НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан) от 17.12.2015 № А-5117

Дело а-5117

Советский районный суд г.Махачкалы

судья Арсланалиев А.Х.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Махачкала 17 декабря 2015 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Ибрагимовой А.М.,

судей Хираева Ш.М., Ашурова А.И.

при секретаре Шуаеве Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Исламова Р.М. по доверенности Ибрагимова А.Т. по административному делу по иску Исламова Р. М. к военному комиссариату РД об обязании выдать ему удостоверения ветерана боевых действий,

на решение Советского районного суда г.Махачкалы от 25 сентября 2015 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного иска Исламова Р. М. к военному комиссариату РД о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий, - отказать».

Заслушав доклад судьи Ибрагимовой А.М., выслушав объяснения Исламова Р.М. и его представителя по доверенности Ибрагимова А.Т., просивших решение суда отменить, объяснения представителя военного комиссариата РД по доверенности Карабекова К.З., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Исламов P.M. обратился в суд с иском к военному комиссариату РД о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий.

В обоснование иска указывалось, что в период с <дата> по <дата> он, проходивший военную службу в Каспийском пограничном отряде в/ч был прикомандирован на перевал <адрес> Республики Дагестан. Федеральным законом от <дата> № 75-ФЗ «О распространении действия Закона РФ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей учебных заведений МВД РФ, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооружённого конфликта в Чеченской Республике» Правительству РФ было предписано определить зону вооружённого конфликта в Чеченской республике время выполнения военнослужащими, а также лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации задач в этой зоне и порядок предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций. В соответствии с вышеуказанным Федеральным Законом Постановлением Правительства РФ от <дата> «Об определении зоны вооружённого конфликта в Чеченской Республике» было предоставлено право Муниципальным образованиям РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и Федеральной пограничной службе РФ с учётом предложений других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, относить совместными решениями к зоне вооружённого конфликта Чеченской Республики отдельные местности, прилегающие к территории Чеченской Республики, при возникновении, а этих местностях вооруженных конфликтов. На основании вышеизложенного, были изданы приказы Директора ФПС РФ от <дата>, от <дата>, которыми были определены зоны, на которые распространяется действие Федерального Закона от 16.05.1995г. № 75-ФЗ. <адрес> также вошёл в установленный перечень зон. Приложением к приказу Директора ФПС РФ от <дата> определен перечень воинских частей (подразделений) органов пограничной службы РФ, выполняющих задачи в условиях вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней Северо-Кавказского региона РФ, в который входила и восковая часть 2062 <адрес>.

Выполнение им задач в условиях вооружённого конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесённых к зоне вооружённого конфликта, документально подтверждается следующим:

- в период с <дата> в соответствии с приказами по личному составу в/ч 2062, которые издавались ежемесячно с указанием периодов фактического участия, я получал оклады денежного содержания в двойном размере;

- в военном билете в графе особые отметки за подписью начальника штаба в/ч 2062 указано, что в период с <дата> по <дата> он проходил военную службу в Республике Дагестан и выполнял задачи по улучшению режима охраны административной границы Республики Чечня, имеет право на зачёт выслуги лет на пенсию на льготных условиях, один месяц за три месяца. <дата> в адрес ответчика им было направлено письмо с просьбой рассмотреть вопрос о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий, однако на указанное письмо поступил ответ с просьбой обратиться с заявлением о выдаче удостоверения участника боевых действий на имя начальника управления ФСБ России по РД. Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от <дата> "Об удостоверении ветерана боевых действий" выдачу удостоверения ветерана боевых действий единого образца осуществляет федеральный орган исполнительной власти, направлявший (привлекавший) лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий. Из военного билета серии НД , выданного Исламову Р. М., усматривается, что органом, привлекавшим Исламова Р. М. для выполнения боевых задач, является военный комиссариат.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Исламова Р.М. по доверенности Ибрагимов А.Т. просит решение суда отменить, как незаконное.

В обоснование доводов автор апелляционной жалобы указал, что приказами директора Федеральной пограничной службы РФ от <дата> и от <дата><адрес> Республики Дагестан отнесен к зоне, на которую распространяется действие Федерального закона от <дата> N 75-ФЗ "О распространении действия Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике".

Выводы суда о том, что иск заявлен к ненадлежащему ответчику опровергаются п. 5 приказа Министра обороны РФ от <дата> в соответствии с которым Исламов Р.М. для получения удостоверения должен был обратиться в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, через военный комиссариат субъекта Российской Федерации по месту постановки на воинский учет (по месту жительства), что и было сделано им. Ответственность за подготовку документов на выдачу удостоверения участника боевых действий, согласно п. 9 Приказа возлагается на военный комиссариат по месту постановки на военный учёт либо по месту жительства обратившегося. При этом автор жалобы отмечает, что в соответствии с отказом Военного комиссариата от <дата>Исламову Р.М. необходимо было обратиться с заявлением о выдаче удостоверения участника боевых действий на имя начальника управления ФСБ по РД, тогда как в законодательстве, на которое ссылался представитель ответчика в суде, указан иной порядок обращения за получением удостоверения участника боевых действий.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со статьей 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено не было.

Судом из исследованных в суде архивной справке от 22 января 2008 г., приказа N 200 от 05.05.1995 г., военного билета установлено, что Исламов Р.М., находясь в Дагестане (перевал Харами Ботлихский район), в период с 09.12.1994 г. по 12.12.1995 года, выполнял задачи по усилению режима охраны административной границы между Республикой Дагестан и Чеченской Республикой.

На обращения Исламова Р.М. в адрес ответчика по вопросу выдачи удостоверения ветерана боевых действий поступил ответ№2/3311 от 14.07.2015 года из военного комиссариата с просьбой обратиться с заявлением о выдаче удостоверения участника боевых действий на имя начальника управления ФСБ России по РД.

В соответствии с п. 2 ст. 176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из того, что факт выполнения заявителем Исламовым Р.М. указанной задачи в составе воинской части, входящей в перечень, утвержденный приказом Главнокомандующего Пограничными войсками Российской Федерации от 17 декабря 1994 года N 0377, как и предоставление ему в этот период дополнительных гарантий и компенсаций, не предоставляют оснований для приобретения им статуса участника боевых действий, поскольку Главнокомандующий Пограничными войсками РФ правом объявления зон вооруженных конфликтов в 1994 году не обладал, а определенными преимуществами материального характера Исламов Р.М. пользовался, как и многие другие военнослужащие, в силу действия Федерального закона от <дата> N4328-1.

Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права, с учетом всех существенных обстоятельств дела.

Из содержания п.п. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" следует, что к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях. Из раздела III Приложения к указанному Закону "Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации" усматривается, что он относит к таковым лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.

Из представленных сторонами доказательств следует, что Исламов Р.М. в период с 09.12.1994 г. по 12.12.1995 года, находясь в Дагестане (перевал Харами Ботлихский район), выполнял задачи по усилению режима охраны административной границы между Республикой Дагестан и Чеченской Республикой. Факт выполнения Исламовым Р.М. в указанный период задач по усилению режима охраны административной границы между Республикой Дагестан и Чеченской Республикой подтверждается соответствующими доказательствами и не оспаривается ответчиком.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1995 г. N 1210 "Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике" к зоне, на которую распространялось действие Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", была отнесена только территория Чеченской Республики.

Предоставленное п. 2 этого же Постановления силовым ведомствам право относить совместными решениями к зоне вооруженного конфликта отдельные местности, прилегающие к территории Чеченской Республики, осталось нереализованным.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2001 года N 896 "О зонах вооруженных конфликтов" в целях упорядочения предоставления дополнительных гарантий и компенсаций, предусмотренных Законом РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", выполнение задач военнослужащими, а также лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями учебных заведений Министерства внутренних дел РФ на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года отнесено к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта.

Порядок установления факта участия в контртеррористической операции установлен в Постановлении Правительства РФ от 9 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации".

Из названного Постановления следует, что к участию в контртеррористической операции приравнивается: прохождение службы в дислоцированных на постоянной основе на территории Чеченской Республики воинских частях, учреждениях и подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также в органах внутренних дел Российской Федерации, учреждениях, органах и подразделениях уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - воинские части и органы, дислоцированные на территории Чеченской Республики); прикомандирование в воинские части и органы, дислоцированные на территории Чеченской Республики; направление в Чеченскую Республику в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов (в том числе для выполнения задач по обустройству воинских частей и органов, дислоцированных на территории Чеченской Республики); участие в контртеррористических операциях и обеспечение правопорядка и общественной безопасности на административной границе с Чеченской Республикой в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов по перечням, определяемым федеральными органами исполнительной власти.

Исходя из смысла и содержания данного нормативно-правового акта, следует, что факты выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов, контртеррористических операций устанавливаются на основании соответствующих приказов.

Таким образом, непосредственное участие в выполнении задач в районах, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями КАС РФ (часть 1 статьи 62).

Осуществление Исламовым Р.М. в период с 09.12.1994 г. по 12.12.1995 г. задач по усилению режима охраны административной границы между Республикой Дагестан и Чеченской Республикой, не является основанием для вывода о выполнении истцом боевых задач и участии в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики и прилегающих территориях.

Довод жалобы о том, что приказами директора Федеральной пограничной службы РФ от 27 марта 1996 года № 0102 и от 02.07.1996 г. №<адрес> Республики Дагестан отнесен к зоне, на которую распространяется действие Федерального закона от <дата> N 75-ФЗ, является несостоятельным. Судом обоснованно не принят во внимание указанный Приказ, поскольку, как отмечается в судебном решении, Приказ директора Федеральной пограничной службы РФ от <дата> нарушал установленный п. 1 Постановления Правительства РФ от <дата> порядок отнесения местности к зонам вооруженных конфликтов, так как данный пункт предоставлял такое право только для совместного решения руководителей силовых структур, а не каждому из них, и впоследствии был отменен как незаконный (определение Верховного Суда РФ от <дата> №КАС02-645).

Доводы жалобы о несоответствии выводов суда о заявлении иска к ненадлежащему ответчику п. 5 приказа Министра обороны РФ от <дата> необоснованны. Пограничные войска, где проходил службу истец, находятся в настоящее время в ведении ФСБ РФ, а военкомат РД не является органом, уполномоченным выдавать удостоверения участников боевых действий.

Кроме того, что при рассмотрении заявления Исламова Р.М. следует учесть и то обстоятельство, что ранее он обращался с заявлением в Ленинский районный суд <адрес>, в котором просил признать отказ Управления Федеральной службы безопасности по <адрес> в выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий с обязанием выдать его. Решением Ленинского районного суда <адрес> от <дата> в удовлетворении заявления Исламова Р.М. было отказано.

На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение Советского районного суда г.Махачкалы от <дата> является законным и обоснованным, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал фактические обстоятельства по делу.

Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 308, 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Советского районного суда г.Махачкалы от 25 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Исламова Р.М. по доверенности Ибрагимова А.Т. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи