Судья Агабалаева Р.С.
Дело № 33-3125/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего Сидоренко М.И.
судей Багаутдиновой Ш.М. и Османова Т.С.
при секретаре Абдулгапуровой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании г. Махачкале 07 августа 2013 года апелляционную жалобу Министра труда и социального развития РД ФИО1 на решение Магарамкентского районного суда РД от 24 мая 2013 года, которым постановлено: «Исковые требования ФИО2 к Администрации МР «Магарамкентский район» о выдаче Государственного жилищного сертификата удовлетворить.
Обязать администрацию МР " Магарамкентский район" включить его в список участников ликвидации последствии аварии на ЧАЭС, изъявивших желание на получение государственного жилищного сертификата в 2013 году и направить вновь сформированное личное дело в Министерство труда и социального развития по РД.
2. Обязать межведомственную комиссию по вопросам участников ликвидации последствий радиационных аварий, и катастроф Министерства труда и социального развития РД, включить его в сводный список по РД участников ликвидации последствии катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающихся в улучшении жилищных условий и изъявивших желание на получение государственного жилищного сертификата в 2013 году.
3. Обязать межведомственную комиссию по вопросам участников ликвидации последствии радиационных аварий и катастроф Министерства труда и социального развития РД выдать ему и его семье государственный жилищный сертификат в 2013 году».
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Сидоренко М.И., объяснение представителя Минтруда РД по доверенности от 02.08.2013 г. № 10-11/6978 ФИО3, просившей решение суда отменить и отказать в иске ФИО2, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
ФИО2 обратился в суд с иском к администрации МО «Магарамкентский район» и Министерству труда и социального развития РД ( далее Минтруд РД) о выдаче Государственного жилищного сертификата, указывая, что он является инвалидом 2 группы вследствие причинения вреда здоровью, связанного с выполнением работ по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
На основании решения Магарамкентского районного суда от 27 июля 2012 года администрацией МО «Магарамкентский район» принято постановление «О принятии его на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий с указанием даты принятия на учет - 06.12.1989 г.
Во исполнение указанного постановления администрации он был включен в список очередности участников ликвидации последствии аварии на ЧАЭС нуждающихся в улучшении жилищных условий Магарамкентского района с 11. 08.1998 года.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» он является участником Федеральной программы « Жилище» на 2011 -2015 годы.
Для получения жилищного сертификата он ежегодно через районную администрацию представлял пакет (согласно перечня) необходимых документов в Минтруд РД и каждый раз необоснованно получал отказ о выделении ему и членам его семьи государственного жилищного сертификата.
В 2012 году он вновь представил Минтруду РД необходимые документы на получение полагающегося ему и членам его семьи жилищного сертификата, но получил отказ. Основанием для отказа в выдаче жилищного сертификата явилась ссылка на то, что администрация МО « Магарамкентский район» своевременно не направила список изъявивших желание на получение жилищного сертификата в 2013 году и по этому основанию его вновь необоснованно не включили в реестр получателей жилищного сертификата в 2013 году.
В 2012 году после представления им всех необходимых документов в администрацию Магарамкентского района, руководство МО «Магарамкентский район» сформировало его личное дело и передало в Минтруд РД.
Несмотря на предоставление его личного дела со всеми необходимыми документами ему вновь было необоснованно отказано во включение его в список участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС для получения жилищного сертификата в 2013 году.
В связи с этим он просит обязать администрацию МО " Магарамкентский район" включить его в список участников ликвидации последствия аварии на ЧАЭС изъявивших желание на получение государственного жилищного сертификата в 2013 году и направить вновь сформированное личное дело в Министерство труда и социального развития по РД.
Обязать межведомственную комиссию по вопросам участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф Министерства труда и социального развития РД, включить его в сводный список по РД участников ликвидации последствии катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающихся в улучшении жилищных условий и изъявивших желание на получение государственного жилищного сертификата в 2013 году.
Обязать межведомственную комиссию по вопросам участников ликвидации последствии радиационных аварий и катастроф Министерства труда и социального развития РД выдать ему и его семье государственный жилищный сертификат в 2013 году.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Министр труда и социального развития РД просит отменить решение суда и постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявленных ФИО2 требований по мотиву его незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе указывается на то, что суд первой инстанции не принял во внимание то, что в соответствии с пунктом 36 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы» (далее также - Правила) оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы осуществляется органами исполнительной власти в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан -участников подпрограммы.
Согласно пункту 26 Правил сводный список формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Суд не учел также, что в соответствии с пунктом 19 Правил для участия в подпрограмме ФИО2 должен представить в орган местного самоуправления, в котором он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (в качестве гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению № 1(1) с приложением всех необходимых документов.
Пунктом 21 Правил установлено, что органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. Для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет документы, перечисленные в пункте 44 Правил.
В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат не выдается.
В списке граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2013 году, представленном администрацией муниципального образования «Магарамкентский район» от 27 июля 2012 года № 565-15 ФИО2 не значится.
Также следует отметить, что удовлетворение требований ФИО2 противоречит части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, согласно которой все равны перед законом и судом, и послужит основанием для обращения в судебные органы других граждан той категории, к которым относится ФИО2 для получения государственного жилищного сертификата.
Как усматривается из материалов в отношении ФИО2 имеется учетное дело. Однако в судебном заседании дело не исследовалось и содержащимся в нем материалам оценка не дана. Суд первой инстанции в резолютивной части решения от 24 мая 2013 года обязывает межведомственную комиссию по социальным вопросам участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф по Республике Дагестан при Министерстве труда и социального развития Республики Дагестан включить ФИО2 в сводный список по Республике Дагестан участников ликвидации последствии катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающихся в улучшении жилищных условий и изъявивших желание на получение государственного жилищного сертификата в 2013 году и выдать ему жилищный сертификат.
Однако постановлением Правительства Республики Дагестан от 24 декабря 2004 года № 283 «Вопросы Межведомственной комиссии по социальным вопросам участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф» не возлагаются на Межведомственную комиссию по социальным вопросам участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф полномочия по обеспечению жилищными сертификатами за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, сам факт признания гражданина состоящим на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не является основанием для обеспечения его жилищным сертификатом за счет средств федерального бюджета, поскольку Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 предусмотрены соответствующие основания, в соответствии с которыми, граждане обеспечиваются жилищными сертификатами, а также предусмотрен перечень необходимых документов, по предоставлению которых решается вопрос об обеспечении гражданина государственным жилищным сертификатом.
В судебное заседание не явились ФИО2 и его представитель ФИО4 надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" с 2011 - 2015 гг." обязательство государства по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма, а также по выдаче государственного жилищного сертификата осуществляется только в отношении тех граждан, которые были приняты на учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, то есть до вступления в силу Жилищного кодекса РФ. После указанной даты постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления на общих основаниях.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг." установлено, что право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лица путем обеспечения жильем граждан указанной категории путем предоставления им субсидий, удостоверяемых сертификатами.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что ФИО2, как участник ликвидации последствий на ЧАЭС и нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеет право на получение жилищного сертификата. С заявлением о принятии его на учет ФИО2 обращался в органы местного самоуправления в 1989 году, жильем не был обеспечен.
Изложенные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Магарамкентского районного суда РД от 27 июля 2012 года, которым суд обязал МО « Магарамкентский район» РД принять на учет ФИО2, как нуждающегося в улучшении жилищных условий с 06 октября 1989 г.
Решением суда на межведомственную комиссию по вопросам участников ликвидации последствии радиационных аварий и катастроф Министерства труда и социального развития РД возложена обязанность включить ФИО2 в сводный список по РД участников ликвидации последствии катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 06 октября 1989 г.
Из материалов дела видно, что истец неоднократно, в том числе в 2012, 2013 годах обращался с заявлением о выдаче жилищного сертификата с приложением необходимых документов.
Однако ФИО2 необоснованно не включали в сводный список по РД для получения жилищного сертификата.
Как следует из материалов дела, в судебном заседании представитель МО « Магарамкентский район» по доверенности от 26.04.2013 г. № 243-18 ФИО5 не отрицал обстоятельства, указанные в исковом заявлении ФИО2 и показал, что ежегодно, в том числе и в 2011 -2012 г., личное дело ФИО2 предоставлялось в Минтруд РД для получения жилищного сертификата. Отказ имел место по тем основаниям, что в личном деле ФИО2 указаны члены семьи не признанные судом таковыми и в связи с отсутствием постановления администрации о принятии его на учет нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Из исследованного судом письма Минтруда РД от 18.02.2013 г. усматривается, что учетное дело ФИО2 для получения жилищного сертификата предоставлялось Минтруду РД и в 2013 году при наличии вступившего в законную силу упомянутого решения Магарамкентского районного суда РД от 27 июля 2012 г.
ФИО2 не был включен в сводный список РД в 2013 году без указания причин отказа и администрации МО предложено представить личное дело ФИО2 с заявлением о выдаче сертификата в 2014 году (л.д.47).
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор.
Каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Иные доводы апелляционной жалобы о необоснованности судебного решения материалами дела не подтверждаются.
Вместе с тем доводы апелляционной жалобы о том, что Межведомственная комиссия по социальным вопросам участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф не обладает полномочиями по обеспечению жилищными сертификатами заслуживают внимания.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Дагестан от 24 декабря 2004 г. № 283» Вопросы межведомственной комиссии по социальным вопросам участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф» на Министерство труда и социального развития Республики Дагестан возложены полномочия по решению вопросов по обеспечению жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф (п.1 постановления).
С учетом изложенного, судебная коллеги полагает необходимым изложить резолютивную часть решения суда в иной редакции не изменяя его содержания.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Магарамкентского районного суда РД от 24 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Минтруда РД - без удовлетворения, изложив решение Магарамкентского районного суда РД от 24 мая 2013 года в следующей редакции : «Исковые требования ФИО2 к Администрации МР «Магарамкентский район» о выдаче Государственного жилищного сертификата удовлетворить.
Обязать администрацию МР " Магарамкентский район" включить ФИО2 в список участников ликвидации последствии аварии на ЧАЭС, изъявивших желание на получение государственного жилищного сертификата в 2013 году и направить вновь сформированное личное дело в Министерство труда и социального развития по РД.
2. Обязать Министерство труда и социального развития РД, включить ФИО2 в сводный список по РД участников ликвидации последствии катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающихся в улучшении жилищных условий и изъявивших желание на получение государственного жилищного сертификата в 2013 году.
3. Обязать Министерство труда и социального развития РД выдать ФИО2 и членам его семьи государственный жилищный сертификат в 2013 году».
Председательствующий:
Судьи: