НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия) от 12.09.2022 № 2А-359/2022

Судья Ивахинова Э.В. № гражданского дела 2а-359/2022

Поступило ... г. 33-3358

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Улан-Удэ 12 сентября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Васильевой С.Д., судей коллегии Хаыковой И.К. и Болдонова И.А., при секретаре Федоровой Ю.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Тапхаева А.С. на решение Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 26 мая 2022 года, которым административное исковое заявление Тапхаева А к Отделу социальной защите населения по Баргузинскому району о признании решение ОСЗН по Баргузинскому району об отказе в назначении и выплате государственной социальной помощи в виде пособия на 250 000 рублей от 23 марта 2022 года незаконным и подлежащим отмене, о признании решения ОСЗН по Баргузинскому району от 29 марта 2022 годы об отказе в назначении и выплате государственной социальной помощи в виде пособия в размере 250 000 рублей незаконным и подлежащим отмене, решение ОСЗН по Баргузинскому району о назначении и выплате государственной социальной помощи в виде пособия на 100 000 рублей незаконным и подлежащим отмене, оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Васильевой С.Д., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд с административным иском к ответчику Отделу социальной защиты населения по Баргузинскому району, Тапхаев А.С. просил:

признать незаконным решение Отдела социальной защиты населения по Баргузинскому району об отказе в назначении и выплате государственной социальной помощи в виде пособия на основании социального контракта на сумму 250000 рублей на оказание услуги тракторной техники от 23 марта 2022 года, и подлежащим отмене;

признать незаконным решение Отдела социальной защиты населения по Баргузинскому району об отказе в назначении и выплате государственной социальной помощи в виде пособия на основании социального контракта на сумму 250000 рублей на оказание услуги тракторной техники от 29 марта 2022 года, и подлежащим отмене;

признать незаконным решение Отдела социальной защиты населения по Баргузинскому району о назначении и выплате государственной социальной помощи в виде пособия на основании социального контракта на реализацию мероприятия «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» сумму 100000 рублей (на мотоблок), и подлежащим отмене.

Иск мотивирован тем, что 23.03.2022 г. Отдел социальной защиты населения по Баргузинскому району отказал истцу в назначении и выплате государственной социальной помощи в виде пособия на основании социального контракта на сумму 250000 рублей мотивировав тем, что у истца нет водительских прав тракториста. 29.03.2022 г. Отдел социальной защиты населения по Баргузинскому району отказал в назначении и выплате государственной социальной помощи в виде пособия на основании социального контракта на сумму 250000 рублей. 29.03.2022 г. Отдел социальной защиты населения по Баргузинскому району принял решение о назначении и выплате государственной социальной помощи в виде пособия на основании социального контракта на сумму 100 000 рублей. С данными решениями отдела социальной защиты населения по Баргузинскому району истец не согласен, считает незаконными и подлежащими отмене.

В судебное заседание административный истец Тапхаев А.С. не явился, надлежаще извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, его представитель по доверенности Аюшеева М.Ю. исковые требования поддержала.

В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности Лугинина Г.В. исковые требования не признала.

Суд постановил вышеуказанное решение, с которым не согласился истец Тапхаев А.С., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, указывая на то, что ответчик лишил его права на получение государственной социальной помощи. Письменного решения комиссии об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта в сумме 250 000 руб. не получал. Автор жалобы не согласен с выводом суда о том, что согласно протоколу заседания комиссии от 23.03.2022 г. указано, что комиссия решила направить на доработку бизнес-план Тапхаева с повторным приглашением на заседание комиссии на 29 марта 2022 г., так как Положение о Комиссии по оказанию адресной социальной помощи малоимущим гражданам на основании социального контракта, утвержденное приказом начальника ОСЗН №17/05-од от 03.08.2017 г. неоднократных переносов заседаний комиссии не содержит. Комиссия не имеет права выносить собственное решение. Также истец отмечает, что Комиссия не должна навязывать собственное мнение малоимущему гражданину. Тапхаев не давал согласия на решение о назначении государственной социальной помощи в размере 100 000 руб. Суд не установил, каким правовым актом руководствовалась Комиссия при принятии решения о выделении 100 000 руб. Кроме того апеллянт полагает, что начальник ОСЗН по Баргузинскому району нарушил требования п. 2.9 Постановления Правительства Республики Бурятия №471 от 22.09.2015 г. и включил в состав комиссии для принятия решений об оказании адресной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим гражданам включил себя с полномочиями председателя комиссии и специалиста ОСЗН Башарову в качестве секретаря. Пребывание специалистов ОСЗН в составе межведомственной комиссии явное нарушение. Истец полагает Постановление Правительства Республики Бурятия №471 от 22.09.2015 г. противоречащим ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской власти» от 21.12.2021 г. Апеллянт считает, что деятельность Комиссии не регламентирована, комиссия работала и распоряжалась государственными средствами.

Районный суд рассмотрел дело по правилам административного судопроизводства.

Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 24 августа 2022 г. дело передано на рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия.

В суд апелляционной инстанции стороны не явились, истец Тапхаев А.С. просил рассмотреть дело в его отсутствие. От представителя ответчика какого-либо ходатайства об отложении дела с указанием причины, до начала заседания суда апелляционной инстанции не поступило, в связи с чем коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Несмотря на то, что требования Тапхаева А.С. рассмотрены в порядке КАС РФ, оснований для отмены судебного решения в связи с переходом к рассмотрению в порядке искового производства по настоящему делу не имеется, так как необходимые сведения для принятия судебного акта судом апелляционной инстанции имеются.

Из материалов дела следует, что Тапхаев А.С. 16 марта 2022 г. обратился с заявлением в Отдел социальной защиты населения по Баргузинскому району об оказании ему государственной социальной помощи на основании социального контракта, предоставив технико-экономическое обоснование услуги тракторной техники (бизнес-план) с целью обеспечения самозанятости, оказания услуг населению по заготовке сена, уборке снега, пахота огородов.

Решением Комиссии по вопросам заключения социального контракта Отдела социальной защиты населения по Баргузинскому району ОСЗН по Баргузинскому району от 23.03.2022 г. бизнес-план направлен на доработку с повторным приглашением на заседание Комиссии 29 марта 2022 г.

Решением Комиссии по вопросам заключения социального контракта Отдела социальной защиты населения по Баргузинскому району ОСЗН по Баргузинскому району от 23.03.2022 г. для реализации бизнес-плана Тапхаеву необходимо 100 000 руб., 70 000 руб. – на мотоблок, 25000 руб. - на куриц.

Не согласившись с указанным решением, Тапхаев обратился в суд с вышеуказанным иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что отсутствуют основания для признания оспариваемых истцом решений Комиссии по вопросам заключения социального контракта Отдела социальной защиты населения по Баргузинскому району ОСЗН по Баргузинскому району от 23 марта 2022 г. и 29 марта 2022 г., так как решением Комиссии от 23 марта 2022 г. бизнес-план направлен на доработку, решением Комиссии от 29 марта 2022 г. принято решение о выделении Тапхаеву 100 000 руб. на покупку мотоблока и куриц по желанию Тапхаева.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда.

Приказом РГУ «Центр социальной поддержки населения» Отдела социальной защиты населения по Баргузинскому району № ... от 10.12.2016 в соответствии с постановлением Правительства РБ от 22.09.2015 № 4871 «Об утверждении положения о назначении и выплате адресной социальной помощи на основании социального контракта, малоимущим гражданам» создана Комиссия для принятия решения об оказании адресной социальной помощи на основании социального контракта, малоимущим гражданам в составе председателя

Приказом РГУ «Центр социальной поддержки населения» Отдела социальной защиты населения по Баргузинскому району № ... от 01.02.2021 г. изменен состав членов Комиссии, членами Комиссии назначены .

Приказом РГУ «Центр социальной поддержки населения» Отдела социальной защиты населения по Баргузинскому району № ... от 28 марта 2022 г. в состав Комиссии включена (начальник отдела сельского хозяйства МО «Баргузинский район»).

В соответствии с пунктами 2.9 Положения об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.09.2015 N 471, для рассмотрения вопроса об оказании социальной помощи в целях рассмотрения составленных программ социальной адаптации в подразделении РГУ создается межведомственная комиссия (далее - комиссия). В состав комиссии входят уполномоченные представители органов занятости населения, органов местного самоуправления, органов опеки и попечительства, органов государственной власти, уполномоченных в сфере регулирования малого и среднего предпринимательства и уполномоченных в сфере сельского хозяйства. В работе комиссии также могут принимать участие уполномоченные представители органов и организаций городских округов, муниципальных районов и поселений, медицинских организаций, государственных внебюджетных фондов, иных заинтересованных органов и организаций в зависимости от основных мероприятий социального контракта.

Из указанной нормы следует, что в состав комиссии входят уполномоченные представители органов занятости населения, в связи с чем доводы истца о том, что в состав Комиссии не должны были входить начальник и специалист Отдела социальной защиты населения по Баргузинскому району, не состоятельны.

Вопреки доводам жалобы, Комиссия по вопросам заключения социального контракта ОСЗН по Баргузинскому району в составе председателя и членов Комиссии на основании приказа № ... от 28 марта 2022 г. вправе была рассматривать в марте 2022 г. заявление Тапхаева об оказании государственной социальной помощи.

В соответствии с п. 2.12 Положения (в редакции, действующей на момент принятия решений Комиссией) в случае принятия решения о назначении социальной помощи в уведомлении, направляемом заявителю, указывается дата явки в подразделение РГУ для составления программы социальной адаптации (приложение N 2 к настоящему Положению). Для получения социальной помощи на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности или на ведение личного подсобного хозяйства дополнительно заявителем представляется бизнес-план осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности (деятельности налогоплательщика налога на профессиональный доход) или план развития личного подсобного хозяйства, составленные в соответствии с требованиями, предусмотренными в пункте 2.13 настоящего Положения.

В соответствии с п\п. а п. 2.13 Положения бизнес-план осуществления предпринимательской деятельности должен содержать следующую структуру:

1) краткое описание (резюме) бизнес-плана осуществления предпринимательской деятельности;

2) производственный план (краткое описание продукции и технологии производства (предоставления услуг);

3) маркетинговый план;

4) организационный план;

5) финансовый план;

6) оценка и управление рисками проекта;

7) приложения (при наличии);

б) план развития личного подсобного хозяйства должен содержать следующую структуру:

1) общее описание плана ведения личного подсобного хозяйства (наименование плана, направление деятельности, поэтапные действия);

2) общее описание деятельности (место ведения личного подсобного хозяйства, наличие условий для ведения личного подсобного хозяйства, возможные риски при реализации плана);

3) описание продукции и технологии производственного процесса (перечень и краткое описание продукции, технологии производственного процесса);

4) планируемые каналы сбыта;

5) затраты на реализацию плана;

6) дополнительные пояснения (примечания, сведения, расчеты).

В соответствии с п. 2.18 Положения основаниями для принятия решения об отказе в оказании социальной помощи являются:

- представление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности;

- отсутствие права на оказание социальной помощи с учетом требований пунктов 1.3 и 1.10 настоящего Положения;

- отказ заявителя от подписания социального контракта.

Отказ в назначении социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, республиканское государственное учреждение "Центр социальной поддержки населения" и (или) в суд.

Между тем, принимая 23 марта 2022 г. решение о направлении бизнес-плана на доработку с повторным приглашением на заседание Комиссии 29 марта 2022 г., Комиссия не указала мотивы принятия такого решения, в какой части бизнес-план нуждался в доработке, какие-действия необходимо было произвести Тапхаеву для доработки бизнес-плана. Суд первой инстанции в этой части не дал надлежащую оценку такому решению Комиссии, тогда как имелись основания для признания такого решения незаконным и подлежащим отмене, поскольку из представленных материалов непонятно, в какой части бизнес-план требуется в доработке. По данным основаниям принятое решение Комиссией 23 марта 2022 г. нельзя признать законным, в связи с чем подлежит отмене.

Нельзя признать законным и обоснованным решение Комиссии и от 29 марта 2022 г., так как Тапхаевым в Комиссию не предоставлялся бизнес-план для осуществления предпринимательской деятельности, или план развития личного подсобного хозяйства, связанные с приобретением мотоблока и куриц. Как следует из бизнес-плана, предоставленного в Комиссию для реализации проекта «Услуги тракторной техники» Тапхаев просил средства господдержки для приобретения мотоблока стоимостью 100 000 руб. и навесного оборудования стоимостью 150 000 руб.

Более того, в бизнес-плане отсутствуют сведения, что Тапхаев желал приобрести трактор, для управления которого действительно требуется специальное право, в бизнес-плане указано, что он желает приобрести мотоблок. В этой части Комиссии при рассмотрении заявления Тапхаева следовало выяснить, требуется ли специальное право для работы с мотоблоком, относится ли мотоблок к транспортным средствам, если относится к транспортным средствам, кто будет управлять им – сам истец или нанятый им работник, имеющий специальные права на управление мотоблоком.

В связи с установленными выше обстоятельствами выводы суда о том, что Комиссия 29 марта 2022 г. вынесла законное решение о выделении 100 000 руб., исходя из пожеланий Тапхаева приобрести мотоблок и куриц, являются неправильными, в связи с чем решением суда и в этой части подлежит отмене.

В связи с отменой всех решений, и обстоятельств, установленных выше, Комиссия по вопросам заключения социального контракта ОСЗН по Баргузинскому району обязана рассмотреть заявление Тапхаева об оказании государственной социальной помощи и вынести соответствующее решение.

Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 02 июня 2022 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Тапхаева А о признании незаконными и подлежащими отмене решений Комиссии по вопросам заключения социального контракта Отдела социальной защиты населения по Баргузинскому району от 23 марта 2022 года и 29 марта 2022 г., отменить.

Постановить новое решение.

Признать решение Комиссии по вопросам заключения социального контракта Отдела социальной защиты населения по Баргузинскому району от 23 марта 2022 года о направлении бизнес-плана, предоставленного Тапхаевым А на доработку, незаконным.

Решение Комиссии по вопросам заключения социального контракта Отдела социальной защиты населения по Баргузинскому району от 23 марта 2022 года о направлении бизнес-плана, предоставленного Тапхаевым А на доработку, отменить.

Признать решение Комиссии по вопросам заключения социального контракта Отдела социальной защиты населения по Баргузинскому району от 29 марта 2022 года о единовременной денежной выплате на основании социального контракта Тапхаеву А в размере 100 000 руб. на приобретение мотоблока и куриц, незаконным.

Решение Комиссии по вопросам заключения социального контракта Отдела социальной защиты населения по Баргузинскому району от 29 марта 2022 года о единовременной денежной выплате на основании социального контракта Тапхаеву А в размере 100 000 руб. на приобретение мотоблока и куриц отменить.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий: С.Д.Васильева

Судьи: И.К.Хаыкова

А.И.Болдонов