Судья Джалалов Д.А.
Дело № 33-5960/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 ноября 2018 года г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РД в составе: председательствующего Магомедовой А.М., судей Галимовой Р.С. и Багаутдиновой Ш.М., при секретаре, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Касумова А.А. Касумовой З.А. на решение Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 27 августа 2018 года, которым постановлено:
«В удовлетворении иска Касумова А.А. к ГУ-РО Фонд социального страхования РФ по РД о взыскании компенсации в сумме 366 965,31 рублей отказать».
Заслушав доклад судьи Галимовой Р.С., выслушав объяснения представителя Касумова А.А. Касумовой З.А., просившей решение суда отменить, представителя ГУ РО Фонда социального страхования РФ по РД Оганесян А.Х., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
Установила
Касумова А.А. обратился в суд с иском к ГУ-РО Фонд социального страхования РФ по РД о взыскании компенсации в сумме 366 965,31 рублей. В обоснование исковых требований указал, что является инвалидом II группы и относится к категории лиц, имеющих право на меры социальной защиты и поддержки, предусмотренные положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Дагестан» Касумову А.А. была разработана Индивидуальная программа реабилитации, карта N 1774.4.5/2017 (2) к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина N 2246.4.5/2017 от 15.11.2017г., которой назначены технические средства по реабилитации, в том числе "протез бедра модульный".
Исполнителем по обеспечению реабилитационных мероприятий определен ГУ РО Фонд социального страхования РФ по Республике Дагестан.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации
В соответствии с пунктом 2 Порядка компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации по месту жительства инвалида.
Компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств (абзац первый пункта 3 Порядка).
Протез бедра модульного типа общей стоимостью <.> рублей был приобретен им у ООО НПФ «Орто-Космос» на основании договора №НР.
06.12.2017 он обратился к ответчику с заявлением о выплате компенсации в сумме <.> рублей. ГУ ФСС по Республике Дагестан было принято решение о выплате ему компенсации стоимости приобретенного протеза на сумму <.> рублей.
Указанное решение ответчика полагает незаконным.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181 -ФЗ индивидуальная программа реабилитации или реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Разработка индивидуальных программ реабилитации, реабилитации инвалидов отнесена законом (пункт 2 части 2 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ) к компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.
Индивидуальная программа реабилитации или реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Индивидуальная программа реабилитации или реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 3 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Таким образом, объем реабилитационных мероприятий, включая технические средства реабилитации, определяется в разработанной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы индивидуальной программе реабилитации или реабилитации инвалидов, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Поскольку в силу приведенных выше норм материального права. регулирующих порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации, размер этой компенсации не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, в котором нуждается инвалид в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и которое предоставляется уполномоченным органом, то вид технического средства реабилитации, оплата стоимости которого ему гарантируется в случае самостоятельного приобретения, подтверждается документом, на который указано в статье 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, а также в пунктах 3, 4, 7 Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н, а именно индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Кроме того,аналогичным по техническим характеристикам приобретенному им протезу является протез, приобретенный ГУ РО ФСС по РД по контракту №323 от 03.10.2016 года, стоимость которого составляет <.> рублей.
На основании изложенного просил взыскать компенсацию на приобретение протеза в полном объеме - в размере <.> рублей с учетом выплаченной суммы, а также компенсацию морального вреда в размере <.> рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Касумова А.А. Касумова З.А. просит отменить решение суда решения суда, исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что из функциональных и технических характеристик протеза бедра модульного типа, описанных в государственном контракте № 466 от 20 сентября 2017 года, на который суд сослался в обоснование решения, видно, что в нем не приводится такого полного совпадения аналогичных характеристик.
При выплате компенсации ответчик должен был руководствоваться рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации, в которой указано техническое средство реабилитации, имеющее определенные параметры и характеристики.
Назначение определенного средства реабилитации определяется учреждением медико-социальной экспертизы с учетом особенностей и потребностей инвалида. При составлении ИПР производится медицинский осмотр инвалида, учитываются состояние его здоровья, медицинские показания и социальные условия жизни.
Во исполнение программы реабилитации, истец заключил с ООО НПФ «Орто-Космос» договор на изготовление протеза, который сторонами исполнен, истец по данному договору оплатил протез бедра модульного типа стоимостью <.> руб.
6.12.2017 истец обратился к ответчику с заявлением о выплате компенсации в сумме <.> рублей. ГУ ФСС по Республике Дагестан было принято решение по заявлению Касумова А.А. о выплате компенсации стоимости приобретенного протеза на сумму <.> рублей.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181 -ФЗ индивидуальная программа реабилитации или реабилитации инвалида -комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Разработка индивидуальных программ реабилитации, реабилитации инвалидов отнесена законом (пункт 2 части 2 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ) к компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.
Индивидуальная программа реабилитации или реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Индивидуальная программа реабилитации или реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 3 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Таким образом, объем реабилитационных мероприятий, включая технические средства реабилитации, определяется в разработанной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы индивидуальной программе реабилитации или реабилитации инвалидов, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Поскольку в силу приведенных выше норм материального права. регулирующих порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации, размер этой компенсации не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, в котором нуждается инвалид в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и которое предоставляется уполномоченным органом, то вид технического средства реабилитации, оплата стоимости которого ему гарантируется в случае самостоятельного приобретения, подтверждается документом, на который указано в статье 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, а также в пунктах 3, 4, 7 Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н, а именно индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Судом в нарушение закона не установлено, что приобретение истцом технического средства реабилитации - протеза бедра модульного типа не противоречит программе реабилитации инвалида, в которой предусмотрена нуждаемость истца в указанном средстве реабилитации, а также что заключением медико-технической комиссии от 12 октября 2017 года по медицинским и социальным показаниям был рекомендован протез, который в части особенностей конструкции совпадает с тем, который приводится в контракте от 2016 года и полностью совпадает с его характеристиками. Указание подробных функциональных характеристик в индивидуальной программе реабилитации законодателем не предусмотрено.
В части взыскания компенсации морального вреда решение суда также является необоснованным, суд не учел, что действиями ответчика были нарушены неимущественные права истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 27 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Касумова А.А. Касумовой З.А. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: