НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия) от 19.02.2020 № 33А-702

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Калмыкова С.С.

дело № 33а-702

поступило 22 января 2020 года

УИД 04RS0007-01-2019-004924-36

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

19 февраля 2020 года г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по административном делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Булгытовой С.В.

судей Назимовой П.С., Казанцевой Т.Б.

при секретаре Долонове Ц.-Н.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» к Государственной инспекции труда в Республике Бурятия об оспаривании предписания и решения

по апелляционной жалобе Государственной инспекции труда в Республике Бурятия

на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 27 ноября 2019 года, которым административный иск удовлетворен.

Заслушав доклад судьи Булгытовой С.В., объяснения государственного инспектора труда в Республике Бурятия Ивановой Е.В., представителя административного истца Бухарметовой С.А., ознакомившись с апелляционной жалобой и материалами дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

1. ГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» (далее – учреждение) предъявило к Государственной инспекции труда в Республике Бурятия (далее – инспекция) иск об оспаривании пунктов 1 и 5 предписания инспекции от 30 сентября 2019 года, а также решения руководителя Государственной инспекции труда в Республике Бурятия от 18 октября 2019 года № 19 об отказе в удовлетворении возражений (жалобы) учреждения.

Инспекция иск не признала.

Районный суд удовлетворил административный иск.

В апелляционной жалобе государственный инспектор труда Иванова Е.В., вынесшая оспариваемое предписание, ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В заседании суда апелляционной инстанции Иванова поддержала доводы жалобы, представитель учреждения возражала против удовлетворения жалобы.

2. Рассмотрев дело, судебная коллегия находит, что в части пункта 1 предписания решение суда постановлено правильно, в части пункта 5 – подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворения административного иска.

В соответствии с абзацем шестым части 1 статьи 357 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Из материалов дела видно, что в сентябре 2019 года государственный инспектор труда в Республике Бурятия Иванова провела плановую документарную проверку учреждения. 30 сентября 2019 года по результатам проверки инспектор составила акт проверки и направила учреждению предписание об устранении нарушений трудового законодательства.

В пункте 1 предписания указано на необходимость устранить нарушение требований статьи 152 ТК РФ путем оплаты сверхурочной работы либо предоставления дополнительного времени отдыха за период с сентября 2018 года по август 2019 года работникам, отработавшим сверх установленной нормы рабочего времени.

В пункте 5 предписания указано на необходимость выдать водителям автомобилей скорой медицинской помощи жилет сигнальный.

Учреждение подало возражения руководителю Государственной инспекции труда в Республике Бурятия на указанные пункты.

Решением № 19 от 18 октября 2019 года руководитель инспекции отказал в удовлетворении возражений.

2.1. Пункт 1 предписания обоснован инспекцией тем, что в учреждении допускается неоплачиваемая сверхурочная работа.

Возражая против указанного пункта, учреждение ссылается на то, что имеет место трудовой спор, а также на то, что нарушений со стороны работодателя в данном случае нет.

Районный суд проверил эти доводы и принял правильное решение об отмене пункта 1 предписания.

Согласно части 1 статьи 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из части 6 статьи 360 ТК РФ следует, что предметом проверки федеральной инспекции труда является соблюдение работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с пунктом 4 Положения предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, обеспечения доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.

По смыслу указанных норм инспекция труда вправе предъявлять предписание работодателю в случае если нарушаются правила или требования, прямо установленные законом, т.е. нарушение закона должно быть очевидным.

В случае со сверхурочной работой на станции скорой медицинской помощи такой очевидности не усматривается.

Учреждение ссылается на то, что руководствуется подпунктом «ж» пункта 2 Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», в соответствии с которым не считается совместительством и не требует заключения (оформления) трудового договора дежурство медицинских работников сверх месячной нормы рабочего времени по графику. Кроме того, пункт 2 данного Постановления предусматривает, что выполнение работ, указанных в подпунктах «б» - «з», допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.

При наличии норм, дополнительно регулирующих труд медицинских работников, доводы работодателя подлежат проверке и оценке, что можно осуществить только в порядке рассмотрения индивидуального трудового спора.

На основании изложенного судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы относительно пункта 1 предписания.

2.2. С решением суда в части признания незаконным пункта 5 предписания согласиться нельзя.

Указанным пунктом работодателю предписано выдать сигнальные жилеты водителям автомобилей скорой медицинской помощи.

Возражая против данного пункта, учреждение ссылается на то, что требование о выдаче сигнального жилета не распространяется на водителей автомобилей скорой медицинской помощи.

Районный суд признал эти доводы обоснованными.

При этом суд не учел следующее.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.06.2009 № 357н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

В приложении № 1 перечислены типовые нормы для автомобильного транспорта и шоссейных дорог.

Водителям всех видов автомобилей дополнительно полагается жилет сигнальный 2 класса защиты.

Из статьи 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что:

транспортное средство – это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;

водитель транспортного средства – это лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.06.2013 № 388н утвержден Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи.

Из Порядка следует, что для организации деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи используется автомобиль скорой медицинской помощи.

Положения о том, что автомобиль скорой медицинской помощи не относится к автомобильному транспорту, действующее законодательство не содержит, поэтому водители автомобилей скорой медицинской помощи подпадают под действие приложения № 1 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.06.2009 № 357н.

Следовательно, пункт 5 предписания является правомерным и оснований для признания его незаконным не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 27 ноября 2019 года отменить в части удовлетворения требования ГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» об отмене пункта 5 предписания Государственной инспекции труда в Республике Бурятия от 30 сентября 2019 года № 3/12-4419-И/63-25 и решения руководителя Государственной инспекции труда в Республике Бурятия от 18 октября 2019 года № 19 в части проверки пункта 5 предписания.

Принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении данного требования.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи