НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия) от 21.10.2020 № 2-1600/20

Судья Наумова А.В. № гражданского дела 2-1600/20

Поступило ... г. 33-2775

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Улан-Удэ 21 октября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Васильевой С.Д., судей коллегии Хаыковой И.К. и Дампиловой Ц.В., при секретаре Петровой Е.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Советского района г. Улан-Удэ Б.Н. Баторова на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 13 июля 2020 года, которым исковые требования прокурора Советского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия в защиту прав и интересов Агеевой ИВ, оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Васильевой С.Д., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд с иском к Центру по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда (ГУ) РФ в Республике Бурятия и Отделению Пенсионного фонда РФ по Республике Бурятия, прокурор Советского района г. Улан-Удэ, действуя в интересах Агеевой И.В., просил произвести перерасчет размера страховой пенсии Агеевой И.В. с 01.08.2019 г. за счет увеличения количества пенсионных баллов до 3.

Иск мотивирован тем, что по обращению Агеевой И.В. прокуратурой района проведена проверка и установлено, что Агеева И.В. является получателем досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. В связи с тем, что Агеева является работающим пенсионером, Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом оплаченных работодателем страховых взносов ежегодно производит ей перерасчет размера страховой пенсии за счет увеличения количества пенсионных баллов за предыдущий год. В 2018 г. в программе Пенсионного фонда РБ произошел сбой, по этой причине в программе была неправильно отражена сумма перечисленных за Агееву страховых взносов в 2013-2014 г.г., вместо 95 367,65 руб. отражена сумма - 115 101,74 руб., вследствие чего в автоматизированном режиме вместо 3 баллов начислены дополнительные пенсионные баллы - 4,350, прибавка к пенсии составила 340,51 руб. вместо 234,84 руб. При перерасчете размера пенсии с 01 августа 2019 года пенсионный орган выявив, что Агеевой И.В. за период 2018-2019 годы произведена переплата страховой пенсии, произвел Агеевой начисление 1,650 баллов вместо 3 баллов, и увеличил размер страховой пенсии на 129,17 руб. вместо 234,84 руб., тем самым Пенсионный фонд ежемесячно в размере переплаты за прошлый год производит удержание из пенсии заявителя на сумму 105,67 руб. (234,84 - 129,17), то есть фактически взыскивается сумма неосновательного обогащения, тогда как согласно п.3 ст. 1109 ГК РФ пенсии не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения. Агеева законно получала трудовую пенсию, оснований производить взыскание неосновательно полученной пенсии не имеется, так как факт недобросовестности с ее стороны при получении пенсии отсутствует, сбой в программе не является счетной ошибкой.

В судебном заседании Агеева И.В. участия не принимала, направила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель прокурора Советского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия Бадмажапова Д.Е. исковые требования поддержала.

В судебном заседании представитель Отделения Пенсионного фонда РФ (ГУ) в РБ Михайлов Д.П. возражал против удовлетворения требований прокурора.

В судебном заседании представители ответчика Центра по установлению и выплате пенсии ПФ РФ (ГУ) в РБ Трунёва О.Б. и Багдуев Р.А. возражали против удовлетворения заявленных исковых требований.

Суд постановил вышеуказанное решение, с которым не согласился прокурор Советского района г. Улан-Удэ Б.Н. Баторов, подал апелляционное представление, в котором просит решение суда отменить, указывая на то, что выводы суда о соблюдении ответчиком процедуры по устранению ошибки сделаны в связи с неправильным толкованием положений пункта 4 статьи 28 Федерального закона «О страховых пенсиях». Пенсионным органом произведено удержание из пенсии Агеевой не по вине пенсионера, что противоречит требованиям ГК РФ и Конституции РФ гарантирующего социальное обеспечение по возрасту.

В возражениях на апелляционное представление представитель Отделения Пенсионного фонда РФ по РБ по доверенности Михайлов Д.П. просит оставить решение суда оставить без изменения.

В суд апелляционной инстанции истец Агеева И.В. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Прокурор Бадмацыренова Ю.С. доводы апелляционного представления поддержала.

Представители Центра по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда (ГУ) РФ в Республике Бурятия и Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Бурятия по доверенностям Трунева О.Б. и Михайлов Д.П. возражали против отмены судебного решения.

Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционного представления, выслушав участников процесса, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным и обоснованным тогда, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Проверив законность постановленного решения, судебная коллегия считает, что вышеназванным требованиям закона состоявшееся по делу судебное постановление не соответствует.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции согласился с доводами прокурора о том, что пенсионный орган выявил, что из-за сбоя в программе Агеевой И.В. за период 2018-2019 годы произведена переплата страховой пенсии, вместо 3 баллов истцу начислены дополнительные пенсионные баллы - 4,350, прибавка к пенсии составила 340,51 руб. вместо 234,84 руб. и, что с 01.08.2019 г. пенсионный орган производит Агеевой доплату к страховой пенсии, исходя из 1,650 баллов вместо 3 баллов, то есть производит доплату к страховой пенсии в размере 129,17 руб. вместо 234,84 руб. Вместе с тем, со ссылкой на положения п. 4 ст. 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» суд первой инстанции пришел к выводу, что пенсионный орган законно и обоснованно с 01.08.2019 г. произвел устранение допущенной ошибки путем установления выплаты страховой пенсии по баллам 129,17 руб. вместо 234,84 руб.

Судебная коллегия не соглашается с последними выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно ст. 14 ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, в порядке, установленном законодательством РФ.

В силу п. 1 ст. 26.1 данного Закона пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Исходя из положений п. 3 ч. 2 ст. 18 указанного Закона перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.

Согласно ч. 4 ст. 18 данного Закона максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете страховой пенсии, предусмотренном пунктом 3 части 2 настоящей статьи, учитывается в размере 3,0 - для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году не формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Агеевой в связи с педагогической деятельностью досрочно с 28.03.2012 г. назначена страховая пенсия по старости.

При этом Агеева продолжает трудовую деятельность, за нее работодатель уплачивает страховые взносы.

Агеевой как работающей пенсионерке производится с 01 августа каждого года ежегодная доплата к пенсии в связи с уплатой работодателем страховых взносов с ее зарплаты.

Сумма доплаты ограничена максимальным значением ИПК - 3,0.

Из материалов дела следует, что Агеевой И.В. с 01 августа 2018 года произведена доплата к пенсии в размере 340,51 руб., исходя из 4,350 баллов (4,350 х 78,58 руб. = 340,51 руб.) вместо 3 баллов и суммы 234,84 руб. (3х 78,58 руб.) = 234,84 руб.

Стороной ответчика неправильный перерасчет в сторону увеличения объясняется неверным отражением суммы страховых взносов, уплаченных работодателем за Агееву в 2013-2014 годах, в связи с чем в автоматизированном режиме были начислены дополнительные пенсионные баллы и произведен перерасчет, исходя из 4,350 баллов вместо 3 баллов, надбавка к пенсии составила 340,51 руб. вместо 234,84 руб., истцу с 01.08.2019 г. ежемесячно выплачивалась доплата в размере 129,17 руб. вместо 234,84 руб.

В суде апелляционной инстанции представитель Центра Трунева О.Б. пояснила, что пенсионным органом была обнаружена ошибка в начислении размера доплаты к пенсии истца, исходя из пенсионных баллов, в связи с чем ошибка была исправлена путем установления истцу с 01.08.2019 г. надбавки к пенсии в размере 129,17 руб. вместо 234,84 руб., что соответствует положениям части 4 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Судебная коллегия не соглашается с такой позицией ответчика по следующим основаниям.

Частью 4 ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

Согласно предоставленного суду апелляционной инстанции расчета, следует, что с 01.08.2018 г. истцу выплачивалась надбавка в размере 340,41 руб., с 01.08.3019 г. выплачивалась надбавка к пенсии в размере 129,17 руб.

Исходя из анализа расчета, следует, что фактически с 01.08.2019 г. с пенсии истца пенсионным органом ежемесячно удерживалась сумма в размере 105,67 руб.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 ФЗ "О страховых пенсиях" удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании исполнительных документов; решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 настоящего Федерального закона; решений судов о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям) вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.

В соответствии с ч. 5 ст. 26 названного закона пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.

Из содержания вышеприведенных норм следует, что пенсионный орган может принять решение об удержании денежных сумм со страховой пенсии только в случае недобросовестного поведения самого пенсионера.

Закон же о страховых пенсиях закрепляет исчерпывающий перечень оснований для удержания из установленной пенсионеру страховой пенсии.

Такого основания для удержания пенсионным органом денежных сумм со страховой пенсии как неверный подсчет размера выплат пенсионеру в автоматизированном режиме Закон о страховых пенсиях не содержит.

Поскольку в действиях истца отсутствуют признаки недобросовестности, пенсионный орган самостоятельно не может производить удержания денежных средств со страховой пенсии истца, мог лишь правильно указать размер доплаты к пенсии истца с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

Суд же первой инстанции, разрешая спор, вышеприведенные нормы не учел, неверно истолковал нормы материального права, не учел положения п. 2 ст. 29 Закона о страховых пенсиях, и вынес незаконное решение, которое подлежит отмене в части в части отказа произвести Агеевой перерасчет размера страховой пенсии с 01 августа 2019 г. за счет увеличения количества пенсионных 3 баллов до 234 руб.84 коп. с вынесением нового решения в этой части о частичном удовлетворении исковых требований прокурора в интересах Агеевой, поскольку нарушенные ее права подлежат восстановлению путем возложения обязанности на надлежащего по спору ответчика - Центра по установлению и выплате пенсии обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии с 01.09.2019 г. за счет увеличения количества пенсионных 3 баллов в размере 234,84 руб.

Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Бурятия не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку начисление, перерасчет, выплата страховых пенсий производится Центром по установлению и выплате пенсий.

Гражданское дело рассмотрено в пределах заявленных требований прокурором района.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционное представление прокурора Советского района г. Улан-Удэ Баторова Б.Н. удовлетворить в части.

Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 13 июля 2020 года в части отказа произвести Агеевой ИВ перерасчет размера страховой пенсии с 01 августа 2019 г. за счет увеличения количества пенсионных 3 баллов до 234 руб.84 коп., отменить.

Постановить в этой части новое решение.

Исковые требования прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах Агеевой ИВ удовлетворить в части.

Обязать Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Республике Бурятия произвести Агеевой ИВ перерасчет размера страховой пенсии с 01 августа 2019 г. за счет увеличения количества пенсионных 3 баллов до 234 руб.84 коп.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий: С.Д.Васильева

Судьи: Ц.В.Дампилова

И.К.Хаыкова