ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Номогоева З.К.
дело № 33а-1170
поступило 12 марта 2021 года
УИД04RS0018-01-2020-007666-70
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
2 июня 2021 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Булгытовой С.В.
судей Ихисеевой М.В., Назимовой П.С.
при секретаре Цыденжаповой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску Хасановой Г.Н. к ПАО «Сбербанк России» и Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Бурятия об оспаривании действий
по апелляционной жалобе Хасановой Г.Н.
на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 22 декабря 2020 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Булгытовой С.В., объяснения Хасановой Г.Н. и ее представителя Обогоновой С.И., представителя ПАО «Сбербанк России» Алексеева А.Н., представителя Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Бурятия Шорникова В.А., ознакомившись с апелляционной жалобой и материалами дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
1. Хасанова Г.Н. обратилась в суд с иском к ПАО «Сбербанк России» (далее – банк) и Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Бурятия и просила суд:
признать незаконным направление банком в налоговый орган посредством онлайн-сервиса «Деловая среда» уведомления от 29 ноября 2019 года о переходе индивидуального предпринимателя Хасановой Г.Н. на упрощенную систему налогообложения;
признать недействительным данное уведомление;
признать незаконным решение Межрайонной ИФНС № 1 по Республике Бурятия от 4 декабря 2019 года в части государственной регистрации Хасановой в качестве индивидуального предпринимателя с налоговым режимом «упрощенная система налогообложения» вместо государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с налоговым режимом «налог на профессиональный доход»;
признать незаконными решение налогового органа от 28 мая 2020 года № 43783, требования налогового органа №126339 и №127428 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа.
Требования мотивированы тем, что Хасанова Г.Н. является пенсионером по старости, инвалидом 2 группы. Из-за минимального размера пенсии вынуждена подрабатывать, занимаясь сетевым маркетингом.
С принятием Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» Хасанова Г.Н. решила зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя с налоговым режимом «налог на профессиональный доход», легализовать свою деятельность по ОКВЭД с основным кодом 73.20 – консультирование, с сетевым центром в московском регионе.
29 ноября 2020 года она обратилась в отделение ПАО «Сбербанк России» по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 3б в целях получения помощи в регистрации в качестве самозанятой.
Специалист банка Музыка Е.В. сообщила, что необходимо установить на телефоне приложение «Мой налог».
Хасанова Г.Н. установила приложение, после чего Музыка Е.В. на своем рабочем компьютере, используя онлайн-сервис партнера банка «Деловая среда», заполнила бланки о регистрации Хасановой Г.Н. в качестве индивидуального предпринимателя.
В подтверждение регистрации в приложении «Мой налог» Хасановой Г.Н. пришла информация о государственной поддержке в виде зачисления на ее счет налогового вычета в размере 10 000 рублей. Эти деньги предназначались только для уплаты налога, использовать их иным образом невозможно.
В феврале 2020 года Хасановой Г.Н. позвонили из Межрайонной ИФНС № 1 по Республике Бурятия и сообщили о необходимости заполнения налоговой декларации о доходах. 3 марта 2020 года Хасанова Г.Н. при помощи специалиста налоговой службы заполнила бланк налоговой декларации, где Хасанова Г.Н. проверила лишь правильность заполнения личных данных и поставила подпись. На тот момент в приложении «Мой налог» Хасанова Г.Н. значилась плательщиком налога на профессиональный доход.
В период с 29 ноября 2019 года по 29 мая 2020 года Хасанова Г.Н. была уверена, что состоит на учете в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.
Однако 29 мая 2020 года от налоговой службы пришло уведомление о том, что решением от 28 мая 2020 года Хасанова Г.Н. снята с учета в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход с 4 декабря 2019 года, поскольку Хасанова Г.Н. применила иной специальный режим налогообложения «упрощенная система налогообложения».
На приеме в налоговой инспекции Хасановой разъяснено, что 4 декабря 2019 года она посредством онлайн-сервиса направила уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, поэтому не может являться налогоплательщиком налога на профессиональный доход. В связи с этим Хасановой необходимо оплатить страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование с 4 декабря 2019 года вне зависимости от ведения коммерческой деятельности.
В августе и сентябре 2020 года Хасановой Г.Н. направлены требования об уплате страховых взносов.
Хасанова Г.Н. считает действия банка и налогового органа незаконными, поскольку она не заполняла и не подавала уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Банк и налоговая инспекция требования не признали.
Районный суд рассмотрел дело в порядке гражданского судопроизводства и в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе Хасанова Г.Н. ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 10 марта 2021 года дело передано на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия.
В заседании суда апелляционной инстанции Хасанова Г.Н. и ее представитель поддержали доводы жалобы, представители административных ответчиков возражали против удовлетворения жалобы.
2. Рассмотрев дело, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В данном деле применению подлежит Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее – Федеральный закон № 422-ФЗ).
Часть 1 статьи 1 данного Федерального закона предусматривает в соответствии с пунктом 8 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации начать проведение эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в субъектах Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 1 данного Федерального закона предусмотрено начало эксперимента с 1 января 2019 года в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан).
Из части 1 статьи 2 Федерального закона № 422-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2020 года) следует, что применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент.
В статье 3 данного Федерального закона указаны сведения о мобильном приложении «Мой налог».
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона № 422-ФЗ налогоплательщиками налога на профессиональный доход признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном данным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 7 части 2 данной статьи не вправе применять специальный налоговый режим лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 данного Федерального закона.
Порядок и условия начала и прекращения применения специального налогового режима указаны в статье 5 данного Федерального закона, из которой следует, что:
при наличии у налогового органа информации об утрате налогоплательщиком права на применение специального налогового режима или о несоответствии налогоплательщика требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона снятие налогоплательщика с учета в налоговом органе осуществляется по инициативе налогового органа при отсутствии заявления налогоплательщика о снятии с учета (часть 15);
при выявлении налоговым органом факта несоответствия физического лица на дату его постановки на учет в качестве налогоплательщика требованиям части 2 статьи 4 данного Федерального закона постановка на учет такого физического лица аннулируется (часть 16);
лицо считается утратившим право на применение специального налогового режима со дня возникновения оснований, препятствующих его применению в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона (часть 19).
Согласно статье 15 данного Федерального закона:
индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при условии соблюдения требований к налогоплательщикам вправе отказаться от их применения и перейти на специальный налоговый режим в соответствии с данным Федеральным законом (часть 3);
физическое лицо обязано в течение одного месяца со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика направить в налоговый орган по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) уведомление о прекращении применения упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В этом случае налогоплательщик считается прекратившим применение упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога) или подлежит снятию с учета в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика (часть 4);
в случае направления уведомления, указанного в части 4 данной статьи, с нарушением установленного срока или ненаправления такого уведомления постановка данного лица на учет в качестве налогоплательщика аннулируется (часть 5).
Из материалов дела видно, что 29 ноября 2019 года Хасанова Г.Н. при помощи мобильного приложения «Мой налог» зарегистрировалась в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.
В этот же день она подала документы в налоговый орган для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, в том числе: заявление по форме № Р21001; документ, удостоверяющий личность; уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма № 26.2-1). Документы направлены по электронным каналам связи, содержат усиленную квалифицированную электронную подпись Хасановой Г.Н.
4 декабря 2019 года на основании представленных документов налоговый орган принял решение о государственной регистрации Хасановой Г.Н. в качестве индивидуального предпринимателя.
Также Хасанова Г.Н. с 4 декабря 2019 года поставлена на учет в качестве налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения.
28 мая 2020 года налоговым органом проведена проверка налогоплательщиков, применяющих налог на профессиональный доход, по результатам которой в отношении Хасановой принято решение о несоответствии требованиям применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Датой утраты права на применение данного налогового режима признано 4 декабря 2019 года, когда она поставлена на учет как налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения.
6 августа и 2 сентября 2020 года налоговый орган направил Хасановой Г.Н. требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.
Районный суд принял правильное решение об отказе в удовлетворении требований Хасановой, поскольку действия банка и налоговой инспекции не противоречат требования закона.
Доводы о том, что сотрудник банка в ущерб интересам Хасановой произвела регистрацию последней в другом налоговом режиме, используя электронную подпись Хасановой, подлежат отклонению.
Согласно пункту 1 статьи 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Из пункта 2 данной статьи следует, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым данного пункта. В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Законодательство о налогах и сборах в ряде случаев предоставляет право выбора налогового режима самому налогоплательщику.
Из статьи 1 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи следует, что электронная подпись – это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Часть 1 статьи 6 данного Федерального закона предусматривает, что информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Согласно статье 10 данного Федерального закона при использовании усиленных электронных подписей участники электронного взаимодействия обязаны обеспечивать конфиденциальность ключей электронных подписей, в частности не допускать использование принадлежащих им ключей электронных подписей без их согласия.
Указанные нормы предполагают, что решение о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и о выборе налогового режима гражданин принимает по своему усмотрению, при этом использование усиленной электронной подписи означает осознанное подписание документов, порождающих правовые последствия.
Обстоятельств, которые бы свидетельствовали, что Хасанова Г.Н. подала заявление о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с уведомлением о переходе на упрощенную систему налогообложения под влиянием угроз или обмана со стороны сотрудника банка, не установлено.
Заблуждение Хасановой Г.Н. относительно выбора налогового режима не может быть поставлено в вину работнику банка, т.к. он не является лицом, уполномоченным разъяснять вопросы применения законодательства о налогах и сборах.
Действия налоговой инспекции также являются правомерными, основанными на положениях статьи 346.13 Налогового кодекса РФ, Федерального закона № 422-ФЗ, Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Порядок представления документов при государственной регистрации установлен статьей 9 Федерального закона № 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4.1 данной статьи регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 346.13 НК РФ вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 данного Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
В апелляционной жалобе указано, что налоговая инспекция, получив сведения о нарушении Хасановой Г.Н. условий применения специального налогового режима, не приняла своевременно решение о несоответствии Хасановой Г.Н. требованиям применения налога на профессиональный доход, тем самым фактически признала правомерность применения Хасановой Г.Н. указанного налогового режима.
Этот довод нельзя принять во внимание, поскольку Федеральный закон № 422-ФЗ не устанавливает обязанность налогового органа в конкретные сроки проверять соблюдение физическим лицом ограничений, установленных частью 2 статьи 4 данного Федерального закона.
Ссылки в жалобе на неправильное применение судом норм материального права являются несостоятельными.
Районный суд обоснованно руководствовался Федеральным законом № 422-ФЗ, Налоговым кодексом РФ, правильно истолковал нормы, связанные с применением электронной подписи. Необходимости применять аналогию закона не имелось, поскольку имеются нормы права, регулирующие спорные отношения.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены в необходимом объеме, подтверждаются исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.
На основании изложенного судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы и оставляет решение районного суда без изменения.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 22 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Хасановой Г.Н. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий судья
Судьи