Судья Павлова Е.А.
Поступило ... г. 33-1069
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯАПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Улан-Удэ 03 апреля 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Васильевой С.Д. и Чупошева Е.Н., при секретаре Петровой Е.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации МО «г. Северобайкальск» на решение Северобайкальского городского суда РБ от 25 декабря 2018 года, которым постановлено:
исковые требования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11» удовлетворить частично;
распоряжение Администрации муниципального образования «город Северобайкальск» от 06.11.2018 г. №... «О централизации бухгалтерий Общеобразовательных учреждений» в части п.1, п.2 признать незаконным.
Заслушав доклад судьи Васильевой С.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском к Главе МО «г.Северобайкальск», истец Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» (далее по тексту Учреждение) просил признать распоряжение Администрации муниципального образования «г.Северобайкальск» от 06.11.2018 г. № ... «О централизации бухгалтерий общеобразовательных учреждений» незаконным.
Иск мотивирован тем, что в соответствии с пунктом 4 раздела II Приказа Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2015 г. № 1040 «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных), услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением», нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, за исключением государственных (муниципальных) услуг по реализации дополнительных образовательных программ и основных программ профессионального обучения, определяются в расчете на одного обучающегося по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Абзацем 2 подпункта 6.1 пункта 6 раздела II вышеуказанного Приказа установлено, что в состав нормативных затрат включаются затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной (муниципальной) услуги, включая административно-управленческий аппарат.
Статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определено, что финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В целях обеспечения реализации указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализаций государственной социальной политики», распоряжения Главы Республики Бурятия от 20.12.2017 г. № 146-рг, в соответствии с Программой поэтапного совершенствования Системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях, приказом Управления образования администрации муниципального образования «город Северобайкальск» от 17.12.2016 г. № 522, Учреждением на основании данных мониторинга, индикатор средней заработной платы по педагогическим работникам выполняется ежемесячно. Для реализации вышеуказанных нормативно-правовых актов, в рамках компетенции директора Учреждения утверждено штатное расписание на 2018-2019 учебный год по согласованию с Учредителем.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.
Пунктом 3.1 раздела 3 Устава Учреждения установлено, что в соответствий с законодательством Российской Федерации Учреждение обладает автономией, самостоятельно в принятии решений и осуществлении действий, вытекающих из Устава. Под автономией понимается самостоятельность Учреждения в подборе кадров, осуществлений образовательной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия, нормативными правовыми актами муниципального образования «город Северобайкальск», а также настоящим Уставом. При этом, законодательно закреплено, что ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуется руководителем экономического субъекта. Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Самостоятельное ведение бухгалтерского учета позволяет руководителю не затрачивать ресурсы на контроль, за деятельностью бухгалтерской службы, своевременно и оперативно реагировать на все происходящие финансово-хозяйственные процессы в Учреждении. При том, как в условиях «централизации» это требует согласования с органом, осуществляющим полномочия по ведению бухгалтерского учета и отчетности. Соответственно увеличиваются временные затраты на осуществление каждой финансовой операции. Распоряжение о Централизации ведения бухгалтерского учета и отчетности, по мнению истца, нарушает принцип автономии Учреждения. Именно руководитель экономического субъекта, в соответствии с нормами права Трудового кодекса Российской Федерации и Уставом Учреждения, является работодателем для работников, состоящих с ним в трудовых отношениях. Согласно статьи 16 федерального закона от 06.10.2003 г. №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 9 федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образований в Российской Федерации», статьи 31 Устава муниципального образования «город Северобайкальск» - формирование штатной численности Учреждения к полномочиям органа местного самоуправления городского округа, а так же к полномочиям главы муниципального образования «г. Северобайкальск» в области образования не относится. Считают, что письмо Министерство образования и науки Республики Бурятия от 27.09.2018 г. № 17-01/3917/18 «Об обращении», направленное в адрес педагогических работников г. Северобайкальск в части абз. 2 п. 3, по переводу должностей бухгалтеров в количестве 11 штатных единиц финансируемых в настоящее время за счет средств республиканского бюджета, носит рекомендательный характер.
Определениями суда привлечены в качестве соответчика Администрация МО «г. Северобайкальск», в качестве третьих лиц - Управление образования администрации МО «г. Северобайкальск», МБОУ «Гимназия №5 имени Л.В. Усыниной», МБОУ «Лицей №6», Министерство образования и науки РБ.
В судебном заседании городского суда представитель истца по доверенности Ушаков И.В. и директор СОШ №11 Бухольцева О.В. исковые требования поддержали в полном объеме.
Ответчик Глава МО «г. Северобайкальск», Администрация МО «г.Северобайкальск» в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия. Ранее участвуя в суде, исковые требования не признали.
Представитель третьего лица Управления образования администрации МО Михайлова Т.М. в судебное заседание не явилась, ранее участвуя в деле, поддержала позицию ответчиков.
Представители третьих лиц Министерства образования и науки РБ, МБОУ «Гимназия №5», МБОУ «Лицей № 6» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Суд постановил вышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик Администрация МО «г.Северобайкальск», его представитель Градунцева Л.М. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ввиду его незаконности и необоснованности, указывая на то, что суд при удовлетворении иска сослался лишь на Устав Учреждения, при этом не выяснил: при издании ответчиком оспариваемого распоряжения допущено ли его несоответствие закону или иному нормативному акту; нарушает ли распоряжение права и законные интересы юридического или физического лица; возлагаются ли данным распоряжением на него какие-либо незаконные обязанности и вытекают ли из этого акта иные неблагоприятные последствия. Апеллянт полагает, что оспариваемое распоряжение издано в пределах полномочий, предоставленных органам местного самоуправления, при этом не нарушает законные права и интересы истца и не противоречит требованиям законодательства.
По мнению апеллянта, суду соответствующие доказательства истцом представлены не были.
Также автор жалобы обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что Глава МО «г.Северобайкальск» является главным распорядителем бюджетных средств, в связи с чем вопрос о целесообразности централизации бухгалтерии образовательных учреждений входит в компетенцию только органов местного самоуправления, тем более, что действующее законодательство не содержит запрета о централизации бухгалтерий общеобразовательных учреждений.
Апеллянт считает, что спор разрешен с нарушением правил о подсудности, так как данный спор подведомствен Арбитражному Суду РБ.
В суде апелляционной инстанции представители Администрации МО «г. Северобайкальск» Градунцева Л.М. и Сергеева Т.В. доводы апелляционной жалобы поддержали, суду апелляционной инстанции представили копию распоряжения Администрации МО «г.Северобайкальск» № ... от 05.03.2019 г., в соответствии с которым в распоряжение Главы МО «г. Северобайкальск» от 06.11.2018 г. № ... «О централизации бухгалтерий общеобразовательных учреждений» внесено изменение, пункт 1 изложен в следующей редакции: МБОУ «Гимназия № 5 имени Л.В.Усыниной», МБОУ «Лицей № 6», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» рекомендовано провести передачу ведения бухгалтерского учета и отчетности общеобразовательных учреждений с 09.01.2019 г. в отдел учета и отчетности Управления образования администрации муниципального образования «г. Северобайкальск» путем проведения организационно-штатных мероприятий в соответствии с трудовым законодательством РФ».
Представители третьего лица начальник Управления образования администрации МО «г. Северобайкальск» Платонова Г.П. и представитель по доверенности Михайлова Т.М. полагали решение суда подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Иные участники процесса в заседание судебной коллегии не явились, о месте и времени слушания дела извещены.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что вопрос формирования внутренней структуры образовательного учреждения является компетенцией самого образовательного учреждения СОШ №11, а не учредителя, в связи с чем Глава администрации МО «г.Северобайкальск» не имел право издавать распоряжение «О централизации бухгалтерий общеобразовательных учреждений».
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права, которые суд первой инстанции привел в решении суда.
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе N 131-ФЗ от 6октября2003года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Частями 1 и 4 статьи 7 названного закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Как правильно указал суд первой инстанции, ни Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», ни Устав учреждения, не дает право Главе муниципального образования «г.Северобайкальск» вмешиваться в деятельность Учреждения, в том числе в его деятельность по формированию численности работников, структуры и штатного расписания.
Не дает такого права и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также Устав муниципального образования «г. Северобайкальск». Апеллянтом в этой части не приведены соответствующие доводы.
Действительно согласно п. 4 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, ч. 2 ст. 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных унитарных предприятий и учреждений.
Однако данные нормы не могут быть применены при разрешении данного спора, так как спор возник по поводу издания Главой муниципального образования оспариваемого распоряжения в отношении работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной (муниципальной) услуги – работников бухгалтерии, которые финансируются из республиканского бюджета. Соответственно, Глава МО «г. Северобайкальск» не вправе издавать распоряжения, касающиеся размеров и условий оплаты труда работников, финансируемых из республиканского бюджета.
В этой связи, доводы жалобы в этой части подлежат отклонению.
Согласно Устава Учреждения учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «г. Северобайкальск».
П. 4.3 Устава Учреждения предусматривает компетенцию учредителя в области управления Учреждением. Однако данный пункт, как правильно указал суд первой инстанции, не предусматривает право Главе администрации муниципального образования вмешиваться в деятельность школы по вопросам изменения штатного расписания Учреждения, сокращения штатов, проведение организационно-штатных мероприятий.
Напротив, из Устава Учреждения следует, что именно ему дано право определять и устанавливать формы и систему оплаты, численность работников, структуру, штатное расписание, осуществлять оперативный и бухгалтерский учет (пункты ...).
О том, что установление штатного расписания отнесено к компетенции образовательной организации, следует и из положений Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации» (п....).
Таким образом, вопрос формирования внутренней структуры образовательного учреждения, установление штатного расписания, как правильно указал городской суд, является компетенцией самого образовательного учреждения, в связи с чем Глава администрации МО "г.Северобайкальск» не имел право издавать распоряжения о централизации бухгалтерии школ, сокращения штата, проведения организационно - штатных мероприятий в соответствии с трудовым законодательством РФ.
Изданием такого распоряжения, безусловно, затрагиваются права и законные интересы Учреждения.
Правильность выводов суда первой инстанции подтверждается изданием распоряжения № 114 от 05.03.2019 г. об изменении пункта 1 распоряжения от 06.11.2018 г. № 576, из которого следует, что образовательным учреждениям на территории муниципального образования «г.Северобайкальск» рекомендовано провести передачу ведения бухгалтерского учета и отчетности общеобразовательных учреждений с 09.01.2019 г. в отдел учета и отчетности Управления образования администрации муниципального образования «г. Северобайкальск» путем проведения организационно-штатных мероприятий в соответствии с трудовым законодательством РФ».
Доводы жалобы о нарушении правил подсудности, не состоятельны.
Как разъяснено в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", при нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, устанавливающих правила подсудности, суд апелляционной инстанции в соответствии со ст. 47 Конституции Российской Федерации и ч. 2 ст. 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отменяет постановление суда первой инстанции по основаниям ч. 3 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и передает дело в суд первой инстанции, к подсудности которого законом отнесено его рассмотрение.
Так, дело может быть передано на рассмотрение по подсудности в суд первой инстанции, если на нарушение правил подсудности указано в апелляционных жалобе, представлении и суд апелляционной инстанции установит, что лицо, подавшее жалобу, заявляли в суде первой инстанции ходатайство о неподсудности дела этому суду либо что у них отсутствовала возможность заявить в суде первой инстанции такое ходатайство по причине их неизвещения о времени и месте судебного заседания.
Между тем, как следует из протоколов судебных заседаний, письменного и письменного отзыва, представители ответчиков, такое ходатайство не заявляли.
Кроме того, разрешенный спор судом первой инстанции не относится к экономическим спорам, подведомственным Арбитражному Суду РБ.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда, постановленного, вопреки доводам жалобы, в соответствии с нормами материального права, при правильном установлении обстоятельств по делу, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.328 и ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Северобайкальского городского суда РБ от 25 декабря 2018 года оставить без изменения. Апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий: В.А.Иванова
Судьи: С.Д. Васильева
ФИО1