НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан) от 17.06.2013 № 33-23492013Г

Судья – Казанбиев З.М.

Дело № 33- 2349 2013 г.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Махачкала     17 июня 2013 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе :

председательствующего - Гаджиева Б.Г.,

судей - Гебековой Л.А., Алиевой Э.З.

при секретаре судебного заседания ФИО10 А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу начальника управления социальной защиты населения в муниципальном образовании «<адрес>» ФИО11 Б.М. на решение суда <адрес> Республики Дагестан от <дата>, которым постановлено: « Иск прокурора <адрес> удовлетворить в полном объеме. Обязать управление социальной защиты населения в МО «<адрес>» принять документы о фактически произведенных расходах на приобретение и доставку твердого топлива (уголь, дрова), выданные организациями (индивидуальными предпринимателями) педагогическим работникам и пенсионерам образовательных учреждений <адрес>, для начисления компенсации расходов за отопительный перио<адрес> гг.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО9, объяснения ФИО12 Б.М., полагавшего решение суда подлежащим отмене, а также прокурора ФИО13 Г.П., по мнению которого решение суда является законным и обоснованным, Судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

<адрес> Республики Дагестан, обращаясь в суд в порядке статьи 45 ГПК РФ, просил обязать управление социальной защиты населения в МО «<адрес>» принять у педагогических работников и пенсионеров образовательных учреждений <адрес> платежные документы по фактически произведенным ими за отопительный перио<адрес> годов расходам по приобретению и доставку твердого топлива (уголь, дрова). В обоснование своих требований прокурор указал, что ответчик, нарушив требования ч. 1 ст. 4 Закона Республики Дагестан «О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа»; Постановления Правительства РД от <дата> №, которым утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа (далее Порядок); Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> № «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники», не принимает у педагогических работников и пенсионеров образовательных учреждений <адрес> платежные документы по фактически произведенным ими за отопительный перио<адрес> годов расходам на приобретение и доставку твердого топлива (уголь, дрова). Доводы ответчика с ссылкой на письмо Министерства труда и социального развития РД от <дата> № о том, что начисление компенсации расходов за твердое топливо осуществляется только по документам, выданным ООО»Дружба», являются несостоятельными.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе содержится просьба об отмене решения суда, поскольку при рассмотрении дела судом не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Пунктом 15 Порядка ( с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> №) установлено, что педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим в домах с печным отоплением, компенсируются фактически произведенные расходы на приобретение твердого топлива по розничным ценам, установленным Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан с учетом расходов на его доставку. В настоящее время розничные цены на твердое топливо, реализуемое населению Республики Дагестан, Республиканской службой тарифов установлены лишь для двух организаций и одного индивидуального предпринимателя ( ООО «Дружба» ООО «Буйнакское топливно-сбытовое предприятие» и ИП ФИО1), в то время как обеспечением населения Республики твердым топливом занимается более 15 организаций и индивидуальных предпринимателей.

При изложенных обстоятельствах принятое по делу решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене

В возражениях прокурора <адрес> Республики Дагестан ФИО14 З.С. относительно апелляционной жалобы указано на несостоятельность изложенных в ней доводов, поскольку выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.

Проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы и возражений, Судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.

Из решения суда видно, что удовлетворение исковых требований суд мотивировал тем, что ограничение ответчиком педагогических работников и пенсионеров образовательных учреждений в их правах на представление документов по расходам на приобретение твердого топлива является незаконным.

По мнению Судебной коллегии, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что в соответствии с Законом Республики Дагестан от <дата> N 64 "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" Правительством Республики Дагестан <дата> принято Постановление N 252, которым утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа.

Согласно ст. 4 Порядка компенсация расходов педагогических работников на приобретение твердого топлива осуществляется с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов.

Постановлением Правительства РД от <дата> № «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РД» внесены изменения в Порядок осуществления ежемесячных денежных выплат по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан. Сущность внесенных в постановление изменений заключается в том, что впоследствии компенсация таких расходов производится по розничным ценам, установленным Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан.

В соответствии с приведенными изменениями Республиканская служба по тарифам своим постановлением от <дата> № установила розничные цены на твердое топливо (уголь, дрова) на отопительный сезон 2012-2013 годов только для ООО «Дружба».

УСЗН МО «<адрес>», ссылаясь на изложенное и письмо Минтруда РД от <дата> №, принимает документы по фактически произведенным педагогическими работниками и пенсионерами образовательных учреждений района расходам по приобретению и доставке твердого топлива, выданные обществом с ограниченной ответственностью «Дружба».

Судебная коллегия считает, что суд обоснованно и правомерно признал незаконными действия ответчика по ограничению педагогических работников и пенсионеров образовательных учреждений в их правах по получению компенсаций по расходам на приобретение твердого топлива, поскольку, как указано в решении суда, они противоречат Конституции РФ и ст. 55 Закона РФ от <дата> N 3266-1 "Об образовании"( в редакции Фед. закон от <дата> N 439-ФЗ).

Кроме того, как следует из содержания Постановления Республиканской службы по тарифам от <дата> №, приведенный нормативный правовой акт предусматривает ограничение только в розничной цене на твердое топливо, реализуемое ООО «Дружба» населению Дагестана, а также управляющим организациям, товариществам собственников жилья, ЖСК и т.д., созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье. В Постановлении отсутствуют ограничения в части того, выданные какой именно организацией или индивидуальными предпринимателями документы по приобретению твердого топлива можно или нужно принимать для компенсаций расходов педагогических работников и пенсионеров образовательных учреждений района.

Анализ вышеприведенных положений нормативно-правовых актов позволяет признать, что педагогические работники вправе подтвердить свои расходы на твердое топливо на основании документов, предусмотренных п. 15 раздела 4 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> №, а ограничение их в этих правах и обязание представлять документы, подтверждающие такой расход, от конкретной торгующей организации, не основано на законе.

Кроме того, суд, с ссылкой на:

- ст. 3 Федерального закона от <дата> N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании";

- статью153 Федерального закона от <дата> N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

- Постановление Конституционного Суда Республики Дагестан от <дата> 1-П, правомерно указал соответственно на то, что:

1. при изменении после <дата> порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, условия их предоставления впоследствии не могут быть ухудшены;

2. наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством;

3. абзац второй части 1 статьи 4 Закона Республики Дагестан от <дата> N 64 "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" и пункт 15 "Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан", утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> N 20, в частях, предусматривающих, что при наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива по розничным ценам, установленным Правительством Республики Дагестан для топливоснабжающих организаций, реализующих уголь и дрова населению в Республике Дагестан, с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов, подтвержденных документами установленной формы, не соответствующими статьям 21, 40, 48 и 55 Конституции Республики Дагестан, поскольку содержащиеся в них нормативные положения в условиях отсутствия стабильно функционирующих торгующих организаций (индивидуальных предпринимателей), обеспечивающих завоз твердого топлива в объеме, достаточном для удовлетворения потребностей категории граждан, которым законом предусмотрены меры социальной поддержки, ее доставку по месту их жительства и реализацию по фиксированным государством ценам, означают ограничение прав указанных категорий граждан и ухудшают ранее достигнутый уровень их социальной защиты.

В силу п. 1 ст. 424 ГК РФ случаи государственного регулирования цен (тарифов) должны быть предусмотрены законом.

Возможность установления таких случаев решением исполнительного органа государственной власти законом не предусмотрена.

При изложенных обстоятельствах и требованиях закона, по мнению Судебной коллегии, при рассмотрении спора судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно ст. 330 ГПК РФ могут повлечь отмену или изменение судебного акта, не допущено. В соответствии с правилами ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ суд установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал правовую оценку доказательствам по делу с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности. С учетом изложенного выше, оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не находит.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение суда <адрес> Республики Дагестан от <дата> по делу по иску прокурора Хунзахского раона Республики Дагестан к УСЗН МО «<адрес>» оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи: