НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан) от 09.10.2018 № 33А-5520

Дело № 33а-5520

Судья Вагабова М.Г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 октября 2018 г. г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Хираева Ш.М., судей Гомленко Н.К. и Гончарова И.А.

при секретаре судебных заседаний Муртазаалиевой П.Р.

при рассмотрении апелляционной жалобы представителя УФСИН России по Республике Северная Осетия- Алания Плиева Р.И. ( доверенность на л.д. 42) на решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 1 августа 2018 г., которым постановлено:

«Административное исковое заявление Адуева Р.Г. к УФСИН России по РСО - Алания о признании незаконными действия УФСИН России по РСО - Алания удовлетворить.

Удовлетворить заявление Адуева Р.Г. о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного иска о признании незаконным действий УФСИН России по РСО – Алании, выразившихся в неверном указании в приказе № 232-лс от 24.10.2011г. льготной выслуги лет ФИО1.

Признать уважительными причины пропуска процессуального срока для подачи Адуеву Р.Г. административного иска о признании незаконным действий УФСИН России по РСО – Алании, выразившихся в неверном указании в приказе № 232-лс от 24.10.2011г. льготной выслуги лет ФИО1.

Признать незаконными действия УФСИН России по РСО - Алания, выразившиеся в неверном указании в приказе № 232-лс от 24.10.2011г. льготной выслуги лет ФИО1.

Обязать устранить допущенные нарушения».

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Гомленко Н.К., объяснения Адуева Р.Г. и его представителя – адвоката Абасовой М.К. (ордер в деле), просивших решение суда оставить без изменения, судебная

УСТАНОВИЛА:

Представитель Абасова М.К. в интересах Адуева Р.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением к УФСИН России по Республике Северная Осетия - Алания о признании незаконными действия УФСИН России по Республике Северная Осетия - Алания, указывая, что с 03.02.2009 г. по 17.10.2011 год Адуев Р.Г. проходил службу в Управлении федеральной службы исполнения наказания России по Республике Северная Осетия - Алания. Приказом УФСИН России по РСО - Алания № 232-лс от 24.10.2011г. он был уволен на основании п. а ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ. В приказе выслуга лет по состоянию на 17.10.2011г. составляла в календарном исчислении 11 лет 0 месяцев 21 день, в льготном исчислении - 19 лет 06 месяцев 19 дней. После увольнения в системе органов внутренних дел не работал до 12.02.2018г. 12.02.2018г. Адуев Р.Г. был принят на службу в ОМВД России по городскому округу «Охинский» Сахалинской области.

Приказом № 39 л/д от 17 апреля 2018г. он был уволен из органов внутренних дел РФ по п. 4 ч. 2 ст. 82 (по выслуге лет, дающей право на получении пенсии). Согласно этому приказу выслуга лет в календарном счислении составила 11 лет 2 месяца 26 дней, а в льготном исчислении 21 год 4 месяца 29 дней. С момента издания указанного приказа Адуеву Р.Г. стало известно, что он на момент увольнения из УФСИН Республики Северная Осетия- Алания приобрел право на пенсию по выслуге лет.

Таким образом, УФСИН России по РСО - Алания в нарушение ст. 18 Закона № 4468-1 от 12.02.1992г. и Порядка исчисления выслуги лет № 941 от 22.09.1993г. на момент увольнения Адуева Р.Г. не произвело расчет льготного стажа для получения пенсии по выслуге лет.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель УФСИН Республики Северная Осетия-Алания Плиев Р.И. ( доверенность на л.д. 98) просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что судом неправильно определен порядок судопроизводства, спор вытекает из трудовых правоотношений, следовательно, подлежал рассмотрению по правилам гражданского-процессуального производства. Срок для обращения в суд Адуевым Р.Г. пропущен, его следует исчислять с момента увольнения со службы из УФСИН Республика Северная Осетия-Алания, т.е. с октября 2011г., когда Адуев Р.Г. был ознакомлен под роспись с приказом об увольнении и с ним была проведена беседа по поводу увольнения с разъяснением социальных льгот и по вопросам пенсионного обеспечения.

В возраженирях на жалобу Адуев Р.Г. и его представитель Абасова М.К. просят решение суда оставить без изменения, т.к. судом исковое заявление рассмотрено правильно, срок для обращения в суд восстановлен как пропущенный по уважительной причине, о нарушении своего права на получение пенсии по выслуге лет Адуев Р.Г. узнал лишь в момент увольнения из ОМВД России по городскому округу «Охинский» Сахалинской области. после чего обратился в суд. Из расчетного листка, выданного Адуеву Р.Г. при увольнении с последнего места службы, следует, что его общий стаж в льготном исчислении на момент увольнения из УФСИН республика Северная Осетия – Алания составлял 21 год 4 месяца 29 дней, для получения пенсии по выслуге лет требовалось не менее 20 лет.

Извещенные надлежащим образом УФСИН Республика Северная Осетия-Алания в судебное заседание не явились, направили письмо с ходатайством рассмотреть дело в их отсутствие, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене, производство по делу следует прекратить по следующим основаниям.

Согласно п. а ч. 1 ст. 13 Закона № 4468-1 от 12.02.1993г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, федеральной службе войск национальной гвардии РФ, и их семей», право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более. Советом Министров - Правительством РФ также утверждено Постановление от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначении и выплаты пенсий, компенсации и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ». Суд правильно сослался на то, что указанными законом и подзаконным актом регулируется вопрос, связанный с назначением и выплатой пенсии по выслуге лет истцу Адуеву Р.Г.

Однако судом не учтено, что спорные правоотношения подлежат рассмотрению в порядке гражданского процессуального законодательства РФ, т.к. спор по поводу получения пенсии по выслуге лет возник из трудовых отношений, в связи с их прекращением по приказу об увольнении Адуева Р.Г. со службы в УФСИН Республика Северная Осетия-Алания от 24.10.2011г. № 232-лс. по ст. 58 п. «А» (по собственному желанию) Положения о службе в органах внутренних дел РФ, в котором указано, что выслуга лет по состоянию на 17.10.2011г. составляет: в календарном исчислении - 11 лет - месяцев 21 день, в льготном исчислении — 19 лет 06 месяцев 19 дней.

Согласно ст. 392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения распространяются, в том числе, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц.

Право на пенсию за выслугу лет в соответствии с ч. 1 ст. 13 настоящего Закона имеют: а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;

Из указанных правовых актов следует, что основанием для назначения пенсии является прекращение трудовых отношений (трудового договора), для ее размера - получаемое увольняемым сотрудником денежное довольствие (основное условие трудового договора).

Согласно ст. 22 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают, в том числе, исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

В силу пункта 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ и статей 382, 391 Трудового кодекса РФ, дела по спорам, возникшим из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.

К административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

При рассмотрении заявления Адуева Р.Г. суду следовало применять указанные нормы права, определяющие вид судопроизводства, в соответствии с которым подлежало рассмотрению его заявление.

Согласно статье 194 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса ( п.1).

В соответствии со ст. 128 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

Остальные доводы представителя УФСИН Республика Северная Осетия-Алания могут быть рассмотрены судом в случае подачи Адуевым Р.Г. иска по правилам ГПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 128 ч.1 п.1, 194, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 1 августа 2018 г. отменить, производство по делу прекратить.

Председательствующий

Судьи