НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия) от 08.07.2020 № 33А-839/20

УИД: 04RS0020-01-2019-001286-76

(судья Казакова Е.Н.)

№ 33а-839/2020(в апелл.инст.)

поступило 30.01.2020г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

8 июля 2020 г. г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Булгытовой С.В., судей Казанцевой Т.Б., Назимовой П.С., при секретаре Мархаевой С.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №8 по Республике Бурятия к Богданову Юрию Вениаминовичу о взыскании задолженности по налогам, пени

по апелляционной жалобе Богданова Ю.В. на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 28 ноября 2019г., которым постановлено:

Исковые требования Межрайонной ИФНС России №8 по Республике Бурятия к Богданову Ю.В. о взыскании задолженности по налогам, пени удовлетворить в части.

Взыскать с Богданова Ю.В. в пользу Межрайонной ИФНС России №8 по Республике Бурятия задолженность по земельному налогу за 2015г. – 68 рублей, задолженность по транспортному налогу за 2016г. - 678 рублей, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016г. на сумму 504 рубля, задолженности по транспортному налогу за 2017г. в размере 704 рубля, задолженность по пени по земельному налогу 134,10 рублей, по налогу на имущество физических лиц 64,44 рублей. Всего 2 152,54 рублей.

Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Межрайонной ИФНС России №8 по РБ Трифонову Н.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная ИФНС России №8 по РБ обратилась с административным исковым заявлением к Богданову Ю.В. о взыскании задолженности по налогам, с учетом уточнения исковых требований, истец просил взыскать с ответчика, просил взыскать земельный налог в размере 1 481 руб. и пени в размере 134,10 руб., налог на имущество физических лиц в размере 504 руб. и пени в размере 64,44 руб., транспортный налог в размере 1 382 руб.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Богданов Ю.В. признается налогоплательщиком указанных налогов. В его адрес, в том числе посредством электронного сервиса «Личный кабинет», направлялись налоговые уведомления об уплате налогов, а в последующем - требования об уплате налогов. 8 июня 2019г. мировым судьей судебного участка №1 Северобайкальского района Республики Бурятия на основании заявления налогового органа был вынесен судебный приказ о взыскании с Богданова Ю.В. задолженности по налогам, который был отменен 22 июня 2019г. по заявлению Богданова Ю.В., в связи с чем налоговый орган обратился в суд. В связи с подачей Богдановым Ю.В. заявления о применении налоговой льготы был произведен перерасчет сумм задолженности по налогам на землю и имущество.

В судебное заседание представитель Межрайонная ИФНС России №8 по РБ не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Богданов Ю.В. исковые требования не признал, указав на неверное исчисление размера налогов, поскольку с октября 2016г. является пенсионером, в связи с чем налоговый орган должен был предоставить ему налоговую льготу, кроме того, у него ранее имелась переплата по налогам, с заявлением о возврате он обращался в 2013г., однако переплата возвращена не была, указанная сумма должна была быть зачтена в счет будущих платежей.

Обжалуемым решением административный иск удовлетворен частично.

В апелляционной жалобе Богданов Ю.В. просит отменить решение, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований в связи с отсутствием у него задолженности по налогам. Заявитель указал, что с 2016г. ему должна была быть предоставлена льгота по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц (по жилому помещению). Кроме того, с 2012г. имеется переплата по налогам в размере 2 400 руб., однако налоговый орган не произвел зачет данной суммы в счет его налоговых обязательств.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции Богданов Ю.В., не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении судебной корреспонденции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Межрайонной ИФНС России №8 по РБ Трифонову Н.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Согласно п.1 ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В силу п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по оплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

На основании ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (ст.400 НК РФ).

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования, в том числе жилое помещение (квартира, комната) (ст.401 НК РФ).

В силу ч.1 ст.387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

На основании ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Согласно п.1 ст.390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Согласно ч.2 ст.45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

На основании ч.ч. 1,2.4,5,6 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Из содержания приведенных норм следует, что обязанность по уплате транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц возникает у физического лица с момента направления ему уведомления налоговым органом, при неисполнении которого налоговым органом направляется требование об уплате недоимки по налогу. При этом налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу в том случае, если соблюдена процедура направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога.

Из материалов дела следует, что Богданов Ю.В. является собственником объекта налогообложения по налогу на имущество физических лиц: квартиры, расположенной по адресу: <...>; объектов налогообложения по земельному налогу: земельных участков, расположенных <...>; а также объекта налогообложения по транспортному налогу: автомобиль марки <...>, регистрационный знак <...>.

Богданову Ю.В. своевременно направлялись налоговые уведомления №76778625 от 12 сентября 2016г., №57852746 от 20 сентября 2017г., №48030016 от 17.08.2018г., а также требования №№ 11612, 12070, 1400 об уплате налогов по состоянию на 21 ноября 2017г., 12 февраля 2018г., 25 января 2019г.

Согласно ч.2 ст.45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.ч.2, 3 ст.48 Налогового кодекса РФ, ч.2 ст.286 КАС РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Налоговый орган обращался с заявлением о выдаче судебного приказа с соблюдением срока, предусмотренного ст.48 НК РФ (6 месяцев после истечения срока исполнения требования), а в суд общей юрисдикции обращение последовало в пределах 6 месяцев после отмены 22 июня 2019г. судебного приказа.

Разрешая спор и частично удовлетворяя требования Межрайонной ИФНС №8 по РБ о взыскании с административного ответчика задолженности по налоговым платежам и пени, суд первой инстанции исходил из доказанности факта неполного исполнения Богдановым Ю.В. обязанности по своевременной уплате земельного налога, транспортного налога, налога на имущество физических лиц.

При этом вопреки доводам жалобы на основании заявления налогоплательщика в соответствии со ст.407 НК РФ налоговым органом был произведен перерасчет (уменьшение) суммы земельного и имущественного налогов в связи с наличием у Богданова Ю.В. льготы по оплате данных налогов, как лица, достигшего пенсионного возраста.

Льгота в соответствии со ст.407 НК РФ по земельному налогу за 2017г. составила 17руб., (за 2016г. льгота по земельному налогу не начислялась, поскольку введена изменениями в ч.1 НК РФ с 1 января 2017г.). По налогу на имущество физических лиц льгота составила за 2016г. - 168 руб., за 2017г. - 739 руб., с пропорциональным уменьшением пени.

Доводы жалобы о наличии переплаты по налогам в размере 2 400 руб. и об отсутствии действий налогового органа по зачету данной суммы в счет его налоговых платежей подлежат отклонению.

Согласно п.5 ч.1 ст.21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

В соответствии с п.7 ч.1 НК РФ налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа.

В рассматриваемом случае налоговым органом была выявлена переплата по налогу в размере 2 400 руб. (налог был оплачен 28 апреля 2011г.), о чем был проинформирован налогоплательщик, однако оснований для зачета суммы излишне уплаченного налога у налогового органа не имелось, поскольку заявление о зачете излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей Богдановым в адрес налогового органа направлено не было.

Заявление от 17 января 2013г., адресованное руководителю МРИ ФНС №4 по РБ, не могло послужить основанием для зачета, поскольку содержало требование о возврате излишне уплаченной суммы налога в размере 2 400 руб. путем перечисления на счет, открытый в Отделении Сбербанка России.

В свою очередь Богданов Ю.В. не был лишен возможности разрешить вопрос о возврате излишне уплаченной суммы налога в ином, в том числе судебном, порядке.

Иных доводов, которые могли бы повлиять на существо принятого судом решения, в апелляционной жалобе не содержится. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановленного решения, судом первой инстанции не допущено.

Судебная коллегия приходит к выводу, что решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 28 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий: С.В. Булгытова

Судьи: Т.Б. Казанцева

П.С. Назимова