НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) от 31.01.2024 № 2А-890/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

дело № 2а-890/2023

№ 33а-2544/2024 (33а-25761/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Уфа 31 января 2024 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Кужбаевой А.Р.,

судей Куловой Г.Р. и Гаязовой А.Х.,

при секретаре Абдульманове А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Башкортостанской таможне, и.о. начальника Башкортостанской таможни ФИО9, Приволжскому таможенному управлению Федеральной таможенной службы, начальнику Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы ФИО8 о признании решений незаконными, по апелляционным жалобам представителя Башкортостанской таможни и Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы - ФИО5 на решение Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от 10 февраля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р., объяснения представителя Башкортостанской таможни и Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы – ФИО5, поддержавшей доводы апелляционных жалоб, возражения представителя ФИО1ФИО6, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указав, что ранее 23.12.2021 г. вынесено решение Башкортостанской таможни о признании товара – автомобиля «Тойота Альфард», VIN № MNH 10-0056706 незаконно перемещенным через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Не согласившись с приведенным решением, административный истец обратился с жалобой в Приволжское таможенное управление, по результатам рассмотрения вынесено решение № 06-03-14/67 от 08 июня 2022г. о ее частичном удовлетворении, решение Башкортостанской таможни признано неправомерным и отменено в части расчета таможенных платежей. Оспариваемым решением Башкортостанской таможни от 12.08.2022г. автомобиль «Тойота Альфард» VIN № №... признан незаконно перемещенным через таможенную границу Евразийского экономического союза, при этом, расчет таможенных платежей произведен согласно рекомендации решения Приволжского таможенного управления ФТС от 08.06.2022 г. В последующем решением Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы от 23.11.2022 г. жалоба истца на решение Башкортостанской таможни от 12.08.2022 г. оставлена без удовлетворения.

С приведенными решениями ответчиков истец не согласен, поскольку основанием произведённых расчетов таможенных платежей послужили сведения об объеме двигателя в 2994 куб.см из сайтов вопреки представленному документу по автомобилю «Тойота Альфард», VIN №№... – таможенному приходному ордеру (далее ТПО) №..., в п.6.8 о технических характеристиках объем двигателя указан как 2990 куб.см. Также в решении ответчика от 12.08.2022 г. неверно указано, что при декларировании автомобиля в Республике Армения уплачено 86 742 армянских драм, что противоречит ТПО, где указано, что оплачено 457 856 армянских драм.

ФИО1 просил суд признать незаконными и отменить решение Башкортостанской таможни от 12.08.2022 г. и решение Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы от 23.11.2022 г.

Решением Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 10 февраля 2023 года (с учетом дополнительного решения Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 31 марта 2023 года), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 05 июля 2023 года, признаны незаконными и отменены решение Башкортостанской таможни от 12 августа 2022 года и решение Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы от 23 ноября 2022 года. На Приволжское таможенное управление Федеральной таможенной службы возложена обязанность повторно рассмотреть жалобу ФИО1 на решение Башкортостанской таможни от 12 августа 2022 года (л.д. 210-214 том 1, л.д.22,л.д.94-103 том 2).

Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 29 ноября 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 05 июля 2023 года отменено. Настоящее административное дело направлено на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Башкортостан (л.д. 224-235 том 2).

Не согласившись с решением суда от 10 февраля 2003 года, представитель Башкортостанской таможни и Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы - ФИО5 в апелляционных жалобах просила его отменить, указывая, что подпунктом 25 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза определено, что под незаконным перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза понимается перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

Таким образом, имеются все основания для признания транспортных средств, выпущенных в Республике Армения по «пониженным» ставкам таможенных пошлин в рамках «торгового» оборота и ввезенных в Российскую Федерацию без совершения таможенных операций в Республике Армения, связанных с доплатой таможенных пошлин в Республике Армения, незаконно перемещенными через таможенную границу Евразийского экономического союза. В случае признания транспортного средства незаконно перемещенным через таможенную границу Евразийского экономического союза, уплата таможенных пошлин в размере разницы положениями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза не предусмотрена.

В связи с существенным отличием указанной в данном инвойсе цены товара от цены, по которой товары с аналогичными характеристиками продаются в Японии и иных регионах, выявлены признаки, влияющие на наличие факторов (условий, обязательств), влияние которых на цену товара не может быть количественно определено, в связи с чем таможенным органом таможенная стоимость товара по указанному инвойсу не определялась (пункт 1 статьи 39 ТК ЕАЭС, пункты 4 и 7 Положения).

Таможенную стоимость в размере 3290 долл. США в пересчете в валюту Российской Федерации на требуемую дату расчета определена на основании предложения www.beforward.

При вынесении от 12.08.2022 г. для исчисления ввозной таможенной пошлины в отношении транспортного средства, классифицируемого кодом №..., применялись ставки Единого таможенного тарифа ЕАЭС. Ставка таможенной пошлины равна 2,2 евро за 1 см3 объема двигателя. Поскольку проверяемым лицом и официальным дилером в России информации представлено не было, то объем двигателя в 2994 куб.см был определен исходя из сведений на информационных сайтах сети Интернет (с сайта drom.ru). При определении объема двигателя использован сетевой ресурс drom.ru. На данном сайте Тойота Альфард, 3.0 л., 2002- 2005 года выпуска, минивэн, 1 поколение, Н10 бензиновый, мощностью 220 л.с., вне зависимости от привода (передний, полный) имеет объем двигателя 2994 куб.см., иные варианты отсутствуют.

Следует отметить, что в Export Certificate в графе «Engine Capacity» указано значение 2.99, а не 2.990, что может означать указание значения в этом поле только до 2 знака после запятой. Таким образом, значение 2.99, указанное в графе «Engine Capacity» в Export Certificate, не противоречит значению объема двигателя, установленному таможенным органом в размере 2994 куб.см. Имеющиеся в распоряжении таможенного органа документы Export Certificate на иные автомобили, а также расположенные в открытом доступе в системе Интернет так же содержат значения в графе «Engine Capacity» только до 2 знака после запятой.

Решением от 12.08.2022г. подтверждается факт того, что автомобиль ФИО1 ввез незаконно, соответственно на нем лежит обязанность декларирования транспортного средства с уплатой причитающихся платежей, предусмотренных статьями 46, 50, 56, 104 ТК ЕАЭС.

Принимая во внимание, что иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, то судебная коллегия на основании статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В силу части 1 статьи 286 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 12 февраля 2020 года гражданином Российской Федерации ФИО1 С.А., не являющимся лицом, постоянно проживающим в Республике Армения, пересечена государственная граница Российской Федерации на автомобиле «Тойота Альфард», 2004 года выпуска, государственный регистрационный знак №... (производство Япония) из Республики Армения через пункт пропуска МАПП «Верхний Ларс».

13 июля 2020 года указанный автомобиль задержан сотрудниками ГИБДД УМВД России по городу Уфа, ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за управление автомобилем без регистрационных документов.

В период с 31 августа по 17 ноября 2021 года на основании статьи 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) Башкортостанская таможня провела в отношении ФИО1 камеральную таможенную проверку по вопросу соблюдения требований международных договоров и актов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в сфере таможенного регулирования и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.

В соответствии с пунктом 4 статьи 332 ТК ЕАЭС, частью 1 статьи 237 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» составлен акт камеральной таможенной проверки от 17 ноября 2021 года, в котором зафиксировано несоблюдение ФИО1 ограничений по использованию автомобиля, предусмотренных требованиями пунктов 30 - 37 приложения № 3 к Договору от 10 октября 2014 года о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, статьи 104 ТК ЕАЭС, статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в связи с недекларированием автомобиля сделан вывод о незаконном перемещении автомобиля через таможенную границу ЕАЭС.

Решением начальника Башкортостанской таможни ФИО7 от 23 декабря 2021 года автомобиль «Тойота Альфард» признан незаконно перемещенным через таможенную границу ЕВЭС.

В связи с выявлением данного факта Башкортостанская таможня составила расчеты таможенных пошлин, налогов в виде разницы уплаченных сумм таможенных пошлин по состоянию на 30 декабря 2019 года, установленных в Республике Армения, и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, установленным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107, исчисленных из объема двигателя в размере 2 994 куб. см, единой ставки - 5,0 евро за 1 куб. см., даты ввоза автомобиля на территорию Российской Федерации - 12 февраля 2020 года, курса евро на указанную дату – 69,7684 руб. и уплаченных пошлин при декларировании в Республике Армения – 277 573 армянских драм или 35 806,92 руб. Следовательно, к уплате исчислены таможенные платежи на общую сумму: 1 044 432,95 руб. (2994 x 5,0 x 69,7684) - 35 806,92 руб. = 1 008 626,03 руб.

На указанное решение ФИО1 подана жалоба в Приволжское таможенное управление, по результатам рассмотрения которой вынесено решение от 08 июня 2022 года о его отмене по мотивам исчисления расчета таможенных платежей без учета требований пунктов 1 - 8 статьи 56 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Далее оспариваемым решением Башкортостанской таможни от 12 августа 2022 года автомобиль «Тойота Альфард» признан незаконно перемещенным через таможенную границу Евразийского экономического союза, произведен расчет таможенных платежей в виде совокупного платежа с учетом требований Положения об особенностях определения таможенной стоимости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза с недекларированием, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 августа 2013 года № 180 (далее – Положение), на общую сумму 793 900,64 руб., в том числе (459 550,50 руб. (2,2 евро х 69,7684 руб. х 2 994 куб.см) + акциз 166 968 руб. (773 руб. (за 0,75 к.Вт или 1 л.с.) х 162 кВт/(220 л.с.)/0,75 л.с.) + НДС 167 382,14 руб. (210 392,21 руб. таможенная стоимость товара+459 550,50 руб. ввозная таможенная пошлина + 166 968 руб.) х 20%), а также утилизационный сбор в размере 5 200 руб.

Разрешая спор и приходя к выводу об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что автомобиль «Тойота Альфард» выпущен на территории Республики Армения с уплатой ставок, установленных приложением 2 к Решению Совета евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107, что определяет условия ввоза такого транспортного средства на территории других государств – членов ЕАЭС как транспортного средства, обладающего статусом иностранного товара; ввоз в Российскую Федерацию и использование на территории Российской Федерации автомобиля, обладающего статусом иностранного товара, лицом, постоянно проживающим в Российской Федерации, допускается только при условии его таможенного декларирования в таможенных органах и уплаты разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, установленным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования». Соответственно, произведенный таможенным органом совокупный расчет таможенных платежей, исчисленных из ввозной таможенной пошлины, акциза, НДС, утилизационного сбора, признан судом противоречащим требованиям законодательства. Применение таможенным органом при расчете сведений об объеме двигателя 2994 куб.см и стоимости автомобиля в размере 3290 долларов США является неверным, что нарушило права административного истца.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, по следующим основаниям.

Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации установлены нормативные требования к принимаемому судебному решению, которое должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176).

Такое правовое регулирование, обеспечивающее реализацию задач по правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административных дел (пункт 3 статьи 3 названного выше Кодекса), не позволяет принимать произвольные и немотивированные судебные акты без учета всех доводов, приведенных сторонами судебного разбирательства.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 2).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).

Согласно статье 310 ТК ЕАЭС, таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

В целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, таможенными органами может проводиться таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на таможенной территории Союза, при наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.

Согласно пункту 4 статьи 332 ТК ЕАЭС, результаты проведения камеральной таможенной проверки оформляются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Порядок оформления результатов таможенной проверки регламентирован статьей 237 Закона № 289-ФЗ, предусматривающей, что результаты проведения камеральной и выездной таможенной проверки оформляются соответственно актом камеральной таможенной проверки и актом выездной таможенной проверки (далее - акт таможенной проверки) в виде документа на бумажном носителе или электронного документа. Акт таможенной проверки в виде документа на бумажном носителе составляется в двух экземплярах (часть 1); на основании акта таможенной проверки и с учетом заключения (если такое заключение составлялось) начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, либо лицо, им уполномоченное, принимает решение (решения) в сфере таможенного дела при наличии оснований его (их) принятия, предусмотренных Кодексом Союза и (или) статьей 218 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту таможенной проверки, назначена новая таможенная проверка (часть 28).

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц регламентирован главой 51 Закона № 289-ФЗ.

Согласно статьям 285, 286 Закона № 289-ФЗ, любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа и его должностного лица в вышестоящие таможенные органы и (или) в суд, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.

Частью 2 статьи 298 названного закона предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы таможенный орган принимает одно из следующих решений:

1) признает правомерными обжалуемые решение, действие (бездействие) таможенного органа и отказывает в удовлетворении жалобы;

2) признает неправомерными обжалуемые решение, действие (бездействие) таможенного органа полностью или частично и принимает решение об удовлетворении жалобы полностью или частично.

Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», при рассмотрении вопроса о том, может ли документ быть оспорен в судебном порядке, судам следует анализировать его содержание. О принятии решения, порождающего правовые последствия для граждан и (или) организаций, могут свидетельствовать, в частности, установление запрета определенного поведения или установление определенного порядка действий, предоставление (отказ в предоставлении) права, возможность привлечения к юридической ответственности в случае неисполнения содержащихся в документе требований. Наименование оспариваемого документа (заключение, акт, протокол, уведомление, предостережение) определяющего значения не имеет.

Из системного толкования приведенных правовых норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении в суде административного дела по заявлению гражданина, не согласного с результатами таможенного контроля, в целях определения возможности самостоятельного обжалования решения вышестоящего таможенного органа суду надлежало выяснить, чем данное решение нарушает права истца и какие правовые последствия порождает.

Пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС определено, что товары перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - Союз) и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Как предусмотрено подпунктом 35 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, таможенное декларирование выражается в заявлении таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

Из пунктов 1 и 2 статьи 104 ТК ЕАЭС следует, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру, либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 названного Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено этим Кодексом.

На основании пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных этим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с данным Кодексом; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с названным Кодексом помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные этим Кодексом.

В подпункте 12 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС отмечено, что иностранными товарами признаются товары, не являющиеся товарами Союза, в том числе, утратившие статус товаров Союза в соответствии с названным Кодексом, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров (признаны иностранными товарами) в соответствии с данным Кодексом.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 126 ТК ЕАЭС, условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз (международными договорами о присоединении государства к Договору о Союзе) (далее - международные договоры о вступлении в Союз) применены более низкие ставки ввозных таможенных пошлин, чем установленные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза.

В силу пункта 6 статьи 126 ТК ЕАЭС, условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем до приобретения такими товарами статуса товаров Союза.

В соответствии с пунктом 3 пункта 7 статьи 126 ТК ЕАЭС, условно выпущенные товары приобретают статус товаров Союза после исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин и (или) их взыскания в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров, либо в ином размере, установленном в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз, если уплата ввозных таможенных пошлин в таком размере предусматривается в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз, либо прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин в связи с наступлением иных обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 статьи 136 названного Кодекса, - в отношении товаров, указанных в подпункте 3 пункта 1 данной статьи.

Таможенному декларированию подлежат, в частности, транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах (подпункт 5 пункта 1 статьи 260 ТК ЕАЭС).

Как установлено судом, 10 октября 2014 года Республика Армения подписала Договор о присоединении к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о присоединении).

В силу статьи 1 настоящего договора, Республика Армения присоединилась не только к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, но и другим заключенным в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства международным договорам, входящим в право Евразийского экономического союза, по перечню согласно приложению № 1 к настоящему Договору, включая и Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года (в последующем государствами - членами Евразийского экономического союза 11 апреля 2017 года был подписан Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).

При этом, применение Республикой Армения отдельных норм Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и других международных договоров, указанных в приложении № 1 к настоящему Договору, было решено осуществлять в соответствии с условиями и переходными положениями согласно приложению № 3 к настоящему Договору и с учетом договоренностей по применению Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении товаров по перечню согласно приложению № 4 к настоящему Договору.

В пункте 31 приложения № 3 к Договору о присоединении указано, что автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению (в настоящее время Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107 утверждены новые единые ставки таможенных пошлин, налогов), а также автомобили, указанные в пункте 30 настоящего приложения, в других государствах - членах Евразийского экономического союза признаются иностранными товарами:

- до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении № 5 к Соглашению;

- до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.

Действие настоящего пункта не распространяется на ввезенные после подписания Договора автомобили, в отношении которых таможенные пошлины уплачены по ставкам, установленным ЕТТ ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 33 приложения № 3 к Договору о присоединении в отношении автомобилей, указанных в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, при их ввозе на территории других государств - членов Евразийского экономического союза проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей - совершаются таможенные операции в порядке, установленном Таможенным кодексом таможенного союза, иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, с учетом пунктов 34 35 настоящего приложения.

В силу пункта 35 приложения № 3 к Договору о присоединении, автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 названного приложения, зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств - членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Ввоз и использование на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом пункта 31 данного приложения.

Согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, под незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза понимают перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 настоящего Кодекса должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

Приведенное правовое регулирование позволяет суду апелляционной инстанции заключить, что ввоз и использование на территории Российской Федерации транспортного средства, правопредшественник которого оплатил таможенные платежи в Республике Армения по ставкам, отличающимся от установленных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107, и лицом, постоянно не проживающим в Республике Армения, должны сопровождаться таможенным декларированием в таможенных органах Российской Федерации и уплатой таможенных пошлин, налогов.

Транспортные средства, выпущенные в Республике Армения по «пониженным» ставкам таможенных пошлин в рамках «торгового» оборота, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 126 ТК ЕАЭС являются условно выпущенными товарами.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статья 61 ТК ЕАЭС в отношении условно выпущенных товаров, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 126 ТК ЕАЭС, ввозные таможенные пошлины в размере разницы либо в ином размере, установленном международными договорами в рамках Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) или международными договорами ЕАЭС с третьей стороной, могут быть уплачены в государстве - члене ЕАЭС, отличном от государства - члена ЕАЭС, таможенным органом которого производится выпуск товаров, если это предусмотрено международными договорами в рамках ЕАЭС и (или) международными договорами ЕАЭС с третьей стороной.

Доплата разницы в государстве - члене ЕАЭС, отличном от государства - члена ЕАЭС, производившим выпуск транспортных средств по «пониженным» ставкам, Договором о присоединении Республики Армения не предусмотрена.

Пунктом 4 статьи 126 ТК ЕАЭС установлено, что условно выпущенные товары, указанные в подпункте 3 пункта 1 данной статьи, могут использоваться только в пределах территории государства - члена ЕАЭС, таможенным органом которого произведен их выпуск, если иное не установлено международными договорами в рамках ЕАЭС или международными договорами о вступлении в ЕАЭС.

Согласно пункту 40 Условий и переходных положений, Республика Армения брала обязательство по обеспечению использования товаров, в отношении которых применяются более низкие ставки ввозных таможенных пошлин по сравнению со ставками пошлин ЕТТ ЕАЭС, только в пределах своей территории и принятию мер по недопущению вывоза таких товаров на территории других государств - членов ЕАЭС без доплаты в размере разницы.

Подпунктом 25 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС определено, что под незаконным перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС понимается перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 ТК ЕАЭС должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или не декларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

Таким образом, имеются основания для признания транспортных средств, выпущенных в Республике Армения по «пониженным» ставкам таможенных пошлин в рамках «торгового» оборота и ввезенных в Российскую Федерацию без совершения таможенных операций в Республике Армения, связанных с доплатой таможенных пошлин в Республике Армения, незаконно перемещенными через таможенную границу ЕАЭС.

Согласно пунктам 5 - 7 статьи 56 ТК ЕАЭС, при незаконном перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размере, как если бы товары помещались при их ввозе на таможенную территорию ЕАЭС под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.

При этом, для исчисления таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день пересечения товарами таможенной границы ЕАЭС, а если этот день не установлен - на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС.

В случае, если для определения таможенной стоимости незаконно перемещенных товаров, а также для исчисления таможенных пошлин, налогов требуется произвести пересчет иностранной валюты в валюту государства - члена ЕАЭС, такой пересчет производится по курсу валют, действующему на день пересечения товарами таможенной границы ЕАЭС, а если этот день не установлен - на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Таким образом, в случае признания транспортного средства незаконно перемещенным через таможенную границу ЕАЭС, то уплата таможенных пошлин, налогов в размере разницы положениями ТК ЕАЭС не предусмотрена.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции исходит из того, что таможенным органом правомерно при расчете совокупного размера таможенных платежей применен объем двигателя -2994 куб.см и таможенная стоимость автомобиля - 3290 долларов США, по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 51 ТК ЕАЭС, базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, которая неотделима от товара до его потребления и (или) в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика товара), если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 8 ст. 56 ТК ЕАЭС, в случае если таможенный орган не располагает точными сведениями о товарах (характере, наименовании, количестве, происхождении и (или) таможенной стоимости), база для исчисления подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов определяется на основании имеющихся у таможенного органа сведений.

В соответствии с п. 6 ст. 38 ТК ЕАЭС для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих уплате в соответствии со статьей 56 и пунктом 5 статьи 72, пунктом 11 статьи 137, пунктом 12 статьи 198 ТК ЕАЭС, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с настоящей главой с учетом особенностей, определяемых Комиссией.

Положение об особенностях определения таможенной стоимости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза с недекларированием, утверждено Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.08.2013 № 180 (далее – Положение).

В соответствии с п. 2 Положения таможенная стоимость товаров, ввезенных с недекларированием, определяется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС с учетом особенностей, установленных пунктами 3 - 8 настоящего Положения.

В соответствии с п. 3 Положения, в случае если установлены обстоятельства ввоза на таможенную территорию Союза товаров, ввезенных с недекларированием, и соблюдены установленные главой 5 ТК ЕАЭС условия, которые позволяют применить методы определения таможенной стоимости товаров, таможенная стоимость таких товаров определяется в соответствии со статьями 39, 41 - 44 ТК ЕАЭС. При этом обстоятельствами ввоза товаров на таможенную территорию Союза, влияющими на определение таможенной стоимости товаров, ввезенных с недекларированием, являются, в том числе: дата ввоза товаров на таможенную территорию Союза; состояние товаров (например, степень физического износа, комплектность, собранный или разобранный вид, наличие (отсутствие) повреждений); количество товаров (объем партии); цена товаров и условия поставки; вид транспортного средства, использованного для перевозки (транспортировки) товаров; маршрут перевозки (транспортировки) товаров.

Обстоятельства ввоза товаров на таможенную территорию Союза устанавливаются на основании документов, имеющих отношение к товарам, ввезенным с недекларированием.

Согласно п. 5 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 № 42, при проведении контроля таможенной стоимости товаров, в том числе после их выпуска, признаками недостоверного определения таможенной стоимости товаров являются, в частности, следующие обстоятельства:

а) выявление несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость ввозимых товаров и содержащихся в одном документе, иным сведениям, содержащимся в том же документе, а также сведениям, содержащимся в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, сведениям, полученным из информационных систем таможенных органов, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия таможенных органов и государственных органов (организаций) государств-членов, и (или) из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, сведениям, полученным другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, входящими в право Союза, и (или) законодательством государств-членов;

б) выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза.

Согласно справочным сведениям, предоставленным суду ответчиком, модель Toyota Alphard производится в Японии. Сеть Интернет показывает цены на аналогичные автомобили:

- на сайтах ОАЭ среди предложений Toyota Alphard самые ранние – автомобиль 2011 г.в., его цена AED 99 000 или 26 756 долл. США,

- сайт продажи японских автомобилей www.beforward содержит предложения о продаже на рынке ОАЭ автомобилей по заданному диапазону выпуска с 2002 г. по 2006 г. исключительно с объемом двигателя 2.4, 9 предложений от 3700 долл. США до 4280 долл. США,

- на рынке страны производства Японии Toyota Alphard 3.0 2004 г.в. найдено 10 предложений (www.beforward) от 3210 долл. США до 9070 долл. США,

- на торговых площадках Германии, Австрии, Венгрии, Турции, Чехии предложения Toyota Alphard не найдены (www.ooyyo.com),

- рынок Болгарии – 1 предложение (www.ooyyo.com) 7605 долл. США Toyota Alphard 2004 г.в. без указания объема двигателя,

- на российском рынке при выборке автомобилей производства от 2003 г до 2006 г. – 4 предложения (https://auto.ru/), цена от 1 100 000 руб. Toyota Alphard 3.0 2003 г.в. до 1 580 000 руб. Toyota Alphard 3.0, 2005 г.в.

В Invoice № MAD-519418 от 19.07.2019 г. указана цена автомобиля - 2409 долл. США.

Однако, в связи с существенным отличием указанной в инвойсе цены товара от цены, по которой товары с аналогичными характеристиками продаются в Японии и иных регионах, таможенным органом были выявлены признаки, влияющие на наличие факторов (условий, обязательств), влияние которых на цену товара не может быть количественно определено, в связи с чем таможенная стоимость товара по указанному инвойсу не определялась и не учитывалась на момент проведения камеральной таможенной проверки (пункт 1 статьи 39 ТК ЕАЭС, пункты 4 и 7 Положения).

Таможенная стоимость в размере 3290 долларов США в пересчете в валюту Российской Федерации на требуемую дату расчета определена на основании предложения www.beforward.

При вынесении решения Башкортостанской таможни от 12.08.2022. №... для исчисления ввозной таможенной пошлины в отношении транспортного средства, классифицируемого кодом №..., применялись ставки Единого таможенного тарифа ЕАЭС - ставка таможенной пошлины равна 2,2 евро за 1 см3 объема двигателя.

Судом апелляционной инстанции также установлено, что официальным представителем ООО «Тойота Моторс» письмом от 27.09.2021 № 21-09-0013101 представлена информация об отсутствии возможности предоставления сведений о технических характеристиках автомобиля ввиду отсутствия информации, поскольку автомобиль не был импортирован на территорию Российской Федерации и не был произведен на ее территории.

Поскольку проверяемым лицом и официальным дилером в России информации представлено не было, то при определении объема двигателя был использован сетевой ресурс drom.ru, на котором автомобиль Тойота Альфард 3.0 л., 2002- 2005 года выпуска, минивэн, 1 поколение, Н10 бензиновый, мощностью 220 л.с., вне зависимости от привода (передний, полный) имеет объем двигателя - 2994 куб.см., иные варианты отсутствуют.

Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", таможенный приходный ордер (ТПО) используется для исчисления и уплаты таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования и подтверждает только исчисление и уплату таможенных платежей, но не параметры автомобиля, что в свою очередь опровергает доводы заявленного иска.

В соответствии со статьей 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и одновременно нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Поскольку в рамках разрешения настоящего спора указанная совокупность условий отсутствует, то обжалуемое решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, усматривая необходимость в оценке дополнительного решения суда, исходит из того, что в удовлетворении требований истца о возложении обязанности на Приволжское таможенное управление Федеральной таможенной службы повторно рассмотреть жалобу ФИО1 на решение Башкортостанской таможни от 12 августа 2022 года, следует отказать, поскольку они являются производными от заявленных основных требований о признании незаконным решения Башкортостанской таможни от 12 августа 2022 года, в удовлетворении которых судом апелляционной инстанции отказано.

При таких обстоятельствах, решение Октябрьского районного суда г.Уфы РБ от 10 февраля 2023 года и дополнительное решение Октябрьского районного суда г.Уфы РБ от 31 марта 2023 года подлежат отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 10 февраля 2023 года и дополнительное решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 31 марта 2023 года, отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконными и отмене решения Башкортостанской таможни от 12 августа 2022 г. и решения Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы от 23 ноября 2022 г., отказать.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи

Справка: судья Шакирова