НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия) от 21.07.2021 № 2А-303/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Смирнова Ю.А. 2а-303/2021

дело № 33а-1564/2021 пост. ...

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Улан-Удэ 21 июля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего Булгытовой С.В.

судей коллегии Казанцевой Т.Б., Назимовой П.С.

при секретаре Долонове Ц.-Н.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску АО «Рудник Каральвеем» к Министерству экономики Республики Бурятия о признании недействительным заключения государственной экспертизы условий труда по апелляционной жалобе АО «Рудник Каральвеем» на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 2 февраля 2021 года, которым административный иск оставлен без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Назимовой П.С., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

обращаясь в суд, АО «Рудник Каральвеем» просило признать незаконным заключение Министерства экономики Республики Бурятия от 11 августа 2020 года о фактических условиях труда работника АО «Рудник Каральвеем» Хайдапова Ц.И. (проходчика, горнорабочего очистного забоя (оператора вакуумной установки)).

Требования мотивированы тем, что согласно оспариваемому заключению условия труда работника АО «Рудник Каральвеем» Хайдапова Ц.И. не соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда. По мнению работодателя, данное заключение является незаконным, поскольку принято неуполномоченным органом. Кроме того, в ходе проведения государственной экспертизы условий труда Министерство экономики Республики Бурятия (далее также - министерство) установило факт и период получения работником профессионального заболевания на основании актов о случае профессионального заболевания, которые не имеют указаний на то, какие именно положения, правила и акты были нарушены работодателем. Принятая во внимание санитарно-гигиеническая характеристика условий труда Хайдапова Ц.И. содержит сведения об условиях труда работника у иных работодателей. Другие документы, содержащие сведения об условиях труда Хайдапова Ц.И., отчет о специальной оценке условий труда министерство не исследовало. В оспариваемом заключении отсутствует указание на то, какие именно гигиенические нормативы были нарушены работодателем.

В суд первой инстанции административный истец не явился.

Представитель административного ответчика Министерства экономики Республики Бурятия Нимаев Ч.Д.-С. требования не признал.

Заинтересованное лицо Хайдапов Ц.И. просил административный иск оставить без удовлетворения.

Районный суд принял решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе представитель АО «Рудник Каральвеем» Коновалов А.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, заявляя в числе прочего довод о том, что при принятии оспариваемого заключения о фактических условиях труда работника АО «Рудник Каральвеем» Хайдапова Ц.И. министерство вышло за пределы своей компетенции.

В заседание судебной коллегии представитель АО «Каральвеем» не явился, о рассмотрении дела надлежаще извещен.

Представитель административного ответчика Министерства экономики Республики Бурятия Саланова Ю.В., заинтересованное лицо Хайдапов Ц.И. и его представитель Хулугуров А.А. доводам апелляционной жалобы возражали.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

Статьей 209 Трудового кодекса РФ определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).

Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209 Трудового кодекса РФ).

Согласно статье 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 22, 212 Трудового кодекса РФ).

В силу части 1 статьи 216.1 Трудового кодекса РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной.

В соответствии с частью 3 указанной статьи государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки: качества проведения специальной оценки условий труда; правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; фактических условий труда работников.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется, в том числе на основании обращений работников (часть 4 статьи 216.1 Трудового кодекса РФ).

В соответствии с частью 6 статьи 216.1 Трудового кодекса РФ лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны: составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации; обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях; обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 августа 2014 года № 549н утвержден Порядок проведения государственной экспертизы условий труда (далее также - Порядок)

Согласно пункту 3 Порядка государственная экспертиза условий труда осуществляется, в том числе на основании обращений работников.

В случае, если заявителем является работник, то государственная экспертиза условий труда проводится только в отношении условий труда на его рабочем месте (рабочих местах) (пункт 4 Порядка).

Из материалов дела следует, 30 июня 2020 года в Министерство экономики Республики Бурятия поступило заявление Хайдапова Ц.И., проживающего в г. Улан-Удэ Республики Бурятия, о предоставлении государственной услуги по проведению государственной экспертизы условий труда.

Местом работы Хайдапова Ц.И. является АО «Рудник Каральвеем», находящийся по адресу: Чукотский автономный округ, Билибинский район, территория Рудник Каральвеем.

2 июля 2020 года Министерством экономики Республики Бурятия направлен запрос в адрес работодателя для предоставления сведений, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда на рабочем месте Хайдапова Ц.И.

.

3 августа 2020 года АО «Рудник Каральвеем» направило в министерство письмо, в котором указало, что акционерное общество не осуществляет деятельность на территории Республики Бурятия, а потому представить документы в соответствии с запросом не представляется возможным.

После чего министерство провело государственную экспертизу условий труда на рабочем месте Хайдапова Ц.И. на основании представленных им документов, а именно:

- актов о случае профессионального заболевания, утвержденных руководителем Роспотребнадзора по Чукотскому автономному округу, от 10 мая 2019 года и от 2 июня 2020 года;

- санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (отравления) от 14 декабря 2019 года № 7, утвержденной руководителем Роспотребнадзора по Чукотскому автономному округу;

- медицинских заключений, выданных Республиканским центром профессиональной паталогии Автономного учреждения Республики Бурятия «Республиканский клинический госпиталь для ветеранов войн»;

- трудового договора от 22 августа 2017 года РК-290/17 с дополнительным соглашением от 28 декабря 2017 года и копии трудовой книжки работника.

11 августа 2020 года министерство приняло заключение о фактических условиях труда проходчика, горнорабочего очистного забоя (оператора вакуумной установки) АО «Рудник Каральвеем» Хайдапова Ц.И., согласно которому условия труда данного работника, в том числе в период, непосредственно предшествовавший получению им профессиональных заболеваний, не соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда, а именно статье 212 Трудового кодекса РФ, поскольку не обеспечена безопасность работника (превышены гигиенические нормативы).

Оспаривая указанное заключение в судебном порядке, АО «Рудник Каральвеем» в числе прочих доводов заявляло об отсутствии у Министерства экономики Республики Бурятия полномочий на проведение государственной экспертизы условий труда работника Хайдапова Ц.И.

Проверяя указанный довод, районный суд, ссылаясь на Положение о Министерстве экономики Республики Бурятия, утвержденное постановлением Правительства Республики Бурятия от 6 апреля 2012 года № 188 (далее также - Положение о Министерстве экономики Республики Бурятия), пришел к выводу о том, что указанное министерство, являясь уполномоченным исполнительным органом Республики Бурятия в области охраны труда, вправе было принять заключение об условиях труда Хайдапова Ц.И., проживающего в Республике Бурятия.

С таким выводом нельзя согласиться.

В соответствии с пунктом 1 приведенного выше Порядка государственная экспертиза условий труда осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Согласно пункту 3.7.6 Положения о Министерстве экономики Республики Бурятия министерство в сфере трудовых отношений обеспечивает реализацию на территории Республики Бурятия государственной политики в области охраны труда и государственных программ Российской Федерации по улучшению условий и охраны труда, осуществляет на территории Республики Бурятия в установленном порядке государственную экспертизу условий труда.

Приказом Министерства экономики Республики Бурятия от 10 июня 2015 года № 8-НП утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы условий труда в Республике Бурятия (далее – Административный регламент).

Пунктом 13 Административного регламента определено, что наименованием государственной услуги является «проведение государственной экспертизы условий труда в Республике Бурятия».

Как следует из материалов дела, АО «Рудник Каральвеем» зарегистрировано и осуществляет свою деятельность на территории Чукотского автономного округа; при этом обособленных подразделений на территории Республики Бурятия не имеет.

Рабочее место работника АО «Рудник Каральвеем» Хайдапова Ц.И. также находится на территории Чукотского автономного округа (Билибинский район).

Следовательно, Министерство экономики Республики Бурятия при проведении государственной экспертизы условий труда работника АО «Рудник Каральвеем» вышло за пределы своей компетенции.

В силу прямых предписаний, содержащихся в части 9 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) публичного органа суд должен выяснить, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд (пункты 1 и 2), а также требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия административного ответчика на принятие оспариваемого решения (пункт 3).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, перечисленных в пунктах 3 и 4 этой же части, - на административного ответчика (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Поскольку заключение от 11 августа 2020 года о фактических условиях труда работника АО «Рудник Каральвеем» Хайдапова Ц.И. принято министерством при отсутствии соответствующих полномочий; данное заключение затрагивает интересы административного истца в части установления обстоятельств, связанных с охраной труда работников, является основанием для возникновения у работодателя соответствующих обязанностей в указанной сфере, судебная коллегия приходит к выводу о незаконности оспариваемого заключения, в связи с чем обжалуемое судебное решение подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении административного иска.

Учитывая изложенное, остальные доводы апелляционной жалобы, касающиеся процедуры принятия заключения, оценки условий труда работника, об их соответствии (несоответствии) государственным нормативным требованиям охраны труды, судебной проверке не подлежат.

Установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячный срок обращения в суд административным истцом не пропущен, поскольку после получения 12 августа 2020 года копии оспариваемого заключения АО «Рудник Каральвеем» обратилось в Министерство экономики Республики Бурятия с досудебной претензией от 27 августа 2020 года, ответ на которую административным ответчиком был дан только 28 сентября 2020 года. Обращение АО «Рудник Каральвеем» в суд с настоящим административным исковым заявлением последовало 17 декабря 2020 года.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 2 февраля 2021 года отменить. Принять по делу новое решение, которым административный иск АО «Рудник Каральвеем» удовлетворить.

Признать незаконным заключение Министерства экономики Республики Бурятия от 11 августа 2020 года «Заключение о фактических условиях труда проходчика, горнорабочего очистного забоя (оператора вакуумной установки) Акционерного общества «Рудник Каральвеем» Хайдапова Ц.И.».

Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий: С.В. Булгытова

Судьи: Т.Б. Казанцева

П.С. Назимова