ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Богомазова Е.А.
дело № 33-3330 поступило 27 июля 2017г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего Пащенко Н.В. и судей коллегии Дампиловой Ц.В., Чупошева Е.Н., при секретаре Рычковой Л.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании 30 августа 2017 года дело по апелляционной жалобе начальника государственного учреждения «Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Бурятия» Атутова А.Р. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 30 мая 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Хамагановой Александры Владимировны удовлетворить.
Признать за Хамагановой Александрой Владимировной право на назначение социальной пенсии в соответствии со п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. №166-ФЗ.
Обязать ГУ «Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда в РБ» восстановить Хамагановой Александре Владимировне выплату социальной пенсии с 01 марта 2017 года.
Заслушав доклад судьи Пащенко, выслушав представителя Центра по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Бурятия Отхонова Б.Ю., ознакомившись с делом, коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хамаганова обратилась в суд с иском к государственном учреждению «Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Бурятия», Отделению Пенсионного фонда в Российской Федерации в Республике Бурятия о признании права на социальную пенсию, как представителя коренного малочисленного народа Севера – сойотов.
Исковые требования мотивированы тем, что истица получала до 01 марта 2017 года социальную пенсию по старости, назначенную ей, как представителю народа сойотов, однако с 1 марта 2017г. выплаты необоснованно прекращены.
В судебное заседание Хамаганова, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представители ГУ «Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ в РБ» Цырендоржиева А.А. и Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Бурятия Шоргоева О.Ж. исковые требования не признали, пояснили, что выплаты социальной пенсии прекращены в связи с тем, что Окинский район не включен в Перечень районов проживания малочисленных народов Севера.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе руководитель Центра по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Бурятия Атутов просит решение отменить, мотивируя тем, что назначение социальной пенсии по старости связано не только с национальной принадлежностью, но и местом проживания граждан в определенных районах с тяжелыми климатическими и природными условиями.
Автор жалобы указывает на то, что действующим законодательством не предусмотрено право на социальную пенсию по старости для сойотов, проживающих в Окинском районе Республики Бурятия, поскольку указанный район не входит в Перечень районов проживания малочисленных народов Севера, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.1993 г. № 22 и в Перечень районов проживания малочисленных народов Севера, применяемый в целях установления социальной пенсии по старости, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 № 1049; факт принадлежности истицы к народу сойотов установлен в ходе рассмотрения дела, в связи с чем у ответчика отсутствовали основания для назначения Хамагановой социальной пенсии.
Как указывается в жалобе, перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 № 631-р не применим при решении вопроса о назначении социальной пенсии по старости истице, факт проживания сойотов на территории Окинского района не является общеизвестным.
В заседании судебной коллегии представитель Центра Отхонов поддержал доводы жалобы.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и обсудив их, коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии.
Как следует из материалов дела, 17.09.2015г. Центром по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Бурятия было принято решение о выплате Хамагановой ... г.р. социальной пенсии по старости с 30.09.2015г. согласно п. 4. ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ.
Решением Центра от 20.02.2017 г. выплата истице пенсии с 1.03.2017г. прекращена со ссылкой на необходимость исправления ошибки и на то обстоятельство, что Окинский район Республики Бурятия не включен в Перечень районов проживания малочисленных народов Севера, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.1993 № 22 и Перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 №1049. Также в решении указывается, что в период с 26.09.2009г. до 12.10.2015г. отсутствовало правовое регулирование, поэтому «подлежала применению правоприменительная практика» на основании Постановления Правительства РФ № 22 от 11.01.1993 г.
Коллегия полагает правильным вывод решения о том, что выплата пенсии истице прекращена необоснованно, поскольку материалами дела установлено, что Хамаганова является представителем коренного малочисленного народа Севера и постоянно проживает в Окинском районе Республики Бурятия, являющемся районом компактного и традиционного проживания малочисленного народа Севера – сойотов.
То обстоятельство, что Хамаганова относится к народу сойотов, в жалобе не оспаривается, факт ее постоянного проживания на территории Окинского района подтверждается справкой Председателя Ассоциации сойотов Окинского района от 9.09.2015г. и справкой главы МО сельское поселение «Сойотское» от 30.05.2017г.
В период назначения Хамагановой социальной пенсии действовал Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 536-р, который не отменен и в настоящее время и в который включены сойоты, а также Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации №631-р от 8 мая 2009 г., включающий в себя Окинский муниципальный район Республики Бурятия.
Из решения пенсионного органа о назначении Хамагановой пенсии (л.д.18), невозможно сделать вывод о том, какими нормативными актами руководствовался пенсионный орган при решении данного вопроса. Перечень районов проживания малочисленных народов Севера, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.1993 № 22, не включал в себя Окинский район и в действительности на момент назначения пенсии истице уже утратил свое действие в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации о 8 мая 2009 г. № 410.
В период до 2015г., до принятия Постановления № 1049, действовал и мог применяться уже указанный выше Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации №631-р от 8 мая 2009 г., включающий в себя Окинский муниципальный район Республики Бурятия.
01.10.2015 Постановлением Правительства Российской Федерации № 1049 в целях установления социальной пенсии по старости был утвержден Перечень малочисленных народов Севера, имеющих право на получение социальной пенсии по старости согласно п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также перечень районов проживания этих народов в целях установления социальной пенсии по старости.
При этом сойоты были включены в перечень малочисленных народов Севера, а в перечень районов проживания малочисленных народов Севера вошли отдельные поселения Баргузинского, Баунтовского, Курумканского и Северо-Байкальского районов Республики Бурятия. Окинский район не был включен в число районов проживания малочисленных народов Севера, несмотря на то, что является районом, приравненным к Районам Крайнего Севера (согласно Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 1992 № 295 «О неотложных мерах по государственной поддержке экономики Бурятской ССР») и местом традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренного малочисленного народа Севера –сойотов, что следует из данных Всероссийской переписи населения 2010г. и письма исполняющего обязанности руководителя Администрации Президента Республики Бурятия Тэлина С.Р. в адрес Верховного суда Республики Бурятия от 24.08.2017г.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 2.08.2017г. Перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 №1049, признан недействующим со дня вступления решения в силу в той мере, в какой данный перечень в системе правового регулирования в целях установления социальной пенсии по старости не учитывает в составе районов проживания малочисленных народов Севера Окинский муниципальный район Республики Бурятия, как место традиционного проживания коренного малочисленного народа Севера- сойотов.
В связи с этим, несмотря на то, что суд сослался в решении на Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации №631-р от 8 мая 2009 г., который был принят не в целях установления социальной пенсии по старости, а в целях исполнения ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», но действовал и возможно применялся при назначении социальной пенсии до принятия Правительством Российской Федерации Постановления № 1049 от 01.10.2015г., решение суда является правильным.
Кроме того, исходя из положений указанного выше решения Верховного Суда Российской Федерации от 2.08.2017г., в любом случае назначение пенсии истице уже с момента принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2015г. №1049 должно признаваться законным и обоснованным, поэтому решение о возобновлении Хамагановой пенсионных выплат, прекращенных с 1.03.2017г., соответствует закону.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 30 мая 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: