требования. Требование об уплате таможенных платежей ответчиком в добровольном порядке в установленный срок не было исполнено, в связи с чем Дагестанская таможня обратилась с настоящим иском в суд (т. 1, л.д. 20-25).
В опровержение заявленных требований, ответчиком Суробшоевой Р.М. в частности, представлены доказательства: справка ректора Хорогского государственного университета имени М. Назаршоева Джонмамадова Ш. от <дата>№, информационное письмо Управления внутренних дел ГБАО (отдел госавтоинспекции <адрес> Республики Таджикистан) от <дата>№, заверенная копия и оригинал паспорта гражданина Российской Федерации, из которых следует, что ответчик Суробшоева Р.М. с марта 2013 года по настоящее время осуществляет трудовую деятельность в должности ассистента кафедры естественнонаучных дисциплин Хорогского государственного университета имени М. Назаршоева.
Она с 1 июня по <дата> находилась на рабочем месте, больничных листов, отгулов и иных причин отсутствия на работе не имела. По состоянию на июнь - июль 2013 года за Суробшоевой P.M. в подразделениях РЭО ГАИ УВД по Республике Таджикистан транспортное средство зарегистрированным не числилось и Суробшоева P.M. на территории Таджикистана водительского удостоверения не получала. В оригинале паспорта гражданина Российской Федерации отметка о регистрации на территории <адрес> отсутствует (т.1, л.д. 171, 174).
Согласно ПТС, выданного Махачкалинским таможенным постом на спорную автомашину, а также карточки транспортного средства страной вывоза транспортного средства указан Таджикистан. Однако, из представленного суду таможенного приходного ордера № № об оплате таможенного платежа собственником автомашины «TOYOTA LAND CRUISER 200» VIN JTMHY05 J8B5008169, 2011 года Кавкаевым М.П. и ордере «страна ввоза» указано «неизвестна».
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела, в частности, представленными ответчиком Суробшоевой Р.М. доказательствами в совокупности подтверждаются её доводы о том, что ответчик не была собственником и не перемещал через таможенную границу Таможенного союза указанную выше автомашину, и, следовательно, не обязана уплачивать таможенные платежи.
С учетом изложенного выше, судебная коллегия, находит данный вывод городского суда обоснованным, соответствующим требованиям законодательства и фактическим обстоятельствам дела. В решении суда приведено должное обоснование мотивов, в соответствии с которыми суд пришел к такому выводу.
При таких обстоятельствах судебная коллегия признает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, постановленным при соблюдении норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к рассматриваемым правоотношениям. Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих правомерность выводов суда, основанных на фактических обстоятельствах дела и требованиях закона.
Руководствуясь ст.ст. 308-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от <дата> по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Дагестанской таможни Абдулжалиловой С.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи