НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан) от 08.08.2017 № 33А-3622/2017

Ленинский районный суд г. Махачкалы

Судья Магомедрасулов Б.М.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 8 августа 2017 г. по делу N 33а-3622/2017, г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Джарулаева А.К.,

судей Хираева Ш.М., Хаваева А.Г.,

при секретаре Муртазаалиевой П.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. апелляционную жалобу Биглерова Я.Б. и его представителя Маматова Р.Я. на решение судьи Ленинского районного суда г. Махачкалы от 10 февраля 2017 года по делу по заявлению Биглерова Я.Б. к Дагестанской таможне о признании незаконным и отмене постановления № от <дата> г. о взыскании таможенных платежей, процентов и пеней в размере <.> рублей,

установила:

Биглеров Я.Б. обратился в суд с иском к Дагестанской таможне о признании незаконным и отмене постановления № от <дата> г. о взыскании таможенных платежей, процентов и пеней в размере <.> рублей.

Требования мотивированы тем, что в период занятия индивидуальной предпринимательской деятельностью он ввозил на таможенную территорию РФ из Республики Азербайджан продукты - «хурма свежая, яблоки, гранаты, огурцы и т.д.», соблюдая все требования Таможенного кодекса Таможенного союза и других нормативных актов.

Дагестанская таможня обратилась в Управление службы судебных приставов по РД МО СП по ОИП с постановлением П от <дата> о взыскании с него таможенных платежей, процентов и пеней за счёт его имущества, в связи с неисполнением им требований по уплате таможенных платежей, вынесенные её службой за № от <дата>, № от <дата>, №, , , , , , , , от <дата>, № от <дата>, № от <дата>, по которым истёк срок исполнения <дата> и принято решение от <дата>, в соответствии с которым руководитель Дагестанской таможни решил взыскать таможенные платежи, проценты и пени за счёт его - ИП Биглерова Я. Б. имущества, в размере неуплаченных (не взысканных) сумм:

- Ввозная таможенная пошлина - <.> рублей;

- Пеня ввозная пошлина - <.> рублей;

- НДС -<.> рубля;

- Пеня НДС -<.> рублей;

Итого - <.>

При ввозе товаров в зону таможенного контроля РФ им были представлены все необходимые документы, произведены оплаты, предусмотренные законом, и только после этого зарегистрированы декларации и разрешён ввоз товаров в Российскую Федерацию.

Тем не менее, Дагестанская таможня выставила в Службу судебных приставов по РД МО СП по ОИП постановление П от <дата> о взыскание с него таможенных платежей, процентов и пеней за счёт имущества, на сумму 101.711.995,80 руб. (сто один миллион семьсот одиннадцать тысяч девятьсот девяносто пять рублей 80 коп.)

Требования Дагестанской таможни по указанному постановлению подлежат отклонению.

В постановление, представленном в Службу СП, включена и сумма <.> руб., как подлежащая взысканию, указанную в требовании за № 9168 от 16 сентября 2013 г., которое руководителем Управления Северо-Кавказской таможни признано своим решением от 18 декабря 2013 за № 27-43/10, неправомерным. В постановлении Дагестанской таможни от 20 июня 2014 г. о взыскании таможенных платежей не указаны номера деклараций товаров, довольствовались указанием номеров требований об уплате таможенных платежей, что затруднило сбор доказательств.

Все декларации на товары, по которым Дагестанская таможня желает взыскать с него таможенные платежи, зарегистрированы в сентябре, октябре и до 22 ноября 2012 г. и приняты таможенными органами, не потребовали от него - декларанта представления сертификатов о происхождении товаров, зная, что на дату ввоза товаров и регистрации деклараций действовало постановление Правительства РФ № 716 от 27 ноября 2003 г. «Об определении случаев представления сертификатов о происхождении товара при ввозе его на таможенную территорию РФ», которое предусматривало предоставление тарифных преференций.

Дагестанская таможня при выставлении постановления П от <дата>г. о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней ошибочно руководствовалась постановлением Правительства РФ № 1038 от 11 октября 2012 г. «О внесении изменений и признании утратившим силу некоторых актов Правительства РФ», в том числе признавшим утратившим силу постановление Правительства РФ № 716 от 27 ноября 2003 г. «Об определении случаев представления сертификатов происхождения товара при ввозе его на таможенную территорию РФ».

Статьёй 183 ТК ТС предусмотрено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. К ним относятся документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, а в соответствии со ст. 74 ТК ТС льготами по уплате таможенных платежей являются тарифные преференции, которые предусмотрены ФЗ № 5003-1 от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе» РФ и предоставляются в соответствии с международным договорами государств-членов Таможенного союза, международными договорами РФ.

Тарифные преференции означают освобождение от уплаты таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих с Российской Федерацией зону свободной торговли, или подписавших соглашения имеющие целью создание такой зоны, каковой является Республика Азербайджан.

Соглашением Правительств государств-участников стран Содружества независимых государств от 20 ноября 2009 г. «О правилах определения страны товаров в Содружестве Независимых государств» установлено, что в целях предоставления тарифных преференций лицо, перемещающее товары, предоставляет таможенному органу сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 на бумажном носителе. Им к каждой декларации были приложены СТ-1 о стране происхождения товара.

Постановление Правительства РФ № 1038 от 11 октября 2012 г., которым руководствуется Таможенное управление, опубликовано в «Собрании законодательств Российской Федерации» 22 октября 2012 г. В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона № 311 от 27 ноября 2010 г. (в редакции от 06 декабря 2011 г.) акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле вступают в силу не ранее, чем по истечении 30 дней после дня их официального опубликования, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного Союза. Следовательно, постановление Правительства РФ № 1038 от 11 октября 2012 г. вступило в силу с 22 ноября 2012 г. по истечении 30-ти дней, а не 30 октября 2012 г., как утверждает руководитель Северо-Кавказского таможенного управления.

Поскольку товары, в отношении которых приняты оспариваемые решения об отказе в предоставлении тарифных преференций, декларировались на Дербентском таможенном посту в период до 22 ноября 2012 г. - последние две декларации , зарегистрированы 21 ноября 2012 г. Поэтому таможенным постом сертификаты о происхождении товаров у него - декларанта на изложенные выше декларации затребованы не были. Дагестанская таможня обязана была предоставить декларанту (ему) тарифные преференции, ибо на 21 ноября 2012 г. ещё действовало Постановление Правительства РФ № 716 от 27 ноября 2003 г.

Постановление Правительства РФ № 1038 от 11 октября 2012 г. обратной силы не имеет. Он являлся добросовестным участником экономических отношений, исправно платил по всем налоговым обязательством, имеет в наличии собственность, на которую может быть наложен запрет на ее отчуждение в случае необходимости.

Срок обращения в суд им пропущен по уважительной причине, поскольку первоначально он обращался в Арбитражный суд и после прекращения им производства по делу за неподсудностью сразу же обратился в суд общей юрисдикции.

Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 10 февраля 2017 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.

На данное решение суда Биглеровым Я.Б. и его представителем Маматовым Р.Я. подана апелляционная жалоба, в которой они выражают свое несогласие с выводами суда первой инстанции, просят отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагают, что таможенными органами нарушена сама процедура принятия решения о предоставлении таможенных преференций и определении страны происхождения. Данные о достоверности или недостоверности информации о стране происхождения товара никто не проверял, между тем, этот факт является определяющим, поскольку отказ в предоставлении преференций связан не с тем, что на каком-то этапе исчезли, предоставленные на бумажном носителе сертификаты страны происхождения, а с тем, что является ли информация, отраженная в таможенной декларации, достоверной или нет.

При обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными, таможенные органы вправе были потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров, чего сделано не было.

В своих возражениях Дагестанская таможня, полагая решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 10 февраля 2017 года законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Биглерова Я.Б. - без удовлетворения.

Проверив материалы дела согласно ст. 308 КАС РФ в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения, заслушав объяснения Биглерова Я.Б. и его представителей Маматова Р.Я. и Курбанова Т.Х., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Дагестанской таможни Кулиевой С.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары. В декларации на товары указываются сведения об исчислении таможенных платежей, в том числе применение льгот по уплате таможенных платежей.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 74 Кодекса к льготам по уплате таможенных платежей относятся тарифные преференции.

На основании пункта 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе) Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации.

При этом под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.

Если международным соглашением, участником которого является Российская Федерация, установлены иные нормы, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются нормы международного соглашения (статья 38 Закона о таможенном тарифе).

В силу части 1 статьи 109 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров и главой 7 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров (пункты 1, 2 статьи 58 Кодекса).

В статье 59 Кодекса установлено, что в подтверждение страны происхождения товаров таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров. Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.

Как установил суд первой инстанции, по результатам таможенного контроля и со ссылкой на постановление Правительства РФ № 1038 от 11 октября 2012 г. и ст. 62 Кодекса Дагестанская таможня приняла решения об отказе в предоставлении тарифных преференций на товары, оформленные по таможенным декларациям:

10801010/311012/0005217, 10801010/311012/0005223, 10801010/311012/0005240, 10801010/011112/0005256, 10801010/011112/0005262, 10801010/011112/0005264, 10801010/021112/0005287, 10801010/021112/0005290, 10801010/021112/0005294, 10801010/301012/0005206, 10801010/031112/0005326, 10801010/041112/0005351, 10801010/041112/0005352, 10801010/051112/0005373, 10801010/051112/0005377, 10801010/051112/0005387, 10801010/041112/0005352, 10801010/051112/0005388, 10801010/061112/0005411, 10801010/071112/0005431, 10801010/081112/0005479, 10801010/081112/0005484, 10801010/091112/0005536, 10801010/101112/0005557, 10801010/081112/0005489, 10801010/101112/0005562, 10801010/101112/0005564, 10801010/121112/0005594, 10801010/101112/0005573, 10801010/091112/0005539, 10801010/121112/0005596, 10801010/121112/0005606, 10801010/121112/0005616, 10801010/131112/0005635, 10801010/131112/0005637, 10801010/141112/0005674, 10801010/141112/0005685, 10801010/141112/0005691, 10801010/141112/0005700, 10801010/141112/0005701, 10801010/151112/0005711, 10801010/151112/0005712, 10801010/151112/0005720, 10801010/151112/0005730, 10801010/161112/0005738, 10801010/161112/0005751, 10801010/161112/0005754, 10801010/171112/0005777, 10801010/171112/0005778, 10801010/171112/0005796, 10801010/191112/0005809, 10801010/191112/0005812, 10801010/191112/0005829, 10801010/201112/0005842, 10801010/201112/0005852, 10801010/201112/0005877, 10801010/211112/0005896, 10801010/211112/0005905 и выставила ИП Биглерову Я.Б. требование об уплате таможенных платежей от <дата> за №, 165, 166, 167, 168, 169, 170, 171, 172, 173,174; от <дата> за №, 184, 185, 186, 187, 189, 190, 191, 192, 193; от <дата> за №, 203, 204, 205, 206, 207, 208, 209, 210, 211, 212, 213; от <дата> за №, 263, 264, 265, 266, 267, 268, 269, 270, 271, 272, 273, 274, 275, 276, 277, 278, 279, 280, 281, 282, 283, 284, 285, 286; и от <дата> за №, 432, 433, в связи с тем, что Биглеров Я.Б. при перемещении товаров на таможенную территорию РФ, не представил документы, подтверждающие страну происхождения товаров, а именно сертификаты о происхождении товара.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что Биглеров Я.Б. при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под таможенную процедуру, не подтвердил страну происхождения товаров (Азербайджан), и признал оспариваемое постановление Дагестанской таможни соответствующим требованиям действующего законодательства.

Вместе с тем суд не учел следующее.

Как было указано выше, согласно ст. 59 Кодекса, документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.

Согласно пункту 4 статьи 61 Кодекса если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.

При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру (пункт 5 статьи 61 Кодекса).

На основании абзаца 2 пункта 1 статьи 62 Кодекса при обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными, таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров.

При этом целью таможенного контроля во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров, является в том числе установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, так как основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран - пользователей схемой преференций. При наличии оснований для проведения дополнительных проверочных мероприятий таможенный орган имеет право обратиться в компетентный орган страны, выдавшей сертификат. Такое обращение призвано устранить оправданные сомнения в достоверности соответствующего документа с тем, чтобы объективно решить вопрос о тарифной преференции в каждом конкретном случае.

Таким образом, выводы таможенного органа и суда об отсутствии оснований для предоставления тарифных преференций Биглерову Я.Б. при ввозе им на таможенную территорию Российской Федерации из Республики Азербайджан товаров, в связи с непредставлением последним сертификатов, подтверждающих страну происхождения товаров, являются преждевременными, поскольку такое решение могло быть принято таможенным органом только в условиях, которые не позволили однозначно определить страну происхождения товара.

Между тем, законоположения Таможенного кодекса Таможенного Союза свидетельствует о том, что происхождение товаров при отсутствии сертификата страны происхождения, может устанавливаться и иными документами, таким документом в данном случае могла являться таможенная декларация и другие документы, представленные Биглеровым Я.Б., которые, в том числе, содержали сведения о стране происхождения товара (Азербайджан).

Таким образом, ответчиком нарушена сама процедура принятия решения о предоставлении таможенных преференций и определении страны происхождения. Данные о достоверности или недостоверности информации о стране происхождения товара никто не проверял, между тем, этот факт является определяющим, поскольку решение об отказе в предоставлении преференций должно было в данном случае связываться не с тем, что декларантом при перемещении товаров не представлены сертификаты страны происхождения, а с тем, является ли информация отраженная в таможенной декларации и других документах, достоверной или нет.

Из материалов дела следует, что Дагестанская таможня при принятии решения о взыскании с Биглерова Я.Б. таможенных платежей, в связи с отсутствием у последнего оснований для предоставления тарифных преференций не сомневалась в стране происхождения товара (Азербайджан), а имела претензии к отсутствию у Биглерова Я.Б. сертификатов по форме СТ-1. Однако доказательства направления таможенным органом соответствующего запроса относительно сертификатов по форме СТ-1 компетентным органам Азербайджана, вопреки требованиям пункта 4 статьи 61 Кодекса, в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах выявленные Таможней при проверки формальные недостатки документа (отсутствие сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1) не свидетельствуют о правовых и фактических условиях для не предоставления Биглерову Я.Б. тарифной преференции. Оспариваемое решения Таможни не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Биглерова Я.Б..

Исследовав и оценив представленные в дело документы, судебная коллегия приходит к выводу, что Биглеров Я.Б. при декларировании товаров представил в таможенный орган необходимый и достаточный комплект документов, которые подтверждают соблюдение заявителем требований, необходимых для предоставления тарифных преференций.

При таких обстоятельствах, приняв во внимание, что таможенный орган не представил доказательств, свидетельствующих о незаконности, недостоверности либо фальсификации указанных документов, указывающих, в том числе, о стране происхождении товаров, а также доказательств, которые бы исключали представленные им документы из числа доказательств, являющихся основаниями для предоставления тарифных преференций, суд пришел к ошибочному выводу о том, что нарушения, выражающиеся в непредставлении Биглеровым Я.Б. сертификатов страны происхождения товаров, могут быть признаны теми нарушениями требований к оформлению или заполнению, которые влекут отказ для предоставления тарифных преференций в соответствии с пунктом 4 статьи 61 Кодекса.

Кроме того, суд в обоснование вынесенного решения, ссылаясь на порядок вступления в законную силу актов Правительства Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, правильно указал, что постановление № 1038 от 11 октября 2012 г. опубликованное в "Собрании законодательства Российской Федерации" 22.10.2012, содержит лишь перечень актов, утрачивающих силу, не содержит норм и положений в области таможенного дела, вступило в законную силу 30.10.2012, то есть по истечении 7 дней со дня первого официального опубликования. В указанном постановлении не регламентирован порядок предоставления таможенным декларантом сертификата страны происхождения товара.

Поэтому вывод суда о том, что со дня вступления в силу постановления № 1038, при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации из государства-участника Содружества независимых государств, сертификат о его происхождении формы СТ-1 представляется в таможенный орган в обязательном порядке для получения тарифных преференций, является необоснованным, ввиду того, что, как указано выше, постановление № 1038 указанных правоотношений не регулирует.

Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза (пункт 2 статьи 74 Кодекса).

С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое при неправильном применении норм материального права.

Руководствуясь ст.ст. 307-310 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 10 февраля 2016 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление Биглерова Я.Б. удовлетворить.

Признать незаконным постановление Дагестанской таможни № от <дата> г. о взыскании таможенных платежей, процентов и пеней с ИП Биглерова Я.Б. в размере <.> рублей.

Председательствующий

Судьи